Автор: Комардина Наталья Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №117
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 5 классе по учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 кл. в 2 ч.
Тема: «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении
М.Ю. Лермонтова.
Цели:
образовательные: расширить
знания
обучающихся
о
творчестве
М.
Ю.
Лермонтова, истории нашей Родины;
развивающие: формировать
коммуникативную
и
лингвистическую
компетенции
обучающихся;
развивать
аналитические
способности
учащихся
(умение
сравнивать,
выделять,
обобщать);
совершенствовать
навык
выразительного
чтения
поэтического
текста;
воспитательные: воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к
творчеству М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: мультимедийный
проектор,
тексты
стихотворения
М.
Ю.
Лермонтова
«Бородино», портрет
М.Ю.Лермонтова,
альбом
фотографий
«М.Ю.Лермонтов
и
его
эпоха», репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо «Бородинское сражение».
Межпредметные связи: воспользоваться знаниями учащихся об Отечественной войне
1812 года, о Бородинском сражении, полученными на уроках истории.
Эпиграф: Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.Лермонтов
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим работу со стихотворением М.Ю.
Лермонтова «Бородино».
2. Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
-Давайте вспомним с вами в каком году написано стихотворение? (1837г.)
-Что послужило поводом написания «Бородино»? (25-летие со дня Бородинского
сражения)
-Ваня, понравилось ли тебе стихотворение?
-Какие чувства, эмоции оно у тебя вызвало?
-О чём оно заставило тебя задуматься?
(Похвала ученика).
Запись темы урока.
3.Проверка домашнего задания.
-Дома вам нужно было нарисовать солдата, участника Отечественной войны 1812 г. И
сейчас мы посмотрим, что у вас получилось. Вот они ваши рисунки.
Выставка рисунков.
-Так же у нас было индивидуальное задание
Устное сообщение о солдате, участнике Отечественной войны 1812 г. подготовленным
учеником (Дима Д.). (Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты
сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы
войны, на голове – кивер.)
Устное сообщение о молодом солдате подготовленным учеником (Дима Л.).
Давайте, выберем чей рисунок больше подходит для иллюстрации этого произведения.
4.Работа над содержанием стихотворения.
- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).
- Давайте посмотрим, как построено стихотворение.
-Сколько действующих лиц в 1-2 строфах? (2).
-Кого называют дядей?
-Кто спрашивает?
-Какие действующие лица?
-Как называется разговор двух лиц и более?
(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-
новобранец задает вопрос старому солдату).
-Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу
как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Что вы можете сказать об этом
солдате? Каков он? (Давайте начнём записывать в тетрадь характеристику старого солдата
и в течении урока будем продолжать дополнять свои зиписи).
-Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения,
но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва).
Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти
слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях -
богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним
племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.
Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской
армии. Как говорит об этом старый солдат? (Не будь на то господня воля, Не отдали б
Москвы! Он произносит эти слова с чувством, с горечью).
-Со второй строфы начинается рассказ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат
погружен в воспоминания. Как это надо читать? С какой интонацией?
-О чём хотел сказать старый солдат? Чему он хочет научить молодого солдата? («Да, были
люди в наше время»)
-Чему посвящена третья строфа стихотворения? Что мы узнали из этого отравка? (О том,
что солдаты отступали и ждали сражения)
-Как дальше развивались события? (Нашли большое поле, заняли позиции).
Четвертая строфа начинается со слов: «И вот нашли большое поле». Где оно? (Это
Бородинское поле, близ села Бородино)
-О чём говорит фраза «Есть разгуляться где на воле» (что это большое поле и русские
солдаты не боятся противника, мы здесь видим широту русской души и мощь русской
армии).
«Забил снаряд я в пушку туго...» о чём здесь говорит старый солдат? (солдаты готовились
к бою, а рассказчик – артиллерист).
-Впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя
от народной массы.
-Кем служил солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).
-А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это
очень тяжелая работа.
-А как дальше развивается бой? (бой шёл 2 дня, на 3 день они пошли в рукопашную)
-Что происходит дальше? (во время боя убивают командира)
В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и
французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким
победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина.
Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой
строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.
-А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося
к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите
внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы
понимаете слова: «рожден был хватом»? (Это человек ловкий, умный, удалой).
-Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на
призыв своего командира- «отца» отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой,
защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
-И вот бой начался. Как показан бой? (Автор использует большое количество глаголов).
Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление
динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)
-Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука
бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались
в кучу кони, люди”), звуки орудий).
-Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса,
нагнетающая интонация)
-Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает
свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”,
«Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!»
-Зачем автор использует такой прием?
-С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник
Бородина заново переживает бой.
-Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность
в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
-Как вы понимаете выражение «до конца стоять»? В последних строках этой строфы вновь
меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову,
старый солдат грустно произносит: «Тогда считать мы стали раны, товарищей
считать».
-Русская армия была не сломлена французами, отступили потому что большое количество
солдат. Русские солдаты победили силой духа, не отступили и вышли победителями, а не
побеждёнными.
-Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика,
поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро,
сильно он произносит: «Да, были люди в наше время, могучее лихое племя». Давайте
сравним интонацию в начале, когда солдат только начинает свой рассказ и в конце. Он ещё
раз подводит итог, о том что Москву сдали не потому что струсили, а для спасения всей
страны.
5.Подведение итогов.
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?
(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России.
Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).
-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
Давайте подумаем, что является темой и основной мыслью этого стихотворения? Для
этого вспомним, что такое тема и основная мысль? (это то, о чем рассказывает писатель
- события, факты, жизненные явления). Значит тема стихотворения - Бородинское
сражение.
Основная мысль (идея) – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые
описывает автор.
(Запись в тетради).
Основная мысль(идея) стихотворения - горячий патриотизм, любовь к Родине.
В каких словах заключена идея («Да, были люди в наше время»)
6. Рефлексия.
-Что вам понравилось сегодня на уроке?
-О ком или о чём ты бы хотел узнать?
-Что показалось тебе трудным? (Кто такие уланы, драгуны? Что такое кивер? Как он
выглядит? Узнать про героев битвы, про главнокомандующих русской и французской
армиями).
7.Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».
8.Комментарий и выставление оценок.