Напоминание

Профессиональное развитие педагогов ДОУ.


Автор: Попова Ольга Владимировна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: cтатья
Тема: Профессиональное развитие педагогов ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Профессиональное развитие педагогов ДОУ: современные подходы»

Не вызывает сомнения тот факт, что одним из наиболее значимых направлений

деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового

потенциала. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,

креативные и предприимчивые педагоги, которые могут самостоятельно принимать

решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,

конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством

ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый

план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им

личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая

позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов

взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции

педагога дошкольного образования обеспечивает замену традиционных ценностей обучения

на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его

образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как

субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие

профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных

позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к

профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения,

проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего

выбор определенной профессиональной позиции, и недостаточно разработанной

технологией содействия, необходимым (в связи с новыми образовательными стандартами)

личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.

Особенностью руководства и управления на современном этапе является удовлетворение

актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для

включения педагога в творческий поиск. Управленческая деятельность, реализуемая на

всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти

каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов.

Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является

аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это

процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение

ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует

деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации

обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане

работы детского сада.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются

возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования

профессиональной позиции воспитателя.

На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности

позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания

носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения

на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-

теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного

учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания

воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно

профессиональных позиций.

Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования

содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования

приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального

образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда

ДОУ, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических

действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует

формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора

процесса повышения квалификации.

Обучение педагогов в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую

деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная

деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной

активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с

современными требованиями в той или иной области.

Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации

новых образовательных стандартов должна быть ориентирована на развитие следующих

педагогических умений, а именно:

Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с

позиции требований новых стандартов (родительское собрание, массовое

мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности

личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-

образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по

отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции

требований новых образовательных стандартов;

Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного

мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными

особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях

перехода и реализации новых образовательных стандартов; разработать план,

программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и

задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: умение применять в педагогической практике современные

образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-

образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды

деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы

воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации

образовательного процесса.

Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования

профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки

педагогических и организационно-управленческих условий формирования и

совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания.

Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью

образовательной деятельности в педагогическом процессе.



В раздел образования