Автор: Ануфриева Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Зернышко"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как средство речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство речевого развития детей раннего
возраста
Ануфриева Людмила Александровна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Зернышко» г.Соликамск
Проблема исследования: экспериментальным путём проверить,
являются ли дидактические игры эффективным средством речевого развития
детей раннего возраста?
Цель
исследования:
изучение
эффективности
использования
дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста.
Объект
исследования:
процесс речевого развития детей раннего
возраста средствами дидактических игр.
Предмет
исследования:
процесс
речевого
развития
детей
раннего
возраста с использованием дидактических игр.
Гипотеза:
процесс
речевого
развития
детей
раннего
возраста
с
использованием дидактических игр будет более эффективным при условии,
если:
- данные игры будут подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей;
- будут использоваться в системе.
Задачи исследования:
1.
Раскрыть
понятие
«дидактическая
игра»
и особенности
её
использования в раннем возрасте.
2.
Рассмотреть дидактическую игру как средство речевого развития у
детей раннего возраста.
3.
Разработать и реализовать программу речевого развития детей раннего
возраста с использованием дидактических игр.
4.
Изучить степень речевого развития детей раннего возраста до и после
реализации программы.
Методы исследования:
1.
Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2.
Эмпирические: тестирование, статистическая обработка данных.
База
исследования:
МАДОУ
«Детский
сад
№
2
«Зернышко»
г.Соликамск.
Теоретическая
значимость: расширен
имеющийся
теоретико-
методический материал по проблеме использования дидактических игр и их
роли в речевом развитии детей раннего возраста.
Практическая
значимость:
данные
исследования
могут
быть
использованы в практической деятельности воспитателей для оптимизации
процесса речевого развития
детей раннего возраста; в консультационной
практике детских психологов, логопедов.
Совершенствование
системы
образования
требует
внедрения
в
практику
работы
общеобразовательных
учреждений,
в
том
числе
дошкольных, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение
каждому ребенку в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его
развития, получения должного образования.
В
настоящее
время
значительно
возросли
требования
к
речевому
развитию
детей
раннего
возраста.
Речевое
развитие
детей
становится
актуальной проблемой в современном обществе. Вопросы речевого развития
нашли
свое
отражение
в
федеральном
государственном
образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательной области
«Речевое развитие».
Особую актуальность данная тема приобретает в настоящее время,
когда
наблюдается
интенсивный
приток
в
детские
сады
детей
раннего
возраста в связи с тем, что матери стараются раньше выйти на работу. При
обследовании
детей
раннего
возраста,
поступающих
в
дошкольное
учреждение,
у
большинства
из
них
выявляется
неблагополучное
речевое
развитие.
А
ведь
к
2
годам
в
самостоятельной
речи
ребенка
должно
насчитываться не менее 50 слов речь ребенка этого возраста должна быть
относительно понятной для окружающих.
Проблемы
речевого
развития
детей
раннего
возраста
отражены
в
работах
отече ственных
ученых
А.А.Леонтьева,
М.И.Лисиной,
А.В.Запорожец,
Л.Г.Соловьева.
Е.Д.Дмитриева,
Е.А.Стребелева,
В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других
авторов. Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют
без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у
Ш.Бюлара, Г.Гетцера, У.Голдфарба, Д.О.Хебба, Б.М.Фосса, Э.Л. Фрухта.
Исследователями
показано,
что
речевое
развитие
детей
должно
проводиться с учетом ведущей деятельности. В данном возрасте ведущей
деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легче
воспринимается,
быстрее
и
прочнее
усваивается
ребенком.
Игры
играют
большую роль в речевом развитии детей. В игре ребенок раннего возраста
развивается, у него формируются те стороны психики, от которых будет
зависеть
успешность
коммуникативной
деятельности.
Большое
внимание
использованию игры в детском саду уделялось отечественными педагогами
Л.А.Венгером,
А.П.Усовой,
В.Н.
Аванесовой,
А.К.
Бондаренко,
А.А.
Смоленцовой, Е.И.Удальцовой и др. В ходе игры ребенок комментирует свои
действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание, отвечает на вопросы
взрослого,
общается
со
сверстниками.
Речевому
развитию
способствуют
разнообразные словесные игры.
В
практике
работы
воспитатели
повсеместно
используют
дидактические
игры
для
решения
основных
задач
речевого
развития:
обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание
звуковой культуры и др.
Социальная значимость данной темы в теории и практике определили
выбор данной темы для работы: «Дидактическая игра как средство речевого
развития детей раннего возраста».
Реализация педагогического проекта «Дидактическая игра как средство
речевого развития
детей раннего возраста» осуществлялась в несколько
этапов. Был разработан план реализации в соответствии с этапами и сроками,
продуманы мероприятия и ответственные.
1 этап – подготовительный
Цель: Разработка содержания проекта, условий для его реализации.
На данном этапе было разработано методическое обеспечение проекта,
подобрана научная и методическая литература, проведение анализа уровня
развития речи детей раннего возраста. Проведено анкетирование родителей
«Знаете ли вы как развить речь ребенка» и родительское собрание «Развитие
речи
детей
посредством
дидактической
игры»,
с
целью повышения
педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития детей
раннего возраста посредством дидактических игр.
Данная
технология
вызвала
интерес
у
большинства
родителей
воспитанников,
которые
впоследствии
решили
участвовать
в
реализации
данного проекта.
2 этап– этап активных действий
Цель: апробация и внедрение проекта в работу с детьми и родителями.
На
этапе
активных
действий были
проведены
мероприятия
по
повышению
психолого-педагогической
компетентности
родителей
по
вопросам
речевого
развития
детей
раннего
возраста
посредством
дидактической игры:
Создание альбома с иллюстрациями и потешками;
Проведение открытых занятий по развитию речи: «Домашние
животные», «Мои любимые фрукты»;
Разработка дидактических игр: «Наряди солнышко», «Веселый
барабан», «Гусеница», «Полянка радости», «Яблонька», «Сорви Яблочки»,
«Волшебные пуговицы», «Шарики» и др.;
Составление перспективного планирования «Развитие речи детей
раннего возраста посредством дидактической игры»;
Создание картотеки дидактических игр.
Работа с родителями:
консультации
по
теме
«Дидактические
игры
в
развитии
речи
ребенка»,
«Какими
играми
играет
ваш
ребенок»,
«Речевая
азбука
для
родителей» и другие;
анкетирование «Знаете ли вы как развить речь ребенка»;
Родительское
собрание
«Развитие
речи
детей
посредством
дидактической игры»;
Рекомендации
родителям
по
формированию
правильной
речи
детей;
Беседы: «Какими играми играет ваш ребенок»;
Памятки
для
родителей
по
развитию
речи
детей,
«Факторы
успешного речевого развития».
Таким
образом,
на
данном
этапе
было
разработано
и
апробировано
методическое
сопровождение
по
реализации
педагогического
проекта
«Дидактическая
игра
как
средство
речевого
развития
детей
раннего
возраста».
3 этап – аналитический
Цель:
анализ
итогов
работы,
презентация
результатов
проектной
деятельности, трансляция опыта работы ДОУ в методическом пространстве
города и края.
Данный этап включал следующие мероприятия:
1.
Выявление
эффективных
приемов
по
речевому
развитию
родителей
посредством дидактических игр.
2.Анкетирование
родителей
с
целью
определения
удовлетворенности
проведенной работы.
3.Презентация наработанных материалов и опыта работы.
Данный проект помогает эффективно решать задачу подготовки к
школьному
обучению.
В
дошкольном
возрасте
игра
имеет
важнейшее
значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно
известно взрослому. Дети не ставят в игре каких либо иных целей, чем
играть. Игра для них - способ познания окружающего мира. Поэтому важно с
раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и
предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать
отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие,
тем самым способствовать полноценному развитию ребенка.
Список литературы:
1.
Бондаренко
А.
К.
«Дидактические
игры
в
детском
саду»,
-
М.:
Просвещение, 1991.
2.
«Воспитание
и
развитие
детей
раннего
возраста»:
Пособие
для
воспитателя детского сада, В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и
др., под ред. Г. М. Ляминой, - М. : Просвещение, 1981.
3.
«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для
воспитателей детского сада/ Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская и др. под
ред. С. Л. Новоселовой, - М. : Просвещение, 1985.
4.
«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С.
Л. Новоселовой, - М. : 1978г.
5.
«Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития
детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова,
Д. В. Сергеева и др., – М. : Просвещение, 2007.
6.
Материально-технические
ресурсы:
использование
картинки,
книг,
дидактические игры, различные фигурки животных. Различные детские
книги.
7.
Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия
развития, 2007.