Напоминание

"В гости к ученому коту"


Автор: Захарян Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №86
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В гости к ученому коту"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи и ознакомление с художественной литературой в подготовительной к школе

группе:

«В гости к ученому коту или, вспоминая сказки А. С. Пушкина»

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая,

художественно-эстетическая.

Цель: систематизировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи:

- продолжать формировать интерес к сказке, как к особому литературному жанру;

- закреплять представление о художественных особенностях сказок;

- развивать умения правильно и полностью отвечать на вопросы по содержанию произведений,

использовать в ответах предложения разных конструкций;

- продолжать формировать умение детей слушать и понимать заданный вопрос;

- развивать умение воспринимать выразительные средства повествования, понимать характер

героев;

- воспитывать любовь к книге, эстетический вкус к литературным произведениям;

- воспитывать умение действовать сообща, в команде.

Предварительная работа:

1.

Чтение и краткий пересказ сказок А.С. Пушкина;

2.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам, составление

описательных рассказов;

3.

Организация выставки детских рисунков «Любимые эпизоды сказок»;

4.

Изготовление объемной поделки «Царевна лебедь» в нетрадиционной технике из

бумаги;

5.

Лепка героев произведений.

Оборудование и материалы:

Портрет А.С. Пушкина; макет дуба с золотой цепью и листьями с заданиями; набор картинок с

изображениями предметов из сказок; разрезные картинки для выполнения задания; волшебный

ларец; кроссворды для отгадывания; персонаж «Ученый кот» (игрушка); записи фонограмм

мелодий «В гостях у сказки», «Полет шмеля»; жетоны и корзинки.

Ход ОД:

Дети входят в группу и становятся в полукруг на ковер перед фланелеграфом.

Проводится разминка – приветствие:

«1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть. Встанем дружно мы по кругу. Скажем: «Здравствуйте!» друг

другу. Нам здороваться не лень, всем: «Привет и добрый день». Если каждый улыбнется – утро

доброе начнется».

1

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Ответы детей).

- А вы знаете, кто сочиняет сказки? (Ответы детей).

- Все верно. Сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. И родились они очень

давно, прежде чем человек научился читать и писать. Бабушки рассказывали своим внукам,

внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям. А есть сказки, которые сочинили

писатели (авторы) они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.

- Посмотрите на мольберт. Кто здесь изображен? (Ответы детей).

Воспитатель: - Кто такой Пушкин? (Ответы детей)

- Поэт жил и писал более двухсот лет назад, а его произведения живы до сих пор. И сегодня мы

с вами отправимся в путешествие по сказкам Пушкина. Готовы? (Ответы детей)

- Тогда под веселую музыку берем стульчики, усаживаемся поудобнее и отправляемся в

путешествие. Звучит мелодия «В гостях у сказки». Во время того, как дети рассаживаются,

воспитатель убирает занавес с фланелеграфа и открывается макет дуба с золотой цепью.

Воспитатель: - Ребята, вы уже догадались, что это за дерево? (Ответы детей).

- Какие молодцы! А вы знаете откуда этот дуб? (ответы детей).

- Раз вы такие умницы, может быть вы знаете, что такое «лукоморье»?

Лукоморье – это морской залив, у изогнутой, как лук богатыря земли.

- Правильно. Какого персонажа здесь не хватает? (Ответы детей).

- Чтобы позвать к нам в гости ученого кота, нужно закрыть глаза и произнести заклинание.

Готовы?

«У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Идёт на право песнь заводит

На лево сказки говорит…»

Воспитатель в этот момент достает игрушку кота. Кот:

«Здравствуйте, ребята! Ох, у нас в сказочном царстве случилась беда. На нас напала злая

волшебница и заколдовала сказки. Все герои перепутались: Белоснежка и Спящая красавица,

Баба-яга и старуха с корытом, золотой петушок и курочка Ряба… Был я у этой волшебницы,

она сказала, что исправить все могут только умные ребята, выполнив задания на листьях дуба.

Вот пришел к вам за помощью. Справитесь?»

Ответы детей.

Воспитатель: - Ну тогда за дело. Подождите, кот мне подсказывает, что злая волшебница

поставила условие: для выполнения заданий детям нужно разделиться на две команды.

Дети

делятся

на

команды,

воспитатель

присваивает

названия

командам

«Знайки»

и

«Угадайки».

Воспитатель: Вопросы задаются командам по очереди. Если команда не знает, то за нее может

ответить другая команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

В конце, мы узнаем, какая команда смогла помочь расколдовать сказочное царство.

2

Задание 1: «Назови сказки».

Воспитатель: Каждой команде по очереди нужно назвать сказки А.С. Пушкина.

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о царе Салтане и сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче»;

- «Сказка о золотом петушке»;

- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

- «Сказка о спящей красавице и семи богатырях»;

- Поэма «Руслан и Людмила».

Воспитатель хвалит детей. Переход к следующему заданию.

Задание 2: «Подскажи словечко».

Воспитатель: Я буду начинать строчку из сказки, а вы мне подсказывать слова.

1. Жил со своею старухой

у самого синего….(моря)

2. Родила царица в ночь не то сына не то дочь

Не мышонка, не лягушку, а неведому…..(зверюшку)

3. Белка песенки поет,

да орешки все…..(грызет)

4. Нужен мне работник:

повар, конюх и …..(плотник)

5.

И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи…..(кругом)

6.

Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь мне ….(назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка….(Золотого петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок

позолоченный…..(рожок).

Воспитатель: - Какие молодцы! Справились.

Задание 3: «Разрезные картинки».

Кот: «У меня были картинки с любимыми сказками, которые художники - иллюстраторы

рисовали к книгам, но злая волшебница порвала их на несколько частей. Что же мне делать?».

Воспитатель: - Перед вами два стола, на них задание. Вам необходимо собрать картинку, и

назвать из какой сказки у вас оказалась иллюстрация. Задание выполняется под музыку.

Кот: «Спасибо, вы такие умные».

Воспитатель приглашает сорвать следующий листок.

Задание 4: «Подумай и ответь».

1. Как называется сказка, в которой царь взял в жены третью девицу?

2. Кем назначил царь остальных двух девушек?

3. Как называется сказка, в которой девушку отравили яблоком?

4. В кого превратилась злая мачеха, чтобы погубить царевну?

3

5. Как ожила царевна?

6. Как звали царя, жившего в тридевятом царстве?

Выбирается следующий лист с заданием.

Задание 5: «Кто лишний?»

Кот будет называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок

А.С. Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если вы решите, что названные герои не

относятся к произведениям А.С. Пушкина, то ничего делать не нужно.

Приготовились…

Чебурашка,

братья-богатыри,

лиса,

Снегурочка,

комар,

Конек-Горбунок,

поп,

Колобок,

Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка,

рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

Кот: Какие сообразительные ребята. Молодцы! Можно следующий листок открывать.

Задание 6: «Из какой сказки отрывок?»

Воспитатель: - Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой он сказки.

1. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане…»);

2.«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи

богатырях»);

3.«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно» («Сказка о золотом петушке»);

4.«Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»);

5.«Жил-был поп, толоконный лоб» («Сказка о попе и его работнике Балде»);

6.«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о

золотом петушке»);

7. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, всюду веешь на

просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»);

8. «Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; глядь – поверх текучих вод Лебедь

белая плывет» («Сказка о царе Салтане»).

Воспитатель хвалит детей и приступает к следующему заданию.

Задание 7: «Физкультминутка».

Воспитатель: - Это общее задание для обеих команд.

Ветер по морю гуляет,

Руки поднять и помахать над головой.

И кораблик подгоняет.

Вращение руками внизу.

Он бежит себе в волнах

Бег на месте.

На раздутых парусах

Руками «нарисовать» круг.

Мимо острова крутого,

Сесть на корточки.

Мимо города большого.

Встать

Пушки с пристани палят

Хлопать.

Кораблю пристать велят

Топать.

Воспитатель хвалит детей.

4

Задание 8: «Потерянные предметы».

Кот: «Ребята, злая волшебница не только всех героев перепутала, но и волшебные предметы. В

ларце

находятся

карточки

с

изображением

предмета.

Чтобы

вернуть

их,

нужно

назвать

правильно предмет и сказку.

Предметы:

- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);

- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»);

- Бочка («Сказка о царе Салтане»);

- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);

- Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»);

- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);

- Орешки («Сказка о царе Салтане»).

Кот: - Спасибо, и с этим заданием вы справились.

Задание 9: «Чего не стало?»

На мольберте с помощью магнитов располагаются картинки с предметами.

Воспитатель: Вам нужно запомнить расположение картинок и закрыть глаза. В это время я

уберу одну из них. Вам нужно ответить, какой картинки не стало и назвать ее расположение

(ряд и место). Команды должны отвечать по очереди.

Воспитатель хвалит детей за хорошую память и приступает к следующему заданию.

Задание 10: «Последовательность».

Вопрос первой команде: «Назовите последовательность тех, к кому обращался королевич

Елисей из сказки о мертвой царевне, когда искал царевну»

Ответы детей: 1. Солнце, 2 Месяц, 3 Ветер.

Вопрос второй команде: «Назовите последовательность превращения князя Гвидона из сказки

о царе Салтане в насекомых».

Ответы детей: 1 муха, 2 шмель, 3 комар.

Воспитатель: - Молодцы, следующее задание для обеих команд.

Задание 11: «Шмель».

Под

произведение

Н.А.

Римского-Корсакова

«Полет

шмеля»

выполняется

подвижное

упражнение. Выполняется обеими командами.

Тут князь очень уменьшился,

Шмелем он оборотился.

Дети

приседают.

Встают,

выполняют

мелкие взмахи руками, жужжат.

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал.

Потихоньку опустился

5

На корму – и в щель забился.

Бегут на носочках, взмахивая руками.

Вновь приседают.

6

Воспитатель: нам осталось последнее задание.

Задание 12: «Реши кроссворд»

Каждая команда отвечает на вопросы кроссворда по очереди.

Вопросы 1 кроссворда (все ответы по горизонтали)

1.

Как звали няню поэта? (Арина)

2.

Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (Елисей)

3.

Чудо-предмет, говорящий правду? (зеркало)

4.

Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (яблоко)

5.

Имя царя в одной из сказок А. С. Пушкина? (Салтан)

6.

Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде…» (Белка)

7.

Как называется жилище старика со старухой? (Землянка)

8.

Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А. С. Пушкина?

(Балда)

9.

Сказочный персонаж, исполняющий желания? (Рыбка)

Вопросы 2 кроссворда (все ответы по горизонтали)

1.

Сторож, извещающий об опасности в «Сказке о золотом петушке» (Петушок)

2.

Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

3.

Насекомое, в которое превращался князь Гвидон в третий раз (Шмель).

4.

Что попросила старуха у «золотой» рыбки в первый раз (Корыто).

5.

Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три).

6.

Имя царя в «Сказке о золотом петушке» (Дадон)

Кот «прощается» с детьми, «благодарит» за помощь. Воспитатель подводит итоги, объявляется

команда-победитель. Рефлексия: что понравилось, о чем говорили на занятии, что делали.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники