Напоминание

"Особенности песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Ядрецева Алла Владимировна
Должность: Педагог - Психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности песочной игротерапии для детей с ограниченными

возможностями здоровья

Психолог МБДОУ

Детский сад № 21, г. Владимира

Ядрецева А.В.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной

деятельности ребенка. Самая лучшая игрушка для детей- кучка песка (писал К. Д.

Ушинский). Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке

строится дом, высаживаются деревья, создаётся семья. С помощью песочных игр

малыши воссоздают шаткое равновесие между миром ребёнка и миром взрослых.

Песочная игротерапия для детей с ОВЗ - прекрасная возможность выразить

отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на

мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребёнка. Наблюдения и

опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное

самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка, развивают

мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и

саморазвития человека. Поскольку игра происходит в контексте сказочного

мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения

беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя

ситуацию в песочнице, особенный ребенок получает опыт самостоятельного

разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт

самостоятельных конструктивных изменений он легко переносит в реальность.

Поэтому песочная игротерапия становится актуальным предметом внедрения в

практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой

организации образовательного процесса, при которой качественное обучение,

развитие и воспитание детей способствует коррекции и укреплению их

здоровья.

Песочная игротерапия используется для детей от трех до шести летнего

возраста, как здоровьесберегающий компонент в практической коррекционно-

развивающей деятельности психолога дошкольного учреждения.

Эффект применения здоровьесберегающей технологии заключается во

включении действенных методов и приемов песочной игротерапии в систему

коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт

детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в

своих силах, помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

В качестве принципов песочной игротерапии можно выделить:

1. Творческий характер коррекционно-образовательного процесса.

Использованием в образовательной деятельности активных методов и

форм игрового обучения.

2. Создание коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей снятие

всех стрессобразующих факторов образовательного процесса. Атмосфера

доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для

каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития

детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

3. Обеспечение мотивации коррекционно-образовательной

деятельности. Осознание ребенком успешности в самостоятельной и

совместной деятельности

4. Рациональная организация двигательной активности. Смена видов

деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы

и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо

во избежание переутомления детей.

5.

Построение коррекционно-образовательного процесса в

соответствии с закономерностями становления психических функций.

Одними из любимых творческих игр детей с использованием песка стали

игры «Животные и растения леса, пустыни, саванны и тропиков», «Чей это

след?», «Песочные дюны», «Плывущий дельфин», «Берег больших черепах»,

«Танцующие песчинки», «Цирк приехал», «Дары природы», «Кондитерская

фабрика», «Космодром», «Песочные авторалли», «Бал зверей», «Герои любимых

мультфильмов», «Найди друга», «Морские животные», «Любимый город» и

многие другие направленные на коррекцию и развитие познавательных

процессов дошкольника.

Игры на песке – одна из форм любимой деятельности ребёнка

дошкольного возраста. Именно поэтому можно использовать песочницу в

развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая

различные истории, ребёнку передаются наши знания и жизненный опыт,

события и законы окружающего мира. Дошкольники с большим восторгом

воспринимают такие занятия. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное

состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической

чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребёнка прислушиваться к

себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию

активного восприятия, творческого воображения, произвольного внимания,

мышления, памяти и развития речи. Но главное – ребёнок получает опыт

рефлексии, учится понимать себя и других. Так закладывается база для

дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, развития

познавательных процессов дошкольников и оздоравливающей терапии для

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева., Т. М. Грабенко “Чудеска на песке.

Практикум по песочной терапии” СПб: Речь 2005г.

2 О. Ю. Епанчинцева “Роль песочной терапии в развитии эмоциональной

сферы детей дошкольного возраста” СПб: Детство-Пресс 2010г.

3 Использование креативных методов в коррекционно-развивающей

работе. Учебно-методическое пособие: Образование 2004г. Составитель

Н. А. Сакович.

4 Е. Л. Милютина “Психотерапевтические рецепты на каждый день ” М.

“Независимая фирма Класс” 2001 г.

5 А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик “Подарки фей”. Развивающая

сказкотерапия для детей. СПб: Речь 2008г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники