"Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования, как средство развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста"
Автор: Ивкова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад №46 Населённый пункт: п.Молочный, Мурманска обл. Наименование материала: статья Тема: "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования, как средство развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нетрадиционного оборудования, как средство развития
коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Ивкова Светлана Александровна, воспитатель,
МДОУ ЦРР детский сад №46,
п.Молочный, Мурманская обл.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».
В.А.Сухомлинский
Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из
приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество
предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности.
Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка:
игру, продуктивные виды деятельности, развлечения, прогулки и другие.
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного
образования является «создание благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием
всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и
сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только
с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный
человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является.
Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является
развитие речи, речевого общения.
Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления
личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и
познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов,
знаний, умений и навыков, а также других психических качеств.
Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков
ребёнка во многом зависит от организации комплексной работы по данному
направлению в дошкольном учреждении.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения
речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие,
мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для
совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и
внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления
своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых
форм общения.
Бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. У
ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть,
познать, взять в руки, все время меняет положение предметов, изучает их под
разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных
способностей, мелких мышечных движений. Малыши могут часами
вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот,
открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов. Вплоть до
трех лет дети используют для изучения предметов один из генетически
первых способов ознакомления с ними - через рот (лижут, надкусывают).
Тесная связь между предметной деятельностью и развитием речи
объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко
расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев.
Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться
речь.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и кистями
рук: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких
движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи-
диалогической и монологической форм) в различных формах детской
деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи,
требует обеспечения полноценного развития во всех образовательных
областях через различные виды детской деятельности.
Виды детской деятельности направленные на развитие мелкой
моторики рук:
пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и
народных сказок;
массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
игры с природным материалом;
игры с предметами домашнего обихода;
игры с песком и водой;
пальчиковый театр;
художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).
Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, которые
обеспечат полноценное развитие воспитанников в процессе всех видов
детской деятельности.
Одним из условий является создание интереса через игры с нетрадиционным
материалом.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную
деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает
общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует
движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к
осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Все игры с предметами сопровождаются стихами. Для детей проговаривание
стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом
преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой,
четкой и эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко
запоминаются.
Например, катая массажный мячик , или, массажируя пальчики зубной
щеткой, ребенок приговаривает:
Бежит ежик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс,-
Жалко ежика до слез.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики - удальчики!
В играх с прищепками -
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
- Дай, хозяйка, корма мне
раньше, чем моей родне.
«Ходьба» по клеточкам решетки пальчиками:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
Выкладывание узоров из шерстяных или холщевых ниток разной
толщины и длины на бархатной бумаге,
позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию
тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой . Мы
соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями.
Суть метода заключается в следующем. В тазик наливаем немного воды, вода
должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы
разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая
наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков,
рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные
клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно
предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития
тактильных ощущений – «выловить» предметы: гладкие, шершавые, тяжелые
легкие и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес,
развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение
концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу
положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического
развития.
Игры с крупами – отличный и увлекательный вид игр для самых
маленьких, способствующий развитию мелкой моторики пальчиков,
координации движений, памяти, внимания, слухового восприятия. И не
только! Оказывается, при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит
активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество
таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так,
например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию
речи. Рисование на крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем
насыпан крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев,
ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной
инструкции, инсценируют стихи или песенки.
Из комканной разноцветной бумаги может получиться любая объемная
игрушка или игрушка – аппликация:
• Снеговик из трех белых комочков разных размеров с нарисованной
рожицей.
• Шарик с рисунком на нитке.
• Озорное весеннее желтое солнышко.
• Любопытный колобок.
• Яблоки в корзине и т.д.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего
развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит
возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к
рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений
пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у
детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.