Автор: Савельева Зоя Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОО "Детский сад №15 "Черемушка" Населённый пункт: г.Северодвинск Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ в коррекионной работе логопеда Раздел: дошкольное образование
РАБОТЕ ЛОГОПЕДА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ.
З.Н.Савельева, учитель-логопед высшей квалификационной категории,
г. Северодвинск.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному
образованию.
Введение
в
действие
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
предполагает
развитие
ДОУ
как
новой
образовательной
системы,
ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Современное
общество невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий, и
использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста стало
необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка.
Контингент дошкольников, воспитывающихся в ДОУ, составляют дети, имеющие разный
уровень
речевого
развития.
В
последние
годы
отмечается
увеличение
числа
детей
с
нарушениями речи, и организация обучения этих детей требует особого подхода, который
предусматривает
постоянную
эмоциональную
поддержку
дошкольников
на
занятиях.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения
данной категории детей.
Работая учителем-логопедом на логопункте, стараясь идти в ногу со временем, я
заинтересовалась
проблемой
использования
компьютера
на
логопедических
занятиях,
поэтому
и обратилась к ней.
Не секрет, что именно
логопедические занятия требуют
большей наглядности для усвоения материала, чем какие-либо другие, и здесь на помощь
приходит компьютер с
его неограниченными возможностями. Очень часто ни желания
логопеда,
ни
владения
методикой
коррекции
речи
недостаточно
для
положительной
динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов,
слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой
проявляется,
формируется
и
развивается
его
личность.
Правильно
подобранные
развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой
деятельностью, а затем уже учебной.
Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный
материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает
интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий
становится
особенно
целесообразным,
так
как
позволяет
предоставлять
информацию
в
привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его
осмысленным и долговременным (2).
С целью оптимизации процесса развития речи дошкольников, я стала использовать
обучающие компьютерные игры, отдав предпочтение таким, как « Игры для Тигры», «
Учимся говорить правильно»,
« Трудный звук», « Домашний логопед». Но
особого
внимания заслуживает логопедическая игра «Игры для Тигры», которая представляет собой
уникальную
компьютерную
технологию,
способствующую исправлению
речевых
нарушений.
Данная игра –
это
единый
программно-методический
комплекс, имеющий
коррекционно-логопедическую направленность.
Программа
обеспечена
отличным
демонстрационным
материалом,
объемным
изображением.
Качественное звуковое
сопровождение
действий
имеет познавательную
направленность упражнений и поддерживает интерес детей к занятиям.
Использование
программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации мышления и повышению
эффективности коррекционно-образовательного процесса. Дети с удовольствием идут на
занятия и не теряют интереса ко всем заданиям достаточно длительное время. Причем игры
включают задания именно на тот звук, который автоматизируется в данный момент: «
Поезд», « Четвертый лишний», « Рассели по домикам»
Хочется отметить и игры
« Мельницы», « Кораблики»,
« Одуванчики», которые
способствуют развитию дыхания: плавности, силы выдоха.
Тем не менее, следует отметить некоторые неточности, которые были обнаружены в ходе
практической работы: не учтена дифференциация звуков по твердости-мягкости в подборе
картинок при работе над одним автоматизируемым звуком.
В таких случаях приходится
делать дополнительные уточнения.
Не менее интересны для детей игры « Учимся говорить правильно», особенно по
формированию фонематического восприятия. Ребенку предлагается задание: услышать звук
среди других звуков, в слогах, словах, и нажать на шарик, который вылетает из самолета или
дирижабля; поймать яблоко или грушу и так далее.
Данные игры в работе я использую уже на протяжении многих лет. Но всегда хочется
чего-то нового для детей. На сайте Мерсибо я нашла много интересных игр. Играя, дети
выполняли разные задания по нахождению звука в слове, его места в слове; по подбору схем
к словам; по обозначению звуков соответствующими буквами т.д. Они
были в восторге,
когда видели, как помогли свинкам спастись от волка, и теперь волк плачет, или как волк
везет
на
тележке
овечек
и
т.д.
Такие
игры
способствуют
развитию
не
только
речи,
фонематического восприятия, но и памяти, внимания, кругозора, моторики, навыков счета,
навыков чтения.
Необходимо заметить, что занятия с использованием компьютера нужно проводить
фрагментарно, при этом обязательно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.
В практику учителей — логопедов активно входят
и
комп
ьютерные презентации,
которые
могут создаваться по все
м разделам коррекционной работы.
Использование презентаций
даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в
радость учения.
Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и
персонажей, интерес детей к компьютерной технике дают возможность более полно решить
поставленные задачи. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать
материал самому, так и воспользоваться работой коллег.
Применение
компьютерных игр
в образовательном процессе ДОУ способствует
решению следующих задач:
• Формирование произношения
• Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты;
• Формирование лексико-грамматических средств языка;
• Развитие связной речи;
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Использование компьютера в логопедической работе, в частности, коррекционно-
развивающих
программ,
позволило
мне
значительно
повысить
мотивацию,
заинтересованность детей на занятиях, активизировать непроизвольное внимание, повысить
интерес
к
обучению,
расширить
возможности
работы
с
наглядным
материалом,
что
способствует достижению поставленных целей.
Таким образом, использование в коррекционной работе ИКТ предотвращает
утомление
детей,
значительно
повышает
мотивационную
готовность
к
проведению
коррекционных
занятий,
поддерживает
у
детей
с
различной
речевой
патологией
познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их
применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Кроме того, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и
для
педагога.
Однако,
каким
бы
положительным,
огромным
потенциалом
не
обладали
информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с
ребёнком они не могут и не должны.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества
педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с
детьми;
она
способствует
повышению
интереса
у
детей
к
обучению,
активизирует
познавательную
активность,
развивает
ребёнка
всесторонне.
Владение
новыми
информационными технологиями поможет педагогу чувствовать себя комфортно в новых
социально-экономических условиях.
Примечания
1. ДенисоваТ. Компьютер в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 2011, №2.
С.13-16.
2. Лынская М.И. Информационные технологии с безречевыми детьми.// Логопед, 2011, №3.
С.22-24.
3. Репина З.А., Лизунова Р.Л. Новые информационные технологии: специализированная
компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры » //Вопросы гуманитарных наук,
2004, №5. С.10-13.