Напоминание

"Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования, как средство развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста"


Автор: Ивкова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад №46
Населённый пункт: п.Молочный, Мурманска обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования, как средство развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нетрадиционного оборудования, как средство развития

коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Ивкова Светлана Александровна, воспитатель, МДОУ ЦРР детский сад №46, п.Молочный, Мурманская обл. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». В.А.Сухомлинский Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка: игру, продуктивные виды деятельности, развлечения, прогулки и другие. Одним из принципов, положенных в основу
ФГОС дошкольного

образования
является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения. Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребёнка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Бурное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки, все время меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений. Малыши могут часами вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов. Вплоть до
трех лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними - через рот (лижут, надкусывают). Тесная связь между предметной деятельностью и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться речь. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и кистями рук: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи, требует обеспечения полноценного развития во всех образовательных областях через различные виды детской деятельности.
Виды детской деятельности направленные на развитие мелкой

моторики рук:
пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с природным материалом; игры с предметами домашнего обихода; игры с песком и водой; пальчиковый театр; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация). Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, которые обеспечат полноценное развитие воспитанников в процессе всех видов детской деятельности. Одним из условий является создание интереса через игры с нетрадиционным материалом. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Все игры с предметами сопровождаются стихами. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Например, катая
массажный мячик
, или, массажируя пальчики
зубной

щеткой,
ребенок приговаривает: Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс,- Жалко ежика до слез. Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики - удальчики!
В играх с прищепками -
Вот проснулся, Встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок: - Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.
«Ходьба» по клеточкам решетки пальчиками:
В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.
Выкладывание узоров из шерстяных или холщевых ниток разной

толщины и длины на бархатной бумаге,
позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят
игры с водой
. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В тазик наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы: гладкие, шершавые, тяжелые легкие и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу
положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Игры с крупами
– отличный и увлекательный вид игр для самых маленьких, способствующий развитию мелкой моторики пальчиков, координации движений, памяти, внимания, слухового восприятия. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Рисование на крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.
Из комканной разноцветной бумаги
может получиться любая объемная игрушка или игрушка – аппликация: • Снеговик из трех белых комочков разных размеров с нарисованной рожицей. • Шарик с рисунком на нитке. • Озорное весеннее желтое солнышко. • Любопытный колобок. • Яблоки в корзине и т.д. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.





В раздел образования