Напоминание

Методологические основы социализации младших школьников


Автор: Ларионова Лилия Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ №10
Населённый пункт: Домодедово
Наименование материала: научная статья
Тема: Методологические основы социализации младших школьников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методологические

основы

социализации

младших

школьников

Были

изучены

ряд

программ

направленных

на

совершенствование

условий

социализации

младших

школьников.

Это

позволило

обобщить

методы.

Цель

программы:

Создать

условия,

позволяющие

школьникам

овладеть навыками социализации.

Задачи программ:

Развитие навыков рефлексивных действий.

Воспитание духовно-нравственных свойств личности;

Создание у учащихся начальных классов умения ориентироваться в

новой социальной среде;

Создание положительной Я - концепции;

Создание коммуникативной культуры, развитие умения общаться и

сотрудничать;

Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

Примерный учебно-тематический план программ:

.

1

модуль

“Становление

социальной

позиции

ребёнка

младшего

школьника”.

Основная

цель

данного

модуля

конкретизируется

в

следующих

задачах:

Диагностика

сформированности

социально-психологической

готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к

школе.

Создание

умения

ориентироваться

в

новой

социальной

среде,

освоение новой социальной роли.

Создание потребности в общении и коммуникативных умений.

. 2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”.

Цель: Создание и развитие волевых свойств как социально значимых

свойств личности.

.

3

модуль

“Психолого-педагогический

статус

ученика

начальной

школы”.

Задачи модуля:

Выделить психологические составляющие социальной активности

учащихся,

выявить

её

внутриличностные

детерминанты

и

особенности

развития у младших школьников;

Определить

комплекс

продуктивных

приёмов

психолого-

педагогического

сопровождения

выпускника

начальной

школы

с

целью

успешной адаптации в среднем звене.

По анализу данных предыдущих диагностик создаются две общности

для дальнейшей работы.

Первая группа работает над развитием когнитивно - поведенческих

компонентов:

отношение

к

значимой

деятельности,

взаимодействие

со

сверстниками,

навыки

самоконтроля,

навыки

поведения

в

трудных

ситуациях.

Вторая группа работает над развитием мотивационно - личностного

компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Уроки

в

группах

проводятся

в

форме

тренингов

и

игровых

упражнений.

Учащимся

представляется

возможность

вступить

во

взаимодействие

со

сверстниками,

прожить

ситуации

сотрудничества,

взаимоподдержки, создать модели эффективного взаимодействия. Игровое

действие

развивает

способность

к

самоконтролю,

критичность

к

себе

и

другим,

способность

анализировать

эти

действия.

Уроки

проводятся

с

чередованием, 1 раз в неделю и составляют 19 - 20-ть занятий.

Далее работа ведется по таким направлениям:

1.“Волевая регуляция поведения и деятельности” - для формирования

и развития волевых свойств как социально значимых свойств личности.

2.“Социальная

активность

и

ее

особенности

развития

у

младших

школьников”

-

для

развития

поведенческих

компонентов:

отношение

к

значимой

деятельности,

взаимодействие

со

сверстниками,

навыки

самоконтроля,

навыки

поведения

в

трудных

ситуациях;

для

развития

мотивационно-личностного компонента - самооценки, учебной мотивации,

саморегуляции.

Работа по общественному развитию должна проходить и в учебной

деятельности.

На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение

у детей представлений о природе, нормах жизни - идет Создание знаний об

объектах

и

явлениях

окружающего

мира

и

связях

между

ними;

на

ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни

человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в

магазине

и

других

местах

-

идет

обучение

мерам

безопасности

при

взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного

отношения детей к некоторым объектам природы.

Эта

работа

ведется

через

дидактические

игры,

занимательные

упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на Создание у ребенка ценности здоровья,

чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на

расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека

вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не

будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Исследуя

программы

мы

выявили

пути,

через

которые

будет

формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:

Самосохранение.

Через

обучение

детей

санитарным

навыкам

можно

дать

им

расширенное

представление

о

мире

микроорганизмов,

об

их

вредном

воздействии на здоровье человека.

Через ознакомление с правилами дорожного движения - воспитание в

них навыков безопасного поведения на улице.

2. Подчинение этнокультурным требованиям.

Именно сейчас родители, педагоги являются для ребенка примером

осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет

сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.

3. Получение удовольствия от самосовершенствования.

Ощущение

здоровья

приносит

человеку

радость

независимо

от

возраста.

Мы учим ребенка осознавать эту радость - он овладевает рефлексией

(осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные

пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно.

Эти

мотивации

формирования

стиля

здоровой

жизни

доступны

ребенку 7-8 лет.

Работа по формированию социальных свойств.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными

свойствами,

отражающими

разнообразные

отношения

личности

к

окружающему миру и к самой себе.

Задача

-

чтобы

любая

личность

отвечала

основным

критериям,

принятым

в

обществе.

Для

этого

надо

установить

самые

важные

общественно-значимые свойства, которые можно считать обязательными для

граждан нашей страны. Такие свойства могут служить уровнем социального

развития

школьника,

характеризовать

меру

его

готовности

к

жизни

в

обществе.

Это такие социальные свойства:

Товарищество.

Уважение к старшим.

Доброта.

Честность.

Трудолюбие.

Бережливость.

Дисциплинированность, соблюдение порядка.

Любознательность.

Любовь к прекрасному.

Стремление быть сильным, ловким.

Определение уровня развития данных социальных свойств и поможет

определить уровень социального развития школьника.

Эти же показатели выступают в свойстве параметров, по которым

можно судить о воспитанности учащихся.

Эти

социальные

свойства

развивались

через

различные

формы

работы:

В

учебной

деятельности

-

интеллектуальные,

ролевые

игры,

групповое

чтение,

обсуждение

прочитанного,

рисование,

работа

с

пословицами, работа в группах.

Во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках,

классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

Особенности полоролевой социализации

«Педагогический интерес к полоролевому развитию во взаимосвязи с

полоролевой социализацией ребенка обусловлен целым рядом обстоятельств,

и прежде всего, пониманием того, что в реальной жизни ребенок развивается

как представитель определенного пола»

1

Специфика и динамика развития ребенка как представителя пола в

условиях

современной

психосексуальной

культуры

требует

пересмотра

педагогических позиций применительно к практике полового воспитания

детей, а именно:

переориентации

целей

воспитания

с

когнитивного

компонента

полоролевого

развития

эмоционально

-

эффективный

и

поведенческий

и

обеспечения их связи;

учета

специфики

и

динамики

полоролевого

развития,

факторов

полоролевой социализации в образовательном процессе;

1



Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Я.Л. Коломинский,

М.Х. Мелтсас // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. Я.Л. Коломинского.

М., 1985. с.78.

создания условий для обеспечения взаимопроникновения процессов

социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка;

реализации

в

образовательном

процессе

координирующей

и

компенсирующей функции полового воспитания.

Реализация подобных программ позволит младшим школьникам

безболезненно

принять

и

освоить

новые

социальные

роли,

успешно

функционировать в иной системе школьных взаимоотношений.

Список

использованной

литературы

1.

Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для

студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под

ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. – стр.205

2.

Абрамцева Э.Л. Общая возрастная психология. Волгоград, 2012.

стр.162.

3.

Бурлачук

Л.Ф.,

Морозов

С.М.

Словарь

-

справочник

по

психодиагностике. - СПб., 1999г.стр.145.

4.

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д.

Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр.255

5.

ЕжкинИ.И. Детская

практическая

психология:

Учебник

/

Под

ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — стр.255

6.

Ежкин

И.И.,

Абрамцева

Э.Л.

Общая

возрастная

психология.

Волгоград, 2012.стр.162.

7.

Коломинский

Я.

Л.

Психология

личных

взаимоотношений

в

детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969, стр. 74-75

8.

Кравченко А.И. Социология - М., Академический проект, 2003 г.стр

68

9.

Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений /

Т.Д.

Марютина,

Т.Г.

Стефаненко,

К.Н.

Поливанова,

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2001. - стр. 261

10.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С.

Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.:

Прогресс, 1987. — стр.325.

11.Рубинштейн

С.Л.

Основы

общей

психологии.

СПб.:

Изд-во

«Питер», 1999. стр.79.

12.Сухомлинский В.А. О воспитании М.: КВАНТА + 2001. -436с.

13.Ушинский К.Д.Собрание сочинений. Т.2. – М., 1986. стр 470.

14.Эльконин Д.Б. Детская психология М..1960. стр 112.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники