"Душевная драма Катерины". Урок литературы по пьесе Н.А.Островского "Гроза"
Автор: Мещерякова Наталья Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Чебаклинская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: с.Чебаклы Наименование материала: Конспект урока Тема: "Душевная драма Катерины". Урок литературы по пьесе Н.А.Островского "Гроза" Раздел: среднее образование
Тема урока: «Душевная драма Катерины» (по пьесе А.Н.Островского
«Гроза»)
Цель урока: выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость?
Задачи:
1)образовательные:
- актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала;
- формировать навыки работы с критической литературой;
- закрепить умение выборочного конспектирования литературно-критической статьи.
2) развивающие:
- формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;
- развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование
читательских интересов;
- развивать критическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий
и устойчивый интерес к предмету.
3) воспитательные
:
- воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся;
- воспитывать у учащихся формирование собственной позиции;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на
поставленный вопрос;
- формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ведущий метод – личностно-ориентированный.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, технология
проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), ИКТ технология.
1
Мещерякова Наталья Михайловна
Этапы
урока
(дозировка)
Содержание урока
Организационно-методические
указания
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
I
«Вызов»
(5 минут)
Ц е л ь
э т а п а :
- в ы з о в
индивидуальных
имеющихся
представлений
по
изучаемой
теме; -обеспечение включения
каждого школьника в учебный
процесс.
1.«Русская
душа…
Какая
она?»
Используя
приём
«Кластер»,
ответить на вопрос.
2. Работа с таблицей «Знаю –
хочу узнать – узнал»
по
теме
«Катерина
–
главная
героиня пьесы А.Н.Островского
«Гроза»
Чтение
стихотворения Е.
Долматовского
«Загадочная
русская душа».
Записывает
высказывания
учащихся на доске.
Предлагает
учащимся
сформулировать
тему урока.
Словарная работа:
объясняет значение
слова
«ментальность».
Постановка
вопросов по
активизации
имеющихся знаний.
Делают попытку
ответить на
вопрос, используя
прием «Кластер».
Формулируют
тему урока.
Заполняют
индивидуально
таблицу «ЗХУ»,
формулируют
собственные цели
обучения.
II
«Осмысление
содержания»
(20 минут)
10 минут
Цель
этапа:
получение
новой
и н ф о рма ц и и ,
с о х р а н е н и е
интереса к теме, продвижение
о т
з н а н и я
« с т а р о г о »
к
«новому».
1.Прием
«Раздели
слова
на
группы»: 1столбик
–
качества
Катерины, 2 столбик – качества
предст авителей
« т е м н о го
царства».
Цель:
развитие
способности
классифицировать,
выделять
общее и частное.
Мотивирует работу
учащихся,
объявляет критерии
оценивания
Предлагает
учащимся
Работа в парах.
Самооценивание
на основе
критериев.
Корректировка
поставленных
целей в таблице
«ЗХУ».
2
Мещерякова Наталья Михайловна
10 минут
10 минут
2.
Прием
«Концептуальная
таблица».
Цель: - развитие мыслительных
способностей
учащихся;
-
р а з в и т и е
н а в ы к о в
сравнительно-
сопоставительного
анализа;
-
в ы р а б о т к а
с о б с т в е н н о й
позиции по изучаемой теме.
Информационные источники:
выдержки
из
критиче ских
статей Н.А. Добролюбова «Луч
света в темном царстве» (1860)
и
Д.И.
Писарева
«Мотивы
русской драмы» (1864).
Проблемный
вопрос:
«Почему
так
неоднозначны
трактовки
образа Катерины у критиков?»
3 . Р е ф л е к с и я
н а
у р о в н е
«Осмысление».
Прием «Синквейн»
Цель:
- развитие
творческих
способностей учащихся;
- закрепление новых знаний на
уровне ассоциаций.
Катерина
–
трактовка
Н.А.
Добролюбова.
Катерина
–
трактовка
Д.И.
Писарева.
рассмотреть
неоднозначные
оценки образа
Катерины,
высказанные
Н.А.Добролюбовым
и Д.И.Писаревым,
известными
литературными
критиками 1860-х
годов.
Словарная работа:
объясняет значение
слова «иллюзия».
Вопрос к
учащимся:
Чья позиция вам
ближе?
Аргументируйте
свою точку зрения.
Напоминает
алгоритм написания
синквейна.
Оценивает степень
самостоятельности
суждений, их
оригинальность,
осмысление.
Работа в парах.
В таблицу
записывается
тезисно трактовка
образа Катерины
Добролюбовым и
Писаревым
Аргументация
собственной
позиции по
вопросу.
Самооценивание
на основе
критериев.
В кратких
выражениях
резюмируют
информацию,
исходя из
трактовки образа
Катерины
русскими
критиками.
Составляют
синквейн.
III
Цель этапа: - размышление,
анализ, интерпретация
полученной информации.
Вопрос к классу:
И з м е н и л а с ь
л и
ваша
точка
зрения
Отвечают на
вопрос, вносят
изменения,
3
Мещерякова Наталья Михайловна
«Рефлексия»
10 минут
Проблемный вопрос: «Так всё-
таки падение или взлёт
Катерины – её самоубийство?»
Прием «Написание эссе»
Цель:
-
развитие
у
учащихся
культуры
письменной
речи;
-
р а з в и т и е
у м е н и я
аргументированно
отстаивать
свою
позицию
в
письменном
виде.
Домашнее задание: написать
эссе. Тематика письменных
работ на выбор:
«Так всё-таки падение или
взлёт Катерины – её
самоубийство?»
«Русская душа… Какая она?»
(по драме А.Н.Островского
«Гроза»).
Альтернативное задание:
«Советы современного
психолога Катерине
Кабановой» (для учащихся с
высоким уровнем развития
критического мышления).
на героиню?
Вернуть учащихся к
первоначальному:
«Самоубийство
Катерины сила или
слабость?»
Озвучивает
домашнее задание.
Объявляет
критерии
оценивания.
Подводит итог
урока.
отстаивают
собственную
точку зрения.
Работа с таблицей
«ЗХУ».
Постановка
новых целей на
перспективу.
4