педагогическое мастерство сюжетно–ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте
Автор: Разумкова Любовь Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №17 г. Павлово Населённый пункт: г. Павлово Наименование материала: методическая разработка Тема: педагогическое мастерство сюжетно–ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
«Методическая разработка по педагогическому мастерству сюжетно –
ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте»
МБДОУ детский сад № 17 г. Павлово
Воспитатель Разумкова Любовь Александровна
Квалификационная категория:
соответствие занимаемой должности
Возрастной
диапазон
Формировать умения
Способы
построения
игры
Тип сюжета
Элементы
сюжета
5-6 лет
-развертывать в игре
разнообразные
последовательности
событий;
-комбинировать их
согласно своему замыслу
и замыслам 2-3
партнеров- сверстников;
-реализовывать
сюжетные события через
ролевые взаимодействия
( условия действия и
ролевую речь);
-выстраивать новые
последовательности
событий , и при этом
ориентироваться на
партнеров сверстников:
обозначить для них
очередное сюжетное
событие:
прислушиваться к
мнению партнеров и
учитывать его;
-комбинировать
предложенные самим
ребенком и другими
участниками игры
события в общем
сюжете.
Комбинирование
событий
Цепочка
разнообразных
событий
Многотемные
, как цепочка
разнообразных
событий
События
Источники игры
(ознакомление с
окружающим в
активной
деятельности)
Передача игрового
опыта (обучающие
игры)
Пространство
игры
( создание ПРС)
Активизирующ
ее общение
взрослого с
детьми
Ознакомление с
окружающим в
активной
действительностью.
1. Экскурсии на почту
- серия наблюдений за
работой оператора ,
сортировщика,
почтальона, начальника
с целью уточнить и
систематизировать
знания детей о работе
почтового отделения .
1. Игры образного
характера.
«Где мы были , мы не
скажем, а что делали,
покажем»
Задачи : формировать у
детей умения
передавать заданные
водящим действия при
помощи пантомимы,
называть действия ,
правильно употреблять
глаголы в различных
Ручной труд
1.Изготовление
бандеролей,
посылок
( оклеивание
коробок),
телеграмм,
писем в
самодельных
конвертах с
наклеивание на
них маленьких
квадратиков
Заполнить с
детьми лист
ожидания «Что я
хочу узнать о
работниках
почтовой связи?»
Вопросы к
детям:
- Где можно
получить эту
информацию ,кто
нам в этом
поможет?
Расширять
представление детей о
труде работников
почты, о
разнообразных формах
почтовой связи: почта,
телеграф.
2. Провести краткую
беседу с работниками
почты: почтальоном,
сортировщиком ,
оператором с целью
закрепить знания детей
о формах работы
почты: рассказать о
том, как отправляют ,
выдают и получают
посылки , письма.
Побуждать детей
задавать вопросы с
целью показа
разнохарактерного
общения
-забывчивого человека
( не указал правильно
адрес)
- вспыльчивого
человека ( долго ждет
корреспонденцию)
с целью обобщить
представление детей о
том, какие виды работ
еще выполняют
работники почты .
Воспитывать уважение
к труду работников
почты .
3. Наблюдение за
работой почтальона
приносящего в ДОУ
корреспонденцию .
Задание родителям
принести открытки ,
детские журналы,
газеты. Посетить почту
вместе с детьми .
Оплата родителями
квитанций,
приобретение
журналов, газет,
отправка телеграмм с
целью обогащения
речевых конструкциях.
Развивать
воображение .
Обогащать
двигательный опыт.
2. Загадки о почте .
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне
( почтовый ящик)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам
На одном таком листе
Много разных новостей
( газета)
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали
срочно
Я его не пожалею
Получу и вмиг расклею
( конверт)
Поверчу волшебный
круг
И меня услышит друг
( телефон)
Кто приносит нам
газеты
И от бабушки приветы
( почтальон)
Цель: учить детей
отгадывать загадки на
основе всех названных
в ней признаков
предмета.
3. Настольно- печатные
игры
«Кому что нужно для
работы»
«Назови профессию»
«Загадай – мы
отгадаем»
«Четвертый лишний»
«Кто больше назовет
действий»
«Почтальон принес
открытку»
«Хорошо- плохо»
( марок)
Разрезание
листов бумаги на
прямоугольники
– изготовление
открыток и
бланков
квитанций
Игрушечный
штемпель
Печать
Сумка
почтальона
Почтовый ящик
Журналы
Открытки
с целью
использования в
игре
художественное
творчество
/Рисование .
Аппликация
«Марки»
«Открытки»
вырезание из
старых
журналов
разнообразных
сюжетов,
наклеивание их
на лист бумаги
Выставка
рисунков «На
почте»
Конкурс
«Поздравительн
ая открытка»
Изготовление
детских
журналов
с целью
развития
творческих
способностей
Цель : развивать
творческое
воображение .
Проблемные
ситуации :
-У мамы
сломался
телефон нужно
поздравить
близких с
праздником .
-Как сообщить
бабушке время
прилета
самолета, если у
нее нет телефона
.
- Где можно
достать новую
книгу, если ее
еще нет в
магазине?
детского игрового
опыта.
Ознакомление с
художественной
литературой
С.Я.Маршак «Почта»
И. Григорьева «Ты
опустил письмо»
Е. Морс «История
одного пакета»
А. Шейнина «Вести
приходят так»
Э. Успенский
«Простоквашино»
Я. Акимов «Неумейка»
с целью расширения
представления и
обогащения игрового
опыта детей по данной
теме, побуждать детей
по новому передавать
содержание игровых
ролей . Развивать
игровую деятельность ,
эмоциональную сферу
детей.
Беседа с детьми по
теме о труде
почтальона,
сортировщика писем и
газет, приемщик –
оператор посылок,
бандеролей .
- Какими качествами
должны обладать
работники почты :
добрые , отзывчивые,
уметь разговаривать с
людьми,
коммуникативные,
вежливые ,
внимательные.
Работник почты
должен знать
расположение улиц,
нужного адресата,
номера домов, чтобы
правильно разослать
корреспонденцию с
целью поддержания
интереса к профессиям
и работе почты, их
Задачи :
организовывать
применение детьми
умений соотносить
действия людей с их
профессией. Понимать
игровую задачу,
активизировать
словарь, развивать
связную речь .
4. Подвижные игры
Игры- эстафеты
«Кто быстрее доставит
конверт»
«Собери сумки
почтальону»
5. Игры- драматизации
«На почте»
Цель: побуждать детей
принимать на себя
разнообразные роли.
6. Этюды
«Покажи как Айболит
получил телеграмму»
«Почтальон Печкин
принес посылку»
«Тебе принесли
детский журнал с
раскрасками»
Способствовать тому,
чтобы с помощью
вербальных и
невербальных средств
отображать игровые
эпизоды,
взаимосвязанные по
смыслу .
7. Проблемные
ситуации
- У бабушки день
рождение , письмо не
успеет придти,
телефоном бабушка не
умеет пользоваться .
( отправить
телеграмму)
-Почтальон перепутал
адрес, принес письмо
не тому адресату.
( отнести письмо на
почту)
- На почту пришло
роли в обществе и
жизни каждого
человека.
Беседа о почте
- Зачем нужна почта?
- Люди каких
профессий работают в
почтовых отделениях?
-Какие средства связи
были раньше?
- Что нужно каждому
специалисту почты для
работы?
письмо без указания
точно адреса.
( отправить письмо
обратно)
С целью уточнить и
обогатить знания детей
о возможных
правильных действиях
в проблемных
ситуациях ,с тем чтобы
использовать эти
знания в игре .
8. Включение в игру
детей роли
приемщиков писем,
посылок, предложить
детям принять ,
взвесить , поставить
штемпель , наклеить
марку на письмо,
использовать
символьные
обозначения при
оформлении
квитанции, и отправить
при помощи
«почтальонов» и
«почтового
транспорта» ,
различные предметы к
местам их постоянного
размещения .
Формировать
представления детей о
работе приемщиков.
Способствовать
использованию в игре.
9.Совместная игра
воспитателя с детьми.
К детям приходит
Незнайка и сообщает ,
что ему позвонили из
Цветочного города и
просят прислать
посылку с подарками .
Незнайка обращается к
детям помочь ему .
Дети объясняют ему
как отправить посылку:
сначала надо упаковать
вещи , которые он хочет
отослать , уложить в
коробку , заклеить
скотчем написать свой
адрес и адрес
получателя , потом
отнести на почту . Там
надо отдать посылку
приемщику, он ее
взвесит, поставит на
посылке печать,
выпишет квитанцию .
По этой квитанции
нужно заплатить .
Когда жители
Цветочного города
получат посылку , то
Незнайке придет
письмо, что посылка
получена. Незнайка
благодарит детей, за то
что его научили
отправлять посылки.
Можно с детьми
поиграть в игру «Что
принес почтальон?»
Дети выступают в роли
сортировщиков и
почтальонов .
Сортировщик должен
разобрать по группам
корреспонденцию,
разложить по полочкам,
отдельно письма,
бандероли, посылки,
телеграммы, открытки,
телеграммы, открытки,
квитанции, газеты,
журналы. Когда
полочки будут
заполнены почтальон
разносит
корреспонденцию в
сумки по домам со
словами : «Вам газета»,
«Вам журнал» и т.д.
Дети которые были
сортировщики
становятся
получателями и
принимают от
почтальона
корреспонденцию со
словами : «Спасибо, до
свидание»
Задачи к ознакомлению с окружающим в активной действительности :
Обогащать жизненный опыт детей , содействуя появлению разнообразных
замыслов.
Побуждать детей принимать на себя роли взрослых
Побуждать знакомить с назначением предметов
Помогать детям разнообразить замыслы, комбинировать знакомые и малознакомые
сюжеты
Способствовать тому, чтобы в замыслах детей игровые эпизоды были связаны по
смыслу
Мотивировать на отображение в играх эпизодов взаимодействия и общения людей
Использовать художественное слово, загадки, произведения, стихи
Задачи к передаче игрового опыта:
Продолжать развивать самостоятельность и творчество в выборе способов
решения игровых задач
Побуждать детей ставить игровые задачи сверстникам, взрослым
Продолжать развивать самостоятельность и инициативу в выборе участников ,
партнеров
Приучать детей самостоятельно договариваться в играх друг с другом
Поддерживать длительные взаимоотношение детей в игре
Через обучающие игры развивать активность детей
Задачи к созданию предметно –пространственной среды:
Обогащать предметно –пространственную среду совместно с детьми , используя
разные виды продуктивной деятельности .
Учить подбирать атрибуты для игры, приспособленный материал.
Продолжать развивать самостоятельность и творчество в придумывании замысла
игры и постановке игровых задач .
Продолжать развивать самостоятельность и творчество в выборе способов решения
игровых задач .
Задачи к активизирующему общению взрослого с детьми.
Продолжать учить детей ролевым способам игры: разнообразным эмоциональным
движениям , жестам, мимике, передающим настроение персонажа ,ролевым
высказываниям , ролевым действиям .
Побуждать детей к ролевой беседе по своей инициативе со взрослыми и
сверстникам, поощрять интересные и длительные диалоги .
Создание проблемной ситуации с целью развёртывания новых событий, развивать
коммуникативные навыки.