Автор: Емельянова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/С "Берёзка"
Населённый пункт: р/п Новая Игирма,Нижнеилимский район,Иркутская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? по экологии в старшей
группе «Дюймовочка» по теме: «Природа - наш общий дом».
(Подготовила конспект и провела интеллектуальную игру воспитатель Емельянова Т.А.)
Цель: создать условия для формирования экологических представлений у детей и
родителей.
Задачи: расширить и обобщить знания детей и родителей о природных сообществах,
о правилах поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе,
чувство гордости и любви к родному краю, продолжать формировать знания детей и
родителей о Байкале как богатейшем и самом большом пресноводном озере нашего
края;
Задачи речевого развития: продолжать формировать речь, учить связно, лаконично
отвечать на поставленные вопросы; активизировать словарный запас детей;
Задачи социально- коммуникативного
развития:
воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и родителями; учить
соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
Оборудование:
Материалы и оборудование:
эмблемы для команд: «Солнышко» и «Капелька», черный ящик, два черных конверта,
четыре конверта с разрезными картинками, конверты с заданиями, экран, проектор,
волчок, 2 флажка
Предварительная работа:
- беседа с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах;
- работа с художественной литературой: чтение детских энциклопедий,
чтение рассказов о природе, сказок, стихов, загадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций, картинок по теме: «Растения и животные нашего
края»;
- настольные игры: «Собери из частей», «Флора и фауна»;
- просмотр видеофильмов: « Уникальные животные Байкала », « Сохраним воду
Байкала чистой »;
- просмотр презентаций: «Байкальские фантазии», «Жемчужина Сибири», «Народы
Байкала»;
- заучивание стихотворения Л.Дайнеко «Твой дом»;
- знакомство с правилами поведения на природе.
ХОД и СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Участники игры находятся в музыкальном зале (команды сидят на стульчиках по
обеим сторонам зала).
Воспитатель:
- Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас в интеллектуальном клубе на игре
Что? Где? Когда? Тема нашей игры: «Природа - наш общий дом».
Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и
нам открываются любые тайны!
«Ты человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах,
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна».
- Играют 2-е команды знатоков. Разрешите вам представить первую команду, в состав
которой входят: семья Струченковых: Анна Владимировна и Стас, семья Кулик:
Антонина Викторовна и Кира, семья Суворовых: Диана Ттатовна и Александр;
разрешите представить вторую команду, в состав которой входят: семья Волковых:
Татьяна Олеговна и Захар, семья Чернаковых: Дарья Николаевна и Эвелина, семья
Адисюк: Татьяна Федоровна и Полина. Команды прошу занять свои места (команды
под музыку проходят за круглые столы, на свои места). Попрошу команды
представиться:
-1-я команда: – «Солнышко» ( ответ команды)
- ваш девиз:
- «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
- капитан команды: Суворова Диана Ттатовна
-2-я команда: - «Капелька» ( ответ команды )
- ваш девиз:
- «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут
уничтожены они, на планете мы останемся одни».
-капитан команды: Адисюк Татьяна Федоровна
- Уважаемые знатоки! Послушайте правила игры: в конвертах содержатся вопросы –
задания. Я буду крутить волчок. Его стрелка укажет на конверт с цифрой . Отвечать
на задание команды будут по очереди. Вы слушаете задание, совещаетесь друг с
другом. Капитан команды передаёт флажок тому, кто будет отвечать. Выкрикивать и
перебивать друг друга нельзя, за это будут снижаться баллы.
Оценивать правильность выполнения заданий будет жюри. Позвольте представить
членов нашего уважаемого жюри. (Представление членов жюри). За каждый конкурс
жюри будет присуждать один балл.
Друзья, вы все прослушали правила, и теперь пришло время начинать игру.
Каждая игра начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию.
Каждой команде поочерёдно будут задаваться вопросы ; за каждый правильный ответ
команда получает по 1баллу. Если вы не знаете ответ на вопрос, то ответить может
команда соперников. Готовы ? Начинаем !
Вопросы для команд будут задаваться по очереди: «Солнышко»- «Капелька»
Первыми отвечают взрослые:
1.У какого дерева белый ствол? (у березы)
1. Когда сосулька капает и тает? (весной)
Вопросы для ребят:
2. В каком озере нашего края самая чистая пресная вода? ( В Байкале)
2. Единственное млекопитающее животное в озере Байкал. (Нерпа)
Отвечают взрослые:
3. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
3. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Вопросы для ребят:
4. Какая рыба - великан живет в озере Байкал? (Осетр)
4. Как называют детенышей нерпы? (белек)
5. Какая птица лечит деревья? (дятел)
5.Кто из диких животных имеет рога? (олень, лось)
6. Какой рыбой питается нерпа? (голомянкой)
6. Единственная река, вытекающая из озера Байкал? (Ангара)
Отвечают взрослые:
7. Чем покрыты рыбы? (чешуей)
7. Когда вода на речках замерзает? (зимой)
Вопросы для детей:
8. Что такое Сарма: птица, гора или ветер? (ветер)
8. Самый крупный остров на Байкале? (Ольхон)
Отвечают родители:
9. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Сколько ног у жука? (шесть)
Вопросы для детей:
10. Что такое «эндемики» Байкала (животные или растения, которые обитают только
на Байкале)
10. Какие рачки очищают озеро Байкал? (эпишура и бокоплав)
11. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
11. Как называется дом у муравьев? (муравейник)
Отвечают родители:
12. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
12. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Вед:- Я вижу, что разминка прошла удачно. Жюри, озвучьте количество набранных
командами баллов. (слово жюри)
Вижу, вы готовы к серьезным испытаниям!?
Давайте заведём волчок. Итак – вперед к победе! (Крутит ведущий музыкальный
волчок).
1
раунд, конверт №
1
: «Загадки-описания природных сообществ». (презентация) .
Внимательно посмотрите на слайд и догадайтесь, о каком природном сообществе я
скажу:
1задание к команде «Солнышко»:
- Здесь растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. Трава
здесь менее густая. Летом здесь прохладнее и можно спрятаться от жарких солнечных
лучей. ( Лес).
2 задание к команде «Капелька»:
- В этом месте высокая трава, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают
бабочки, деловито, жужжат шмели. Всё наполнено душистым ароматом цветов (Луг).
3 задание к команде «Солнышко»:
- А вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Про него говорят:
«Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит» ( Ручей).
4 задание к команде «Капелька»:
- А здесь пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями. Вода
движется всё медленнее, течение все мельче. ( Болото).
Давайте еще раз вспомним, какие природные сообщества существуют? (лес, луг,
ручей, болото)
Команды справились с этими заданиями.
Давайте заведём музыкальный волчок и продолжим игру. (Крутит ведущий волчок).
2
раунд, конверт №
2
: «Правила поведения в природе» (показ слайдов)
-Все вы знаете, что существуют правила поведения в природе. Знать и соблюдать их
должен каждый человек. Посмотрите на слайд и скажите, что на природе нельзя делать
и почему?
Команды выполняют задание по очереди: «Солнышко» - «Капелька»
1 слайд: «Нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды. Можно ими отравиться и даже
погибнуть».
2 слайд: «Нельзя трогать лесных животных и, тем более, забирать их домой. Они
могут быть больны, а это опасно. А детёныши могут погибнуть без материнского
молока».
3 слайд: «Нельзя оставлять за собой мусор на природе. Это засоряет окружающую
среду. Мусор нужно забирать с собой, чтобы выкинуть в мусорку».
4 слайд: « Нельзя разорять муравейники. Муравьи являются санитарами леса».
5 слайд: «Нельзя шуметь в лесу. Лес- это родной дом для диких животных. А мы в
нем- гости. Шум напугает животных».
6 слайд: «Нельзя разводить огонь без взрослых. Огонь-враг для леса. От пожара
могут погибнуть деревья и животные. Уходя из леса, нужно обязательно потушить
костёр».
Воспитатель: - Дорогие ребята и взрослые, мы с вами разобрали ситуации, при
которых природа может пострадать и даже погибнуть, но ведь природа - друг
человека, она дарит нам много положительных эмоций, поэтому давайте её беречь!
(показ слайда с картинками того, что можно делать в природе). Скажите, что человек
может делать на природе?
( отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться растениями и животными, купаться
в речке, собирать грибы и ягоды с взрослыми, послушать пение птиц и т.д.) .
Воспитатель:- а давайте и мы сейчас с вами поиграем и отдохнём!
(Динамическая пауза с музыкальным сопровождением.)
Воспитатель: - А теперь, команды, займите свои места и продолжим игру.
3
раунд, (крутим волчок) конверт №
3
: «Сказки». ( После каждого ответа появляется
слайд с изображением сказки)
Воспитатель: - Этот конверт от Мудрой совы. (слайд Мудрой совы.)
Давайте посмотрим, что же она нам пишет.- «Дорогие участники интеллектуальной
игры Что? Где? Когда? Герои сказок прислали мне телеграммы. Помогите мне,
определить: кому нужна помощь, и из какой сказки пришла телеграмма. С уважением к
Вам, Мудрая сова».
Задание команды отгадывают по очереди: «Солнышко» - «Капелька».
1. «Спасите! Моих детей съел серый волк». ( Коза. «Волк и семеро козлят»)
2. «Дорогие гости, помогите! Паука — злодея зарубите!». (Муха. «Муха — цокотуха»)
3. «Помогите выгнать лису из моего лубяного домика!» - (Заяц. «Заюшкина избушка»)
4. « Похитили моего братца Иванушку, помогите найти его!!!» (Машенька. «Гуси —
лебеди»)
5. «Помогите, мне нужна помощь! Лиса обманула меня, отправила хвостом рыбу
ловить, и остался я без хвоста !!!» (Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)
6. «Пришлите, пожалуйста, капли! Мы лягушками нынче объелись и у нас животы
разболелись» (Цапли. «Телефон»).
Мудрая сова благодарит вас, дорогие игроки, за поддержку. Теперь она обязательно
поможет героям сказок. Ведь в природе всё взаимосвязано. И мы должны помнить,
что без животных и насекомых мир природы станет бедным и неинтересным.
4
раунд, (крутим волчок) конверт №
4
: «Кто живет в озере Байкал?» ( «Чёрный
ящик»).
Ни одна интеллектуальная игра не обходится без черного ящика. - Внесите,
пожалуйста, чёрный ящик! (Под музыку вносят черный ящик). Прошу капитанов
команд подойти ко мне и одновременно, не глядя, взять из чёрного ящика задание для
выполнения. Обе команды получили задания в чёрных конвертах. В этих конвертах
еще по 2 конверта – это задания для родителей и детей. Нужно собрать разрезную
картинку и определить: кто живёт в озере Байкал? (Команде «Солнышко»: дети
составляют взрослое млекопитающее животное – нерпу, родители составляют
картинку рыбы - Голомянку; команде «Капелька»: дети составляют детёныша нерпы -
белька, родители составляют картинку самой большой Байкальской рыбы – Осётра).
-Посмотрите на слайд. Правильно ли вы составили картинки? (Слайд из 4-х картинок)
Воспитатель задает командам дополнительные вопросы:
- какое животное (или рыбу) вы собрали?
- почему нерпы разного цвета?
- чем (или кем) питаются взрослые нерпы и их детёныши?
- Пока жюри подводит итоги, предлагаю нам всем поиграть (участники встают в круг)
Игра « Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать движениями. Если вы согласны, то
хлопаем в ладоши, если не согласны, то – топаем ногами» :
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер и тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
(Все участники игры встают полукругом)
-Дорогие ребята и родители, какие вы сегодня молодцы! Справились со всеми
заданиями, ответили на все вопросы. А теперь подошло время подвести итоги: какая
же из команд стала победителем нашей игры? Слово предоставляется уважаемому
жюри! …
(Награждение команд)
Воспитатель: Сейчас ребята прочтут стихотворение Л.Дайнеко: «Твой дом» (звучит
музыка):
1 реб. Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
2 реб. Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
3 реб. Живут в нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья.
4 реб. Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
5 реб. Куда б дороги не вели.
Всегда ты будешь в нем.
6 реб. Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: - Наша игра подошла к концу, и я хочу закончить её словами: - Земля —
наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле
должно быть нам родное: и маленький ручеек, и белая березка. Я думаю, что наша
встреча сегодня не прошла даром, и вы, ребята, и ваши родители станете настоящими
защитниками и друзьями природы!
Друзья, вам понравилась наша игра? (Да) Тогда я предлагаю показать своё настроение
с помощью смайликов. Если вам понравилась наша игра и у вас хорошее настроение -
возьмите улыбающийся смайлик, а если для вас игра была трудной и неинтересной,
тогда выберите грустный смайлик (дети выбирают смайлики).
- Ой, ребята, а у меня для вас – гостинцы! За усердие Байкальская нерпа угощает вас
разноцветными сладкими камушками со дна озера! (дети угощаются конфетами)
- Большое спасибо всем участникам нашей игры, жюри и зрителям.