Автор: Пименова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №246"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Викторина "Взрослые и дети"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 246»
Конспект НОД
по речевому развитию
в старшей группе для детей с ОНР
Викторина «Взрослые и дети»
Составила: воспитатель Пименова М.Н.
г.Саратов 2019 г
Речевая викторина «Взрослые и дети»
старшей логопедической группы «Рябинка»
Цель: создание условий для позитивного включения родителей в единое
воспитательно – образовательное пространство и выявления уровня знаний,
умений и навыков детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
*закреплять знания детей о единицах речи (буква, звук), их характерных
особенностях;
*продолжать формировать фонематическое восприятие, навыки
звукобуквенного и слогового анализа;
*закреплять приобретенные произносительные умения;
Коррекционно-развивающие задачи:
*активизировать словарный запас по годовым лексическим темам;
*развивать умение координировать речь с движением;
*развивать память, сообразительность, находчивость;
Коррекционно-воспитательные задачи:
*воспитывать у детей чувство ответственности и взаимопомощи, веры в
собственные силы, интерес к русскому языку;
*пополнять опыт игрового взаимодействия родителей друг с другом, детьми,
педагогами логопедической группы.
Виды деятельности: познавательно-интеллектуальная, игровая,
двигательная.
Методы
и
приемы:
наглядный,
практический,
метод
вопросов,
игровая
воображаемая ситуация.
Оборудование:
эмблемы
команд
«Почемучки»,
«Всезнайки»,
коврограф
«Ларчик»
Воскобовича,
сказочные
персонажи
–
гномы
Кохле,
Геле,
Фи,
разноцветные веревочки и кружки (Воскобович),
картинки со схемами
начала – середины – конца слова, таблицы – клеточки для написания букв,
зеркала, алфавит, колокольчик, карандаши (зеленые, красные).
Предшествующая работа:
С детьми: заучивание девиза, логоритмических упражнений;
С родителями: проведение мастер-класса «Артикуляционная гимнастика»,
поручение сделать эмблемы для команд, приобрести сладкие призы.
Ход речевой викторины «Взрослые и дети»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!
Мы начинаем речевую викторину «Взрослые и дети», в которой примут
участие две команды: команда детей и команда родителей.
Учитель-логопед: Дети покажут свои знания и умение быть единой
командой. А команде родителей придется мобилизовать свои знания русского
языка, и надеемся, мамы заметят, как много нового узнали их дети за этот
учебный год!
Воспитатель: И, конечно, в нашей викторине есть Жюри (представление
членов жюри).
Учитель-логопед: Просим Вас внимательно наблюдать и оценивать работу
команд. А в конце викторины подвести итоги.
Давайте знакомиться с командами:
Команда детей: капитан Климова Женя. Представь, пожалуйста, свою
команду.
Дети: Мы - «Почемучки». Наш девиз - «Почемучки не скучают, и лишь
только побеждают!»
Команда родителей: капитан Кузяева Елена Викторовна. Представьте,
пожалуйста, свою команду.
Родители: Мы - «Всезнайки». Наш девиз - «На все вопросы есть ответы! От
Всезнаек нет секретов!»
В нашей викторине будет разминка, 5 конкурсов и сюрпризное задание.
И, конечно, есть правила:
- Кто знает – руку поднимает!
– Отвечаем, не спешим, все красиво говорим!
Наша речевая викторина начинается! А как в «речевой!» викторине,
обойтись без хорошо подготовленного артикуляционного аппарата?
Разминка «Веселый язычок»:
«Почемучки» - выполняют, а
«Всезнайки» - повторяют. Просим и гостей поучаствовать. Понять, как
непросто владеть своим Язычком.
Учитель-логопед: сказка о «Веселом Язычке» артикуляционные упражнения
- Лопаточка, Часики, Качели, Лошадка, Грибочек, Чашечка. Поиграл язычок!
И готов дальше продолжать!
Конкурс 1
: «
Грамотей-ка
». Каждой команде будут предложены по 4
вопроса, но отвечать на них, они будут попеременно.
«Почемучки»
«Всезнайки»
1.
Что мы видим, читая книгу?
(буквы);
1.
Что мы слышим, когда
произносим слова? (звуки);
2.
Звук бывает каким? (гласный,
согласный);
2.
Назовите все гласные звуки
русского языка. (а, о, у, и, ы, э)
3.
Какой звук стоит в начале слова
МЫШЬ? (М). Охарактеризуйте
его.
3.
Какой звук стоит в конце слова
МЫШЬ? (Ш) Охарактеризуйте
его.(согл., тв., глух.)
4.
Каким цветом обозначают
Согласный Твердый звук?
(синим).
4.
Каким цветом обозначают
Согласный Мягкий звук?
(зеленым).
Конкурс 2: «Буквоед»
- это командный конкурс. Надо показать, как
дружно умеет работать каждая из команд.
На 2-х столах разложены заготовки: 3 листа бумаги с картинкой и схемой
начала – середины – конца слова (для команды «Почемучки»); 3 – с
напечатанным словом, под которым пустые квадраты (кол-во квадратов
соответствует кол-ву букв в слове) (для команды «Всезнайки»).
«Почемучки»
«Всезнайки»
Определите, какие гласные звуки в
слове. Где они стоят? Напишите
гласные буквы в нужных клеточках.
Определите, какие звуки в слове
Согласные Мягкие. Напишите эти
буквы в соответствующих клеточках.
Предложить командам подойти к столам.
Учитель-логопед: «Работы команд передадим жюри».
Учитель-логопед:
Мы изрядно потрудились, напрягли свои умы.
А сейчас мы встанем, покажем, как мы отдыхаем.
Мамы тоже отдыхайте! Да за детками, угнаться попытайтесь.
Логоритмическая пауза - «Жираф» (слова и музыка Екатерины
Железновой). Участники команд встают полукругом.
«У жирафа пятна (3 раза), пятнышки везде: – 2 раза
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животе, коленях и локтях.
У котят есть шерстка (3 раза), шерсточка везде: – 2 раза
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животе, коленях и локтях.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животе, коленях и локтях.
Воспитатель: А сейчас следующий конкурс!
Конкурс 3: «Назови одним словом».
«Почемучки»
«Всезнайки»
- Кепка, шапка, фуражка, берет,
пилотка (головные уборы);
- Диван, стул, стол, кровать, шкаф
(мебель);
- Помидор, огурец, свекла, лук,
морковь (овощи);
- Марс, Венера, Земля, Плутон,
Сатурн (планеты);
- Повар, шофер, плотник, врач,
продавец (профессии).
- Аспарагус, Хлорофитум,
Пиларгония, Колеус (комнатные
растения);
- Зима, Весна, Лето, Осень (времена
года);
- Жаворонок, трясогуска, стриж,
галка (перелетные птицы);
- Утюг, фен, пылесос, миксер,
мясорубка (бытовые приборы);
- Яхта, катер, корабль, плот, баржа
(водный транспорт).
Воспитатель: Молодцы, команды. Переходим к следующему конкурсу.
Конкурс 4 - «Перевертыши»:
Воспитатель: «Скажу я слово Высоко – вы отвечайте Низко
Скажу я слово Далеко – вы отвечайте Близко»
«Почемучки»
«Всезнайки»
- мокрый (сухой)
- грустный (веселый)
- сильный (слабый)
- тихо (громко)
- открыть (закрыть)
- тепло (холодно)
- трус (храбрец)
- потолок (пол)
- высокий (низкий)
- день (ночь)
- чистый (грязный)
- говорить (молчать)
- острый (тупой)
- крупный (мелкий)
- ясный (пасмурный)
- шептать (кричать)
Воспитатель: Командам спасибо. Жюри оценивает результат. А у нас
следующий конкурс.
Конкурс 5 - «Слоговичок»
Задание «Почемучкам»: «Назови картинку (картинки гномиков Кохле, Геле,
Фи), раздели слова на слоги».
Воспитатель: Пока звенит колокольчик – дети бегают по ковру, колокольчик
замолчал - дети присели. Воспитатель предлагает одному из детей назвать
картинку, остальным – хлопками разделить слово на слоги.
Задание «Всезнайкам»:
Воспитатель: «Вспомните и назовите, как звали гномиков?»
«Задание – Сюрприз»
(для капитанов)
Воспитатель:
Вот Вам точки на коврографе -
спрятан здесь для Победителя сюрприз.
Быстро их соедините,
И сюрприз свой получите!
(«Почемучкам» - соединить красные точки, «Всезнайкам» - желтые. На
коврографе должен появиться контур конфеты).
А пока капитаны выполняют задание, мы разомнемся.
Логоритмическое упражнение: Заботливое солнышко»
Утром солнышко восходит высоко, (руки вверх)
Вечером заходит глубоко. (руки вниз)
Днем гуляет по небу оно. (движения руками по небу)
Гладит ласково листочки и цветы, (рука гладит руку)
Людям золотит и щеки и носы. (гладим нос, щеки)
День прошел, и с неба на покой
Солнца шар садится за горой. (руки опускаются вниз)
Воспитатель,
(глядя
на
коврограф): Что
получилось?
–
конфета.
Эта
конфета-сюрприз превратилась в настоящие, вкусные конфеты!!! Победители
угостятся ими после викторины.
Воспитатель: Пока
жюри
подводят
итоги
нашей
викторины,
давайте
улыбнемся и станцуем с нашими родителями зажигательный танец «Я рисую
солнце» ( муз. Д. Родикоф)
Воспитатель
:
Слово предоставляется жюри.
(Команде победителю вручаются угощения).
Воспитатель:
Наша
викторина
подошла
к
концу.
Надеемся,
она
вам
понравилась и будет не последней.
Учитель-логопед: Велик и богат русский язык! И как важно, показать ребенку
всю
его
красоту!
Спасибо
за
хорошую
игру!
А
команде-победителю
–
«Молодцы!»