Автор: Петрова Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Темниковский детский сад "Сказка " Населённый пункт: Мордовия г.Темников Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа младшей группы Раздел: дошкольное образование
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная
записка (нормативно – правовая база; цели, задачи и
условия реализации; принципы и подходы к формированию Программы
1.2.
Значимые
характеристики
развития
детей
среднего
дошкольного
возраста.
1.3. Целевые ориентиры, педагогическая диагностика.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план ООП ДО в группе.
2 . 2 . Перечень
методических
пособий,
обеспечивающих
реализацию
образовательной деятельности в группе.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
2.4. Содержание коррекционной работы с детьми второй младшей группе.
2.5. Взаимодействие с семьей, социумом.
2.6. Планирование работы с детьми во второй младшей группе.
2.7. Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ.
2.8. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с
воспитанниками.
III. Организационный раздел.
3.1. Режим дня (холодный и теплый.
период), структура образовательной
деятельности, двигательный режим.
3.2. Оформление предметно-развивающей среды.
3.3. Перечень методических пособий.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа средней группы МБДОУ Темниковский
детский
сад “Сказка” является составным компонентом Образовательной программы
ДОУ,
характеризует
систему
организации
образовательной
деятельности
педагогов,
определяет
ценностно-целевые
ориентиры,
образовательную
модель и содержание образования для среднего возраста.
Программа
разработ ана
в
соответ ствии
с
Ф ед е р а л ь н ы м
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования
(ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации
от
17.10.2013г.
№
1155
и
с
учетом
примерной
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«Детство» , под
ред.
Т.И.Бабаева,
А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайловой,
по
которой
работает
учреждение
(в
отсутствии
федерального
реестра
примерных
образовательных
программ
дошкольного
образования).”Мы
в
Мордовии
живем”
примерный
региональный
модуль
программы
дошкольного
образования
,
авторы
О.В.Бурляева,
Л.П.Карпушкина,
Е.Н.Киркина, Н.Н.Щемерова.
Нормативно – правовая база.
Данная
Программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативными документами:
Федеральный
закон
29.12.2012
№
273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г.
№
1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
Конституция РФ, ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении
С а н П и Н
2 . 4 . 1 . 3 0 4 9 - 1 3 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая
2013 г. № 28564);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам;
Закон РМ от 08.08.2013 №53-З «Об образовании в Республике Мордовия»
(вступил в силу 01.09.2013г.)
Цель программы:
позитивная социализация и всестороннее развитие
ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских
видах деятельности.
Задачи обязательной части Программы
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
2 ) обеспечение
равных
возможностей
для
полноценного
развития
каждого
ребёнка
в
период
дошкольного
детства
независимо
от
места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
3
) обеспечения
преемственности
целей,
задач
и
содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней
(преемственность
основных
образовательных
программ
дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребёнка
как
субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5 ) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных
форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учётом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8
) формирования
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим
и
физиологическим
особенностям детей;
9 ) обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Условия реализации.
Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития
способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в
разных видах деятельности, творческой самореализации.
Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры.
Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности.
Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей.
-Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
-Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
-Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
-Органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, экологией, математикой , игрой;
-Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
-Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к формированию Программы.
При формировании образовательного пространства и реализации
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
ФГОС
ДО
Программа
реализует принципы дошкольного образования :
- научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых
формируются
такие
знания,
умения
и
навыки,
которые
имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей;
-
полноценное
проживание
ребенком
всех
этапов
дет ства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация) детского развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
-
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2 Возрастные особенности воспитанников
Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными
жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с
предметами). Возникает интерес к определению соответствия
движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах
деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять
свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее
точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и
т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по
гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить
его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие
предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности
стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических
упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на
оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными
гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и
правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно
пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из
бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой;
умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить
беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-личностное развитие К трем годам ребенок достигает
определенного уровня социальной компетентности: он проявляет
интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к
общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка
возникают личные симпатии, которые проявляются в желании
поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает
повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми,
ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление,
удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми
использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты,
выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою
половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).
Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность
(«Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как
взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть
посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение
детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер,
отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью,
чаще всего инициируются взрослым. Для детей 3х летнего возраста
характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые
действия, носящие условный характер. Роль осуществляется
фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий;
воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 3-м годам дети могут
объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-
ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой
характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль.
Игровая цепочка состоит из 3 – 4 взаимосвязанных действий. Дети
самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Познавательно-речевое развитие Общение ребенка в этом возрасте
ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно.
Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма
общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое
сначала включено в совместную со взрослым познавательную
деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте
состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной
чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В
младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от
исключительного господства ситуативной (понятной только в
конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и
контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение
родным языком характеризуется использованием основных
грамматических категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря
разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения. В развитии
познавательной сферы расширяются и качественно изменяются
способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.
Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые
предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения
объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые
свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В
практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и
их назначение: знает название 3 – 4 цветов и 2 – 3 форм; может выбрать
из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая
новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается
простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному,
слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают
играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит
непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок
может запомнить не менее 2 – 3 слов и 5 – 6 названий предметов. К 3-м
годам способен запомнить значительные отрывки из любимых
произведений..
Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак
предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его
интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не
умеет прослеживать. Конструктивная деятельность в 3 – 4 года
ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2 – 3
частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь,
увлекательной для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие Ребенок с удовольствием
знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук,
форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям
народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки,
потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. В 3–4 года они только начинают формироваться.
Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних
дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки
могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу
изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для
развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может
вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3 – 4 года
из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с
ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок
способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и
предметного схематичного изображения из 2–4 основных частей. В
музыкально-ритмической деятельности ребенок 3–4 лет испытывает
желание слушать музыку и производить естественные движения под
звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими
навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо
перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в
движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает
элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных
инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для
развития музыкально-ритмических и художественных способностей
.
1.3. Целевые ориентиры. Педагогическая диагностика.
Целевые ориентиры:
•
физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками;
•
любознательный, активный;
•
эмоционально отзывчивый;
•
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
•
способный управлять своим поведением (произвольность);
•
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту;
•
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе;
•
овладевший предпосылками учебной деятельности;
•
овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности.
Педагогическая диагностика.
Согласно п. 4.3 от 17.10.2013 № 1155, целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на
сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными
нормативными требованиями.
Но согласно п. 3.2.3 Стандарта, При реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-
психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
Таким образом, оценка индивидуального развития детей заключаться в
анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за
детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной
деятельности с ними.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного
года . Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются
педагогом. Подводить некие результаты предлагается в середине (декабрь) и
конце учебного года (май).
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной)
форме:
не сформирован;
находится в стадии становления;
сформирован.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в
особом внимании педагога и в отношении которых необходимо
скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников
имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми
методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с
оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах
планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических)
обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или
участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в
них, получать информацию о результатах проведенных обследований
обучающихся.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей,
которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного
процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя,
имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер,
можно дать общую оценку успешности воспитательных и образовательных
воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а
также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в
помощи.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план ООД ДО во второй младшей группе
Направление
развития
Виды
детской
деятельности
Формы образовательной
деятельности
Продолжит
ельность
и
количество
в неделю
Физическое
развитие
Двигательная
Игровая
Коммуникатив
ная
ООД;
Подвижные дидактические
игры;
Подвижные игры с правилами;
Игровые упражнения;
Соревнования;
Игровая;
Сюжетные игры;
Игры с правилами
Гигиенические процедуры
Беседа, ситуативный разговор
15 минут 2
р а з а
в
неделю
Познавательн
ое развитие
Познаватель-
но-
исследователь
ская
Продуктивная
Конструктивн
ая
Игровая
Коммуникатив
ная
ООД;
Экскурсии;
Наблюдения;
Решение проблемных ситуаций;
Экспериментирование;
Коллекционирование;
Моделирование;
Реализация проекта;
Игры с правилами.
15 мин
1 раз
в неделю
Речевое
развитие
Коммуникатив
ная
Чтение
художественн
ой литературы
Игровая
НОД;
Беседа;
Речевая ситуация;
Составление
и
отгадывание
загадок;
ситуативный разговор;
сюжетные игры;
игры с правилами.
Чтение;
Обсуждение;
Разучивание
15 минут
1 раз
в неделю
Художествен
но-
эстетическое
развитие
Продуктив-
ный
Музыкально-
художественн
ый
Чтение
художественн
ой
литературы
Двигательная
ООД
мастерская
по
изготовлению
продуктов
детского творчества;
Реализация проектов;
Слушание;
Исполнение;
Импровизация;
Экспериментирование;
Музыкально-дидактические
игры.
15 минут
3
р а з а
в
неделю;
15 минут
2
р а з а
в
неделю
Социально-
коммуникати
вное развитие
Игровая
Коммуникатив
ная
Продуктивная
Чтение
художественн
ой литературы
Трудовая
ООД;
Беседа;
Речевая ситуация;
ситуативный разговор;
сюжетные игры;
игры с правилами.
Совместные действия;
Дежурство;
Поручения;
Реализация проекта;
Театрализованные игры;
Разучивание стихов, потешек и
др.;
Чтение, рассматривание с
дальнейшим обсуждением;
Создание ситуаций;
Ситуативный разговор;
Коммуникативные игры;
Игры с речевым
сопровождением;
Инсценирование и
драматизация ;
Общение детей между собой;
15 минут
1 раз
в неделю
Индивидуальная работа;
Эстетика быта.
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих
реализацию образовательной деятельности в группе.
Направление
развития
Методическое
пособие
Наглядно-
дидактическое
пособие
Рабочие
тетради
С о ц и а л ь н о
–
коммуникативное
развитие
Л.В.
Коломийченко,
Г.И. Чугаева,
Л.И Югова
Занятия для детей
3 – 5 лет по
социально –
коммуникативному
развитию и
социальному
воспитанию. – М.:
ТЦ Сфера, 2016. –
176 с.
О.Ф. Горбатенко
Комплексные
занятия с детьми
среднего и
старшего
дошкольного
возраста по
разделу
«Социальный
мир»( программа
«Детство»). –
Волгоград:
Учитель, 2007. –
188с.
О.В.Дыбина
З а н я т и я
п о
ознакомлению
с
окружающим
миром
в
средней
«Дидактические
игры по ОБЖ»
- Развивающие
иллюстрированные
наборы карточек по
безопасности.
Серия «Мир в
картинках»
«Государственные
символы России»;
«День Победы».
Серия «Рассказы
по картинкам»:
«Защитники
Отечества».
- Паспорта
растений;
- Календарь
природы.
группе
дет ского
с а д а . -
М . :
М О З А И К А
–
СИНТЕЗ,
2011.
–
80 с.
Познавательное
развитие
Колесникова Е.В.
Математика
для
детей
4
–
5
лет:
Учеб.
–
м е т од .
Пособие к рабочей
тетради «Я считаю
до пяти».
–
4
– е
издание, перера.б и
доп. – М., 2016. –
80 с.
Колесникова Е.В.
Демонстрационны
й
м а т е р и а л «Я
считаю
до
пяти.
Математика
д л я
детей 4 – 5 лет» ».
–
4
– е
издание,
перера.б
и
доп.
–
М., 2016
Обучающие
к а р т о ч к и
п о
к о п л е к с н о
–
тематическому
планированию;
Набор с
образцами
геометрических
фигур и форм;
Серия «Мир в
картинках»:
«Деревья и
листья»;
«Домашние жи-
вотные»;
«Домашние
птицы»;
«Животные —
домашние
питомцы»;
«Животные жарких
стран»; «Морские
обитатели»;
«Насекомые»;
«Овощи»;
«Фрукты»;
«Цветы»; «Ягоды».
Колесникова
Е.В.Я
считаю
до
пяти
для
детей 4 – 5 лет,
3 – е издание,
п е р е р а б .
И
доп. – М.: ТЦ
Сфера, 2016. –
64 с.
Речевое развитие
Ушакова О.С.
Демонстрационны
Р а з в и т и е
р е ч и
детей 3 – 5 лет. – 3
– е изд., дополн. –
М . :
Т Ц
С ф е р а ,
2016. – 192с
й
м а т е р и а л
п о
р а з в и т и ю
р е ч и
детей 4- 5 лет.
Серия «Рассказы
по картинкам»:
«Колобок»;
«Курочка Ряба»;
«Репка»;
«Теремок».
Художественно
–
эстетическое
развитие
Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в
детском саду:
планирование,
конспекты занятий,
методические
рекомендации.
Средняя группа. –
М.: «КАРАПУЗ»,
2009. – 144 с.
Т.С. Комарова
Изобразительная
деятельность в
детском саду:
Средняя группа. –
М.: МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2016. –
96
Колдина Д.Н.
рисование с
детьми 4-5 лет. –
М.: Синтез, 2010 –
48 с
Колдина Д.Н
аппликация с
детьми 4-5 лет–
М.: Синтез, 2009 –
48 с
Колдина Д.Н.
Лепка с детьми 4-5
Альбомы:«Гжель»;
«Городецкая
роспись по
дереву»;
«Дымковская
игрушка»;
«Каргополь —
народная
игрушка»;
«Музыкальные
инструменты»;
«Полхов-Майдан»;
«Филимоновская
народная
игрушка»;
«Хохлома».
Театрализованные
маски, различные
виды театра
( настольный,
теневой,
пальчиковый).
Строительный
наборы.
Демонстрационны
й материал по
конструированию.
лет. М.: Синтез,
2013. – 48с
«Конструирование
из строительного
материала:
Средняя группа (4-
5 лет)»./ Куцакова
Л. В
Физическое
развитие
Л.И. Пензулаева
Физкультурные
занятия в детском
саду. Средняя
группа. – М.:
МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2010. –
112 с
- Маски для
подвижных игр;
-Дидактическая
игра « Кто я?»;
-настольные игры
спортивного
характера,
карточки-картинки
("Зимние виды
спорта")
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации
программы в группе.
Направ
ление
Развити
я
Формы реализации программы
Мето-
ды
Приёмы
совместная
деятельность
самост.
деятель-
ность
взаимод. с
семьёй
Физи-
ческое
развитие
Двигательная:
-подвижные
дидактические
игры;
-подвижные игры
с правилами;
-игровые
упражнения;
-соревнования;
-сюжетные игры;
-игры с
правилами
-подвижные
игры,
-упражнения
-самостоя -
тельная
двигательная
активность
консульта-
ции;
мастер –
классы;
совмест -
ные
праздники.
Нагляд
-ный
Наглядно-