Автор: Попова Ольга Владимировна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: cтатья
Тема: Профессиональное развитие педагогов ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
«Профессиональное развитие педагогов ДОУ: современные подходы»
Не вызывает сомнения тот факт, что одним из наиболее значимых направлений
деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового
потенциала. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
креативные и предприимчивые педагоги, которые могут самостоятельно принимать
решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством
ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый
план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им
личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая
позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов
взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции
педагога дошкольного образования обеспечивает замену традиционных ценностей обучения
на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его
образования.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как
субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие
профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных
позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения,
проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего
выбор определенной профессиональной позиции, и недостаточно разработанной
технологией содействия, необходимым (в связи с новыми образовательными стандартами)
личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.
Особенностью руководства и управления на современном этапе является удовлетворение
актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для
включения педагога в творческий поиск. Управленческая деятельность, реализуемая на
всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти
каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов.
Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является
аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это
процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение
ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует
деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации
обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане
работы детского сада.
Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются
возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования
профессиональной позиции воспитателя.
На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности
позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания
носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения
на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-
теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного
учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания
воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно
профессиональных позиций.
Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования
содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования
приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального
образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда
ДОУ, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических
действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует
формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора
процесса повышения квалификации.
Обучение педагогов в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую
деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная
деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной
активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с
современными требованиями в той или иной области.
Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации
новых образовательных стандартов должна быть ориентирована на развитие следующих
педагогических умений, а именно:
Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с
позиции требований новых стандартов (родительское собрание, массовое
мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности
личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-
образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по
отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции
требований новых образовательных стандартов;
Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного
мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными
особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях
перехода и реализации новых образовательных стандартов; разработать план,
программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и
задачами воспитания и развития детей;
Организаторских: умение применять в педагогической практике современные
образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-
образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды
деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы
воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации
образовательного процесса.
Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования
профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки
педагогических и организационно-управленческих условий формирования и
совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания.
Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью
образовательной деятельности в педагогическом процессе.