Авторы: Свиридова Анастасия Дмитриевна, Острикова Ирина Николаевна
Должность: студентка 3 курса группы ПН3ДО и старший преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Использование арт–терапии на уроках музыки в начальных классах
Раздел: высшее образование
Использование арт-терапии на уроках музыки в младших классах
Все
чаще
стали
появляться
публикации,
в
которых
обозначена
актуальность разработки нового терапевтического направления в теории и
практике образования (Кулюткин Ю.Н., Подобед В.И., Колесникова И.А.,
Соколова Е.Т., Сухомлинский В.А., Хроменков П.А.). Арт-терапия полностью
соответствует
все
возрастающей
потребности
современного
человека
в
мягком,
экологиче ском
подходе
к
его
проблемам,
корре кции
психоэмоционального состояния.
Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга
и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов
терапевтического
воздействия,
который
позволял
посредством
музыки,
движения
и
др.
больным
людям
выразить
скрытые
психотравмирующие
переживания и тем самым освободиться от них.
В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:
совокупность
видов
искусства,
используемых
в
лечении
и
коррекции;
комплекс арт-терапевтических методик; направление психотерапевтической и
психокоррекционной практики [2, с. 127].
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
изотерапия (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства:
рисованием,
лепкой,
декоративно-прикладным
искусством
и
т.д.);
имаготерапия
(воздействие
через
образ,
театрализацию,
драматизацию);
сказкотерапия
(воздействие
посредством
сказки,
притчи,
легенды);
музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки) [1, с. 82].
Зарубежные
издания
по
теории,
истории,
практике
арт-терапии
отражают
в
той
или
иной
мере
все
альтернативные
модели.
Большое
внимание
уделено
возможностям
арт-терапии
в
образовании
с
целью
сопровождения и поддержки развития детей [3, с. 213].
В
немногочисленных
отечественных
публикациях
преобладает
психотерапевтическая
направленность
арт-терапевтической
работы
без
достаточных теоретических обоснований (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,
Л.Н.
Комиссарова,
Т.А.
Добровольская,
Каптерев
П.Ф.,
Кузьмина
Н.В.,
Мельников В.М., Ямпольский Л.T.,
Мясищев В.Н., Платонов К.К.). Хотя
некоторые другие направления терапии искусством: драма-терапия, игровая
терапия, сказкотерапия, а также музыкальная терапия, – уже достаточно
глубоко разработаны и популяризированы как эффективные методы в работе
с детьми (Зинченко В.П., Маслоу А., Мясищев В.Н., Campbell J.).
Безусловный
интерес
представляют
теории
отечественных
и
зарубежных ученых в области арт-терапии (А.И. Копытин, Э. Крамер, М.
Наумбург, Д. Уэллер и мн. др.).
В
процессе
арт-терапии
существенно
изменяются
приоритеты
образования
в
сторону
личностного
развития
и
актуализации
каждого
учащегося,
ценностного
отношения
к
его
психическому
здоровью
и
эмоциональному самочувствию. При этом создается единое образовательное
и
арт-терапевтическое
пространство
индивидуализации,
социализации,
профессионализации каждого субъекта, что, как известно, и составляет одну
из практически значимых гуманистических целей образования.
Музыкотерапия является одним из основных направлений нынешней
арт-терапии и широко применяется в образовательном процессе начальной
школы, на уроках музыки.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в
переводе означает «исцеление музыкой».
Существует много определений
понятия «музыкотерапия».
Значительная
часть
ученых
считают
музыкотерапию
вспомогательным
средством
психотерапии,
средством
специфической
подготовки
пациентов
к
использованию
сложных
терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
системное
использование
музыки
для
лечения,
физиологических
и
психосоциальных
аспектов
болезни
или
расстройства;
средство
реабилитации,
профилактики,
повышения
резервных
возможностей
организма; средство
оптимизации
творческих
сил
и
педагогико-
воспитательной работы; одну из новейших психотехник, которая призвана
обеспечить
эффективное
функционирование
человека
в
обществе,
гармонизировать его психическую жизнь [1, с.98].
Музыка всегда претендовала на особую роль в жизни людей. В древние
века
музыкально-медицинские
центры
лечили
людей
от
тоски,
нервных
расстройств,
заболеваний
сердечно-сосудистой
системы.
Музыкальная
терапия, понятийно обоснованная в середине ХХ в., как лечебная практика
существует с незапамятных времен. Не случайно занятия математикой в
пифагорейской
школе
сопровождались
музыкой.
Античные
мыслители
считали,
что
она
повышает
мыслительную
активность
и
способствует
работоспособности
учащихся.
Об
этом
свидетельствуют
древнейшие
документы,
дошедшие
до
нас.
Аристотель,
Платон,
Плутарх
писали
о
целебной силе музыкального воздействия. Пифагор вообще рекомендовал
музыку как средство для врачевания тела и души [4, с. 74].
В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она
использовалась
как
способ
заживления
ран,
полученных
на
поле
битвы.
Авиценна
лечил
музыкой
психически
больных.
Гиппократ
исцелял
ею
бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать
музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап – при эмоциональных
расстройствах.
Древнекитайские
врачи
полагали,
что
музыкой
вообще
можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты
для воздействия на тот или иной больной орган.
Современная музыкотерапия о снована
на
спо собно сти
музыки
регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Ещё в XIX в.
учёные
установили,
что
эмоции
вызывают
изменения
пульса,
дыхания,
скорости, реакции, мускульной силы и т.д. Известно, что при снижении
эмоционального
тонуса
или
при
наличии
негативных
эмоций
ослабевает
иммунитет
человека,
в
результате
–
он
чаще
болеет.
Различные
по
эмоционально-образному
содержанию
музыкальные
произведения
по-
разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и
соответственно, разные биохимические процессы.
Так,
мажорная
музыка
обычно
вызывает
светлое
и
радостное
настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда,
минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания,
может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать
активное состояние.
Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп,
ритм и динамика музыкального произведения.
По мнению В.И. Петрушина, сочетание лада и темпа в наибольшей
степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности,
определяет
эмоциональный
«заряд»
того
или
иного
произведения.
Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю
дозировано
«тренировать»
эмоциональный
мир
ребёнка.
Поэтому
музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так
и музицирования [4, с.113].
Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий
спектр
музыкальных
инструментов
и
виды
музыки,
воздействующие
на
различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления
дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные
свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и
др.),
при
слабой
мелкой
моторике
пальцев
–
клавишные
инструменты
(игрушечное
пианино
или
детский
синтезатор),
при
эмоциональных
проблемах, для снятия стресса или, напротив активизации эмоциональной
сферы личности ребёнка – прослушивание музыки для релаксации, а также
записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Слушание
музыки,
её
восприятие,
музицирование,
вокальная
и
дыхательная
терапии,
музыкально-творческая
деятельность,
исполнение
формул музыкального самовнушения – составляющие музыкальной терапии.
Известный
педагог-музыкотерапевт В.И. Петрушин считает: «Рост
стрессогенных
факторов
в
обществе,
вызывающих
психологическую
нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и
взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших
средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека» [2, с
71].
Уникальный
метод
лечения
–
колоколотерапия
–
опробован
в
онкологическом диспансере Архангельска.
Колокольными звонами лечили
еще в Древней Руси, но опыт лечения колокольным звоном именно больных
онкологией
является
первым
в
России.
В
основе
лечебного
сеанса
–
канонические церковные звоны. Эксперимент продолжается.
Врачи пришли к выводу, что любимая музыка может способствовать
расширению сосудов и понижению уровня холестерина в крови.
Медики считают, что музыка способствует расслаблению мускулов,
особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве
дополнительной
реабилитационной
терапии
для
поддержания
хорошей
физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме
того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции,
позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на
фитнес-достижения.
У
детей
младшего
школьного
возраста
существует
потребность
в
самовыражении – как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но
желающих
приобщиться
к
творчеству.
Для
начала
на
музыки
уроках
рекомендуется использовать различные творческие задания и упражнения,
развивающие
непосредственно
музыкальные
навыки
и
способствующие
раскрепощению.
Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче
различных
эмоциональных
состояний
можно
использовать
лаконичные
игровые упражнения, предлагаемые психологом М.И. Чистяковой.
В упражнении «Два клоуна» при повторном прослушивании пьесы Д.
Кабалевского можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных
особенностей)
изобразить
следующую
ситуацию:
два
веселых
клоуна
жонглируют
воображаемыми
разноцветными
кольцами,
не
замечая
друг
друга.
Вдруг
они
сталкиваются
спинами.
Им
немного
грустно,
качают
головами. Успокоившись, помогают друг другу собрать кольца и продолжают
жонглировать вместе.
По
аналогии
можно
подобрать
другие
произведения
из
школьного
репертуара.
Чтобы активизировать фантазию ребенка, связать воедино зрительное и
слуховое образное воображение ребенка, выработать слушательские навыки
используем
следующее
упражнение-игру:
после
прослушивания
музыки
детям раздается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Они должны
изобразить
услышанную
музыку
с
помощью
этих
красок
и
озаглавить
рисунок. По окончании можно провести конкурс полученных рисунков и
заглавий к ним.
Музыка
способствует
оживлению
визуальных
образов.
Она
может
иллюстрировать
процесс
рисования
детей,
быть
отправной
точкой
для
фантазии,
пробуждения
переживаний
и
мыслей.
Музыка
также
поможет
сконцентрировать внимание или, наоборот, скованных детей к работе над
рисунком.
В упражнении «Спонтанное рисование» детям предлагается рисовать
все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой,
свободно
выражаются
ими
на
бумаге.
Используются
карандаши,
краски,
мелки и т.д. Музыка – яркая, эмоционально богатая, не громкая, не более 60-
65 ударов в минуту.
Одним
из
благотворных
видов
музыкальной
деятельности
является
пение. Многие исследователи считают, что голос является основной формой
выражения индивидуальности.
Ребенка просят спеть свое имя или фразу с определенной интонацией –
гнева и решительности, печали, радости, спокойствия и т.п. дети поют на
удобной для них ноте и высоте.
Также в процессе для углубления дыхания, снижения ЧСС, повышения
чувства
благополучия
пропеваются
разные
звуки:
[м]
снимает
стресс
и
способствует
расслаблению;
[а]
немедленно
вызывает
расслабление;
[и]
стимулирует деятельность мозга и повышает активность организма; [о] для
настройки организма.
В
развитии
коммуникативных
навыков
поможет
п р о ц е с с
музицирования.
Игра
на
музыкальных
инструментах
позволяет
видеть
ребенку
достигнутые
им
успехи,
компенсирует
напряжение
и
страх,
возможные при обучении.
Среди музыкальных инструментов барабан оказывает наиболее сильное
воздействие. «В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря
которым
все
органы
работают
синхронно,
начиная
от
пищеварительной
деятельности до активности высших нейронов в головном мозгу. В организме
основной
ритм
закладывается
сердечно-сосудистой
системой,
сердцем
и
легкими…»
Барабан
синхронизирует
ритмы
сердечных
сокращений
и
дыхания. Ритм барабанов способен изменять ритмы организма. «Сердце –
великий барабанщик. Играя на барабане, мы активно напрягаем мышцы,
активизируем дыхание. Десять минут игры на барабане в день снимают
напряжение,
заново
настраивают
внутренние
часы
мозга
и
организма
и
служат стимулятором и успокаивающим средством». Ударные инструменты
обладают
особой
привлекательностью
для
детей,
так
как
из
них
можно
извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками, в то же время
обладают
большой
ритмической
силой,
передающей
тончайшие
эмоциональные нюансы.
В упражнении
«Дирижер»
ребенку
предлагается
продирижировать
звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в
процесс восприятия музыки.
Упражнение «Спонтанное движение»
Дети танцуют и двигаются под музыку. Для этого хорошо использовать
цветные
шифоновые
шарфы.
Дети,
двигаясь,
импровизируют
с
тканью.
Ассоциации, вызванные музыкой, свободно выражаются в движении.
Гиперактивные
дети
не
владеют
своим
телом,
хотя
и
способны
производить
множество
произвольных
телодвижений.
Упражнения,
направленные на формирование контроля над телом, необходимы для них и
приносят им удовольствие.
В музыкальной деятельности используются следующие методы:
–
Дыхательная
гимнастика –
высокоэффективный
спо соб
оздоровления
организма
школьника
и
восстановления
сил.
Возможно
использовать различные элементы дыхательной гимнастики, которые могут
быть как общими для всех занятий, так и специальными для определенных
видов образовательной деятельности.
– Озвученное дыхание. Ученик во время вдоха и выдоха с закрытым
ртом производит негромкий звук («мычание»). Воспроизведение звука на
вдохе диктуется необходимостью более активного раскрытия грудной клетки,
т.е. требует большего усилия мышц вдоха.
– Ритмическая гимнастика – упражнения и приемы, стимулирующие
работу головного мозга.
– Ритмический настрой на занятие. В начале занятия учитель просит
учеников
прохлопать
ритм,
который
он
покажет
(ритм
не
должен
быть
сложным).
– Ритмическое подкрепление материала занятия. Учитель ритмично
проговаривает выделенное для запоминания слово, сопровождая каждый слог
хлопками. Ученики повторяют.
Ритмические упражнения на внимание. Учитель простукивает какой-
либо ритм. Дети повторяют. Затем ритм задает кто-то из них.
–
Цветоинтонационная
гимнастика.
На
доске
цветными
нотами
выписывается мелодия. Цвет нот соответствует цветам радуги (до – красный,
ре – оранжевый, ми – желтый, фа – зеленый, соль – голубой, ля – синий, си –
фиолетовый).
Ученики
во
время
пения
двигаются
(приседают
или
приподнимаются) в зависимости от высоты мелодического рисунка [3, с. 115-
118].
В
результате
выполнения
этих
упражнений
происходит
насыщение
организма кислородом, стимуляция работы головного мозга и т.д.
Обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью констатировать, что
арт-терапия становится эффективным средством воздействия на учащихся
младших классов. На уроках музыки в условиях работы с детьми младшего
школьного возраста использование приемов музыкальной терапии позволяет
не
только
развить
у
учащихся
музыкальные
способности,
но
и
помочь
сосредоточиться,
расслабиться,
успокоиться.
В
школьной
практике
используются
такие
арт-терапевтические
средства,
как
дыхательная,
ритмическая
и
цветоинтонационная
гимнастика,
озвученное
дыхание,
ритмический
настрой
на
занятие,
ритмическое
подкрепление
материала
занятия,
ритмические
упражнения
на
внимание. Помимо
этого,
для
школьников
разрабатываются
специальные
упражнения,
основанные
на
возможностях арт-терапии и позволяющие благоприятно воздействовать на
их психоэмоциональное состояние.
Список литературы
1.
Брусиловский
Л.С.
Музыкотерапия:
руководство
п о
психотерапии. – Ташкент: 1985.
2.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: 1999.
3.
Лебедева
Л.Д.
Практика
арт-терапии:
подходы,
диагностика,
система занятий. – СПб.: 2003.
4.
Практикум по арт-терапии / под. ред. А.И. Копытина. – СПб.:
2000.