Автор: Ларионова Лилия Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ №10
Населённый пункт: Домодедово
Наименование материала: научная статья
Тема: Методологические основы социализации младших школьников
Раздел: дошкольное образование
Методологические
основы
социализации
младших
школьников
Были
изучены
ряд
программ
направленных
на
совершенствование
условий
социализации
младших
школьников.
Это
позволило
обобщить
методы.
Цель
программы:
Создать
условия,
позволяющие
школьникам
овладеть навыками социализации.
Задачи программ:
Развитие навыков рефлексивных действий.
Воспитание духовно-нравственных свойств личности;
Создание у учащихся начальных классов умения ориентироваться в
новой социальной среде;
Создание положительной Я - концепции;
Создание коммуникативной культуры, развитие умения общаться и
сотрудничать;
Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
Примерный учебно-тематический план программ:
.
1
модуль
“Становление
социальной
позиции
ребёнка
младшего
школьника”.
Основная
цель
данного
модуля
конкретизируется
в
следующих
задачах:
Диагностика
сформированности
социально-психологической
готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к
школе.
Создание
умения
ориентироваться
в
новой
социальной
среде,
освоение новой социальной роли.
Создание потребности в общении и коммуникативных умений.
. 2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”.
Цель: Создание и развитие волевых свойств как социально значимых
свойств личности.
.
3
модуль
“Психолого-педагогический
статус
ученика
начальной
школы”.
Задачи модуля:
Выделить психологические составляющие социальной активности
учащихся,
выявить
её
внутриличностные
детерминанты
и
особенности
развития у младших школьников;
Определить
комплекс
продуктивных
приёмов
психолого-
педагогического
сопровождения
выпускника
начальной
школы
с
целью
успешной адаптации в среднем звене.
По анализу данных предыдущих диагностик создаются две общности
для дальнейшей работы.
Первая группа работает над развитием когнитивно - поведенческих
компонентов:
отношение
к
значимой
деятельности,
взаимодействие
со
сверстниками,
навыки
самоконтроля,
навыки
поведения
в
трудных
ситуациях.
Вторая группа работает над развитием мотивационно - личностного
компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Уроки
в
группах
проводятся
в
форме
тренингов
и
игровых
упражнений.
Учащимся
представляется
возможность
вступить
во
взаимодействие
со
сверстниками,
прожить
ситуации
сотрудничества,
взаимоподдержки, создать модели эффективного взаимодействия. Игровое
действие
развивает
способность
к
самоконтролю,
критичность
к
себе
и
другим,
способность
анализировать
эти
действия.
Уроки
проводятся
с
чередованием, 1 раз в неделю и составляют 19 - 20-ть занятий.
Далее работа ведется по таким направлениям:
1.“Волевая регуляция поведения и деятельности” - для формирования
и развития волевых свойств как социально значимых свойств личности.
2.“Социальная
активность
и
ее
особенности
развития
у
младших
школьников”
-
для
развития
поведенческих
компонентов:
отношение
к
значимой
деятельности,
взаимодействие
со
сверстниками,
навыки
самоконтроля,
навыки
поведения
в
трудных
ситуациях;
для
развития
мотивационно-личностного компонента - самооценки, учебной мотивации,
саморегуляции.
Работа по общественному развитию должна проходить и в учебной
деятельности.
На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение
у детей представлений о природе, нормах жизни - идет Создание знаний об
объектах
и
явлениях
окружающего
мира
и
связях
между
ними;
на
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни
человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в
магазине
и
других
местах
-
идет
обучение
мерам
безопасности
при
взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного
отношения детей к некоторым объектам природы.
Эта
работа
ведется
через
дидактические
игры,
занимательные
упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.
Уроки здоровья нацелены на Создание у ребенка ценности здоровья,
чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на
расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека
вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не
будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Исследуя
программы
мы
выявили
пути,
через
которые
будет
формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:
Самосохранение.
Через
обучение
детей
санитарным
навыкам
можно
дать
им
расширенное
представление
о
мире
микроорганизмов,
об
их
вредном
воздействии на здоровье человека.
Через ознакомление с правилами дорожного движения - воспитание в
них навыков безопасного поведения на улице.
2. Подчинение этнокультурным требованиям.
Именно сейчас родители, педагоги являются для ребенка примером
осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет
сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
3. Получение удовольствия от самосовершенствования.
Ощущение
здоровья
приносит
человеку
радость
независимо
от
возраста.
Мы учим ребенка осознавать эту радость - он овладевает рефлексией
(осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные
пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно.
Эти
мотивации
формирования
стиля
здоровой
жизни
доступны
ребенку 7-8 лет.
Работа по формированию социальных свойств.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными
свойствами,
отражающими
разнообразные
отношения
личности
к
окружающему миру и к самой себе.
Задача
-
чтобы
любая
личность
отвечала
основным
критериям,
принятым
в
обществе.
Для
этого
надо
установить
самые
важные
общественно-значимые свойства, которые можно считать обязательными для
граждан нашей страны. Такие свойства могут служить уровнем социального
развития
школьника,
характеризовать
меру
его
готовности
к
жизни
в
обществе.
Это такие социальные свойства:
Товарищество.
Уважение к старшим.
Доброта.
Честность.
Трудолюбие.
Бережливость.
Дисциплинированность, соблюдение порядка.
Любознательность.
Любовь к прекрасному.
Стремление быть сильным, ловким.
Определение уровня развития данных социальных свойств и поможет
определить уровень социального развития школьника.
Эти же показатели выступают в свойстве параметров, по которым
можно судить о воспитанности учащихся.
Эти
социальные
свойства
развивались
через
различные
формы
работы:
В
учебной
деятельности
-
интеллектуальные,
ролевые
игры,
групповое
чтение,
обсуждение
прочитанного,
рисование,
работа
с
пословицами, работа в группах.
Во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках,
классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Особенности полоролевой социализации
«Педагогический интерес к полоролевому развитию во взаимосвязи с
полоролевой социализацией ребенка обусловлен целым рядом обстоятельств,
и прежде всего, пониманием того, что в реальной жизни ребенок развивается
как представитель определенного пола»
1
Специфика и динамика развития ребенка как представителя пола в
условиях
современной
психосексуальной
культуры
требует
пересмотра
педагогических позиций применительно к практике полового воспитания
детей, а именно:
переориентации
целей
воспитания
с
когнитивного
компонента
полоролевого
развития
эмоционально
-
эффективный
и
поведенческий
и
обеспечения их связи;
учета
специфики
и
динамики
полоролевого
развития,
факторов
полоролевой социализации в образовательном процессе;
1
Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Я.Л. Коломинский,
М.Х. Мелтсас // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. Я.Л. Коломинского.
М., 1985. с.78.
создания условий для обеспечения взаимопроникновения процессов
социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка;
реализации
в
образовательном
процессе
координирующей
и
компенсирующей функции полового воспитания.
Реализация подобных программ позволит младшим школьникам
безболезненно
принять
и
освоить
новые
социальные
роли,
успешно
функционировать в иной системе школьных взаимоотношений.
Список
использованной
литературы
1.
Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для
студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под
ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. – стр.205
2.
Абрамцева Э.Л. Общая возрастная психология. Волгоград, 2012.
стр.162.
3.
Бурлачук
Л.Ф.,
Морозов
С.М.
Словарь
-
справочник
по
психодиагностике. - СПб., 1999г.стр.145.
4.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д.
Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр.255
5.
ЕжкинИ.И. Детская
практическая
психология:
Учебник
/
Под
ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр.255
6.
Ежкин
И.И.,
Абрамцева
Э.Л.
Общая
возрастная
психология.
Волгоград, 2012.стр.162.
7.
Коломинский
Я.
Л.
Психология
личных
взаимоотношений
в
детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969, стр. 74-75
8.
Кравченко А.И. Социология - М., Академический проект, 2003 г.стр
68
9.
Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений /
Т.Д.
Марютина,
Т.Г.
Стефаненко,
К.Н.
Поливанова,
-
М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - стр. 261
10.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С.
Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.:
Прогресс, 1987. — стр.325.
11.Рубинштейн
С.Л.
Основы
общей
психологии.
–
СПб.:
Изд-во
«Питер», 1999. стр.79.
12.Сухомлинский В.А. О воспитании М.: КВАНТА + 2001. -436с.
13.Ушинский К.Д.Собрание сочинений. Т.2. – М., 1986. стр 470.
14.Эльконин Д.Б. Детская психология М..1960. стр 112.