Напоминание

"Дидактическая игра как средство речевого развития детей раннего возраста"


Автор: Ануфриева Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Зернышко"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как средство речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство речевого развития детей раннего

возраста

Ануфриева Людмила Александровна

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Зернышко» г.Соликамск

Проблема исследования: экспериментальным путём проверить,

являются ли дидактические игры эффективным средством речевого развития

детей раннего возраста?

Цель

исследования:

изучение

эффективности

использования

дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста.

Объект

исследования:

процесс речевого развития детей раннего

возраста средствами дидактических игр.

Предмет

исследования:

процесс

речевого

развития

детей

раннего

возраста с использованием дидактических игр.

Гипотеза:

процесс

речевого

развития

детей

раннего

возраста

с

использованием дидактических игр будет более эффективным при условии,

если:

- данные игры будут подобраны в соответствии с возрастными

особенностями детей;

- будут использоваться в системе.

Задачи исследования:

1.

Раскрыть

понятие

«дидактическая

игра»

и особенности

её

использования в раннем возрасте.

2.

Рассмотреть дидактическую игру как средство речевого развития у

детей раннего возраста.

3.

Разработать и реализовать программу речевого развития детей раннего

возраста с использованием дидактических игр.

4.

Изучить степень речевого развития детей раннего возраста до и после

реализации программы.

Методы исследования:

1.

Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по теме

исследования.

2.

Эмпирические: тестирование, статистическая обработка данных.

База

исследования:

МАДОУ

«Детский

сад

2

«Зернышко»

г.Соликамск.

Теоретическая

значимость: расширен

имеющийся

теоретико-

методический материал по проблеме использования дидактических игр и их

роли в речевом развитии детей раннего возраста.

Практическая

значимость:

данные

исследования

могут

быть

использованы в практической деятельности воспитателей для оптимизации

процесса речевого развития

детей раннего возраста; в консультационной

практике детских психологов, логопедов.

Совершенствование

системы

образования

требует

внедрения

в

практику

работы

общеобразовательных

учреждений,

в

том

числе

дошкольных, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение

каждому ребенку в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его

развития, получения должного образования.

В

настоящее

время

значительно

возросли

требования

к

речевому

развитию

детей

раннего

возраста.

Речевое

развитие

детей

становится

актуальной проблемой в современном обществе. Вопросы речевого развития

нашли

свое

отражение

в

федеральном

государственном

образовательном

стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательной области

«Речевое развитие».

Особую актуальность данная тема приобретает в настоящее время,

когда

наблюдается

интенсивный

приток

в

детские

сады

детей

раннего

возраста в связи с тем, что матери стараются раньше выйти на работу. При

обследовании

детей

раннего

возраста,

поступающих

в

дошкольное

учреждение,

у

большинства

из

них

выявляется

неблагополучное

речевое

развитие.

А

ведь

к

2

годам

в

самостоятельной

речи

ребенка

должно

насчитываться не менее 50 слов речь ребенка этого возраста должна быть

относительно понятной для окружающих.

Проблемы

речевого

развития

детей

раннего

возраста

отражены

в

работах

отече ственных

ученых

А.А.Леонтьева,

М.И.Лисиной,

А.В.Запорожец,

Л.Г.Соловьева.

Е.Д.Дмитриева,

Е.А.Стребелева,

В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других

авторов. Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют

без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у

Ш.Бюлара, Г.Гетцера, У.Голдфарба, Д.О.Хебба, Б.М.Фосса, Э.Л. Фрухта.

Исследователями

показано,

что

речевое

развитие

детей

должно

проводиться с учетом ведущей деятельности. В данном возрасте ведущей

деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легче

воспринимается,

быстрее

и

прочнее

усваивается

ребенком.

Игры

играют

большую роль в речевом развитии детей. В игре ребенок раннего возраста

развивается, у него формируются те стороны психики, от которых будет

зависеть

успешность

коммуникативной

деятельности.

Большое

внимание

использованию игры в детском саду уделялось отечественными педагогами

Л.А.Венгером,

А.П.Усовой,

В.Н.

Аванесовой,

А.К.

Бондаренко,

А.А.

Смоленцовой, Е.И.Удальцовой и др. В ходе игры ребенок комментирует свои

действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание, отвечает на вопросы

взрослого,

общается

со

сверстниками.

Речевому

развитию

способствуют

разнообразные словесные игры.

В

практике

работы

воспитатели

повсеместно

используют

дидактические

игры

для

решения

основных

задач

речевого

развития:

обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание

звуковой культуры и др.

Социальная значимость данной темы в теории и практике определили

выбор данной темы для работы: «Дидактическая игра как средство речевого

развития детей раннего возраста».

Реализация педагогического проекта «Дидактическая игра как средство

речевого развития

детей раннего возраста» осуществлялась в несколько

этапов. Был разработан план реализации в соответствии с этапами и сроками,

продуманы мероприятия и ответственные.

1 этап – подготовительный

Цель: Разработка содержания проекта, условий для его реализации.

На данном этапе было разработано методическое обеспечение проекта,

подобрана научная и методическая литература, проведение анализа уровня

развития речи детей раннего возраста. Проведено анкетирование родителей

«Знаете ли вы как развить речь ребенка» и родительское собрание «Развитие

речи

детей

посредством

дидактической

игры»,

с

целью повышения

педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития детей

раннего возраста посредством дидактических игр.

Данная

технология

вызвала

интерес

у

большинства

родителей

воспитанников,

которые

впоследствии

решили

участвовать

в

реализации

данного проекта.

2 этап этап активных действий

Цель: апробация и внедрение проекта в работу с детьми и родителями.

На

этапе

активных

действий были

проведены

мероприятия

по

повышению

психолого-педагогической

компетентности

родителей

по

вопросам

речевого

развития

детей

раннего

возраста

посредством

дидактической игры:

Создание альбома с иллюстрациями и потешками;

Проведение открытых занятий по развитию речи: «Домашние

животные», «Мои любимые фрукты»;

Разработка дидактических игр: «Наряди солнышко», «Веселый

барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Сорви Яблочки»,

«Волшебные пуговицы», «Шарики» и др.;

Составление перспективного планирования «Развитие речи детей

раннего возраста посредством дидактической игры»;

Создание картотеки дидактических игр.

Работа с родителями:

консультации

по

теме

«Дидактические

игры

в

развитии

речи

ребенка»,

«Какими

играми

играет

ваш

ребенок»,

«Речевая

азбука

для

родителей» и другие;

анкетирование «Знаете ли вы как развить речь ребенка»;

Родительское

собрание

«Развитие

речи

детей

посредством

дидактической игры»;

Рекомендации

родителям

по

формированию

правильной

речи

детей;

Беседы: «Какими играми играет ваш ребенок»;

Памятки

для

родителей

по

развитию

речи

детей,

«Факторы

успешного речевого развития».

Таким

образом,

на

данном

этапе

было

разработано

и

апробировано

методическое

сопровождение

по

реализации

педагогического

проекта

«Дидактическая

игра

как

средство

речевого

развития

детей

раннего

возраста».

3 этап – аналитический

Цель:

анализ

итогов

работы,

презентация

результатов

проектной

деятельности, трансляция опыта работы ДОУ в методическом пространстве

города и края.

Данный этап включал следующие мероприятия:

1.

Выявление

эффективных

приемов

по

речевому

развитию

родителей

посредством дидактических игр.

2.Анкетирование

родителей

с

целью

определения

удовлетворенности

проведенной работы.

3.Презентация наработанных материалов и опыта работы.

Данный проект помогает эффективно решать задачу подготовки к

школьному

обучению.

В

дошкольном

возрасте

игра

имеет

важнейшее

значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно

известно взрослому. Дети не ставят в игре каких либо иных целей, чем

играть. Игра для них - способ познания окружающего мира. Поэтому важно с

раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и

предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать

отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие,

тем самым способствовать полноценному развитию ребенка.

Список литературы:

1.

Бондаренко

А.

К.

«Дидактические

игры

в

детском

саду»,

-

М.:

Просвещение, 1991.

2.

«Воспитание

и

развитие

детей

раннего

возраста»:

Пособие

для

воспитателя детского сада, В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и

др., под ред. Г. М. Ляминой, - М. : Просвещение, 1981.

3.

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для

воспитателей детского сада/ Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская и др. под

ред. С. Л. Новоселовой, - М. : Просвещение, 1985.

4.

«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.

Л. Новоселовой, - М. : 1978г.

5.

«Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития

детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова,

Д. В. Сергеева и др., – М. : Просвещение, 2007.

6.

Материально-технические

ресурсы:

использование

картинки,

книг,

дидактические игры, различные фигурки животных. Различные детские

книги.

7.

Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия

развития, 2007.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники