Напоминание

Проект исследовательской деятельности "Ветер невидимка"


Автор: Чеботарева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№38
Населённый пункт: Заполярный Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект исследовательской деятельности "Ветер невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ВЕТЕР-НЕВЕДИМКА»

Чеботарева Татьяна Анатольевна

Воспитатель МБДОУ детский сад №38

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Возраст детей: 5- 6 лет.

Срок реализации: три недели

Материалы и оборудование: проектор, набор карточек для дидактической игры «Ветер

добрый, ветер злой», два обруча, соломки – трубочки для рисования, гуашь разных цветов,

стаканчики для воды, ватман, клеенка, таз с водой, кораблик, веера, музыкальное

сопровождение.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность проекта:

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для

развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме

поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая

активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором

выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не

изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой

знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой

деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах

социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение

знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе

сотрудничества, сотворчества. Новая организация жизненной среды, активизация

технологии проектирования требует решения не только организационно – методических

проблем, но прежде всего изменения экологического воспитания подрастающего

поколения. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на

занятиях, в быту и в игре.

Цель проекта: создать условия для поисково – исследовательской деятельности всех

участников проекта.

В процессе совместной деятельности со взрослыми систематизировать представления

детей

Приобщать родителей к совместному творчеству.

Задачи:

1.Продолжать формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи

между предметами и явлениями.

2.Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о

его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

3.Пополнить словарный запас детей: обжигающий, свирепый, пронизывающий.

4.Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.

5.Развивать умение детей изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы

ТРИЗа (теория решения изобразительных задач) - кляксография с

трубочкой (нетрадиционные методы рисования).

6.Сформировать интерес к явлениям природы умение понимать и объяснять их значимость

в жизни человека.

7. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.

Гипотеза: Определение новой проблемы: «Что было бы, если б не было ветра?»

Исходя

из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение) «Ветер друг или враг?»

Ожидаемый результат: дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы;

рассказывать об особенностях ветра и его значении в жизни человека; устанавливать связь

между предметами и явлениями; составлять предложения, используя прилагательные:

обжигающий, свирепый, пронизывающий, узнали много стихов, пословиц, поговорок о

ветре; определили новую проблему: «Что было бы, если б не было ветра?». У детей

расширились практические навыки работы с приборами для определения погоды.

Произошло вовлечение в экологическую деятельность воспитанников детского сада, их

родителей и педагогов.

Аннотация проекта:

Исследовательская деятельность в ходе проекта «Ветер-невидимка» даёт возможность для

получения принципиально нового результата – навыка работы с информацией, получаемой

в результате взаимодействия с реальном миром. В ходе проекта ребенок учиться замечать

данное явление, вычленять его составляющие, описывать его свойства (признаки и

значения), определять, что повлияло на изменение проявлений.

Исходя из вышесказанного, были определены основные направления организации

исследовательской деятельности над проектом «Ветер-невидимка» Проблема «Почему

дует ветер?» была выявлена и поставлена ребенком в самостоятельной деятельности, а

именно в наблюдении, во время чтения энциклопедической литературы, (прочитала о

разновидности ветра и захотела узнать причину его возникновения), а также в процессе

рассматривания иллюстративного материала.

Таким образом, исследование было организовано от мотива (потребности) ребенка. Задача

педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.

Исходя из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение) «Ветер друг или

враг?» Далее было организовано экспериментирование. При этом ребенок должен уметь

пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?

Результаты экспериментирования фиксировались схемами и рисунками. Для получения

более объективных результатов были проведены несколько видов наблюдений и опытов.

Проведение исследований осуществлялось в свободное время, в виде исследовательского

проекта.

При реализации проекта стало возможным решить и ещё одну проблему: ненавязчиво

вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу

совместного с ребенком творчеств.

Пути решения проекта:

Проект

«Ветер-невидимка» поможет

закрепить

знания

ребенка

о

таком

природном

явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

научит самостоятельно делать выводы и обобщения, установить связь между предметами

и явлениями в процессе экспериментальной работы.

Проект направлен на то, чтобы научить ребенка беречь и любить природу. Он вовлекает в

экологическую деятельность воспитанника детского сада, их родителей и педагогов, чтобы

всем вместе заботиться об окружающей среде. Работая над этим проектом ребенок будут

овладевать нормами и навыками экологически грамотного поведения в природе и быту.

Этапы работы над проектом:

Реализация проекта рассчитана на _3_ недели: с «_» ___ по «_»

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-

проектировочный этап

Изучить и проанализировать литературу по

д а н н о й

т е м е ;

н а м е т и т ь

о с н о в н ы е

н а п р а в л е н и я ,

м е т о д ы

и

ф о р м ы

работы разработать

план

работы

по

формированию

представления

о «ветре»,

его

роли

в

жизни

человека,

животных

и

растений.

2.

Практический этап

Учить детей самостоятельно делать выводы

и обобщения, устанавливать связи между

предметами

и

явлениями

в

процессе

экспериментальной работы,(опыты),в с-р. и

дидактических играх.

3.

Обобщающе

результативный этап

Расширение практических навыков работы

с приборами для определения погоды;

Получение элементарных представлений о

ветре и значении его в жизни человека;

Вовлечение в экологическую деятельность

воспитанников детского сада, их родителей

и педагогов;

Определение новой проблемы: «Что было

бы, если б не было ветра?»

4.

Презентация проекта

Мультимедийная презентация «Ветер – это

движение

воздуха».

Картотека

опытов,

подборка художественного слова.

План мероприятий.

п/

п

Направление

Форма проведения

Цель

1.

«Физическое

развитие»

Подвижные игры: «Осенний ветер

и листочки»,«Северный и

южный ветер»,«Море волнуется»,

«Попади в обруч» (с бумажными

самолетиками).

Физкультминутки: «Непоседа

ветер», «Ветер веет над

полями»,«Ветер тихо клен качает».

Пальчиковые игры «Ветер и

мельница», «Ветер».

Развивать мелкую и

крупную моторику в

процессе выполнения

практических заданий.

Поддерживать

оптимальную

двигательную активность

детей в целях

предупреждения

утомляемости, обеспечение

смены видов деятельности.

2.

«Социально-

коммуникативно

е развитие»

Игра – инсценировка «Ветер,

солнце и мороз», «Где

живет ветер».

Игра – драматизация «Как ветер

растениям помогает».

Наблюдение «В какую погоду снег

убирать труднее?»

Беседа с детьми: «Правила

поведения при урагане и буре на

улице».

НОД «Ветер, ветерок, ветрище»

Разместить на участке флюгера

для наблюдений; ловушки для

ветра

.

С. р игры: «В гости к

ветру»,«Семья».

Развивать умение

согласовывать свои

действия с действиями

других.

Формировать у детей

взаимоотношения

сотрудничества и

взаимопомощи.

Формировать

представления детей

осторожного и

осмотрительного

поведения.

3.

«Познавательное

развитие»

Наблюдения «Облаков в ветреную

и безветренную

погоду», «Флюгер», «Дым», «Как в

етер гонит снег по

земле», «Наблюдаем за ветром из

окна».

Наблюдение за природным

явлением как: вьюга, метель,

поземка.

НОД «Царство трех ветров».

Опыты и эксперименты: «Откуда

берется ветер?», «Ветер – это

движение воздуха», «Летающее

перышко», «Живая змейка», «Ветер

в пустыне», «Откуда появляются

волны?».

Игры

опыты: «Кораблики», «Веер», «Мо

рской бой», «Дуем – играем».

Продолжать формировать у

детей познавательный

интерес к природе: знания

о ветре, о его

особенностях, значении

для человека и

окружающего мира.

Формировать умение

делать выводы и

обобщения, устанавливать

связи между предметами и

явлениями.

4.

«Речевое

развитие»

Заучивание стихов, пословиц,

поговорок, примет, считалок,

скороговорок, чистоговорок.

Чтение стихов, сказок «Волшебник

изумрудного города», «Сказка о

царе Салтане». «Ветер, солнце и

мороз». «Солнце и ветер»

«Разговор с ветром»,

«Что такой

ветер».

Рассматривание

иллюстраций «Ветреная и

безветренная погода»;

НОД «Ветер – невидимка»

Беседы о ветре: «Как увидеть

ветер», «Как услышать ветер»;

Продолжать учить детей

вести беседу, четко и

выразительно читать стихи.

Упражнять в подборе

согласовании

прилагательных и глаголов

с существительными в

единственном и

множественном числе.

Пополнять словарный

запас детей.

Развивать диалогическую и

монологическую формы

речи. Воспитывать

культуру речевого

общения.

5.

«Художественно-

эстетическое

развитие»

Прослушивание аудиозапись:

«Шум ветров».

Слушание песен о

ветре.

Просмотр серий картин:

«Природные явления»

.

Рисование: «Ветер – проказник».

Лепка «Наш друг - ветерок».

Аппликация «Укрась веер».

Изготовление

поделок «Мастерская ветерка».

Привлечь внимание к

богатству и красоте звуков

природы.

Развивать остроту

тембрового слуха и

слухового изображения.

Определять характер ветра

через прослушивание

музыкальных

произведений

Учить детей изображать

ветер нетрадиционными

способами.

Выводы:

Проект

должен

стать

мощным

импульсом

к

развитию

творческой

инициативы

дошкольных

педагогических

коллективов,

занимающимся

проблемами

детства.

Ожидается,

что

представленная

организация

материала

будет

обеспечивать

речевую

направленность обучения и способствовать:

расширению представлений детей о ветре, о причинах его возникновения, влиянии на

жизнь человека и окружающий мир.

развитию у детей познавательной активности, творческих способностей,

коммуникативным навыкам;

формированию навыков и умений самостоятельного ведения эксперимента и

использование его итогов в творческой деятельности;

развитию умения делать выводы, из полученных результатов.

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н.

Прохоровой. – М.: АРКТИ.

Приложение

Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку.

Воспитатель загадывает загадку про ветер.

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде!

Дети: - Это ветер!

Воспитатель:- Почему ветер называют невидимкой?

Дети:- Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.

Воспитатель: - Какой бывает ветер?

Дети: - Сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный,

южный, теплый.

Воспитатель:- Как, можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: - Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки

шевелятся, значит, ветер есть.

Воспитатель: - Можно воспользоваться султанчиками (гнутся) или

вертушками (крутятся). Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают выводы, ветреная ли сегодня погода.

Воспитатель: - А что умеет делать ветер?

Дети: - Гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать

волны на воде.

Воспитатель:- А давайте посмотрим, что же умеет делать ветер (Слайд 1,2,3,4).

Воспитатель: - Много разных дел может делать ветер, и хороших и плохих. Вообще-то

увидеть сам ветер невозможно, вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил

на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог

разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот, что у

него получилось.

Воспитатель показывает два «портрета (Слайд5,6).

Воспитатель: - На каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком

- ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют (объясняют, почему они так решили).

Воспитатель кладет перед собой два обруча и помещает в них портреты ветра.

Воспитатель: - Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно

догадаться, о каком ветре идет речь - добром или плохом.

Игра «Ветер добрый, ветер злой».

Дети делятся на две команды. Одна команда выбирает картинки с делами «злого»ветра,

а другая с делами «доброго» ветра.

После выполнения задания воспитатель проверяет правильность отбора картинок.

Физ. минутка.

Воспитатель: - У меня есть волшебная палочка – превращалочка. Она может

превращать вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики – чики – чикалочка

Игра превращалочка.

Вокруг себя повернись

И в деревья превратись!

Наши ноги – это корни

Наше туловище - ствол

Наши руки – это ветви,

Наши пальцы – это листья!

Имитационная игра «Дерево».

Звучит музыка.

Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальцами).

Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (дети шевелят кистями рук).

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их

стволы, клонит к земле кроны (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в

сторону).

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко, деревья отдыхают от бури (дети

выпрямляются, шевелят только пальцами и руками).

Воспитатель: - Пусть деревья станут ребятами! (взмахивает палочкой)

Воспитатель: - Знаете ли, вы, что такое ветер?

Дети: - Это движение воздуха.

Воспитатель: - Можно ли создать искусственный ветер?

Дети: - Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться

-помахать рукой

-подуть друг на друга

-помахать веером

-включить вентилятор

Раздать веера.

Воспитатель: - Легкий ветерок освежает нашу кожу.

Дети обмахиваются веерами.

В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой

веер. На балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть

веер только в кино или в театрах.

Воспитатель: - Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?

Дети: - Вентиляторы, кондиционеры.

Воспитатель: - А теперь отправимся к нашему маленькому морю.

- Какое сейчас море?

Дети: - Спокойное.

Воспитатель: - Почему вы так решили?

Дети: - На море нет волн, вода не движется.

Воспитатель: - Как сделать, чтоб на море появились волны?

Дети: - Надо подуть на воду. Дети дуют, получаются «волны».

Воспитатель: - Ветер заставляет воду двигаться, гонит волну. Я предлагаю спустить на

воду кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте. Почему наш

кораблик не плывет?

Дети: - Потому что нет ветра. Надо, чтобы подул ветер.

Дети дуют на кораблик. Он начинает двигаться.

Воспитатель: - Сейчас я вам расскажу про паруса. Парус – это ловушка для

ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек

придумал давно.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

-Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует

сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети: - Ветер может перевернуть кораблик, погнать его к скалам и посадить на мель.

Воспитатель: - Это так на парусных кораблях плавали отважные люди, которые

решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид

спорта. А по океанам и морям ходят большие надежные корабли, которые приводятся в

движение не ветром, а мотором.

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель: - Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил

вмешаться в разговор. Прислушайтесь, какой характер у этого ветра? Он сильный или

слабый?

-А если бы вам можно было превратиться на какое-то время в ветер, каким ветром вы

бы стали?

Давайте представим, что у нас, как и у художника из сказки появились волшебные

очки, и мы можем рассмотреть «ветер невидимку».

- Давайте мы, тоже нарисуем свой ветер. А рисовать мы будем необычным способом,

который называется - кляксография.

- Что такое клякса и как ее можно сделать?

(Воспитатель показывает способ рисования).

Дети отвечают и выполняют задание.

- А сейчас я предлагаю всем закрыть глазки, а теперь открывайте.

Перед ними сундук.

Воспитатель: - Кто же здесь был? Кто мог оставить этот сундук?

Дети: - Наверно ветер.

Воспитатель: - Да в нем, что то есть. Да это же сладости. Наверно ветер захотел,

чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и наслаждались прохладой этих конфет

(конфеты «холодок»).

Подводится итог занятия. Выставка детских работ для родителей.



В раздел образования