Напоминание

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей.


Автор: Рукосуева Людмила Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 6
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Логопедический проект "Поиграем с ветерком"
Тема: Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедический проект

«ПОИГРАЕМ С ВЕТЕРКОМ»

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике

фонетических нарушений речи у детей.

Составил: учитель-логопед Рукосуева Л.Н.

Актуальность

Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их

речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного,

призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно

связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное

звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого

соблюдения

пауз,

сохранение

плавности

речи

и

интонационной

выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его

ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме

того,

дыхательные

упражнения

не

только

влияют

на

формирование

правильного

речевого

дыхания,

помогают

научить

ребенка

правильно

произносить те или иные звуки, но и укрепляют здоровье детей.

Звуки

речи

образуются

при

определенном

положении

артикуляционного

аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В

зависимости

от

того,

куда

направлена

воздушная

струя

в

ротовую

или

носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного

аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха

через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через

рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется

достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик

языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует

прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки,

то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать

постановку,

например,

свистящих

звуков,

необходимо

научить

ребенка

правильной

выработке

воздушной

струи.

Развивать

дыхание

помогают

различные

игры

и

упражнения.

Упражнения

дыхательной

гимнастики

проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие»

Тип проекта – игровой

По числу участников – индивидуальный, подгрупповой

По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

По характеру контактов – в контакте с семьей

Участники проекта

1. Дети МБДОУ № 6 зачисленные на логопункт

2. Воспитатели

3. Специалист: учитель-логопед

4. Родители

Место реализации – МДОБУ № 6

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развитие

диафрагмального типа дыхания.

Задачи:

1.

Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.

2.

Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.

3.

Развитие сильного плавного выдоха:

- на материале гласных звуков

- на материале согласных звуков

- на материале слогов, слов

- на материале предложений и фраз.

4.

Формирование и закрепление диафрагмального типа дыхания.

Ожидаемый результат:

- дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более

- чёткой, разборчивой;

- разработан перспективный план;

- создана картотека игр, упражнений по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

1.Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

2.Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с

речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном

процессе.

3.Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе

оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Организационный

- Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.

- Составление перспективного плана работы над дыханием.

- Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного

дыхания.

2 этап -

Практический

Работа с детьми:

- Выработка длительного плавного выдоха.

- Дифференциация ротового и носового выдоха.

- Выработка глубокого вдоха.

- Формирование физиологического дыхания, развитие его силы.

- Развитие силы голоса и речевого дыхания.

- Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных

звуков.

-

Закрепление

диафрагмального

дыхания

на

материале

слогов,

слов

и

предложений.

Работа с родителями:

- Оформление папки - передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания

детей».

- Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников».

- Индивидуальные консультации для родителей.

- Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого

дыхания».

Работа с педагогами:

- Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».

- Оформление памятки для воспитателей групп «Изготовление игр и пособий

по развитию дыхания у детей».

- Посещение занятий по речевому развитию у воспитателей.

3 этап – Итоговый

- Участие детей, занимавшихся на логопункте, в мероприятиях ДОУ.

- Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания.

План реализации проекта:

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

июнь-август

«Сдуй жука, бабочку с цветка»

«Подуй на бабочку»

сентябрь

«Подуй на листочки»

«Ветерок»

«В лесу»

октябрь- ноябрь

«Подуй на вертушку»

«Подуй на облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь

«Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

март

«Подуй на чай»

«Эхо»

«Чья птичка дальше улетит»

апрель

«Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май

«Забей мяч в ворота»

«Чья птичка дальше улетит»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых

условий

постановки

звуков.

Работу

по

воспитанию

воздушной

струи

необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного

звукопроизношения,

наряду

с

развитием

фонематического

слуха

и

артикуляционной

моторики.

Правильное

речевое

дыхание-основа

для

нормального

звукопроизношения,

речи

в

целом.

Работа,

направленная

на

развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.

При

педагогическом

воздействии

овладение

правильным

дыханием

идет

быстрее,

раньше

происходит

удлинение

и

усиление

внеречевого

выдоха,

удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее

поставить необходимые звуки.

В

перспективе: поиск

и

разработка

новых

инновационных

форм

коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии

со всеми участниками образовательного процесса.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники