Авторы: Сизых Татьяна Валерьевна, Яковлева Елена Фёдоровна
Должность: инструктор по физической культуре, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Чебурашка"
Населённый пункт: респ. Саха (Якутия), п. Жатай
Наименование материала: Сценарий открытого занятия
Тема: " Путешествие в мир Олонхо"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Д/С №3 «Чебурашка» ГО «Жатай»
Праздник «Путешествие в мир Олонхо»
с элементами спортивных соревнований
для детей старшей и подготовительной групп
инструктор по физкультуре: Сизых Т.В.
воспитатели: Яковлева Е.Ф.
Цели:
1. Ознакомление с якутским героическим эпосом- олонхо.
2.
Закрепление
физических
навыков
в
якутских
играх,
упражнениях, видах спорта.
3. Развитие фонетического слуха, внимания, памяти, силы.
4. Формирование гармонически развитой, активной личности
сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство посредством народного колорита в
физическом воспитании.
Февраль, 2018 г.
«Путешествие в Мир Олонхо»
Действующие лица: Ведущий, рассказчица, богатырь Ньургун Боотур, сестра Айталыын
Куо.
Подготовка к празднику: изготовление декораций, установка экрана, подбор музыки
музыкальным руководителем, изготовление слайдов, изготовление пазлов.
Спортивный инвентарь: гимнастические скамейки 4 штуки, 2 фишки, корзина с малыми
шарами по численности детей, 4гимнастические палки, 6 кеглей.
Ход праздника.
Под музыку дети входят в зал и садятся на гимнастические скамейки.
Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в Мир Олонхо.
Рассказчица:
(слайд).
На восьмиободной- восьмикрайней земле- матушке,на самом средоточии Срединного
Мира жили добросердечные племена Солнечного улуса- Кюн Еркен.
(слайд).
Жителей серединного мира стали одолевать злые племена- абасы. Тогда Аан Алахчын
умоляет Юрюнг ААр Тойона ниспослать сверху могучего богатыря.
(слайд).
Чтобы защитить и приумножить племя Саха- уранхай с Верхнего мира спускают на землю
Ньургун Боотура вместе с сестрой Айталыын Куо.
(слайд).
Дети на срединном мире растут резвясь, не зная никакой нужды.
(слайд).
Когда мальчик возмужал и превратился в богатыря, девочка превратилась в светлоликую
красавицу с семисаженной косой.
(слайд).
Спокойная жизнь Ньургуна Боотура с его сестрой Айталыын Куо была нарушена
внезапным ненастьем: налетела буря, загрохотал гром, посыпал снег, наступил холод.
(слайд).
Богатырь Нижнего мира Ыйыста Хара, похитив Айталыын Куо, внезапно исчезает.
(слайд).
Чтобы вызволить сестру из плена, Ньургун Боотур одевает богатырские доспехи и берет
снаряжение, садится на своего преданного друга- коня.
(слайд).
Ньургун Боотур идет по горячему следу богатыря абасы, укравшего сестру, преследует его
по остывшим следам и заплутал в дремучем лесу ,непроглядной тайге.
(слайд).
Богатырь: Сегодня, мы, ребята, с вами пойдем волшебными путями
По нашей сказочной стране и побываем там везде!
Хочу я вас благословить и на последок всех спросить:
Готовы вы пройти везде? Друг другу помогать в беде?
Тогда- вперед! Все- заодно! Олонхо вас ждет давно!
Физкульт минутка « ручей».
Ведущий:- ребята давайте поможем богатырю? Сначала нам нужно перейти через ручей.
Встаньте друг за другом, поставьте руки на плечи впереди стоящего, широко расставьте
ноги. Вот мы и вышли с вами к глубокому ручью. Он бежит в даль, а мы пойдем за ним. С
начало ручей очень широкий, потом стал уже, уже… Ручеек стал совсем узким и мелким,
теперь вы можете смело ступать по его дну. Вдруг совсем неожиданно ручеек стал очень
глубоким! – Скорее плывите на берег! ( дети садятся на места).
Ведущий: Молодцы, ребята, 1-е испытание вы прошли отлично! Теперь нам нужно
собрать камни счастья, но не просто собрать, а прыжками которые называются «Кылыы»-
прыжки на одной ноге.
Камни счастья помогут нам одолеть «Огненного змея», который повстречался нам на
пути. И тогда наш путь будет свободен.
Ведущий: Мы успешно прошли испытания, потому что вы, ребята, дружные, смелые,
сильные, умелые. И сейчас дети прочитают якутские пословицы.
Дети:
1.
Друзья познаются в беде.
2.
Один в поле не воин.
3.
Кто ищет тот всегда найдет.
4.
Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.
5.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
6.
Виден сокол по полету.
Ведущий: Вот теперь мы можем приступить к следующему испытанию на силу, богатыри
очень сильные, вот мы сейчас и проверим какие вы у нас сильные. «перетягивание
палки» ( дети садятся парами, нога к ноге, ноги чуть согнуты, в руках держат палку. На счет
три дети тянут палку на себя, кто перетянул тот и победил ).
Устали, присаживайтесь на свои места. Перед следующим испытанием нужно отдохнуть.
Дети: стих « Узоры чорона» Моисей Ефремов.
Вы посмотрите, как светло и ровно
Похож на задушевный разговор,
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
В нем оживает старина седая,
Умельцев давних темная судьба
Вот мчатся кони, время обгоняя,
Вот высится нетленно городьба.
И лена непременной бороздою
Лежит среди немеренных лесов,
И над ее стремительной водою
Застыли пики скальных гольцов.
Так пусть в веках бежит смело и ровно
По стенкам деревянного чорона
Бессмертный не затейливый узор.
Ведущий: Ребята, какое прекрасное стихотворение про чорон! Давайте соберем его из
пазлов.
Ведущий: А чтобы перейти к следующему испытанию вам нужно отгадать загадки!
ЗАГАДКИ:
1.
Кто в году четыре раза переодевается? (земля).
2.
Говорят белые цветы по ночам рассыпаются (звезды).
3.
Посреди моря золотая чаша плавает (солнце).
4.
Есть говорят старик в костяной шубе (карась).
5.
У одного богатыря ошейник деревянный говорят (запряженный бык).
6.
Некто девять месяцев не ест, всю зиму спит ( медведь).
7.
Мальчик попрыгунчик питается растительной пищей говорят (заяц).
Молодцы ребята, вот мы и подошли к последнему испытанию. Оно называется прыжок
зайца - «Куобах».
Нужно на двух ногах проскакать между предметами и остаться на той стороне ( кто
быстрее).
Все справились с заданием . Становитесь дружно в круг – поиграем дружно! Игра «Тэйэн
ис» (успей отскочить).
Входят Ньургун Боотур и его младшая сестра Айталыы Куо. Ребята большое вам спасибо,
что помогли мне спасти мою сестру, а в благодарность за это мы подарим свой танец!
Дети проходят на места садятся ( танец).
Всем спасибо! Звучит якутская музыка детей угощают якутскими лепешками. Все уходят по
группам.