Напоминание

Конспект НОД по Окружающему миру по теме: "На помощь весне"


Автор: Глупова Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №134
Населённый пункт: Курганская область, г.Курган
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по Окружающему миру по теме: "На помощь весне"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Глупова Ю.Г. воспитатель МБДОУ «Детский сад №134» города Кургана Конспект непосредственной образовательной деятельности «Окружающий мир» по теме «На помощь Весне» в старшей группе детского сада. Цель: Закрепить представление о весне как о времени года. Задачи: Обучающие: - Систематизировать представления о весне. - Закреплять представления о характерных признаках каждого весеннего месяца. - Закреплять представления о певчих птицах. - Закреплять умение составлять предложения с использованием символов. - Побуждать отвечать на вопросы полными, грамматически правильно построенными предложениями. - Совершенствовать доказательную речь. - Упражнять в образовании новых слов путем слияния двух целых слов. - Обогатить словарь за счет выражения «замок».
- Активизировать в речи слова и выражения: водоплавающие птицы, певчие птицы, ранняя весна, жаворонок, зяблик, скворец, ледоход, первоцвет, проталина. Развивающие: - Способствовать развитию познавательного интереса, слухового восприятия, памяти, мышления. - Развивать двигательную активность. Воспитывающие: - Воспитывать интерес к весенним явлениям в природе, к птицам родного края. - Воспитывать отзывчивость, желание помочь. Форма-подгрупповая. Методические приемы: словесные, наглядные, игровые, практические. Оборудование: альбом с фотографиями о весне, поощрительные медали. Предварительная работа: образовательные ситуации «Оденься на прогулку весной», «Весенние месяцы»; чтение книг «Какие месяцы в году?» Т.А. Шорыгиной, «Четыре времени года» С.А. Веретенниковой; знакомство с пословицами, приметами о весне; дидактические игры «Назови одним словом», «Март с водою, май с травою»; разучивание физкультминутки «Грач качался в гамаке…», отгадывание загадок о весне, весенних явлениях погоды; знакомство с фольклорным календарем; беседа о птицах; прослушивание пения птиц; знакомство с пословицами и поговорками о птицах.
Ход взаимодействия
Этап

длительность

Задачи

Содержание

1.Предварительная

работа

2. Педагогическое

сопровождение

ситуаций

затруднения

1.Организаци

онный

момент,

проблемная

ситуация,

3 мин.
- Мотивировать детей на деятельность . Дети свободно играют. Воспитатель приносит альбом с фотографиями о весне. Воспитатель с детьми рассматривает альбом. - Ребята, когда вы шли в детский сад в какую одежду вы были одеты? … - Почему вы были так одеты? … - Дети, на дворе уже весна и значит, должно быть, тепло, но раз на улице холодно может быть весна, задерживается? Давайте ее найдем и узнаем, что случилось. Вы согласны? … (включается мультимедийное изображение Вьюги - Завирухи) Предварительная работа - создание ф о т о а л ь б ом а о весне. -образовательная ситуация «Оденься н а п р о г у л к у весной».
Вьюга-Завируха: - Это я, Вьюга – Завируха, Весну в свой замок под кодовый замок спрятала - усыпила, а то придет Весна, и я растаю. А вам её не вызволить. Спасти её могут только самые умные дети, которым по силам выполнить мои задания. - Что будем делать, дети? … - Дети, а вы помните, Вьюга-Завируха говорила про кодовый замок, за которым она Весну спрятала. Я слышала, что открыть его можно, если собрать в эту корзинку самые характерные признаки Весны.
Дидактическ

ое

упражнение
«Составь предложение
»
3 мин.
-
З а к р е п л я т ь у м е н и е составлять предложения с использованием символов. -Продолжать закреплять п р е д с т а в л е н и я о признаках весны. - Развивать мышление. - А вот и первая примета - «Составьте предложение о весне». - Детям одновременно предлагается две таблицы, на первой из которых изображены символы: солнце, снег, проталины, почка; на второй таблице – желтый лист, созревшие плоды, пшеничный колос. Дети выбирают таблицу с весенними признаками и составляют по ней предложение. - Какую таблицу, положим в волшебную корзинку? Педагогическое сопровождение ситуаций затруднения п о з а д а н н ы м символам. Индивидуальная работ а с д е т ь м и , испытывающими затруднения.
(Кладут таблицу с весенними признаками в корзинку) - Молодцы дети.
Дидактическ

ое

упражнение
«Ответь на вопрос» 3 мин. - Побуждать отвечать на в о п р о с ы п о л н ы м и , грамматически правильно построенными предложениями. - Активизировать в речи выражения: водоплавающие птицы, певчие птицы, ранняя весна. -Воспитывать интерес к весенним явлениям в природе. -Развивать в память. - А вот и вторая примета: - Ответьте на вопросы о весне: - Какая птица открывает весну? (Весну открывает грач). - В каком месяце весны, реки ото льда вскрываются? (Реки вскрываются в апреле). - Какие водоплавающие птицы прилетают весной? (Весной прилетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди). - Какие певчие птицы прилетают весной? (Весной прилетают певчие птицы: скворцы, соловьи, жаворонки). - Какую характерную весеннюю примету, вы хотите положить в волшебную корзинку? (Дети выбирают примету и кладут изображение птицы в корзинку). - Молодцы дети, хорошо справились. - Ч т е н и е к н и г и «Какие ме сяцы в г о д у ? » Т . А . Шорыгиной; - знакомство с пословицами о весне
Дидактическ

ое
- У п р а ж н я т ь в образовании новых слов А вот и третья примета: - Я буду читать предложения, а вы угадайте что это? Дидактическая игра « Н а з о в и о д н и м

упражнение

«
Что это?
»
2 мин. п у т е м с л и я н и я д ву х целых слов. - Активизировать словарь д е т е й з а сч е т с л о в : ледоход, первоцвет, проталина. - Развивать мышление, память. (Детям, задаются вопросы сопровождающиеся показом картинки) 1. Лед идет по реке? … 2. Первый Цветок … 3.Участок земли с растаявшим снегом? … 4. Цветок распустившийся из под снега?... 5. Звери меняют шубку? … 6. Вода, вышедшая из берегов? … - Какое из названных весенних явлений вам хочется выбрать? (Дети выбирают одно из весенних явлений и кладут соответствующую картинку в корзинку) - Молодцы ребята. словом». Чтение книги «Четыре времени года» С.А. Веретенникова
Физкультмин

утка
«Грач качался в гамаке…» 2 мин. - Развивать двигательную активность детей. Одной из характерных примет весны является прилет перелетных птиц, давайте в них превратимся. Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону). Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад). Мимо лебеди летели (покачивание руками). И на веточку присели (приседание). Разучивание физкультминутки « Гр а ч к а ч а л с я в гамаке…»
Веточка качается, (покачивание руками). - Неплохо получается.
Дидактическ

ое

упражнение
«Отгадай загадку». 2 мин. - Продолжать закреплять п р е д с т а в л е н и я о признаках весны. - Развивать мышление, память А вот и четвертая примета: - Вьюга-Завируха приготовила нам загадки, они помогут нам спасти Весну, давайте же их отгадаем скорей: Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет… Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький… Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только круглое окошко, Не пролезет даже кошка…
- Какую характерную весеннюю примету вы хотите положить в волшебную корзинку? (дети выбирают – понравившуюся картинку и кладут ее в корзинку) -Молодцы дети.
Дидактическ

ое

упражнение
«Поставь по- порядку» 2 мин. - Закрепление с детьми н а з в а н и й в е с е н н и х м е с я ц е в и и х последовательность. А вот и пятая примета: - Обозначьте цифрами порядок следования весенних месяцев. 2 Апрель 3 Май 1 Март (Дети выбрали последовательность весенних месяцев и положили в корзинку карточки) - Молодцы дети. Расширение представлений детей о порядке следования месяцев в году.
Дидактическ

ое

упражнение
«Чей голос?». 2 мин. Закреплять представления о певчих птицах. Активизировать р еч ь детей за счет слов: ж а в о р о н о к , з я б л и к , А вот и шестая примета: - Прослушайте запись голосов птиц, определите - Чьи голоса вы услышали? (Жаворонок, Зяблик, Скворец) - Надо положить в волшебную корзинку картинку, изображающую птицу, которая весной первая веселит нас - беседа о птицах; - п р о с л у ш и в а н и е пения птиц; - знакомство с п о с л о в и ц а м и и
скворец. - Развивать с л у хо во е восприятие, память Воспитывать интерес к птицам родного края. своим пением? - Дети какая это птица? («Скворец – первый весны певец»). -Молодцы дети! (Дети вместе с воспитателем кладут картинку с изображением Скворца в корзинку) п о г о в о р к а м и о птицах.

Дидактическ

ое

упражнение
« Б е з ч е г о в е с н ы н е бывает?» 3 мин. - С и с т е м а т и з и р о в а т ь п р е д с т а в л е н и я о характерных признаках весны - С о в е р ш е н с т в о в а т ь доказательную речь. - Обогатить словарь за счет выражения «замок» - Содействовать развитию памяти, мышления. -Воспитывать отзывчивость, желание помочь Все весенние приметы мы собрали в волшебную корзинку, теперь нам нужно попасть в замок Вьюги – Завирухи. Поможет нам в этом наша волшебная корзинка, для этого нам нужно хором повторить стихотворение о Весне: Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. - А вот и замок Вьюги - Завирухи, давайте скорее кодовый замок отпирать, Весну выручать! (появляется мультимедийное изображение Вьюги- Завирухи). Вьюга-Завируха: - Нет, подождите, мой замок не откроется, пока вы не объясните, самые ли характерные приметы Индивидуальная работ а с д е т ь м и , испытывающими затруднения.
весны вы выбрали? (дети берут картинки и рассказывают Вьюге - Завирухе, почему они их выбрали). (На мультимедийном изображении п оя в л я ет с я открывающийся замок). Вьюга-Завируха, грозя детям пальцем, улетает на Север, а Весна «просыпается»: Ох, как долго я спала, Запустила все дела! Я порядок наведу, Птиц я с юга приглашу, Оживлю я почки – клейкие листочки. Все отмою, просушу, Всех на праздник приглашу! - Спасибо, дети, что спасли меня. - Примите от меня подарки. Весна вручает детям медали.
- Молодцы ребята, но нам уже пора возвращаться. - До свидания Весна, в детский сад нам возвращаться пора. - Беремся за волшебную корзинку и произносим стихотворение о весне: Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Итог НОД, 3 мин. - Вот мы и оказались в детском саду. - Что вам особенно запомнилось? … - О каком времени года мы с вами беседовали? … -
-


В раздел образования