Автор: Чеботарева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№38
Населённый пункт: Заполярный Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект исследовательской деятельности "Ветер невидимка"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ВЕТЕР-НЕВЕДИМКА»
Чеботарева Татьяна Анатольевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №38
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5- 6 лет.
Срок реализации: три недели
Материалы и оборудование: проектор, набор карточек для дидактической игры «Ветер
добрый, ветер злой», два обруча, соломки – трубочки для рисования, гуашь разных цветов,
стаканчики для воды, ватман, клеенка, таз с водой, кораблик, веера, музыкальное
сопровождение.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность проекта:
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для
развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме
поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая
активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором
выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не
изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой
знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой
деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах
социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс
усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение
знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе
сотрудничества, сотворчества. Новая организация жизненной среды, активизация
технологии проектирования требует решения не только организационно – методических
проблем, но прежде всего изменения экологического воспитания подрастающего
поколения. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на
занятиях, в быту и в игре.
Цель проекта: создать условия для поисково – исследовательской деятельности всех
участников проекта.
В процессе совместной деятельности со взрослыми систематизировать представления
детей
Приобщать родителей к совместному творчеству.
Задачи:
1.Продолжать формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи
между предметами и явлениями.
2.Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о
его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
3.Пополнить словарный запас детей: обжигающий, свирепый, пронизывающий.
4.Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.
5.Развивать умение детей изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы
ТРИЗа (теория решения изобразительных задач) - кляксография с
трубочкой (нетрадиционные методы рисования).
6.Сформировать интерес к явлениям природы умение понимать и объяснять их значимость
в жизни человека.
7. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
Гипотеза: Определение новой проблемы: «Что было бы, если б не было ветра?»
Исходя
из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение) «Ветер друг или враг?»
Ожидаемый результат: дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы;
рассказывать об особенностях ветра и его значении в жизни человека; устанавливать связь
между предметами и явлениями; составлять предложения, используя прилагательные:
обжигающий, свирепый, пронизывающий, узнали много стихов, пословиц, поговорок о
ветре; определили новую проблему: «Что было бы, если б не было ветра?». У детей
расширились практические навыки работы с приборами для определения погоды.
Произошло вовлечение в экологическую деятельность воспитанников детского сада, их
родителей и педагогов.
Аннотация проекта:
Исследовательская деятельность в ходе проекта «Ветер-невидимка» даёт возможность для
получения принципиально нового результата – навыка работы с информацией, получаемой
в результате взаимодействия с реальном миром. В ходе проекта ребенок учиться замечать
данное явление, вычленять его составляющие, описывать его свойства (признаки и
значения), определять, что повлияло на изменение проявлений.
Исходя из вышесказанного, были определены основные направления организации
исследовательской деятельности над проектом «Ветер-невидимка» Проблема «Почему
дует ветер?» была выявлена и поставлена ребенком в самостоятельной деятельности, а
именно в наблюдении, во время чтения энциклопедической литературы, (прочитала о
разновидности ветра и захотела узнать причину его возникновения), а также в процессе
рассматривания иллюстративного материала.
Таким образом, исследование было организовано от мотива (потребности) ребенка. Задача
педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.
Исходя из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение) «Ветер друг или
враг?» Далее было организовано экспериментирование. При этом ребенок должен уметь
пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?
Результаты экспериментирования фиксировались схемами и рисунками. Для получения
более объективных результатов были проведены несколько видов наблюдений и опытов.
Проведение исследований осуществлялось в свободное время, в виде исследовательского
проекта.
При реализации проекта стало возможным решить и ещё одну проблему: ненавязчиво
вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу
совместного с ребенком творчеств.
Пути решения проекта:
Проект
«Ветер-невидимка» поможет
закрепить
знания
ребенка
о
таком
природном
явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
научит самостоятельно делать выводы и обобщения, установить связь между предметами
и явлениями в процессе экспериментальной работы.
Проект направлен на то, чтобы научить ребенка беречь и любить природу. Он вовлекает в
экологическую деятельность воспитанника детского сада, их родителей и педагогов, чтобы
всем вместе заботиться об окружающей среде. Работая над этим проектом ребенок будут
овладевать нормами и навыками экологически грамотного поведения в природе и быту.
Этапы работы над проектом:
Реализация проекта рассчитана на _3_ недели: с «_» ___ по «_»
№ п/п
Этапы
Цель
Сроки
1.
Подготовительно-
проектировочный этап
Изучить и проанализировать литературу по
д а н н о й
т е м е ;
н а м е т и т ь
о с н о в н ы е
н а п р а в л е н и я ,
м е т о д ы
и
ф о р м ы
работы разработать
план
работы
по
формированию
представления
о «ветре»,
его
роли
в
жизни
человека,
животных
и
растений.
2.
Практический этап
Учить детей самостоятельно делать выводы
и обобщения, устанавливать связи между
предметами
и
явлениями
в
процессе
экспериментальной работы,(опыты),в с-р. и
дидактических играх.
3.
Обобщающе
результативный этап
Расширение практических навыков работы
с приборами для определения погоды;
Получение элементарных представлений о
ветре и значении его в жизни человека;
Вовлечение в экологическую деятельность
воспитанников детского сада, их родителей
и педагогов;
Определение новой проблемы: «Что было
бы, если б не было ветра?»
4.
Презентация проекта
Мультимедийная презентация «Ветер – это
движение
воздуха».
Картотека
опытов,
подборка художественного слова.
План мероприятий.
№
п/
п
Направление
Форма проведения
Цель
1.
«Физическое
развитие»
Подвижные игры: «Осенний ветер
и листочки»,«Северный и
южный ветер»,«Море волнуется»,
«Попади в обруч» (с бумажными
самолетиками).
Физкультминутки: «Непоседа
ветер», «Ветер веет над
полями»,«Ветер тихо клен качает».
Пальчиковые игры «Ветер и
мельница», «Ветер».
Развивать мелкую и
крупную моторику в
процессе выполнения
практических заданий.
Поддерживать
оптимальную
двигательную активность
детей в целях
предупреждения
утомляемости, обеспечение
смены видов деятельности.
2.
«Социально-
коммуникативно
е развитие»
Игра – инсценировка «Ветер,
солнце и мороз», «Где
живет ветер».
Игра – драматизация «Как ветер
растениям помогает».
Наблюдение «В какую погоду снег
убирать труднее?»
Беседа с детьми: «Правила
поведения при урагане и буре на
улице».
НОД «Ветер, ветерок, ветрище»
Разместить на участке флюгера
для наблюдений; ловушки для
ветра
.
С. р игры: «В гости к
ветру»,«Семья».
Развивать умение
согласовывать свои
действия с действиями
других.
Формировать у детей
взаимоотношения
сотрудничества и
взаимопомощи.
Формировать
представления детей
осторожного и
осмотрительного
поведения.
3.
«Познавательное
развитие»
Наблюдения «Облаков в ветреную
и безветренную
погоду», «Флюгер», «Дым», «Как в
етер гонит снег по
земле», «Наблюдаем за ветром из
окна».
Наблюдение за природным
явлением как: вьюга, метель,
поземка.
НОД «Царство трех ветров».
Опыты и эксперименты: «Откуда
берется ветер?», «Ветер – это
движение воздуха», «Летающее
перышко», «Живая змейка», «Ветер
в пустыне», «Откуда появляются
волны?».
Игры
опыты: «Кораблики», «Веер», «Мо
рской бой», «Дуем – играем».
Продолжать формировать у
детей познавательный
интерес к природе: знания
о ветре, о его
особенностях, значении
для человека и
окружающего мира.
Формировать умение
делать выводы и
обобщения, устанавливать
связи между предметами и
явлениями.
4.
«Речевое
развитие»
Заучивание стихов, пословиц,
поговорок, примет, считалок,
скороговорок, чистоговорок.
Чтение стихов, сказок «Волшебник
изумрудного города», «Сказка о
царе Салтане». «Ветер, солнце и
мороз». «Солнце и ветер»
«Разговор с ветром»,
«Что такой
ветер».
Рассматривание
иллюстраций «Ветреная и
безветренная погода»;
НОД «Ветер – невидимка»
Беседы о ветре: «Как увидеть
ветер», «Как услышать ветер»;
Продолжать учить детей
вести беседу, четко и
выразительно читать стихи.
Упражнять в подборе
согласовании
прилагательных и глаголов
с существительными в
единственном и
множественном числе.
Пополнять словарный
запас детей.
Развивать диалогическую и
монологическую формы
речи. Воспитывать
культуру речевого
общения.
5.
«Художественно-
эстетическое
развитие»
Прослушивание аудиозапись:
«Шум ветров».
Слушание песен о
ветре.
Просмотр серий картин:
«Природные явления»
.
Рисование: «Ветер – проказник».
Лепка «Наш друг - ветерок».
Аппликация «Укрась веер».
Изготовление
поделок «Мастерская ветерка».
Привлечь внимание к
богатству и красоте звуков
природы.
Развивать остроту
тембрового слуха и
слухового изображения.
Определять характер ветра
через прослушивание
музыкальных
произведений
Учить детей изображать
ветер нетрадиционными
способами.
Выводы:
Проект
должен
стать
мощным
импульсом
к
развитию
творческой
инициативы
дошкольных
педагогических
коллективов,
занимающимся
проблемами
детства.
Ожидается,
что
представленная
организация
материала
будет
обеспечивать
речевую
направленность обучения и способствовать:
расширению представлений детей о ветре, о причинах его возникновения, влиянии на
жизнь человека и окружающий мир.
развитию у детей познавательной активности, творческих способностей,
коммуникативным навыкам;
формированию навыков и умений самостоятельного ведения эксперимента и
использование его итогов в творческой деятельности;
развитию умения делать выводы, из полученных результатов.
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н.
Прохоровой. – М.: АРКТИ.
Приложение
Ход занятия.
Дети входят в зал под спокойную музыку.
Воспитатель загадывает загадку про ветер.
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Дети: - Это ветер!
Воспитатель:- Почему ветер называют невидимкой?
Дети:- Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.
Воспитатель: - Какой бывает ветер?
Дети: - Сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный,
южный, теплый.
Воспитатель:- Как, можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: - Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки
шевелятся, значит, ветер есть.
Воспитатель: - Можно воспользоваться султанчиками (гнутся) или
вертушками (крутятся). Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают выводы, ветреная ли сегодня погода.
Воспитатель: - А что умеет делать ветер?
Дети: - Гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать
волны на воде.
Воспитатель:- А давайте посмотрим, что же умеет делать ветер (Слайд 1,2,3,4).
Воспитатель: - Много разных дел может делать ветер, и хороших и плохих. Вообще-то
увидеть сам ветер невозможно, вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил
на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог
разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот, что у
него получилось.
Воспитатель показывает два «портрета (Слайд5,6).
Воспитатель: - На каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком
- ветер, от которого одни несчастья?
Дети определяют (объясняют, почему они так решили).
Воспитатель кладет перед собой два обруча и помещает в них портреты ветра.
Воспитатель: - Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно
догадаться, о каком ветре идет речь - добром или плохом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой».
Дети делятся на две команды. Одна команда выбирает картинки с делами «злого»ветра,
а другая с делами «доброго» ветра.
После выполнения задания воспитатель проверяет правильность отбора картинок.
Физ. минутка.
Воспитатель: - У меня есть волшебная палочка – превращалочка. Она может
превращать вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики – чики – чикалочка
Игра превращалочка.
Вокруг себя повернись
И в деревья превратись!
Наши ноги – это корни
Наше туловище - ствол
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Имитационная игра «Дерево».
Звучит музыка.
Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальцами).
Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (дети шевелят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их
стволы, клонит к земле кроны (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в
сторону).
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко, деревья отдыхают от бури (дети
выпрямляются, шевелят только пальцами и руками).
Воспитатель: - Пусть деревья станут ребятами! (взмахивает палочкой)
Воспитатель: - Знаете ли, вы, что такое ветер?
Дети: - Это движение воздуха.
Воспитатель: - Можно ли создать искусственный ветер?
Дети: - Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться
-помахать рукой
-подуть друг на друга
-помахать веером
-включить вентилятор
Раздать веера.
Воспитатель: - Легкий ветерок освежает нашу кожу.
Дети обмахиваются веерами.
В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой
веер. На балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть
веер только в кино или в театрах.
Воспитатель: - Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?
Дети: - Вентиляторы, кондиционеры.
Воспитатель: - А теперь отправимся к нашему маленькому морю.
- Какое сейчас море?
Дети: - Спокойное.
Воспитатель: - Почему вы так решили?
Дети: - На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: - Как сделать, чтоб на море появились волны?
Дети: - Надо подуть на воду. Дети дуют, получаются «волны».
Воспитатель: - Ветер заставляет воду двигаться, гонит волну. Я предлагаю спустить на
воду кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте. Почему наш
кораблик не плывет?
Дети: - Потому что нет ветра. Надо, чтобы подул ветер.
Дети дуют на кораблик. Он начинает двигаться.
Воспитатель: - Сейчас я вам расскажу про паруса. Парус – это ловушка для
ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек
придумал давно.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
-Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует
сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: - Ветер может перевернуть кораблик, погнать его к скалам и посадить на мель.
Воспитатель: - Это так на парусных кораблях плавали отважные люди, которые
решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид
спорта. А по океанам и морям ходят большие надежные корабли, которые приводятся в
движение не ветром, а мотором.
Внезапно слышится шум ветра.
Воспитатель: - Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил
вмешаться в разговор. Прислушайтесь, какой характер у этого ветра? Он сильный или
слабый?
-А если бы вам можно было превратиться на какое-то время в ветер, каким ветром вы
бы стали?
Давайте представим, что у нас, как и у художника из сказки появились волшебные
очки, и мы можем рассмотреть «ветер невидимку».
- Давайте мы, тоже нарисуем свой ветер. А рисовать мы будем необычным способом,
который называется - кляксография.
- Что такое клякса и как ее можно сделать?
(Воспитатель показывает способ рисования).
Дети отвечают и выполняют задание.
- А сейчас я предлагаю всем закрыть глазки, а теперь открывайте.
Перед ними сундук.
Воспитатель: - Кто же здесь был? Кто мог оставить этот сундук?
Дети: - Наверно ветер.
Воспитатель: - Да в нем, что то есть. Да это же сладости. Наверно ветер захотел,
чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и наслаждались прохладой этих конфет
(конфеты «холодок»).
Подводится итог занятия. Выставка детских работ для родителей.