Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38–0
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности руководства сюжетно–ролевыми играми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми
старшего дошкольного возраста
Введение
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как
деятельность,
имеющая
очень
большое
значение
для
развития
ребенка
дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между
людьми,
овладение
первоначальными
навыками
кооперации
(А.
В.
Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А.
Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры
учебными занятиями, студийной и кружковой работой.
Игры
детей,
особенно
сюжетно-ролевые,
бедны
по
содержанию,
тематике,
в
них
отмечается
многократная
повторяемость
сюжетов,
преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
Причины такого положения с игрой, объясняют Н. Я. Михайленко и Н.А.
Короткова. Прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной
педагогики на новый этап развития.
Сегодня
в
жизни
современного
дошкольника
появилось
много
источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского
сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие
занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это
позволяет
сюжетно-ролевой
игре
“освободиться”
от
чисто
дидактической
функции “проработки” знаний.
Согласно
современным
психолого-педагогическим
исследованиям,
сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у
ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые
уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в
мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит,
когда
ребенок
входит
в
разновозрастную
группу,
включающую
в
себя
несколько поколений детей.
У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их
таким
образом,
поскольку
неформальные
разновозрастные
группы
в
настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в 4 виде
дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной
семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети
подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего
только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими
из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в
школе,
специализированных
кружках
и
т.
п.
Сильными
факто-
рами
разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят
много времени. Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в
современном
детском
саду
чаще
всего
уделяют
большое
внимание
материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и
формированию у детей игры как деятельности.
Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия
по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо
хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития
на
протяжении
дошкольного
возраста,
а
также
уметь
играть
с
детьми.
Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н.
А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр
детей дошкольного возраста.
Цель
работы:
изучение
особенностей
руководства
сюжетно-
ролевыми
играми детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблемам
формирования игровой деятельности у детей старшего дошкольного
возраста;
2) изучить характеристику и основные направления развития сюжетно-
ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
3) описать особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей
старшего дошкольного возраста
Характеристика сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми до-
школьников и занимают значительное место в их жизни.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что
ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный
самостоятельный
и
творческий
характер.
Дети
самостоятельно
выбирают
тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и
тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения
образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел,
это
позволяет
ему
самостоятельно
включаться
в
те
сферы
человеческой
деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
Объединяясь в сюжетно- ролевой игре, дети по своей воле выбирают
партнеров,
сами
устанавливают
игровые
правила,
следует
за
их
выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер игровой
деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того,
кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую
жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.
В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого
воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная
роль
принадлежит
воображению.
По
средствам
воображения
создается
ситуация
игры,
образы,
осуществляемые
в
ней,
возможность
сочетать
реальное, обычное с вымышленным.
Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием в
ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с
развитием
у
ребенка
способности
отображать
свои
впечатления
об
окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает
характер
перевоплощения.
Успешность
его
непосредственно
связана
с
личным
опытом
играющего,
степенью
развития
его
чувств,
фантазии,
интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки,
предметы, необходимые
для игры, старшие дошкольники сами мастерят
игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться
с ролью.
Как
всякая
творческая
деятельность,
сюжетно-ролевая
игра
эмоционально
насыщена
и
доставляет
каждому
ребенку
радость
и
удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая
игра
имеет
свою
специфическую
структуру.
Эта
структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой
сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни
ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе
с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом
его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в
качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено
более
или
менее
глубокое
проникновение
ребенка
в
отношениях
и
деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения
человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека
к
другим
людям,
или
смысл
человеческой
деятельности.
Конкретный
характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может
быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих
ребенка.
Одна
и
та
же
по
своему
сюжету
игра
может
иметь
совершенно
разное
содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не
только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли,
которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Роль,
которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет
единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры. Для ребенка
роль
–
это
его
игровая
позиция:
он
отожествляет
себя
с
каким-либо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном
персонаже.
Всякая
роль
содержит
свои
правила
поведения,
взятые
ребенком
из
окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для
дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого
образца,
ребенок
оценивает
поведение
участников
игры,
а
затем
и
свое
собственное. Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение
какой-либо роли: ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера
действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку.
Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-
ролевой игры; знакомство с этой действительностью должно происходить
таким
образом,
чтобы
в
центре
ее
стоял
человек,
его
деятельность;
в
результате
этого
знакомства
у
ребенка
возникало
положительное
эмоциональное
отношение
к
действительности
взрослого
человека.
На
протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре
происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Таким
образом,
основой
сюжетно-ролевой
игры
является
мнимая,
или
воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на
себя
роль
взрослого
и
выполняет
ее
в
созданной
им
самим
игровой
обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него
мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.
2. Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей
старшего дошкольного возраста
Появление
коллективной
игры
в
старшем
дошкольном
возрасте
создает
возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания,
так и структуры игры.
В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр
на бытовые темы (примерно 50–70% творческих ролевых игр детей младшего
возраста
составляют
именно
эти
игры)
к
играм
с
т рудовым,
производственным
сюжетом,
а
затем
к
играм,
в
которых
отображаются
различные общественные события и явления.
Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями
начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки.
Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но
и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только
делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает
больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением
их источников.
Игры старших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями,
которые
получают
дети
в
процессе
непосредственного
общения
с
окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место
начинает
занимать
опосредованный
опыт:
знании,
полученные
из
книг,
рассказов
взрослых
(воспитателей,
родителей).
Меняется
и
характер
непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых
они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях,
прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их
содержания
приводят
к
изменению
формы
и
структуры
игры.
По
мере
развития
содержания
игры
в
ее
структуре
выделяется
подготовительный
период.
Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о
теме игры (“Во что будем играть?”), иногда распределяют роли. Постепенно в
процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию
развития сюжета игры (“Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет
праздник”). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более
полному
развертыванию
содержания
игры
и
установлении
правильных
отношений в игре.
Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. У малышей
такой
потребности
еще
нет.
Богатство
жизненных
впечатлений
старших
детей,
многогранность
отражаемых
в
играх
событий
т ребуют
предварительной договоренности.
У
детей
возрастает
и
требовательность
к
качеству
выполняемых
ролей.
Сговариваясь,
дети
могут
обсудить
и
распределение
ролей,
исходя
из
интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений,
знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше
дети, которые чаще всего играют вместе.
Во
многих
случаях
в
подготовительный
период
дети
готовят
игровую
обстановку
(подбирают
игрушки,
делают
недостающие,
сооружают
постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. С
возрастом увеличивается и количество участников игры.
В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших – 3-7 и
больше. Для развития игры характерно изменение требований, которые дети
предъявляют
к
игрушке.
Младшего
дошкольника
привлекает
в
игрушке
возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное
содержание
игры.
Игрушка
может
быть
обобщенной,
и
наделена
лишь
некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и
возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они
предъявляют
требований
к
соответствию
игрушки
игровому
замыслу.
Старший
дошкольник
предпочитает
более
сложную
и г ру ш ку,
приближающуюся к модели предмета.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная
игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики,
содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
3.
Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего
дошкольного возраста
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития,
необходимо
ее
грамотно
организовать.
Воспитатель
должен
знать
особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого
искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на
знании педагогики и психологии игры.
Термин
“руководство
игрой”
обозначает
в
педагогической
литературе
по
дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных
на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
Руководство
сюжетно-ролевыми
играми
детей
дошкольного
возраста
предполагает,
что
педагог
влияет
на
расширение
тематики
этих
игр,
обогащает
содержание,
способствует
овладению
детьми
ролевым
поведением.
Благодаря
взаимосвязи
всех
компонентов,
игра
с
первых
ее
этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно
она становится все более творческой и саморазвивающейся.
Основные
компоненты
комплексного
подхода
к
формированию
игры
сохраняются
на
всех
этапах
ее
развития.
Меняется
лишь
роль
каждого
компонента в общей системе педагогических воздействий. Для перехода игры
на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется
в зависимости от уровня развития игры на данном этапе.
Содержание роботы по всем компонентам руководства игрой направлено на
постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета,
взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.
При
руководстве
сюжетно-ролевыми
играми
перед
воспитателями
стоят
задачи:
-
развитие
игры
как
деятельности
(расширение
тематики
игр,
углубление их содержания);
- использование игры в целях воспитания детского коллектива и от-
дельных детей.
Руководство
сюжетно-ролевой
игрой
требует
большого
мастерства
и
педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение
игрушек, создание игровой обстановки до начала игры). Прямые приемы –
непосредственное
включение
педагога
в
игру
(ролевое
участие
в
игре,
участие
в
сговоре
детей,
разъяснение,
помощь,
совет
по
ходу
игры,
предложение новой темы игры и др.).
Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета,
помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
В
теории
сложились
разные
подходы
к
руководству
сюжетно-ролевыми
играми
детей.
Следующий
педагогический
подход
представлен
в
исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали
комплексный метод руководства игрой.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических
воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры
детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей
развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта
детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на
передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
-
своевременное
изменение
предметно-игровой
среды
с
учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта;
-
активизирующее
общение
взрослого
с
детьми,
направленное
на
побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов
решения игровых задач и новых знаний о мире.
При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте
используются следующие приемы:
- приемы прямого руководства, включение педагога в игру, принятие на
себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ
речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих
после игры);
- приемы косвенного руководства;
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности
(наблюдения,
экскурсии,
чтение
художественной
литературы,
просмотр
детских телепередач, беседы) - привлечение детей к изготовлению атрибутов
и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки,
характерные
для
младшего
и
среднего
возраста
–
“Больница”,
“Парикмахерская”,
где
характерным
образом
расположено
игровое
оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста);
- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (ко-
робки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и
атрибутами;
-
включение
в
среду
«игрушек-полуфабрикатов»
для
изготовления
самоделок; - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с
полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
-
вспомнить
более
подходящие
для
игры
события,
установить
их
последовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;
- распределить роли, согласовать замысел;
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного
интереса в игре;
- наблюдение за игрой детей;
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос,
изменение игровой среды);
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры,
развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);
- создать игровую ситуацию;
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами,
можно использовать опыт хорошо играющих детей).
Таким
образом,
к
пяти
годам
дети
умеют
самостоятельно
организовать
сюжетно-ролевую
игру
–
выбрать
тему,
создать
условия,
выполнять
соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует
в основном косвенные приемы руководства игрой.
Заключение.
Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного
возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть
наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на
взаимодействии ребёнка со взрослыми.
Ей
присущи
основные
черты
игры:
эмоциональная
насыщенность
и
увлечённость
детей,
самостоятельность,
активность,
творчество.
В
игру
вовлекаются
все
стороны
личности:
ребёнок
двигается,
говорит,
воспринимает,
думает;
в
процессе
игры
активно
работают
все
его
психические
процессы:
мышление,
воображение,
память,
усиливаются
эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство воспитания. В сюжетно – ролевой игре
дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о
сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно
устанавливаются сложные ролевые отношения.
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то,
что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации:
действие определяется мыслью, а не вещью.
Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является од- ной из
её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами
моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно
–
ролевая
игра
в
своей
развитой
форме,
как
правило,
носит
коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в оди-
ночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие
для
развития
сюжетно
–
ролевых
игр.
К
пяти
годам
дети
умеют
самостоятельно
организовать
сюжетно
–
ролевую
игру
–
выбрать
тему,
создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила
поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства
игрой.