Автор: Ахметова Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 108 им. Ю. В. Андропова
Населённый пункт: г. Моздок
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: « Буквы а – о в корнях –раст–, – ращ–, рос– »
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет - русский язык – 5 класс
Тема : « Буквы а – о в корнях -раст-, - ращ-, рос- »
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Познавательные : изучить правописание корней –рос- . –раст-, -ращ-, знать
условия(правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике ,
сообщить способ действия при выборе гласных о-а в корнях рос-раст-ращ;
комментировать условия написания;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую
орфограмм, обозначать её графически. Объяснять правописание, развивать культуру
речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать
внимание. Орфографическую зоркость, зрительную , слуховую и моторную память;
тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под
руководством учителя;
Воспитывающая : прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать
гласную в орфограмме а- о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с
чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться
толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные :
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала;
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять
ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности
работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять
результат своей деятельности.
4. Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию
к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные понятия: Чередование, корень.
Деятельностный компонент урока :
Уметь:
- находить орфограмму;
- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
- пользоваться толковым словарем.
Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный.
Приемы обучения: Фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
момент (1 мин.)
Эмоциональная, психологическая и
мотивационная подготовка учащихся к
усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку. Создает благоприятный
психологический настрой на работу.
Добрый день,
уважаемые ребята!
Если день начинать с улыбки, то можно
надеяться, что он пройдет удачно. Давайте
сегодняшний урок проведем
с улыбкой. Главная задача – быть
внимательными, активными, находчивыми,
а главное – трудолюбивыми. Показывать,
что мы знаем и как умеем работать.
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь
видеть ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесет нам радость
общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Мы продолжаем путешествовать по
замечательной стране «Орфография»,
изучать новое и интересное. Поэтому
внимательно слушайте и запоминайте
каждое слово. Возможно. Оно послужит
ключом к разгадке тайн нашего языка.
Приветствуют учителя, проверяют
свою готовность
к уроку.
1. Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности
Цель этапа:
включение учащихся
в учебную
деятельность,
создание условий
для возникновения
внутренней
готовности
включения в деят-сть.
Каким вы хотите видеть
наш урок?
Я рада пригласить вас в очередное
увлекательное путешествие в удивительный
мир русского языка.
-Что мы возьмем с собой на урок?
( слайд3)
-Наш урок пройдёт под девизом : «Знаешь –
говори, не знаешь – слушай!»
Чего мы не знаем, вместе найдем способ
решения проблемы.
Интересным, обучающим,
нужным и полезным, и
понятным…
-повторять, что знаем, узнавать
новое, стараться, советоваться
друг с другом, выполнять пробные
действия.
.2. Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии
.
Давайте вспомним:
− С чего вы начнете работать?
− Посмотрите на доску и выполните задание
устно.
-Что такое орфограмма?
- А для чего мы должны изучать
орфограммы?
-Перечислите, какие вы знаете
орфограммы в корне?
-Что такое корень?
- С правописанием какого корня мы
познакомились на предыдущем уроке?
- Приведите примеры!
_Предлагаю вам выполнить следующее
задание: разделить данные слова на
С повторения того, что нам
сегодня потребуется при открытии
нового знания.
-(ошибкоопасное место),
место
буквы в слове, которое требует
проверки и запоминания.
- чтобы быть грамотными
людьми…
- безударная гласная, парный
согласный, непроизносимая
согласная.
- общая часть родственных слов
-
Корни –лож- лаг- являются
чередующимися вариантами
группы :
Тр..пинка,пол..гаться, разгл…деть,пол…
жение, к…пуста, прил…гательное, с…
лдат.
одного корня .Безударный гласный
в этих корнях произносится
одинаково, а буквы пишутся
разные: о в корне –лож- и а в корне
–лаг-
2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Я люблю свою тетрадь.
В школе в ней пишу опять.
Мне работать в ней
не лень.
Я тружусь в ней каждый день.
-Пожалуйста, откройте тетради и запишите
дату и классная работа. Обратите внимание
на правописание слова – одиннадцать.
- Из какого произведения взят отрывок?
Кто является его автором?
- Вставьте буквы в слова и запишите их
в тетрадь.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей
в Простоквашино! У нас проблемы!
Шарик с Матроскиным опять поругались и
не хотят в огороде работать. А в огороде
выр__сли помидоры. Надо собирать.
Дорожки позар__стали бурьяном. Я
предлагал помощь, а они отказываются. В
бочке с водой одна тина да водор__сли.
Яблоки
выр__сли и червям достались. Матроскин
лишь на печи лежит да песни предлагает
слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу
приложить. Усложняют они мне работу…
Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя
Фёдор!»
- Какие буквы вы поставили? Все ли
справились с заданием? Всё ли вам было
понятно в задании? Какие затруднения?
Почему они возникли? Может, мы чего-то
не знаем?
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А,
а в корне –РОС- Буква О,
и снят вопрос.
Эдуард Успенский.
Простоквашино
-у доски работает ученик со
словами.
Дети отвечают на вопросы
учителя
-не совсем, возникли затруднения
-мы не знаем, как правильно
написать корни с чередованием -
РАСТ-,- РАЩ-, - РОС
3. Выявление места и
причины затруднения
Цель этапа:
зафиксировать
задание, вызвавшее
затруднение, выявить
места и причины
затруднений для
осознания того, в чем
- Итак, какова цель нашего урока? Тема
урока? (формулируем, записываем)
Цели:
Я узнаю …
Я научусь …
Я смогу…
Задачи:
Объяснять правописание слов
Учащиеся обсуждают ситуацию.
именно состоит
недостаточность
знаний, умений.
4.Первичное
закрепление.
5. Построение
выхода из
затруднения
Цель этапа:
постановка целей
учебной деятельности
и на этой основе
плана действий для
достижения целей.
Уметь видеть и исправлять ошибки
Осуществлять самоконтроль
- Ребята, а как мы можем с вами узнать
правило написания корня с чередованием -
РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -?
-Давайте потренируемся в написании
данной орфограммы.
Р…стение, р…сток, отр…сль, выр…
щенный, выр…сла, р..сточек, р…сла,
возр…стной, ср..стись, зар…сли.
-Предложите упражнения с этими
словами.
-Все остальные работают в тетрадях.
- Взаимопроверка( поменяйтесь
тетрадями, проверьте и оцените.)
-Кто не допустил ни одной ошибки?
( получают смайлик)
-Итак, Корни в словах во всех этих
строчках начинаются с одной и той же
буквы, но заканчиваются на разные
согласные буквы, и в середине пишется
либо О, либо А
Повторять да ум точить
.
Что это?
Нужна она нам на уроке?
Чтобы лучше запомнить в каком корне
какую гласную нужно написать, ученые –
лингвисты придумали рифмованное
правило, давайте запишем его в ваши
тетради для справок :
О напишем в корне –рос-:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда_
В –раст- и –ращ- напишем А
-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы
легче запомнить правило.
Корнем командует его конечная согласная.
Здесь всего лишь один корень, зато
множество исключений: это «тройники»
- - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС – Самый простой
способ запоминания: необходимо
запомнить эти корни и исключения.
-
можем прочитать в учебнике, а
можем понаблюдать за словами и
самостоятельно найти способ
проверки.
- вставить пропущенную букву
- составить словосочетания
- составить и разобрать по членам
предложение
- разобрать по составу слова
- выполнить фонетический разбор
слова… (выполняют задания
индивидуально, после урока – на
проверку)
- проверяют, оценивают.
Затем сравнивают по эталону.
пословица
да, помогает запомнить правило.
Дети проговаривают шаги
алгоритма:
-выделить корень;
-подчеркнуть согласную корня:
перед «СТ» пишем «А», перед
«Щ» мы также пишем «А»,
а перед «С» - «О»).
- нет
Ростовщик и отрасль
- в словарях
-отвечают подготовленные дети
Ростовщик – тот, кто дает деньги
- Совпали ли ваши выводы с правилом?
– Это слова –исключения.
Посмотрите
и запомните их.
Если вслед за корнем СТ или Щ,
То писать, запомни, нужно букву А.
Но, к большому сожаленью,
Существуют исключенья:
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на вокзале.
Лексическая работа со значениями
неясных слов:
"Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
-Какие слова вам не понятны?
-А где можно найти нужную информацию?
- Это полезно знать! ( слайд 14)
-Домашним заданием для учениц было:
найти объяснение слов (Ростовщик и
отрасль)
Никогда не пользуйтесь проверочным
словом при написании слов с
чередованием гласных в корне!
в рост, в долг под большие
проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения
(устар.) 2. Потомок, потомство
(устар.) 3.Отдельная
область деятельности, науки,
производства.
6.Физминутка
Клип «Бабочки»
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с
вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой
частью слова, то встали. +
2. Если окончание образует разные формы
одного и того же слова, то хлопок .+
3. Если у существительных 3 склонения,
женского рода после шипящих на конце
слова пишется мягкий знак, то покачали
головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется
мягкий знак, то поднимите правую руку.-
5.-Если вам интересно на уроке, то
помашите рукой.
Дети выполняют задания
7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Учащиеся самостоятельно выполняют
задания нового типа и осуществляют их
самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном.
Задание 1: вставьте в предложения
подходящие по смыслу слова с
чередующимися гласными в корне слова,
орфограмму обозначьте, выбор гласной
объясните.
1. Наш замечательный город ____________
Проверяя упражнение, учащиеся
отмечают ошибки,
выставляют себе оценку по шкале
баллов. Проводится
анализ и исправление ошибок.
на берегу реки Терек.
2. Эти места удивляют богатой
_______________.
3. Быстро ___________ на берегу палатки.
4. Справа от нашей стоянки ребята
увидели________________ шиповник.
5. Мы углубились в _______________,
чтобы собрать________________ для
гербария.
Слова для справок: выр…сти, ,р…
стительность, выр…сти, разр….сшийся,
зар…сли, р…стения.
Задание 2:
Наш славный город Моздок когда-то
вырос на месте тёмного, дремучего леса
(отсюда он и получил своё название в
переводе с кабардинского языка), я
предлагаю вам отправиться в «дремучий
лес» и разобраться со словами.
Подпишите над словами нужную цифру
Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения,
пор…сль, разр…слись, Р…стислав,
пр…сторы, распр…странять , подр…сли,
прор…сти, выр..щенный, возр..ст,
-раст-(-ращ-) ( № 1)
-рос- (№2)
- исключения (№3)
- Другие корни (№4)
Проверяют упражнение,
исправляют и анализируют
ошибки.
8. Включение в
систему знаний и
повторения (5 мин.)
Цель этапа:
повторить и
закрепить изученное.
Узнай слово:
Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание.
Проговори быстро:
Подросли ростки, повыросли ,
да ростом ростки не выросли.
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные в домики засели слова.
(
инсценирование сказки)
Приложение 1
выросла
9. Рефлексия учебной
деятельности на
уроке
Цель этапа:
зафиксировать новое
содержание, оценить
собственную
деятельность.
См. презентацию
Осуществляют самоконтроль,
оценивают свою работу.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результат. Обсуждают
формы работы на уроке и
возникшие трудности.
Информация о
Записать в тетради
Записывают задание.
домашнем задании ,
инструктаж по его
выполнению
5 пословиц или 2-3 загадки на изученную
орфограмму, составить словарную
диктовку на изученную орфограмму
Приложение 1
Сказка о корнях – раст – и – рос -.
Жили – были два брата корни -раст- и –рос. Они жили в одном домике, жили дружно,
никогда не ссорились и всю работу делили пополам. Рядом с ними по соседству
проживали приставки, суффиксы и окончания. Все они дружили и любили ходить в
гости друг к другу, пить чай и вести разные беседы. И вот однажды на такую беседу
совершенно случайно, совсем из другой далёкой страны попал незнакомец –
Вопросительный знак. За чаем он всегда задавал вопросы, ему всё время было что –
то непонятно. И он постоянно путал братьев –раст- и –рос. Братьям надоело это и
они решили объяснить ему всё раз и навсегда. Они вышли из – за стола, выпрямились
во весь рост и – раст – произнёс такую речь:
- Посмотри на нас внимательно и запомни. Мой брат – рос- короче меня, а я длиннее
на целую букву а, потому что у меня есть сочетание букв – ст-, а иногда _ст-
чередуется с –щ- (ст//щ). Запомни это. Безударная гласная а пишется перед ст, щ,
это моя гласная.Безударная гласная о пишется в корне –рос-, это гласная моего
брата.
- Хорошо, это я понял, - сказал вопросительный знак – значит все слова, в которых
встречаются корни – раст – и –рос-, подчиняются этому правилу.
- совершенно верно – воскликнули корни. – Все они наши друзья, но есть такие,
которые не хотят с нами дружить и не подчиняются нашему правилу, это слова
росток, отрасль. Написание этих слов надо запомнить.
-Как это интересно, - сказал Вопросительный знак.- Я запомню и больше не буду вас
путать.