Автор: Хруцкая Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 88 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: проект по экологическому воспитанию детей младшей группы
Тема: "Обитатели леса"
Раздел: дошкольное образование
Проект
по экологическому воспитанию
детей младшей группы
Тема: «Обитатели леса»
Автор проекта:
воспитатель МКДОУ д/с № 88
Хруцкая О.В.
Новосибирск, 2018
Тип проекта: Познавательно - коммуникативный.
Возраст детей: Младшая группа (3-4 лет)
Период выполнения проекта: Краткосрочный (02.04.18-06.04.18)
Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатели, родители,
музыкальный руководитель.
Актуальность. Мир
животных
необычайно
разнообразен
и
привлекателен для детей. Еще с раннего детства многие из ребят имеют
такую
нужную
возможность
контактов
с
животными.
Однако
дети
в
недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках,
питании
и
жилищах
диких
животных.
Дети
не
владеют
обобщающим
понятием, не умеют описывать предметы.
Цель проекта: Воспитание у детей любви и заботливого отношения к
природе.
Задачи проекта:
1) Образовательная: способствовать углублению и обобщению знаний
детей о диких животных, птицах, деревьях; расширять представление о лесе
и
его
обитателях,
продолжить
знакомить
детей
с
характерными
особенностями времен года, повысить речевую активность .
2) Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к жизни
леса
и
его
обитателям;
развивать
память,
умение
анализировать,
делать
выводы, развивать умение слушать друг друга.
3) Воспитательная: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умение
вести себя в лесу, воспитывать любовь, бережное отношение к природе,
проявлять
заботу
и
внимание
ко
всему
живому,
формировать
доброжелательность.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
· Формирование основ экологической культуры
· Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
· У детей будут сформированы знания о диких животных (заяц,
лиса, волк, медведь), их детенышах, повадках и среде обитания.
· Установление
причинно-следственных
связей
между
образом
жизни и средой обитания.
· Развитие
у
детей
устойчивого
интереса
к
представителям
животного мира – диким животным;
· Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ,
укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Выполнение проекта
Основополагающий вопрос: Кто они - эти дикие животные?
Проблемные вопросы
1.
Живут в лесу – значит дикие животные.
2.
Сами строят жилище и находят пищу.
3.
Почему животные не носят одежду.
4.
Зачем заяц и белка меняют шубку.
5.
Что произойдет, если взять дикое животное в дом.
6.
Можно ли нам позаботиться о диких животных.
Учебные вопросы
1.
Название диких животных;
2.
Места их обитания;
3.
Части тела;
4.
Внешний
вид
животных
(заяц,
лиса,
медведь
и
др.),
их
отличительные признаки;
5.
Образ жизни, еда в разное время года.
Этапы проекта
1 Этап. Подготовительный.
· Взаимодействие с детьми и их родителями.
· Выбор темы проекта.
· Постановка целей, задач.
· Определение методов.
· Подбор художественной литературы.
· Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
· Картотека:
Артикуляционные
упражнения
на
тему
«Дикие
животные».
· Библиотека:
Стихи,
потешки
для
развития
мелкой
моторики.
Загадки.
· Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.
2 Этап. Реализация проекта.
· В
процессе
организованной
образовательной
деятельности,
в
режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить различать и
правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания.
· Участие родителей в реализации проекта
Формы работы:
· ООД
· Дидактические игры
· Подвижные игры
· Пальчиковые игры
· Речевые игры
· Сюжетно ролевые игры
· Театрализованная деятельность
· Продуктивная деятельность
· Чтение художественной литературы
· Музыкально-ритмические движения
Реализация проекта в разных видах деятельности
Виды
деятельности
ООД
и
совместная
образовательная
деятельность
в
режимных моментах
Игровая
Дидактическая игра: «Чей детеныш?", «Что за зверь?»,
«Кто, кто в теремочке живет?». «Отгадай и назови», «Кто
лишний», «Мама и малыш», «Кто в лесу живет».
Сюжетно ролевая игра:«Зоопарк», «Путешествие в лес»,
«Дома для животных»
Драматизация сказки «Теремок», «Заюшкина избушка»
Двигательная
Подвижные
игры:
«Зайка
беленький
сидит»,
«Мишка
косолапый»,
«Лиса
и
зайцы»,
«Пройди
мишкой
-
проползи мышкой», «У медведя во бору»
Пальчиковые игры по теме дикие животные
Познавательное
развитие
1. ООД «Лесные жители»
2. ООД «В лес по заснеженной дорожке»
3. ООД «Как звери готовятся к зиме»
4.Беседа «Обитатели наших лесов»
5. Беседа «Сравнение диких и домашних животных».
6. Беседа «Что мы узнали о диких животных»
7Беседа
с
сюрпризным
моментом
«Зайка
в
гости
прискакал»
Чтение
художественной
литературы
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»,
«Заюшкина избушка»
Показ настольного театра «Рукавичка». Рассказывание В.
Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
Показ
сюжетных
картинок
по
сказкам«Три
медведя»,
«Рукавичка», «Колобок»
Чтение стихов, потешек, загадок о диких животных
Музыка
Прослушивание
фонограмм:
разучивание
движений,
передающих характер животных
Физическое
развитие
Утренняя гимнастика «Медвежата», «Зайчики».
Художественно-
эстетическое
развитие
1.ООД
Лепка
«Угостим
зайку
морковкой»,
«Грибочки
для ежика»
2 .ООД Рисование «Следы зверей»
3. Конструирование «Домик для животных»
4.
Участие
с
работами
по
теме
проекта
в VI
Всероссийском конкурсе детского рисунка «Зеркальный
отпечаток»
Содержание проектной деятельности.
Понедельник
В первую половину дня
1. Беседа «Обитатели наших лесов»
2. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
3. ООД по развитию речи «Лесные жители»
4. П/и «Зайка беленький сидит»
Во вторую половину дня
1. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»,
2. Дидактическая игра: «Что за зверь?»
3. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
3. Предложить детям раскраски по теме
Вторник
В первую половину дня
1. Беседа «Сравнение диких и домашних животных».
2. Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика «Лесные жители».
3. ООД по фэмп «В лес по заснеженной дорожке»
4. П/и «Мишка косолапый»
Во вторую половину дня
1. Дидактические игры «Мама и малыш»
2. Конструирование «Домик для животных»
3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».
4. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в лес»
Среда
В первую половину дня
1. Показ сюжетных картинок по сказкам «Три медведя»,
2.ООД Лепка «Угостим зайку морковкой»
3. Дидактическая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»
4. п/и «Лиса и зайцы»
Во вторую половину дня
1. Чтение и заучивание стихов о животных:
2. Дидактическая игра «Кто в лесу живет».
3. Показ сюжетных картинок по сказке «Теремок»
4. Сюжетно ролевая игра «Дома для животных»
Четверг
В первую половину дня
1.Беседа с сюрпризным моментом «Зайка в гости прискакал».
2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
3. ООД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме»
4. п/и «Пройди мишкой - проползи мышкой»
Во вторую половину дня
1.Драматизация сказки «Теремок»
2. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
3. Выполнение работ для VI Всероссийского конкурса детского рисунка
« Зеркальный отпечаток»
Пятница
В первую половину дня
1. Беседа «Что мы узнали о диких животных наших лесов»:
2. ООД Рисование «Следы зверей»
3. Пальчиковый театр «Колобок»
4. п/и «У медведя во бору»
Во вторую половину дня
1.Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
2 . П р о с л у ш и в а н и е
ф о н о г р а м м :
р а зу ч и в а н и е
д в и ж е н и й ,
передающих характер животных
Работа с родителями.
· Мини-книжки о диких животных.
· Изготовление масок для игр.
· Оформление папки-передвижки «Дикие животные наших лесов».
3. Итоговый этап.
· Оформление фотовыставки по итогам проекта.
· Создание выставки детских работ.
. Презентация проект.
Выводы:
Проект «Обитатели леса» направлен на знакомство детей с дикими
животными,
их
связью
со
средой
обитания,
осознанно-правильное
отношение к представителям животного мира.
В результате проведенной работы отмечено:
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного
мира – диким животным;
-
активное
включение
родителей
в
педагогический
процесс
ДОУ,
укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Благодаря
проведенным
занятиям,
беседам,
игровой
деятельности
произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Литература
1. С.Н.
Николаева.
Экологиче ское
во спитание
младших
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
2. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим
миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
3. О.А.
Скоролупова.
Домашние
животные
и
дикие
животные
средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
4. « О т
р о ж д е н и я
д о
ш к о л ы »
П р и м е р н а я
о с н о в н а я
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
(пилотный
вариант) / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. -
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.