Моё педагогическое кредо: всегда слышать и чувствовать ребёнка
Автор: Шумейко Ольга Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: БОУ г.Омска "СОШ№89" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: Моё педагогическое кредо: всегда слышать и чувствовать ребёнка Раздел: среднее профессиональное
Моё педагогическое кредо: всегда слышать и чувствовать ребёнка
«Учитель - плодотворный луч солнца для молодой
души, которого ничем заменить невозможно».
К.Д. Ушинский
В современном мире люди получают удовольствие от новых технологий,
свободы слова и выбора. Но в круговороте всего нового, задумывается ли
наше общество о современных ценностях? Каковы они? Достаточно
заглянуть в модный журнал или включить современный сериал, чтобы
понять: ценность одна – большие деньги любой ценой.
Очень трудно не поддаться влиянию и остаться самим собой. Если всем
сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если
чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в
удовольствии – быть педагогом! Надо помнить, что педагог это благородная,
социально-важная профессия. Раскрывая это понятие, сразу становится ясно,
что без этой профессии социум обречен. Педагог – это созидатель, творец,
ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут
тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
Шагая по жизни за руку с детьми, невозможно забыть такие понятия, как
смех и улыбка, доброта и невинность.
Живя в этом мире, мы любуемся великолепными картинами, читаем
замечательные книги, слушаем превосходную музыку, радуемся научно-
техническому прогрессу, но почему-то забываем, что большинства этих
великих произведений человечества не было бы, не будь такой благодатной
профессии, как профессия педагог.
Для меня, как для Учителя и как для человека, очень важно, чтобы мои
ученики, мои дети, выросли подготовленными опытными людьми,
умеющими адаптироваться в любой проблемной ситуации, умеющими
сделать правильный единственно верный выбор.
Прежде всего, я учу ЖИТЬ. Не существовать, а ЖИТЬ! Несмотря на то,
что современный мир сложен. Уверена, что мои предметы как раз и учат
быть Человеком с большой буквы. Учат различать добро и зло. Именно
воспитание духовно-развитой личности считаю самым важным в моей
работе. Поддерживаю у ребят свободу слова, свободу выбора.
Поэтому всегда стараюсь слышать и чувствовать ребёнка, быть лучом
солнца для молодой души. Я работаю не для себя, а для детей. Смысл моей
работы не учить детей, а научить их учиться. Ценность – в том, что я могу
увидеть в нём его природные задатки и развить его способности. Но
приоритетней всего в моей работе, как учителя, воспитать личность и
сохранить душу маленького человека.
Я – учитель! Это высокое призвание. Учителем можно быть только «от
бога». Я являюсь примером для подражания. Объясняю детям, что только
человек с активной жизненной позицией, со своими пристрастиями и
увлечениями может стать личностью. Никогда не стою на месте: для меня
движение, развитие, созидание – это жизнь. Всегда отстаиваю своё мнение,
стараюсь признавать ошибки и исправлять их, не останавливаюсь перед
трудностями. И. В. Гёте говорил: «Учатся у того, кого любят».
Современный учитель – это педагог, психолог, консультант, это добрый
советчик и наставник, это мама и папа, и, наконец, это настоящий друг. Да,
именно друг! Я направляю много своих сил для того, чтобы мои дети всегда
были дружны между собой. И спустя несколько лат приятно слышать слова
благодарности от своих воспитанников о том, что «Вы нас сдружили»,
«большое человеческое спасибо», «огромное спасибо за то, что Вы научили
нас жить..»… А ведь такие слова – это самая драгоценная награда для
учителя.
Я не боюсь показать своё незнание. Л. Н. Толстой писал: «Не стыдно и не
вредно не знать. …, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь». Я всю
жизнь учусь. Школа, педагогическое училище, университет, курсы
повышения квалификации… список будет продолжаться. Учитель, который
доволен достигнутым, перестаёт расти профессионально! Он становится не
интересен детям и коллегам, не может больше их удивлять, «ибо познание
мира начинается с удивления» (древневосточная мудрость). К тому же,
жизнь меняется с большой скоростью. Объём информации удваивается.
Знания устаревают прежде, чем их используют.
Государство сделало новый социальный заказ школе: стране нужны
всесторонне-развитые выпускники. Понимаю, вопрос об обновлении
образования назрел. Нам нужна новая школа, где ребёнок изучал бы не
только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в
будущем для успешной социализации в обществе. Хочу, что бы каждый
ребёнок мог иметь достойное образование, перспективу на жизнь. Наши
дети – это будущее нашей страны.
Российское образование перешло на новые ФГОСы. Мы стоим на пороге
нового периода развития образования. С энтузиазмом вливаюсь в
национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Смело и
свободно экспериментирую. Спускаюсь с высот своих знаний до незнания
своих учеников и вместе с ними поднимаюсь к вершинам знаний. Вместе
проходим путь исследователя: учу думать, анализировать, сравнивать,
прогнозировать. Нет никакого смысла навязывать знания ребёнку.
Транслируемая информация, в большей степени, не задерживается у него в
голове. Гораздо эффективнее помогать делать на уроке открытия.
Способности детей, по мнению психологов, развиваются в деятельности.
На уроке предпочитаю деятельностный метод открытия знания. Страсть к
поиску приёмов открытия нового привела нас к созданию опорных схем,
алгоритмов, таблиц, которые помогают детям. Сколько мы придумаем
различных вариантов им в помощь?... пока работаю учителем!
Для успешной социализации и быстрой адаптации детей в обществе в
своей работе использую инновационные технологии, без которых сейчас
просто не обойтись. ИКТ прежде всего представлены в виде презентаций,
которые создаю сама и доверяю создавать детям. Уж очень это
увлекательный процесс! Особенно тогда, когда учитель доверяет детям,
считает их равными. Уверена, что доверие – это одно из составляющих
успеха в обучении и воспитании ребёнка. Выполнение тестов на
компьютере, онлайн-тестов, использование Интернет-ресурсов для
подготовки учащихся к урокам и внеклассной деятельности с каждым днём
становится всё популярнее.
К. Д. Ушинский говорил: «…каждый может называть себя педагогом и
говорить о том, что знает, как воспитывать и учить…». Человек,
занимающийся воспитанием и обучением детей должен быть не просто
учителем. Он должен быть профессионалом, который будет находить
индивидуальный подход к каждому ученику, искать ключ к успеху каждого
ребёнка, постоянно совершенствовать своё мастерство. Это залог успешной
работы учителя.
Обобщая всё выше сказанное, отмечу – моя работа как учителя и педагога
строится на трёх китах: профессионализм, креативность учителя и любовь к
детям.
А хотелось бы закончить мою статью портретом современного учителя:
Наш учитель в современном мире –
Это путеводная звезда,
Это глас, несущийся в эфире,
Сила, движущая знаний поезда…
Управлять процессом обученья,
Груз ответственности на себе нести,
Навык шлифовать, учить общенью,
И в глазах учеников всегда расти,
Методом проектов на уроке
В совершенстве должен овладеть,
Постигать все тайны, знать истоки,
Проводить эксперимент уметь.