Автор: Белоглазова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: поселок Мичуринский, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника»
(из опыта работы Белоглазовой Е. С.)
Дошкольный возраст – самый важный этап становления личности. Он
является благоприятным периодом для социального развития, и значимым
для вхождения ребенка в мир взрослых отношений. Процесс социализации
детей
вводит
ребенка
во
взрослую
жизнь,
является
фундаментом
в
становлении и проявлении социальной культуры.
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно
актуальна, т.к. ФГОС реализует положение о том, что в каждом дошкольном
отделении образовательной организации необходимо создавать условия для
полноценного
социального
развития
детей:
предоставлять
ребенку
возможно сть
проявлять
социальную
мотивацию,
с п о с о б н о с т ь
самостоятельно
выбирать
адекватный
ситуации
стиль
поведения,
совершенствовать личные отношения с окружающими.
Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и
многоплановый.
В
зависимости
от
успешности
адаптационного
процесса
ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую
обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с
требованиями социума.
Для решения этой проблемы в нашем дошкольном отделении решили
ввести
новую технологию
эффективной
социализации
дошкольников,
как «Клубный час».
Вы
спросите,
что
такое
«Клубный
час»?
-
«Клубный
час» -
это
особая современная
технология р а з в и т и я
л и ч н о с т и
р е б ё н к а .
Педагогическая технология заключается в том, что дети могут, в течение
одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому
саду
соблюдая
определенные
правила
поведения,
Детям
предлагается
примерить
на
себя
разные
роли.
Они
становятся
продавцами,
врачами,
воспитателями, инспекторами, мамами и папами и по звону колокольчика
возвращаться в группу. В каждой группе педагоги должны организовывать
сюжетно-ролевые
игры,
такие
как:
«Библиотека»,
«Парикмахерская»,
«Музей», «Кинотеатр», «Дом», «Больница».
Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро и поэтому, на
рефлексивном кругу опираясь на интересы детей, в какую игру будем играть,
дети отдали предпочтения игре «Больница», так как в этой игре ребенок не
только отражает реальную жизнь, но и перестраивает её, эта игра имеет и
развивающее значение. Здесь в комплексе можно решить задачи умственного,
нравственного, трудового и эстетического развития детей. А так же данная
игра формирует у детей знания, о своем организме, о строении своего тела,
органах, о способах их лечения, о лекарственных травах и медикаментах. В
процессе игры ребенок уточняет и закрепляет знания о профессии врача,
фармацевта, физиотерапевта, о работе скорой помощи, МЧС.
Кроме того, эта игра учит детей успешно жить и действовать сообща,
оказывать
помощь
друг
другу.
Здесь
развивается
чувство
коллективизма,
взаимовыручки,
ответственности
за
свои
действия,
коммуникативные
качества.
Сюжетно
–
ролевая
игра
«Больница»
-
творческая
игра,
свободная
от
регламентации,
игра,
которая
позволяет
ребенку
выразить
свои
фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий
простор
для
проявлений
творчества,
активности
и
смекалки,
фантазии,
любознательности, для самореализации.
В
нашей
группе
была
организованна
игровая
среда.
Совместно
с
детьми
соорудили
регистратуру,
кабинет
врача,
аптеку,
машину
скорая
помощь.
Поставили
стол,
стул,
игрушечную
кушетку,
ширму,
на
тумбе
разложили медицинские принадлежности, поставили игрушечный шкафчик с
лекарствами, вешалку с халатами и шапочками для врачей.
Родители
активно
участвовали
в
оформлении
игрового
уголка.
Большое
количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр
сделано своими руками: костюмы для врача, медсестры, для врача скорой
помощи, машина скорой помощи, в виде чехла на стульчик, для регистратуры
- карточки больных, талончики, для аптеки подобраны небольшие баночки,
наполненные
таблетками
из
бумаги,
капельница,
бикс,
компьютер,
распечатаны снимки, кардиограммы.
Каждый месяц учебного года мы проживали определенную ситуацию и по
каждой
ситуации
были
организованны
и
обыграны
сюжеты,
такие
как,
«Медицинский
кабинет»,
«Поликлиника»,
«На
приеме
у
стоматолога»,
«Запись на прием к врачу», «Процедурный кабинет», «Поход в аптеку»,
«Больница»,
«Скорая
помощь»,
«Аптека»,
«Посещение
окулиста»,
«Ветлечебница», «Лесная больница», «Госпиталь».