Напоминание

«Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.


Автор: Комардина Наталья Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №117
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 5 классе по учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 кл. в 2 ч.

Тема: «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении

М.Ю. Лермонтова.

Цели:

образовательные: расширить

знания

обучающихся

о

творчестве

М.

Ю.

Лермонтова, истории нашей Родины;

развивающие: формировать

коммуникативную

и

лингвистическую

компетенции

обучающихся;

развивать

аналитические

способности

учащихся

(умение

сравнивать,

выделять,

обобщать);

совершенствовать

навык

выразительного

чтения

поэтического

текста;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к

творчеству М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: мультимедийный

проектор,

тексты

стихотворения

М.

Ю.

Лермонтова

«Бородино», портрет

М.Ю.Лермонтова,

альбом

фотографий

«М.Ю.Лермонтов

и

его

эпоха», репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо «Бородинское сражение».

Межпредметные связи: воспользоваться знаниями учащихся об Отечественной войне

1812 года, о Бородинском сражении, полученными на уроках истории.

Эпиграф: Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим работу со стихотворением М.Ю.

Лермонтова «Бородино».

2. Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам:

-Давайте вспомним с вами в каком году написано стихотворение? (1837г.)

-Что послужило поводом написания «Бородино»? (25-летие со дня Бородинского

сражения)

-Ваня, понравилось ли тебе стихотворение?

-Какие чувства, эмоции оно у тебя вызвало?

-О чём оно заставило тебя задуматься?

(Похвала ученика).

Запись темы урока.

3.Проверка домашнего задания.

-Дома вам нужно было нарисовать солдата, участника Отечественной войны 1812 г. И

сейчас мы посмотрим, что у вас получилось. Вот они ваши рисунки.

Выставка рисунков.

-Так же у нас было индивидуальное задание

Устное сообщение о солдате, участнике Отечественной войны 1812 г. подготовленным

учеником (Дима Д.). (Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты

сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы

войны, на голове – кивер.)

Устное сообщение о молодом солдате подготовленным учеником (Дима Л.).

Давайте, выберем чей рисунок больше подходит для иллюстрации этого произведения.

4.Работа над содержанием стихотворения.

- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).

- Давайте посмотрим, как построено стихотворение.

-Сколько действующих лиц в 1-2 строфах? (2).

-Кого называют дядей?

-Кто спрашивает?

-Какие действующие лица?

-Как называется разговор двух лиц и более?

(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-

новобранец задает вопрос старому солдату).

-Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу

как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Что вы можете сказать об этом

солдате? Каков он? (Давайте начнём записывать в тетрадь характеристику старого солдата

и в течении урока будем продолжать дополнять свои зиписи).

-Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения,

но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва).

Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти

слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях -

богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним

племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.

Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской

армии. Как говорит об этом старый солдат? (Не будь на то господня воля, Не отдали б

Москвы! Он произносит эти слова с чувством, с горечью).

-Со второй строфы начинается рассказ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат

погружен в воспоминания. Как это надо читать? С какой интонацией?

-О чём хотел сказать старый солдат? Чему он хочет научить молодого солдата? («Да, были

люди в наше время»)

-Чему посвящена третья строфа стихотворения? Что мы узнали из этого отравка? (О том,

что солдаты отступали и ждали сражения)

-Как дальше развивались события? (Нашли большое поле, заняли позиции).

Четвертая строфа начинается со слов: «И вот нашли большое поле». Где оно? (Это

Бородинское поле, близ села Бородино)

-О чём говорит фраза «Есть разгуляться где на воле» (что это большое поле и русские

солдаты не боятся противника, мы здесь видим широту русской души и мощь русской

армии).

«Забил снаряд я в пушку туго...» о чём здесь говорит старый солдат? (солдаты готовились

к бою, а рассказчик – артиллерист).

-Впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя

от народной массы.

-Кем служил солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

-А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это

очень тяжелая работа.

-А как дальше развивается бой? (бой шёл 2 дня, на 3 день они пошли в рукопашную)

-Что происходит дальше? (во время боя убивают командира)

В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и

французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким

победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина.

Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой

строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.

-А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося

к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите

внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы

понимаете слова: «рожден был хватом»? (Это человек ловкий, умный, удалой).

-Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на

призыв своего командира- «отца» отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой,

защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

-И вот бой начался. Как показан бой? (Автор использует большое количество глаголов).

Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление

динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)

-Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука

бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались

в кучу кони, люди”), звуки орудий).

-Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса,

нагнетающая интонация)

-Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает

свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”,

«Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!»

-Зачем автор использует такой прием?

-С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник

Бородина заново переживает бой.

-Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность

в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять.

-Как вы понимаете выражение «до конца стоять»? В последних строках этой строфы вновь

меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову,

старый солдат грустно произносит: «Тогда считать мы стали раны, товарищей

считать».

-Русская армия была не сломлена французами, отступили потому что большое количество

солдат. Русские солдаты победили силой духа, не отступили и вышли победителями, а не

побеждёнными.

-Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика,

поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро,

сильно он произносит: «Да, были люди в наше время, могучее лихое племя». Давайте

сравним интонацию в начале, когда солдат только начинает свой рассказ и в конце. Он ещё

раз подводит итог, о том что Москву сдали не потому что струсили, а для спасения всей

страны.

5.Подведение итогов.

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России.

Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

Давайте подумаем, что является темой и основной мыслью этого стихотворения? Для

этого вспомним, что такое тема и основная мысль? (это то, о чем рассказывает писатель

- события, факты, жизненные явления). Значит тема стихотворения - Бородинское

сражение.

Основная мысль (идея) – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые

описывает автор.

(Запись в тетради).

Основная мысль(идея) стихотворения - горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея («Да, были люди в наше время»)

6. Рефлексия.

-Что вам понравилось сегодня на уроке?

-О ком или о чём ты бы хотел узнать?

-Что показалось тебе трудным? (Кто такие уланы, драгуны? Что такое кивер? Как он

выглядит? Узнать про героев битвы, про главнокомандующих русской и французской

армиями).

7.Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».

8.Комментарий и выставление оценок.



В раздел образования