Автор: Грушина Инна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №50" г. Тула
Населённый пункт: п. Шатск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Литературное краеведение"(из опыта работы)
Раздел: среднее образование
ТЕМА РАБОТЫ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ПОДГОТОВИЛА ГРУШИНА И.Е.
1.
Актуальность опыта.
Литературное краеведение – это то направление, посредством которого
учитель-словесник может реализовать в учебной практике так называемый
региональный компонент.
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем
понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена,» - утверждал
академик Д.С. Лихачёв.
Тульский край, его природа, героическая история всегда были
неисчерпаемыми источниками вдохновения многих художников слова.
Актуальность опыта заключается в том, что сегодня необходимо
сформировать у молодого поколения понимание сопричастности ко всему,
что происходит на родной земле: это послужит становлению личности,
зарождению чувства долга за судьбу малой родины, даст стране сынов
Отечества.
2.
Главная идея опыта.
Главная идея опыта состоит в том, что, повышая общий уровень культуры
учащихся, школа поможет обществу в целом преодолеть притяжение
отрицательной энергии негатива дня. Альтернативой бешеной гонке за
дармовым «миллионом» может послужить личная скромность графа Льва
Толстого. А будущий губернатор области постарается пополнять фонд
социальной защиты населения так же исправно, как свой личный счёт в
банке; не забудет вовремя подумать о сети теплоснабжения, ибо его ещё
ребёнком поразил в самое сердце факт из жизни великих людей: Л. Толстой
не только давал деньги крестьянам на покупку коровы, но и пешком ходил в
Тулу, чтобы на свои деньги купить сруб для погорельцев. И при этом ему
было невыносимо стыдно, оттого что он не в силах был помочь всем
нуждающимся.
3.
Педагогические концепции, которые лежат в основе опыта.
В основе работы по литературному краеведению лежит сбор и обработка
дидактического материала, который должен послужить в дальнейшем
осуществлению учебных задач, очерченных обязательным минимумом
содержания образования:
- осмысление «всечеловечности» русской литературы, истоков её
гуманизма и народности;
- видение соотношения жизненной правды и художественного вымысла в
литературных произведениях.
Литературное краеведение поможет учащимся понять нравственную,
социальную, мировоззренческую, историко-культурную проблематику
русской литературы в целом:
- человек в его отношении к обществу, природе;
- преемственность поколений;
- человек и время, человек и нация;
- духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
4. Результат работы учителя.
Конкретным результатом работы с дидактическим материалом,
содержащим региональный компонент, станет сформированный навык
идейно-содержательного анализа текста, что послужит успешной сдаче
экзамена по предмету. Чтобы написать итоговое сочинение, мало обладать
хорошей памятью, орфографическими и пунктуационными навыками, нужно
уметь выстраивать логическое высказывание. Системная работа над текстом
– предпосылки успеха.
Итак, актуальность опыта продиктована не только воспитательными
мотивами, но и требованиями школьной программы. А если выпускник
средней школы в письменное сочинение по литературе добавит к
шаблонным оценкам критики свою собственную, - учитель будет
вознаграждён сторицей.
5.Характеристика основных элементов данной педагогической системы.
1) Особенности организации содержания обучения:
- использование текстов местных авторов;
- дифференциация содержания ( по уровням сложности и объёму): для
среднего звена – тексты для подробных изложений повествовательного
характера с элементами описания, диктанты с текстами местных авторов; для
старшего – изложение текста публицистического характера, комплексный
анализ текста, сопоставительный анализ художественных образов,
выразительных средств языка;
- расширение, углубление содержания (краеведческая направленность тем:
«Тульский край в современной поэзии», «Штрихи к портрету писателя-
земляка», внеклассного мероприятия – топоигры «Музею-усадьбе «Ясная
Поляна» - …лет»).
2) Особенности организации учебно- познавательной деятельности
школьников:
- нетрадиционная форма урока (урок-конференция «Изучение языка
тульского телевидения, радио и прессы», Урок памяти В. Астафьева
(посещение писателем Ясной Поляны), типологический и стилистический
анализ текста «Имя Толстого свято»;
- оригинальные методы, приёмы, формы, средства обучения, контроля и
оценки знаний, умений учащихся. ( Доклад «Наблюдение за лексическим
богатством языка произведений Л. Толстого»; лингвистический анализ языка
местных авторов-публицистов; сочинение на тему «Судьба родного края в
судьбе людей», «Мой замечательный земляк» и др. );
- новые правила, алгоритмы учебной деятельности (при выполнении
заданий самостоятельной и контрольной работ, требующих иллюстраций
собственными примерами, использовать местный материал; в сочинениях по
драматическим произведениям упоминать, была ли постановка пьесы на
сцене тульского театра, как её встретили зрители; в докладах «Язык и
культура» приводить образцы высокого художественного слова поэтов-
классиков, Л. Толстого, И. Тургенева, а также отображать негативные явления
в местном говоре, искажающие литературную норму; при характеристике
эпохи Ивана Грозного ссылаться на зарисовку образа М.Ю. Лермонтовым и
эпической поэзией Тульской губернии (Собрание народных песен П.В.
Киреевского); соотносить И.А. Крылова с иносказаниями в коротких рассказах
Л. Толстого).
6. Заключение.
Перспектива развития данной системы – стимулирование поисково-
исследовательской активности учащихся, ведение дневниковых записей вот
время экскурсий, оформление прозаических этюдов (эссе), составление
тестовых заданий на основе литературно-краеведческих знаний, сбор
интересного местного материала, усиление прикладного аспекта
(привлечение к работе юных художников, фотографов-любителей),
использование во внеклассных мероприятиях поэтических находок юных
поэтов.