Автор: Идрисова Асият Хирамагомедовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ПОУ "Гуманитарно-педагогический колледж"
Населённый пункт: Махачкала ,Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы формирования патриотических чувств на различных этапах становления российского общественного сознания.
Раздел: среднее профессиональное
Старший преподаватель ПОУ «ГПК» Идрисова Асият Хирамагомедовна
Проблемы формирования патриотических чувств на различных этапах становления
российского общественного сознания.
Аннотация. Статья
посвящена
проблеме
формирования
патриотического
воспитания
молодежи в российской истории. Вопросы воспитания патриота проходили в условиях
острых
противоречий,
нашедших
свое
отражение
в
общественной,
политической
и
экономической жизни России.
Ключевые слова. Патриотизм, народность, патриотическое воспитание, патриотическая
идея, патриотические знания.
На протяжении столетия в России складывались нравственные устои, развивалась и
формировалась
культурная
сторона
жизни
людей.
С
течением
времени
определились
основы воспитания детей, которые передавались из поколения в поколение и определялись
самим народом.
В начале 18 века происходило обновление национальной государственной идеи: на
смену религиозному мировоззрению пришли светские принципы, главные из которых -
служение
Отечеству,
своим
близким.
Педагогическая
система
воспитания
М.В.
Ломоносова основывалась на формировании человека-патриота, стержневыми качествами
которого должна быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбию,
бескорыстное служение на благо Родины.
Следующим
этапом
развития
патриотической
идеи
можно
считать
на чало
девятнадцатого
века.
Это
время
ознаменовано
подъемом
патриотизма.
Отечественная
война 1812 года объединила и сплотила различные слои общества. Все люди встали на
защиту России.
Разгром армии Наполеона воспринимался как национальная победа, как спасение от
порабощения и гибели.
Анализируя педагогические взгляды В.Г. Белинского, можно утверждать, что он
стремится к гармонизации взаимоотношений человека и общества. Человек, по мнению
критика, становится личностью, не только развивая свой внутренний потенциал, но и
проявляя
способность
к
созданию
неудовлетворенности
любыми
формами
несправедливости. Человек должен стремиться к идеалу. Этот идеал В.Г. Белинский видит
в преобразовании общества, требует от личности служения государству и народу. [ 1]
Вторая половина XIX века — время бурного развития общественно-педагогической
мысли в России. Большим шагом на пути модернизации России стали реформы 60-70
годов XIX века, они совершили глубокий ментальный сдвиг, способствовали бурному
развитию капиталистических отношений в стране.
Педагогика шла вперед, открывались школы, ставились новые цели и задачи в
образовании, хотя большинству населения, по-прежнему, обучение было недоступно. Все
передовые
педагогические
и
литературно-публицистические
журналы
распространяли
идею о воспитании и образовании, о народной школе. В общественной жизни и педагогике
появились новые понятия патриотизм и патриотическое воспитание
В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский на основе широкого
исторического, философского и педагогического материала выдвигает и обосновывает
центральную идею, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы
называем народность.
Идею народности К.Д. Ушинского поддерживали известные деятели педагогической
науки: С.А. Рачинский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой. С.А. Рачинский пришел в педагогику
уже с идеей сделать школу народной, чему способствовала родовая связь с землей и
желанием послужить на благо Отечества. В основе его педагогической системы лежит
семейное
воспитание,
традиции
русской
народной
жизни
и
ее
православные
устои.
Воспитывая в детях чувство самосознания, любви к родному краю, С.А. Рачинский приме -
нял народные педагогические средства изучения родного края, пословицы и поговорки,
русские песни, народные ремесла, обычаи и традиции. В то же время он считал, что
«русский народ - народ глубоко верующий, и первая его практическая потребность есть
общение с божеством» [3]. Это и является, по его мнению, характерной чертой русского
народа.
Все творчество Л.Н. Толстого отличается демократизмом, гуманизмом, патриотизмом.
В статье «О народном образовании» он пишет: «Народное образование в настоящее время
для нас, русских людей, есть единственная сознательная деятельность для достижения
наибольшего счастья всего человечества».
Таким образом, Л.Н. Толстой на практике закреплял и развивал пат риотические
знания детей через непосредственное их участие в трудовой деятельности на благо своей
Родины. Собственным примером показывал безграничную любовь к месту, где он живет,
участвовал во всех видах крестьянского труда бескорыстно.
Поводя итог сказанному, необходимо отметить, что на протяжении ис следуемого
периода
идеи
патриотического
воспитания
глубоко
укоренились
в
отечественной
педагогике, а с появлением педагогических сочинений постепенно внедрялись в школьную
практику. Педагоги 18-19 века считали задачи патриотического воспитания важными в
педагогической деятельности учителей в народной школе.
Значительные изменения происходили в начале 20 века в социально-экономическом
плане,
этот
период
занимает
исключительное
место
в
исторических
судьбах
нашей
Родины.
Для педагогической мысли начала 20 века продолжается поиск содер жания и форм
патриотического воспитания.
В целом начало XX века было отмечено резким ростом
неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере образова -
ния.
Сформировавшийся в новых условиях советский патриотизм в наибольшей мере
показал свою жизненную силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот
период тяжелейших, за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась
на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого, поистине святого понятия, которое
вдохновило многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя
спасения родной земли.
Характерно,
что,
создавая
«завтрашнюю
педагогику»,
А.С.
Макаренко
так
проектировал
целостную
личность
своего
воспитанника,
что
многие
ведущие
его
положения, не оценённые современниками, стали важными и актуальными в наши дни.
Так, он утверждал, что каждый гражданин должен отдавать долг Родине, а именно, быть
полезным ей. Воспитание патриота видит, прежде всего, на примере жизни. «Представьте
себе, что в нашем обществе, в самой нашей революции, можно найти блестящие образцы
героизма,
гениального
творчества,
больших
исторических
действий.
И
потому
среди
нашей молодёжи есть порыв к героизму, любовь к героическому поступку...»
Я уверен, что если бы вдруг неожиданно пришлось нашим детям проявить свою
любовь
к
Родине,
пожертвовать
жизнью,
то
они
пожертвовали
бы»
[2].
Одним из
наиболее важных качеств настоящего гражданина-патриота, по мнению А.С.Макаренко,
является дисциплинированность, которая тесно связана с трудолюбием.
Еще одна яркая личность в педагогике советского периода - В.А. Су-
хомлинский. Он в своих педагогических трудах рассматривает проблемы
нравственного
и
патриотического
воспитания,
формирования
у
детей
чувства
интернационализма, дружбы народов, высокой гражданственности, гуманизма и других
качеств человека.
Наставления В. А. Сухомлинского не является сухими методическими инструкциями,
они
сформулированы
на
богатейшем
опыте
народной
педагогики,
иллюстрируются
яркими примерами из жизни людей, сказками, легендами, пословицами и поговорками.
Главная идея его педагогической системы - воспитать настоящего человека. Размышляя,
кто
такой
человек,
Сухомлинский
В.А.
пишет:
«Человек
это
сила
духа,
которая
проявляется
как
нравственная
доблесть,
начинается
с
веры
в
нравственные
святыни
нашего Отечества, народа» [4].
1.Белинский В. Г. . Полное собрание сочинений: в 12 т. Т. 4. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 470
с.
2.Образование
в
условиях
формирования
нового
типа
культуры:
материалы
круглого
стола. 7 окт. 2002 года. - СПб.: ГУЛ, 2012. - 203с.
3.Розов А.Н. Русский народный земледельческий календарь. - М.: Современник, 1999.-
220с.
4.Сысоева
Н.А.
Использование
устного
народного
творчества
как
средства
народной
педагогики в воспитании патриотизма будущих учителей. - Волгоград, 2013. - с. 61-67