Напоминание

Особенности руководства сюжетно–ролевыми играми старшего дошкольного возраста


Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38–0
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности руководства сюжетно–ролевыми играми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми

старшего дошкольного возраста

Введение

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как

деятельность,

имеющая

очень

большое

значение

для

развития

ребенка

дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между

людьми,

овладение

первоначальными

навыками

кооперации

(А.

В.

Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А.

Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры

учебными занятиями, студийной и кружковой работой.

Игры

детей,

особенно

сюжетно-ролевые,

бедны

по

содержанию,

тематике,

в

них

отмечается

многократная

повторяемость

сюжетов,

преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

Причины такого положения с игрой, объясняют Н. Я. Михайленко и Н.А.

Короткова. Прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной

педагогики на новый этап развития.

Сегодня

в

жизни

современного

дошкольника

появилось

много

источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского

сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие

занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это

позволяет

сюжетно-ролевой

игре

“освободиться”

от

чисто

дидактической

функции “проработки” знаний.

Согласно

современным

психолого-педагогическим

исследованиям,

сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у

ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые

уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в

мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит,

когда

ребенок

входит

в

разновозрастную

группу,

включающую

в

себя

несколько поколений детей.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их

таким

образом,

поскольку

неформальные

разновозрастные

группы

в

настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в 4 виде

дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной

семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети

подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего

только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими

из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в

школе,

специализированных

кружках

и

т.

п.

Сильными

факто-

рами

разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят

много времени. Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в

современном

детском

саду

чаще

всего

уделяют

большое

внимание

материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и

формированию у детей игры как деятельности.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия

по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо

хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития

на

протяжении

дошкольного

возраста,

а

также

уметь

играть

с

детьми.

Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н.

А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр

детей дошкольного возраста.

Цель

работы:

изучение

особенностей

руководства

сюжетно-

ролевыми

играми детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) проанализировать научно-методическую литературу по проблемам

формирования игровой деятельности у детей старшего дошкольного

возраста;

2) изучить характеристику и основные направления развития сюжетно-

ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;

3) описать особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей

старшего дошкольного возраста

Характеристика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми до-

школьников и занимают значительное место в их жизни.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что

ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный

самостоятельный

и

творческий

характер.

Дети

самостоятельно

выбирают

тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и

тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения

образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел,

это

позволяет

ему

самостоятельно

включаться

в

те

сферы

человеческой

деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно- ролевой игре, дети по своей воле выбирают

партнеров,

сами

устанавливают

игровые

правила,

следует

за

их

выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий характер игровой

деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того,

кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую

жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого

воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная

роль

принадлежит

воображению.

По

средствам

воображения

создается

ситуация

игры,

образы,

осуществляемые

в

ней,

возможность

сочетать

реальное, обычное с вымышленным.

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием в

ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с

развитием

у

ребенка

способности

отображать

свои

впечатления

об

окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает

характер

перевоплощения.

Успешность

его

непосредственно

связана

с

личным

опытом

играющего,

степенью

развития

его

чувств,

фантазии,

интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки,

предметы, необходимые

для игры, старшие дошкольники сами мастерят

игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться

с ролью.

Как

всякая

творческая

деятельность,

сюжетно-ролевая

игра

эмоционально

насыщена

и

доставляет

каждому

ребенку

радость

и

удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая

игра

имеет

свою

специфическую

структуру.

Эта

структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой

сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни

ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе

с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом

его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в

качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено

более

или

менее

глубокое

проникновение

ребенка

в

отношениях

и

деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения

человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека

к

другим

людям,

или

смысл

человеческой

деятельности.

Конкретный

характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может

быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих

ребенка.

Одна

и

та

же

по

своему

сюжету

игра

может

иметь

совершенно

разное

содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не

только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли,

которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Роль,

которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет

единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры. Для ребенка

роль

это

его

игровая

позиция:

он

отожествляет

себя

с

каким-либо

персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном

персонаже.

Всякая

роль

содержит

свои

правила

поведения,

взятые

ребенком

из

окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для

дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого

образца,

ребенок

оценивает

поведение

участников

игры,

а

затем

и

свое

собственное. Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение

какой-либо роли: ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера

действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку.

Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-

ролевой игры; знакомство с этой действительностью должно происходить

таким

образом,

чтобы

в

центре

ее

стоял

человек,

его

деятельность;

в

результате

этого

знакомства

у

ребенка

возникало

положительное

эмоциональное

отношение

к

действительности

взрослого

человека.

На

протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре

происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

Таким

образом,

основой

сюжетно-ролевой

игры

является

мнимая,

или

воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на

себя

роль

взрослого

и

выполняет

ее

в

созданной

им

самим

игровой

обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него

мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

2. Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей

старшего дошкольного возраста

Появление

коллективной

игры

в

старшем

дошкольном

возрасте

создает

возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания,

так и структуры игры.

В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр

на бытовые темы (примерно 50–70% творческих ролевых игр детей младшего

возраста

составляют

именно

эти

игры)

к

играм

с

т рудовым,

производственным

сюжетом,

а

затем

к

играм,

в

которых

отображаются

различные общественные события и явления.

Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями

начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки.

Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но

и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только

делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает

больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением

их источников.

Игры старших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями,

которые

получают

дети

в

процессе

непосредственного

общения

с

окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место

начинает

занимать

опосредованный

опыт:

знании,

полученные

из

книг,

рассказов

взрослых

(воспитателей,

родителей).

Меняется

и

характер

непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых

они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях,

прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их

содержания

приводят

к

изменению

формы

и

структуры

игры.

По

мере

развития

содержания

игры

в

ее

структуре

выделяется

подготовительный

период.

Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о

теме игры (“Во что будем играть?”), иногда распределяют роли. Постепенно в

процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию

развития сюжета игры (“Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет

праздник”). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более

полному

развертыванию

содержания

игры

и

установлении

правильных

отношений в игре.

Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. У малышей

такой

потребности

еще

нет.

Богатство

жизненных

впечатлений

старших

детей,

многогранность

отражаемых

в

играх

событий

т ребуют

предварительной договоренности.

У

детей

возрастает

и

требовательность

к

качеству

выполняемых

ролей.

Сговариваясь,

дети

могут

обсудить

и

распределение

ролей,

исходя

из

интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений,

знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше

дети, которые чаще всего играют вместе.

Во

многих

случаях

в

подготовительный

период

дети

готовят

игровую

обстановку

(подбирают

игрушки,

делают

недостающие,

сооружают

постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. С

возрастом увеличивается и количество участников игры.

В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших – 3-7 и

больше. Для развития игры характерно изменение требований, которые дети

предъявляют

к

игрушке.

Младшего

дошкольника

привлекает

в

игрушке

возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное

содержание

игры.

Игрушка

может

быть

обобщенной,

и

наделена

лишь

некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и

возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они

предъявляют

требований

к

соответствию

игрушки

игровому

замыслу.

Старший

дошкольник

предпочитает

более

сложную

и г ру ш ку,

приближающуюся к модели предмета.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная

игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики,

содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

3.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего

дошкольного возраста

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития,

необходимо

ее

грамотно

организовать.

Воспитатель

должен

знать

особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого

искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на

знании педагогики и психологии игры.

Термин

“руководство

игрой”

обозначает

в

педагогической

литературе

по

дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных

на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

Руководство

сюжетно-ролевыми

играми

детей

дошкольного

возраста

предполагает,

что

педагог

влияет

на

расширение

тематики

этих

игр,

обогащает

содержание,

способствует

овладению

детьми

ролевым

поведением.

Благодаря

взаимосвязи

всех

компонентов,

игра

с

первых

ее

этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно

она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Основные

компоненты

комплексного

подхода

к

формированию

игры

сохраняются

на

всех

этапах

ее

развития.

Меняется

лишь

роль

каждого

компонента в общей системе педагогических воздействий. Для перехода игры

на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется

в зависимости от уровня развития игры на данном этапе.

Содержание роботы по всем компонентам руководства игрой направлено на

постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета,

взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.

При

руководстве

сюжетно-ролевыми

играми

перед

воспитателями

стоят

задачи:

-

развитие

игры

как

деятельности

(расширение

тематики

игр,

углубление их содержания);

- использование игры в целях воспитания детского коллектива и от-

дельных детей.

Руководство

сюжетно-ролевой

игрой

требует

большого

мастерства

и

педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,

сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение

игрушек, создание игровой обстановки до начала игры). Прямые приемы –

непосредственное

включение

педагога

в

игру

(ролевое

участие

в

игре,

участие

в

сговоре

детей,

разъяснение,

помощь,

совет

по

ходу

игры,

предложение новой темы игры и др.).

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета,

помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

В

теории

сложились

разные

подходы

к

руководству

сюжетно-ролевыми

играми

детей.

Следующий

педагогический

подход

представлен

в

исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали

комплексный метод руководства игрой.

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических

воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры

детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей

развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта

детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на

передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

-

своевременное

изменение

предметно-игровой

среды

с

учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта;

-

активизирующее

общение

взрослого

с

детьми,

направленное

на

побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов

решения игровых задач и новых знаний о мире.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте

используются следующие приемы:

- приемы прямого руководства, включение педагога в игру, принятие на

себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ

речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих

после игры);

- приемы косвенного руководства;

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности

(наблюдения,

экскурсии,

чтение

художественной

литературы,

просмотр

детских телепередач, беседы) - привлечение детей к изготовлению атрибутов

и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки,

характерные

для

младшего

и

среднего

возраста

“Больница”,

“Парикмахерская”,

где

характерным

образом

расположено

игровое

оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста);

- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (ко-

робки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и

атрибутами;

-

включение

в

среду

«игрушек-полуфабрикатов»

для

изготовления

самоделок; - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с

полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

-

вспомнить

более

подходящие

для

игры

события,

установить

их

последовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;

- распределить роли, согласовать замысел;

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного

интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей;

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос,

изменение игровой среды);

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры,

развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);

- создать игровую ситуацию;

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами,

можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Таким

образом,

к

пяти

годам

дети

умеют

самостоятельно

организовать

сюжетно-ролевую

игру

выбрать

тему,

создать

условия,

выполнять

соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует

в основном косвенные приемы руководства игрой.

Заключение.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного

возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть

наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на

взаимодействии ребёнка со взрослыми.

Ей

присущи

основные

черты

игры:

эмоциональная

насыщенность

и

увлечённость

детей,

самостоятельность,

активность,

творчество.

В

игру

вовлекаются

все

стороны

личности:

ребёнок

двигается,

говорит,

воспринимает,

думает;

в

процессе

игры

активно

работают

все

его

психические

процессы:

мышление,

воображение,

память,

усиливаются

эмоциональные и волевые проявления.

Игра выступает как важное средство воспитания. В сюжетно – ролевой игре

дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о

сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно

устанавливаются сложные ролевые отношения.

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то,

что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации:

действие определяется мыслью, а не вещью.

Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является од- ной из

её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами

моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно

ролевая

игра

в

своей

развитой

форме,

как

правило,

носит

коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в оди-

ночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие

для

развития

сюжетно

ролевых

игр.

К

пяти

годам

дети

умеют

самостоятельно

организовать

сюжетно

ролевую

игру

выбрать

тему,

создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила

поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства

игрой.



В раздел образования