Труд и его роль в воспитании детей дошкольного возраста
Автор: Латвис Наталия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ д/с №70 комбинированного вида Приморского района Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Труд и его роль в воспитании детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Труд – это могучий воспитатель (А. С. Макаренко). Но что же такое труд для
ребенка? Труд для ребенка – это то, что развивает маленького человека, помогает
ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а
воспитывается с самого раннего детства. Трудовое воспитание – это совместная
деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие общетрудовых
умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор
профессии. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего
поколения, великие педагоги (К. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский)
часто затрагивали тему труда в своих работах. «Труд – первое основное условие
всей человеческой жизни.» Труд людей в обществе всегда направлен на создание
материальных и духовных ценностей. Но труд детей не имеет и не может иметь
такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют самого ребенка или
окружающих его взрослых. Труд увлекает ребенка, позволяет ему почувствовать
свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная
трудовая деятельность объединяет детей общими эмоциональными
переживаниями. Труд дошкольника прочно связан с игрой. Именно в игре
осуществляются первые манипулятивные действия, в ролевых играх ребенок
отражает трудовые действия взрослого. Дошкольная педагогика выделяет
следующие основные задачи трудового воспитания детей: - ознакомление с
трудом взрослых и воспитание уважения к нему
- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам
- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности
- воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в
коллективе и для коллектива.
В семье, в детском саду, в доступном ему общественном окружении ребенок
повсюду сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Вначале
внимание детей привлекают лишь внешние моменты (трудовые действия,
движение механизмов, машин, но в процессе последовательного ознакомления
детей с трудом взрослых, позволяет сформировать у них представление о сути и
значении труда. Знания дошкольников о труде взрослых формируют у них
правильное отношение к труду, однако они могут остаться формальными, если не
будут сочетаться с трудом самих детей. В ходе обучения трудовым навыкам
взрослый формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им
посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует
допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток
самостоятельно справиться с предложенным делом, так как именно в этих случаях
рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Труд должен
приносить детям радость от достигнутых результатов, от своей полезности
другим.
Труд детей в детском саду многообразен и это позволяет поддерживать у них
интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда:
•
Самообслуживание
(направлено на уход за собой – умывание, раздевание, одевание, уборка постели,
подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой
деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу
ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно
усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
•
Хозяйственно-бытовой труд
необходим в повседневной жизни, хотя его результаты не столь заметны. Этот
труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке,
помощь взрослым при организации режимных процессов.
•
Труд в природе
предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными,
выращивание растений в уголке природы, на огороде или в цветнике. Этот вид
труда имеет большое значение для развития наблюдательности, воспитания
бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
•
Ручной труд
– развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки,
формирует интерес к работе, стремление выполнить работу как можно лучше. В
процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями,
осваивают навыки работы с инструментами, учатся бережно относиться к
материалам и орудиям труда.
Но необходимо помнить, что труд становится средством воспитания только тогда,
когда он носит систематический характер и приносит детям радость от полезности
своих действий и от достигнутых результатов.