Напоминание

Характеристика понятия агрессивного поведения в психологии


Автор: Павлова Рина Рафиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: ХМАО–Югра, город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика понятия агрессивного поведения в психологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика понятия агрессивного поведения в психологической

литературе

Современная ситуация в стране характеризуется социальной

нестабильностью, ростом агрессивных тенденций, обострением

межнациональных конфликтов, утратой духовных ориентиров, а это

затрудняет выполнение социального запроса общества: воспитание и

развитие высоконравственного, ответственного, инициативного,

авторитетного гражданина России, способного к творческой, инновационной

деятельности. В этой связи возрастает роль школы, целью которой является

решение первостепенной задачи: формирование у учащихся нравственных

ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей

агрессивности, бездуховности и коммерциализации общества, воспитать и

развить в них эмпатийность, толерантность, миролюбие, кооперативность.

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать».

Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось

не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое

активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,

значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали

понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивности необходимо пояснить,

общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии,

ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они попадают

под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1.

Врожденным побуждениям и задаткам;

2.

Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3.

Познавательным и эмоциональным процессам;

4.

Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим

научением.

Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.

I. Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой

теории является З.Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей

природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее

мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти

(танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и

воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение

и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение

является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между

ними существует постоянное напряжение.

Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни

(эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение)

служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я», а

если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к

разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно

способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других

[1].

II. Этологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря

работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к

агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно К.Лоренцу,

агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за

выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых

существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником

инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно,

непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением

времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является

совместной функцией:

1.

Количество накопленной агрессивной энергии.

2.

Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем

меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е.

агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

III. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория,

предложенная Д.Доллардом, положила начало интенсивным

экспериментальным исследованиям агрессии. Основные положения этой

теории звучат так:

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три

фактора:

1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения

цели;

2. Сила препятствия на пути достижения цели;

3. Количества последовательных фрустраций.

Чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее

препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее

будет толчок к агрессивному поведению, а если фрустрации следуют одна за

другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную

реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на

фрустрацию, Д. Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное

поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за

угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате

которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение

на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против

фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,

направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у

данного индивидуума не действует сдерживающий.

IV. Гуманистическое направление в психологии, представленное в работах К.

Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и др., исследует и объясняет проявления

агрессии в соответствии со своими основными положениями.

А. Маслоу [2] в своем исследовании дал обстоятельный анализ проблемы,

является ли агрессивность инстинктивной. На основании данных

зоопсихологии, детской психологии и антропологии он пришел к выводу о

необосно-ванности теорий предопределенности деструктивности (а значит, и

агрессивности) природным инстинктом. А. Маслоу утверждал, что она не

инстинкт, но инстинктоидна, т.е. подобна инстинкту, имеет некоторую

природную основу.

К. Роджерс [3], рассматривая человека как изначально конструктивного,

считает, что агрессия и насилие являются вынужденными ответными

действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора. Это

ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не

соответствующий представлению человека о самом себе.

V. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой

усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение

соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет

изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория

была предложена А.Бандурой, объясняющей усвоение, провоцирование и

регуляцию агрессивного поведения. С его точки зрения, анализ агрессивного

поведения требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию

первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение

детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение

родителей может выступать в качестве модели агрессиии, что у агрессивных

родите-лей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает,

что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое

поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные

действия повышает вероятность того, что подобные действия будут

повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет

результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании

агрессивных действий. Сюда же относится ивикарный опыт, т.е. наблюдение

поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет

тенденцию вести себя подобным образом. Социальное поощрение и

наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и

самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и

наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей

предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две

причины:

1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения.

Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в

определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее

эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть

сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу

агрессивности, можно сделать следующие выводы:

Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной

реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в

социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления

неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель

поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев основные теории объясняющие природу агрессивности,

определим основные понятия.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон [4], считают, что агрессия, в какой бы форме она не

проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение

вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания

избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение

включает в себя следующие частные положения:

1.

Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное,

целенаправленное причинение вреда жертве;

2.

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение,

которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3.

Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения

с собой.

В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное

деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам

сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения

(одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям

или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные

переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [5].

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Целевая агрессия.

Инструментальная агрессия.

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее

спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.

Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который

сам по себе не является агрессивным актом.



В раздел образования