Напоминание

"Литературное краеведение"(из опыта работы)


Автор: Грушина Инна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №50" г. Тула
Населённый пункт: п. Шатск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Литературное краеведение"(из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕМА РАБОТЫ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ПОДГОТОВИЛА ГРУШИНА И.Е.

1.

Актуальность опыта.

Литературное краеведение – это то направление, посредством которого

учитель-словесник может реализовать в учебной практике так называемый

региональный компонент.

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем

понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена,» - утверждал

академик Д.С. Лихачёв.

Тульский край, его природа, героическая история всегда были

неисчерпаемыми источниками вдохновения многих художников слова.

Актуальность опыта заключается в том, что сегодня необходимо

сформировать у молодого поколения понимание сопричастности ко всему,

что происходит на родной земле: это послужит становлению личности,

зарождению чувства долга за судьбу малой родины, даст стране сынов

Отечества.

2.

Главная идея опыта.

Главная идея опыта состоит в том, что, повышая общий уровень культуры

учащихся, школа поможет обществу в целом преодолеть притяжение

отрицательной энергии негатива дня. Альтернативой бешеной гонке за

дармовым «миллионом» может послужить личная скромность графа Льва

Толстого. А будущий губернатор области постарается пополнять фонд

социальной защиты населения так же исправно, как свой личный счёт в

банке; не забудет вовремя подумать о сети теплоснабжения, ибо его ещё

ребёнком поразил в самое сердце факт из жизни великих людей: Л. Толстой

не только давал деньги крестьянам на покупку коровы, но и пешком ходил в

Тулу, чтобы на свои деньги купить сруб для погорельцев. И при этом ему

было невыносимо стыдно, оттого что он не в силах был помочь всем

нуждающимся.

3.

Педагогические концепции, которые лежат в основе опыта.

В основе работы по литературному краеведению лежит сбор и обработка

дидактического материала, который должен послужить в дальнейшем

осуществлению учебных задач, очерченных обязательным минимумом

содержания образования:

- осмысление «всечеловечности» русской литературы, истоков её

гуманизма и народности;

- видение соотношения жизненной правды и художественного вымысла в

литературных произведениях.

Литературное краеведение поможет учащимся понять нравственную,

социальную, мировоззренческую, историко-культурную проблематику

русской литературы в целом:

- человек в его отношении к обществу, природе;

- преемственность поколений;

- человек и время, человек и нация;

- духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

4. Результат работы учителя.

Конкретным результатом работы с дидактическим материалом,

содержащим региональный компонент, станет сформированный навык

идейно-содержательного анализа текста, что послужит успешной сдаче

экзамена по предмету. Чтобы написать итоговое сочинение, мало обладать

хорошей памятью, орфографическими и пунктуационными навыками, нужно

уметь выстраивать логическое высказывание. Системная работа над текстом

– предпосылки успеха.

Итак, актуальность опыта продиктована не только воспитательными

мотивами, но и требованиями школьной программы. А если выпускник

средней школы в письменное сочинение по литературе добавит к

шаблонным оценкам критики свою собственную, - учитель будет

вознаграждён сторицей.

5.Характеристика основных элементов данной педагогической системы.

1) Особенности организации содержания обучения:

- использование текстов местных авторов;

- дифференциация содержания ( по уровням сложности и объёму): для

среднего звена – тексты для подробных изложений повествовательного

характера с элементами описания, диктанты с текстами местных авторов; для

старшего – изложение текста публицистического характера, комплексный

анализ текста, сопоставительный анализ художественных образов,

выразительных средств языка;

- расширение, углубление содержания (краеведческая направленность тем:

«Тульский край в современной поэзии», «Штрихи к портрету писателя-

земляка», внеклассного мероприятия – топоигры «Музею-усадьбе «Ясная

Поляна» - …лет»).

2) Особенности организации учебно- познавательной деятельности

школьников:

- нетрадиционная форма урока (урок-конференция «Изучение языка

тульского телевидения, радио и прессы», Урок памяти В. Астафьева

(посещение писателем Ясной Поляны), типологический и стилистический

анализ текста «Имя Толстого свято»;

- оригинальные методы, приёмы, формы, средства обучения, контроля и

оценки знаний, умений учащихся. ( Доклад «Наблюдение за лексическим

богатством языка произведений Л. Толстого»; лингвистический анализ языка

местных авторов-публицистов; сочинение на тему «Судьба родного края в

судьбе людей», «Мой замечательный земляк» и др. );

- новые правила, алгоритмы учебной деятельности (при выполнении

заданий самостоятельной и контрольной работ, требующих иллюстраций

собственными примерами, использовать местный материал; в сочинениях по

драматическим произведениям упоминать, была ли постановка пьесы на

сцене тульского театра, как её встретили зрители; в докладах «Язык и

культура» приводить образцы высокого художественного слова поэтов-

классиков, Л. Толстого, И. Тургенева, а также отображать негативные явления

в местном говоре, искажающие литературную норму; при характеристике

эпохи Ивана Грозного ссылаться на зарисовку образа М.Ю. Лермонтовым и

эпической поэзией Тульской губернии (Собрание народных песен П.В.

Киреевского); соотносить И.А. Крылова с иносказаниями в коротких рассказах

Л. Толстого).

6. Заключение.

Перспектива развития данной системы – стимулирование поисково-

исследовательской активности учащихся, ведение дневниковых записей вот

время экскурсий, оформление прозаических этюдов (эссе), составление

тестовых заданий на основе литературно-краеведческих знаний, сбор

интересного местного материала, усиление прикладного аспекта

(привлечение к работе юных художников, фотографов-любителей),

использование во внеклассных мероприятиях поэтических находок юных

поэтов.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники