Напоминание

Проблемы формирования патриотических чувств на различных этапах становления российского общественного сознания.


Автор: Идрисова Асият Хирамагомедовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ПОУ "Гуманитарно-педагогический колледж"
Населённый пункт: Махачкала ,Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы формирования патриотических чувств на различных этапах становления российского общественного сознания.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Старший преподаватель ПОУ «ГПК» Идрисова Асият Хирамагомедовна

Проблемы формирования патриотических чувств на различных этапах становления

российского общественного сознания.

Аннотация. Статья

посвящена

проблеме

формирования

патриотического

воспитания

молодежи в российской истории. Вопросы воспитания патриота проходили в условиях

острых

противоречий,

нашедших

свое

отражение

в

общественной,

политической

и

экономической жизни России.

Ключевые слова. Патриотизм, народность, патриотическое воспитание, патриотическая

идея, патриотические знания.

На протяжении столетия в России складывались нравственные устои, развивалась и

формировалась

культурная

сторона

жизни

людей.

С

течением

времени

определились

основы воспитания детей, которые передавались из поколения в поколение и определялись

самим народом.

В начале 18 века происходило обновление национальной государственной идеи: на

смену религиозному мировоззрению пришли светские принципы, главные из которых -

служение

Отечеству,

своим

близким.

Педагогическая

система

воспитания

М.В.

Ломоносова основывалась на формировании человека-патриота, стержневыми качествами

которого должна быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбию,

бескорыстное служение на благо Родины.

Следующим

этапом

развития

патриотической

идеи

можно

считать

на чало

девятнадцатого

века.

Это

время

ознаменовано

подъемом

патриотизма.

Отечественная

война 1812 года объединила и сплотила различные слои общества. Все люди встали на

защиту России.

Разгром армии Наполеона воспринимался как национальная победа, как спасение от

порабощения и гибели.

Анализируя педагогические взгляды В.Г. Белинского, можно утверждать, что он

стремится к гармонизации взаимоотношений человека и общества. Человек, по мнению

критика, становится личностью, не только развивая свой внутренний потенциал, но и

проявляя

способность

к

созданию

неудовлетворенности

любыми

формами

несправедливости. Человек должен стремиться к идеалу. Этот идеал В.Г. Белинский видит

в преобразовании общества, требует от личности служения государству и народу. [ 1]

Вторая половина XIX века — время бурного развития общественно-педагогической

мысли в России. Большим шагом на пути модернизации России стали реформы 60-70

годов XIX века, они совершили глубокий ментальный сдвиг, способствовали бурному

развитию капиталистических отношений в стране.

Педагогика шла вперед, открывались школы, ставились новые цели и задачи в

образовании, хотя большинству населения, по-прежнему, обучение было недоступно. Все

передовые

педагогические

и

литературно-публицистические

журналы

распространяли

идею о воспитании и образовании, о народной школе. В общественной жизни и педагогике

появились новые понятия патриотизм и патриотическое воспитание

В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский на основе широкого

исторического, философского и педагогического материала выдвигает и обосновывает

центральную идею, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы

называем народность.

Идею народности К.Д. Ушинского поддерживали известные деятели педагогической

науки: С.А. Рачинский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой. С.А. Рачинский пришел в педагогику

уже с идеей сделать школу народной, чему способствовала родовая связь с землей и

желанием послужить на благо Отечества. В основе его педагогической системы лежит

семейное

воспитание,

традиции

русской

народной

жизни

и

ее

православные

устои.

Воспитывая в детях чувство самосознания, любви к родному краю, С.А. Рачинский приме -

нял народные педагогические средства изучения родного края, пословицы и поговорки,

русские песни, народные ремесла, обычаи и традиции. В то же время он считал, что

«русский народ - народ глубоко верующий, и первая его практическая потребность есть

общение с божеством» [3]. Это и является, по его мнению, характерной чертой русского

народа.

Все творчество Л.Н. Толстого отличается демократизмом, гуманизмом, патриотизмом.

В статье «О народном образовании» он пишет: «Народное образование в настоящее время

для нас, русских людей, есть единственная сознательная деятельность для достижения

наибольшего счастья всего человечества».

Таким образом, Л.Н. Толстой на практике закреплял и развивал пат риотические

знания детей через непосредственное их участие в трудовой деятельности на благо своей

Родины. Собственным примером показывал безграничную любовь к месту, где он живет,

участвовал во всех видах крестьянского труда бескорыстно.

Поводя итог сказанному, необходимо отметить, что на протяжении ис следуемого

периода

идеи

патриотического

воспитания

глубоко

укоренились

в

отечественной

педагогике, а с появлением педагогических сочинений постепенно внедрялись в школьную

практику. Педагоги 18-19 века считали задачи патриотического воспитания важными в

педагогической деятельности учителей в народной школе.

Значительные изменения происходили в начале 20 века в социально-экономическом

плане,

этот

период

занимает

исключительное

место

в

исторических

судьбах

нашей

Родины.

Для педагогической мысли начала 20 века продолжается поиск содер жания и форм

патриотического воспитания.

В целом начало XX века было отмечено резким ростом

неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере образова -

ния.

Сформировавшийся в новых условиях советский патриотизм в наибольшей мере

показал свою жизненную силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот

период тяжелейших, за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась

на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого, поистине святого понятия, которое

вдохновило многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя

спасения родной земли.

Характерно,

что,

создавая

«завтрашнюю

педагогику»,

А.С.

Макаренко

так

проектировал

целостную

личность

своего

воспитанника,

что

многие

ведущие

его

положения, не оценённые современниками, стали важными и актуальными в наши дни.

Так, он утверждал, что каждый гражданин должен отдавать долг Родине, а именно, быть

полезным ей. Воспитание патриота видит, прежде всего, на примере жизни. «Представьте

себе, что в нашем обществе, в самой нашей революции, можно найти блестящие образцы

героизма,

гениального

творчества,

больших

исторических

действий.

И

потому

среди

нашей молодёжи есть порыв к героизму, любовь к героическому поступку...»

Я уверен, что если бы вдруг неожиданно пришлось нашим детям проявить свою

любовь

к

Родине,

пожертвовать

жизнью,

то

они

пожертвовали

бы»

[2].

Одним из

наиболее важных качеств настоящего гражданина-патриота, по мнению А.С.Макаренко,

является дисциплинированность, которая тесно связана с трудолюбием.

Еще одна яркая личность в педагогике советского периода - В.А. Су-

хомлинский. Он в своих педагогических трудах рассматривает проблемы

нравственного

и

патриотического

воспитания,

формирования

у

детей

чувства

интернационализма, дружбы народов, высокой гражданственности, гуманизма и других

качеств человека.

Наставления В. А. Сухомлинского не является сухими методическими инструкциями,

они

сформулированы

на

богатейшем

опыте

народной

педагогики,

иллюстрируются

яркими примерами из жизни людей, сказками, легендами, пословицами и поговорками.

Главная идея его педагогической системы - воспитать настоящего человека. Размышляя,

кто

такой

человек,

Сухомлинский

В.А.

пишет:

«Человек

это

сила

духа,

которая

проявляется

как

нравственная

доблесть,

начинается

с

веры

в

нравственные

святыни

нашего Отечества, народа» [4].

1.Белинский В. Г. . Полное собрание сочинений: в 12 т. Т. 4. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 470

с.

2.Образование

в

условиях

формирования

нового

типа

культуры:

материалы

круглого

стола. 7 окт. 2002 года. - СПб.: ГУЛ, 2012. - 203с.

3.Розов А.Н. Русский народный земледельческий календарь. - М.: Современник, 1999.-

220с.

4.Сысоева

Н.А.

Использование

устного

народного

творчества

как

средства

народной

педагогики в воспитании патриотизма будущих учителей. - Волгоград, 2013. - с. 61-67



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники