Напоминание

Современные подходы к реализации ФГОС ДО: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий


Автор: Пентина Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к реализации ФГОС ДО: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к реализации ФГОС: системно-деятельностный, аксиологический, развивающий Образование сегодня определяет будущее завтра… Система дошкольного образования перешла на новый этап. ФГОС задает ориентиры развития системы дошкольного образования, и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребованы в организации образовательного процесса ДОУ современные подходы: аксиологический, системно-деятельностный и развивающий. охарактеризую данные подходы.  АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Основы аксиологического подхода изучали: В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург и др. Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию всего образовательного процесса. Педагогической ценностью в рамках данного подхода выступает ребенок, «Я – концепция». Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу аксиологического подхода. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в ребенке. К числу аксиологических принципов относятся:  равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;  равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга;  равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей). Концепция аксиологического подхода в работе с дошкольниками направлена на организацию и поддержку собственной деятельности детей, на проявление, развитие индивидуально-личностных способностей ребенка.
В ключе аксиологического подхода в приемной нашей группы есть рубрика «ЛУЧИК СОЗВЕЗДИЯ», где родители представляют в творческой форме информацию о ребенке, учитывая личностные интересы и особенности его детской субкультуры. Эта работа проводится с целью формирования положительной «Я - концепции» ребенка- дошкольника, развития его самосознания и самооценки. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в обучении, воспитании и саморазвитии дошкольника.  МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (СДП - развитие ребенка в детских видах деятельности, активно-положительная мотивация ребенка в процессе деятельности) Дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир… Концепция деятельностного подхода изменила взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Активность ребенка – это основа развития: знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Многочисленные данные психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками? Цель данного подхода: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития
субъектности ребенка. В процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, РЕБЕНОК, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится ребенок, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты работы. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность. А совместная деятельность детей с взрослыми в реализации цели и задач. Педагог не дает готовые образцы знаний и представлений, а создает и вырабатывает совместный поиск решений (проектирование) в процессе деятельности, составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом

стоят следующие задачи:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; 2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства, ее достижения; 3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принципы деятельностного подхода:
1. Принцип субъектности воспитания Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. Недостаток всей предшествующий теории и практики воспитания состоял именно в том, что под деятельностью понимали всякую активность ребенка, реактивную деятельность, осуществляемую в ответ на требования педагога. В контексте деятельностного подхода понимается только активность самоопределяющейся личности, то есть субъекта. Только так деятельность может рассматриваться в качестве фактора воспитания. Жизненный смысл ориентации педагогики на К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Поэтому, естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности. На основании вышесказанного, субъективные свойства личности проявляются:
 в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию,  в умении вступить в диалог и его поддерживать,  в возможности транслирования, взаимообмена субъективностью - в этом и заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия. 2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. 3. Принцип учета сензитивных периодов развития Ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания. 4 . Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским: « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». 5. Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. 6.Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной. 7.Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности 8.Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности
9.Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности 10.Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности 11.принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности 12.Принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому общению. Психология учит, что деятельность всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую структуру. структура НОД на основе деятельностного подхода НОД реализуется, выстраивается через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Образовательной Программы и решения конкретных образовательных задач. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит:  делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения,  помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельность всегда предметна и мотивирована — непредметной, немотивированной деятельности как активного целенаправленного процесса не существует. И если предмет деятельности это то, на что она направлена, то определение мотива — это ответ на вопрос, чему учить, ради чего и как совершается эта деятельность. Основные этапы деятельности можно проранжировать на следующие составляющие: 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов (рефлексия. Самоанализ) Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода соответствует компонентам, входящим в структуру самой деятельности.
На слайдах представлена информация: - какие требования предъявляются к организации пространства НОД, - различные модели по организации образовательного процесса, в частности учебная модель и совместная деятельность взрослого и детей, отличительные признаки. Золотые правила деятельностного подхода:  Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;  Веди ребенка от собственного опыта к общественному;  Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;  Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;  Учи анализировать каждый этап работы;  Критикуя, стимулируй активность ребенка.  Развивающий подход в образовательном процессе Установка на развитие — современная стратегия дошкольного образования. Концептуальной основой ФГОС ДО является развивающий подход в обучении дошкольников, конкретно — положение о закономерностях развития ребенка. Основоположником этой теории является Л.С. Выготский. Поэтому, сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка. В педагогической деятельности с дошкольниками необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию, создавать условия для признания самоценности каждого ребенка, для разработки индивидуальной траектории развития дошкольника, в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностям. В теории развивающего обучения есть такое важное понятие как зона ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. И то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже его внутренним достоянием, его новой способностью, умением и знанием. Вот таким образом обучение ведет за собой развитие ребенка . Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. При таком обучении дети приобретают знания, но испытывают затруднения, когда им приходится применять эти знания на практике. Например, как только условия деятельности изменяются и обновляются, то прежняя схема поведения и действий становится неприемлемой. А при развивающем подходе к обучению ребенок не только усваивает конкретные ЗУНы, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью. В соответствии с положениями ФГОС ДО, образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка. В Стандарте представлены социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (целевые ориентиры). В этой связи нельзя не сказать о таких важных для развивающего обучения психологических характеристиках личности ребенка как познавательная активность,
познавательная самостоятельность. С развитием познания осуществляется также развитие познавательных операций и познавательных умений, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация. Профессиональные компетенции педагогов, которые реализуют развивающий подход в обучении, достаточно разнообразны: — умение создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду; — умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности; — умение активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности и другие. В заключении, хочется отметить, что выше обозначенные современные подходы: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий задают новые ориентиры организации образовательного процесса. Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, педагогических технологий развивающих личность ребенка-дошкольника в деятельности. А для этого необходимо нам перестроить свою стратегию и тактику в обучении.


В раздел образования