Конспект НОД по Окружающему миру по теме: "На помощь весне"
Автор: Глупова Юлия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №134 Населённый пункт: Курганская область, г.Курган Наименование материала: Конспект Тема: Конспект НОД по Окружающему миру по теме: "На помощь весне" Раздел: дошкольное образование
Глупова Ю.Г. воспитатель МБДОУ «Детский сад №134» города Кургана
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Окружающий мир» по теме «На помощь Весне» в старшей
группе детского сада.
Цель: Закрепить представление о весне как о времени года.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать представления о весне.
- Закреплять представления о характерных признаках каждого весеннего месяца.
- Закреплять представления о певчих птицах.
- Закреплять умение составлять предложения с использованием символов.
- Побуждать отвечать на вопросы полными, грамматически правильно построенными предложениями.
- Совершенствовать доказательную речь.
- Упражнять в образовании новых слов путем слияния двух целых слов.
- Обогатить словарь за счет выражения «замок».
- Активизировать в речи слова и выражения: водоплавающие птицы, певчие птицы, ранняя весна, жаворонок, зяблик,
скворец, ледоход, первоцвет, проталина.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательного интереса, слухового восприятия, памяти, мышления.
- Развивать двигательную активность.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к весенним явлениям в природе, к птицам родного края.
- Воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Форма-подгрупповая.
Методические приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Оборудование: альбом с фотографиями о весне, поощрительные медали.
Предварительная работа: образовательные ситуации «Оденься на прогулку весной», «Весенние месяцы»; чтение книг
«Какие месяцы в году?» Т.А. Шорыгиной, «Четыре времени года» С.А. Веретенниковой; знакомство с пословицами,
приметами
о
весне;
дидактические
игры
«Назови
одним
словом»,
«Март
с
водою,
май
с
травою»;
разучивание
физкультминутки «Грач качался в гамаке…», отгадывание загадок о весне, весенних явлениях погоды; знакомство с
фольклорным календарем; беседа о птицах; прослушивание пения птиц; знакомство с пословицами и поговорками о
птицах.
Ход взаимодействия
Этап
длительность
Задачи
Содержание
1.Предварительная
работа
2. Педагогическое
сопровождение
ситуаций
затруднения
1.Организаци
онный
момент,
проблемная
ситуация,
3 мин.
-
Мотивировать детей
на деятельность
.
Дети свободно играют. Воспитатель приносит альбом с
фотографиями о весне. Воспитатель с детьми
рассматривает альбом.
- Ребята, когда вы шли в детский сад в какую одежду вы
были одеты? …
- Почему вы были так одеты? …
- Дети, на дворе уже весна и значит, должно быть, тепло,
но раз на улице холодно может быть весна, задерживается?
Давайте ее найдем и узнаем, что случилось. Вы согласны?
…
(включается
мультимедийное
изображение
Вьюги
-
Завирухи)
Предварительная
работа - создание
ф о т о а л ь б ом а
о
весне.
-образовательная
ситуация «Оденься
н а
п р о г у л к у
весной».
Вьюга-Завируха: - Это я, Вьюга – Завируха, Весну в свой
замок под кодовый замок спрятала - усыпила, а то придет
Весна, и я растаю. А вам её не вызволить. Спасти её
могут
только
самые
умные
дети,
которым
по
силам
выполнить мои задания.
- Что будем делать, дети? …
-
Дети,
а
вы
помните,
Вьюга-Завируха
говорила
про
кодовый
замок,
за
которым
она
Весну
спрятала.
Я
слышала,
что
открыть
его
можно,
если
собрать
в
эту
корзинку самые характерные признаки Весны.
Дидактическ
ое
упражнение
«Составь
предложение »
3 мин.
-
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
составлять предложения с
использованием
символов.
-Продолжать
закреплять
п р е д с т а в л е н и я
о
признаках весны.
- Развивать мышление.
- А вот и первая примета
- «Составьте предложение о весне».
-
Детям
одновременно
предлагается
две
таблицы,
на
первой
из
которых
изображены
символы:
солнце,
снег,
проталины,
почка; на второй таблице – желтый лист,
созревшие плоды, пшеничный колос.
Дети
выбирают
таблицу
с
весенними
признаками
и
составляют по ней предложение.
- Какую таблицу, положим в волшебную корзинку?
Педагогическое
сопровождение
ситуаций затруднения
п о
з а д а н н ы м
символам.
Индивидуальная
работ а
с
д е т ь м и ,
испытывающими
затруднения.
(Кладут таблицу с весенними признаками в корзинку)
- Молодцы дети.
Дидактическ
ое
упражнение
«Ответь на
вопрос»
3 мин.
- Побуждать отвечать на
в о п р о с ы
п о л н ы м и ,
грамматически правильно
построенными
предложениями.
-
Активизировать
в
речи
выражения:
водоплавающие
птицы,
певчие
птицы,
ранняя
весна.
-Воспитывать
интерес
к
весенним
явлениям
в
природе.
-Развивать в память.
- А вот и вторая примета:
- Ответьте на вопросы о весне:
- Какая птица открывает весну? (Весну открывает грач).
- В каком месяце весны, реки ото льда вскрываются? (Реки
вскрываются в апреле).
- Какие водоплавающие птицы прилетают весной? (Весной
прилетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди).
-
Какие
певчие
птицы
прилетают
весной?
(Весной
прилетают певчие птицы: скворцы, соловьи, жаворонки).
- Какую характерную
весеннюю примету,
вы хотите
положить в волшебную корзинку?
(Дети выбирают примету и кладут изображение птицы в
корзинку).
- Молодцы дети, хорошо справились.
-
Ч т е н и е
к н и г и
«Какие
ме сяцы
в
г о д у ? »
Т . А .
Шорыгиной;
-
знакомство
с
пословицами о весне
Дидактическ
ое
- У п р а ж н я т ь
в
образовании
новых
слов
А вот и третья примета:
- Я буду читать предложения, а вы угадайте что это?
Дидактическая
игра
« Н а з о в и
о д н и м
упражнение
« Что это? »
2 мин.
п у т е м
с л и я н и я
д ву х
целых слов.
- Активизировать словарь
д е т е й
з а
сч е т
с л о в :
ледоход,
первоцвет,
проталина.
-
Развивать
мышление,
память.
(Детям, задаются вопросы сопровождающиеся показом
картинки)
1. Лед идет по реке? …
2. Первый Цветок …
3.Участок земли с растаявшим снегом? …
4. Цветок распустившийся из под снега?...
5. Звери меняют шубку? …
6. Вода, вышедшая из берегов? …
-
Какое
из
названных
весенних
явлений
вам
хочется
выбрать?
(Дети выбирают одно из весенних явлений и кладут
соответствующую картинку в корзинку)
- Молодцы ребята.
словом».
Чтение книги
«Четыре времени
года» С.А.
Веретенникова
Физкультмин
утка
«Грач
качался
в гамаке…»
2 мин.
- Развивать двигательную
активность детей.
Одной
из
характерных
примет
весны
является
прилет
перелетных птиц, давайте в них превратимся.
Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону).
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).
Мимо лебеди летели (покачивание руками).
И на веточку присели (приседание).
Разучивание
физкультминутки
« Гр а ч
к а ч а л с я
в
гамаке…»
Веточка качается, (покачивание руками).
- Неплохо получается.
Дидактическ
ое
упражнение
«Отгадай
загадку».
2 мин.
-
Продолжать
закреплять
п р е д с т а в л е н и я
о
признаках весны.
-
Развивать
мышление,
память
А вот и четвертая примета:
- Вьюга-Завируха приготовила нам загадки, они помогут
нам спасти Весну, давайте же их отгадаем скорей:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет…
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький…
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка…
-
Какую
характерную
весеннюю
примету
вы
хотите
положить в волшебную корзинку? (дети выбирают
–
понравившуюся картинку и кладут ее в корзинку)
-Молодцы дети.
Дидактическ
ое
упражнение
«Поставь
по-
порядку»
2 мин.
-
Закрепление
с
детьми
н а з в а н и й
в е с е н н и х
м е с я ц е в
и
и х
последовательность.
А вот и пятая примета:
-
Обозначьте
цифрами
порядок
следования
весенних
месяцев.
2 Апрель
3 Май
1 Март
(Дети выбрали последовательность весенних месяцев и
положили в корзинку карточки)
- Молодцы дети.
Расширение
представлений
детей
о порядке следования
месяцев в году.
Дидактическ
ое
упражнение
«Чей голос?».
2 мин.
Закреплять представления
о певчих птицах.
Активизировать
р еч ь
детей за счет слов:
ж а в о р о н о к ,
з я б л и к ,
А вот и шестая примета:
- Прослушайте запись голосов птиц, определите
- Чьи голоса вы услышали? (Жаворонок, Зяблик, Скворец)
-
Надо
положить
в
волшебную
корзинку
картинку,
изображающую птицу, которая весной первая веселит нас
- беседа о птицах;
-
п р о с л у ш и в а н и е
пения птиц;
- знакомство с
п о с л о в и ц а м и
и
скворец.
-
Развивать
с л у хо во е
восприятие, память
Воспитывать
интерес
к
птицам родного края.
своим пением?
-
Дети
какая
это
птица?
(«Скворец
–
первый
весны
певец»).
-Молодцы дети!
(Дети
вместе
с
воспитателем
кладут
картинку
с
изображением Скворца в корзинку)
п о г о в о р к а м и
о
птицах.
Дидактическ
ое
упражнение
« Б е з
ч е г о
в е с н ы
н е
бывает?»
3 мин.
-
С и с т е м а т и з и р о в а т ь
п р е д с т а в л е н и я
о
характерных
признаках
весны
-
С о в е р ш е н с т в о в а т ь
доказательную речь.
-
Обогатить
словарь
за
счет выражения «замок»
- Содействовать развитию
памяти, мышления.
-Воспитывать
отзывчивость,
желание
помочь
Все весенние приметы мы собрали в волшебную корзинку,
теперь нам нужно попасть в замок Вьюги – Завирухи.
Поможет нам в этом наша волшебная корзинка, для этого
нам нужно хором повторить стихотворение о Весне:
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
- А вот и замок Вьюги - Завирухи, давайте скорее кодовый
замок отпирать, Весну выручать!
(появляется
мультимедийное
изображение
Вьюги-
Завирухи).
Вьюга-Завируха: - Нет, подождите, мой замок не откроется,
пока вы не объясните, самые ли характерные приметы
Индивидуальная
работ а
с
д е т ь м и ,
испытывающими
затруднения.
весны вы выбрали?
(дети берут картинки и рассказывают Вьюге - Завирухе,
почему они их выбрали).
(На
мультимедийном
изображении
п оя в л я ет с я
открывающийся замок).
Вьюга-Завируха, грозя детям пальцем, улетает на Север, а
Весна «просыпается»:
Ох, как долго я спала,
Запустила все дела!
Я порядок наведу,
Птиц я с юга приглашу,
Оживлю я почки – клейкие листочки.
Все отмою, просушу,
Всех на праздник приглашу!
- Спасибо, дети, что спасли меня.
- Примите от меня подарки.
Весна вручает детям медали.
- Молодцы ребята, но нам уже пора возвращаться.
- До свидания Весна, в детский сад нам возвращаться пора.
-
Беремся
за
волшебную
корзинку
и
произносим
стихотворение о весне:
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Итог НОД,
3 мин.
- Вот мы и оказались в детском саду.
- Что вам особенно запомнилось? …
- О каком времени года мы с вами беседовали? …
-
-