Автор: Захарян Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №86
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В гости к ученому коту"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой в подготовительной к школе
группе:
«В гости к ученому коту или, вспоминая сказки А. С. Пушкина»
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая,
художественно-эстетическая.
Цель: систематизировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина.
Задачи:
- продолжать формировать интерес к сказке, как к особому литературному жанру;
- закреплять представление о художественных особенностях сказок;
- развивать умения правильно и полностью отвечать на вопросы по содержанию произведений,
использовать в ответах предложения разных конструкций;
- продолжать формировать умение детей слушать и понимать заданный вопрос;
- развивать умение воспринимать выразительные средства повествования, понимать характер
героев;
- воспитывать любовь к книге, эстетический вкус к литературным произведениям;
- воспитывать умение действовать сообща, в команде.
Предварительная работа:
1.
Чтение и краткий пересказ сказок А.С. Пушкина;
2.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам, составление
описательных рассказов;
3.
Организация выставки детских рисунков «Любимые эпизоды сказок»;
4.
Изготовление объемной поделки «Царевна лебедь» в нетрадиционной технике из
бумаги;
5.
Лепка героев произведений.
Оборудование и материалы:
Портрет А.С. Пушкина; макет дуба с золотой цепью и листьями с заданиями; набор картинок с
изображениями предметов из сказок; разрезные картинки для выполнения задания; волшебный
ларец; кроссворды для отгадывания; персонаж «Ученый кот» (игрушка); записи фонограмм
мелодий «В гостях у сказки», «Полет шмеля»; жетоны и корзинки.
Ход ОД:
Дети входят в группу и становятся в полукруг на ковер перед фланелеграфом.
Проводится разминка – приветствие:
«1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть. Встанем дружно мы по кругу. Скажем: «Здравствуйте!» друг
другу. Нам здороваться не лень, всем: «Привет и добрый день». Если каждый улыбнется – утро
доброе начнется».
1
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Ответы детей).
- А вы знаете, кто сочиняет сказки? (Ответы детей).
- Все верно. Сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. И родились они очень
давно, прежде чем человек научился читать и писать. Бабушки рассказывали своим внукам,
внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям. А есть сказки, которые сочинили
писатели (авторы) они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.
- Посмотрите на мольберт. Кто здесь изображен? (Ответы детей).
Воспитатель: - Кто такой Пушкин? (Ответы детей)
- Поэт жил и писал более двухсот лет назад, а его произведения живы до сих пор. И сегодня мы
с вами отправимся в путешествие по сказкам Пушкина. Готовы? (Ответы детей)
- Тогда под веселую музыку берем стульчики, усаживаемся поудобнее и отправляемся в
путешествие. Звучит мелодия «В гостях у сказки». Во время того, как дети рассаживаются,
воспитатель убирает занавес с фланелеграфа и открывается макет дуба с золотой цепью.
Воспитатель: - Ребята, вы уже догадались, что это за дерево? (Ответы детей).
- Какие молодцы! А вы знаете откуда этот дуб? (ответы детей).
- Раз вы такие умницы, может быть вы знаете, что такое «лукоморье»?
Лукоморье – это морской залив, у изогнутой, как лук богатыря земли.
- Правильно. Какого персонажа здесь не хватает? (Ответы детей).
- Чтобы позвать к нам в гости ученого кота, нужно закрыть глаза и произнести заклинание.
Готовы?
«У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт на право песнь заводит
На лево сказки говорит…»
Воспитатель в этот момент достает игрушку кота. Кот:
«Здравствуйте, ребята! Ох, у нас в сказочном царстве случилась беда. На нас напала злая
волшебница и заколдовала сказки. Все герои перепутались: Белоснежка и Спящая красавица,
Баба-яга и старуха с корытом, золотой петушок и курочка Ряба… Был я у этой волшебницы,
она сказала, что исправить все могут только умные ребята, выполнив задания на листьях дуба.
Вот пришел к вам за помощью. Справитесь?»
Ответы детей.
Воспитатель: - Ну тогда за дело. Подождите, кот мне подсказывает, что злая волшебница
поставила условие: для выполнения заданий детям нужно разделиться на две команды.
Дети
делятся
на
команды,
воспитатель
присваивает
названия
командам
«Знайки»
и
«Угадайки».
Воспитатель: Вопросы задаются командам по очереди. Если команда не знает, то за нее может
ответить другая команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
В конце, мы узнаем, какая команда смогла помочь расколдовать сказочное царство.
2
Задание 1: «Назови сказки».
Воспитатель: Каждой команде по очереди нужно назвать сказки А.С. Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане и сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче»;
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «Сказка о спящей красавице и семи богатырях»;
- Поэма «Руслан и Людмила».
Воспитатель хвалит детей. Переход к следующему заданию.
Задание 2: «Подскажи словечко».
Воспитатель: Я буду начинать строчку из сказки, а вы мне подсказывать слова.
1. Жил со своею старухой
у самого синего….(моря)
2. Родила царица в ночь не то сына не то дочь
Не мышонка, не лягушку, а неведому…..(зверюшку)
3. Белка песенки поет,
да орешки все…..(грызет)
4. Нужен мне работник:
повар, конюх и …..(плотник)
5.
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи…..(кругом)
6.
Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь мне ….(назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка….(Золотого петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок
позолоченный…..(рожок).
Воспитатель: - Какие молодцы! Справились.
Задание 3: «Разрезные картинки».
Кот: «У меня были картинки с любимыми сказками, которые художники - иллюстраторы
рисовали к книгам, но злая волшебница порвала их на несколько частей. Что же мне делать?».
Воспитатель: - Перед вами два стола, на них задание. Вам необходимо собрать картинку, и
назвать из какой сказки у вас оказалась иллюстрация. Задание выполняется под музыку.
Кот: «Спасибо, вы такие умные».
Воспитатель приглашает сорвать следующий листок.
Задание 4: «Подумай и ответь».
1. Как называется сказка, в которой царь взял в жены третью девицу?
2. Кем назначил царь остальных двух девушек?
3. Как называется сказка, в которой девушку отравили яблоком?
4. В кого превратилась злая мачеха, чтобы погубить царевну?
3
5. Как ожила царевна?
6. Как звали царя, жившего в тридевятом царстве?
Выбирается следующий лист с заданием.
Задание 5: «Кто лишний?»
Кот будет называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок
А.С. Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если вы решите, что названные герои не
относятся к произведениям А.С. Пушкина, то ничего делать не нужно.
Приготовились…
Чебурашка,
братья-богатыри,
лиса,
Снегурочка,
комар,
Конек-Горбунок,
поп,
Колобок,
Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка,
рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
Кот: Какие сообразительные ребята. Молодцы! Можно следующий листок открывать.
Задание 6: «Из какой сказки отрывок?»
Воспитатель: - Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой он сказки.
1. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане…»);
2.«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи
богатырях»);
3.«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно» («Сказка о золотом петушке»);
4.«Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»);
5.«Жил-был поп, толоконный лоб» («Сказка о попе и его работнике Балде»);
6.«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон» («Сказка о
золотом петушке»);
7. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, всюду веешь на
просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»);
8. «Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; глядь – поверх текучих вод Лебедь
белая плывет» («Сказка о царе Салтане»).
Воспитатель хвалит детей и приступает к следующему заданию.
Задание 7: «Физкультминутка».
Воспитатель: - Это общее задание для обеих команд.
Ветер по морю гуляет,
Руки поднять и помахать над головой.
И кораблик подгоняет.
Вращение руками внизу.
Он бежит себе в волнах
Бег на месте.
На раздутых парусах
Руками «нарисовать» круг.
Мимо острова крутого,
Сесть на корточки.
Мимо города большого.
Встать
Пушки с пристани палят
Хлопать.
Кораблю пристать велят
Топать.
Воспитатель хвалит детей.
4
Задание 8: «Потерянные предметы».
Кот: «Ребята, злая волшебница не только всех героев перепутала, но и волшебные предметы. В
ларце
находятся
карточки
с
изображением
предмета.
Чтобы
вернуть
их,
нужно
назвать
правильно предмет и сказку.
Предметы:
- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);
- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»);
- Бочка («Сказка о царе Салтане»);
- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);
- Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»);
- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);
- Орешки («Сказка о царе Салтане»).
Кот: - Спасибо, и с этим заданием вы справились.
Задание 9: «Чего не стало?»
На мольберте с помощью магнитов располагаются картинки с предметами.
Воспитатель: Вам нужно запомнить расположение картинок и закрыть глаза. В это время я
уберу одну из них. Вам нужно ответить, какой картинки не стало и назвать ее расположение
(ряд и место). Команды должны отвечать по очереди.
Воспитатель хвалит детей за хорошую память и приступает к следующему заданию.
Задание 10: «Последовательность».
Вопрос первой команде: «Назовите последовательность тех, к кому обращался королевич
Елисей из сказки о мертвой царевне, когда искал царевну»
Ответы детей: 1. Солнце, 2 Месяц, 3 Ветер.
Вопрос второй команде: «Назовите последовательность превращения князя Гвидона из сказки
о царе Салтане в насекомых».
Ответы детей: 1 муха, 2 шмель, 3 комар.
Воспитатель: - Молодцы, следующее задание для обеих команд.
Задание 11: «Шмель».
Под
произведение
Н.А.
Римского-Корсакова
«Полет
шмеля»
выполняется
подвижное
упражнение. Выполняется обеими командами.
Тут князь очень уменьшился,
Шмелем он оборотился.
Дети
приседают.
Встают,
выполняют
мелкие взмахи руками, жужжат.
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
5
На корму – и в щель забился.
Бегут на носочках, взмахивая руками.
Вновь приседают.
6
Воспитатель: нам осталось последнее задание.
Задание 12: «Реши кроссворд»
Каждая команда отвечает на вопросы кроссворда по очереди.
Вопросы 1 кроссворда (все ответы по горизонтали)
1.
Как звали няню поэта? (Арина)
2.
Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (Елисей)
3.
Чудо-предмет, говорящий правду? (зеркало)
4.
Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (яблоко)
5.
Имя царя в одной из сказок А. С. Пушкина? (Салтан)
6.
Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде…» (Белка)
7.
Как называется жилище старика со старухой? (Землянка)
8.
Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А. С. Пушкина?
(Балда)
9.
Сказочный персонаж, исполняющий желания? (Рыбка)
Вопросы 2 кроссворда (все ответы по горизонтали)
1.
Сторож, извещающий об опасности в «Сказке о золотом петушке» (Петушок)
2.
Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
3.
Насекомое, в которое превращался князь Гвидон в третий раз (Шмель).
4.
Что попросила старуха у «золотой» рыбки в первый раз (Корыто).
5.
Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три).
6.
Имя царя в «Сказке о золотом петушке» (Дадон)
Кот «прощается» с детьми, «благодарит» за помощь. Воспитатель подводит итоги, объявляется
команда-победитель. Рефлексия: что понравилось, о чем говорили на занятии, что делали.