Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества", группа раннего развития "Осьминожка"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект для дошкольников
Тема: " Я иду, шагаю по Якутску"
Раздел: дошкольное образование
Проект для детей дошкольного возраста « Я шагаю по Якутску»
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается,
что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан
правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и
религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку
обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на
которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими
социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви
к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,
культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием
родного края .. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится
осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых
этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и
мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с
родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с
окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную
деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные
дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом,
поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где
промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было
трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни
было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними
и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не
обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным
городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много
приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например,
поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники
рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие
годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект
посвящается Смоленску – городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на
патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при
знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с
окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную
деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные
дошкольному возрасту.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития
детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его
достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми,
которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной
проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном
городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное
отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского
сада, но и для общества в целом.
Основы проекта.
“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить
детей с нашей малой Родиной – городом Якутском в дошкольном возрасте. Эти знания, а
значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться,
владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в
образовательном процессе педагогов, сотрудников ДДТ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи,
предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение
дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,
воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике
родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим,
природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным
ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить
свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к
краю.
Участники проекта
Дети 5-6-7 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
1 год
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных
ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую
компетентность в вопросах истории, культуры города Якутска, поможет сформировать
заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного
интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории,
достопримечательностей,
2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и
представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей
группы на 2019-2020 учебный год.
Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности
Сентябр
ь
Моя малая Родина
- изготовление альбома, составление рассказов
“Дом, в котором я живу”
- рассказ об особенностях климата, природы,
животного мира
Октябрь
День рождение города
Бриллиантовый цирк
Якутии
- прослушивание песен о родном городе, чтение
стихов,
- посещение и знакомство с цирком
Ноябрь
История возникновения
города.
Мир музеев
- изготовление альбома “Природа моего края”,
- посещение музеев города
Декабрь
Знакомство с гербом
города
Город встречает Новый
год
- изодеятельность – “Нарисуй герб семьи”,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Конкурс «Новогодняя ёлочка»
Январь
Экскурсия по городу
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами, объяснение их названий.
- экскурсия “Путешествие по городу”
Февраль
Театральная мозаика
- встречи с интересными людьми из театров,
- посещение театральных представлений
Март
Папа, мама, я – дружная
семья
- изготовление родословного дерева.
“Семейные традиции”- заучивание
стихотворений о Якутске
Апрель
Якутск – спортивный
- посещение спортивных комплексов; встречи с
детьми спортивных школ
- выставка детского рисунка “Мы любим спорт”
Май
Боевая слава города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из
детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой
Отечественной войне
III этап – итоговый, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения,
произошедшие к концу учебного года.
ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных
учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию
активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях
Якутска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной
деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города
Якутск, РС(Я)
- Развитие связной речи, обогащение словаря ( открытые занятия для родителей,
проведение праздников.
Воспитатели:
- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, совместной
деятельности с детьми.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию дошкольников.
- Разработка анкет для родителей.
- Составление перспективного плана работы.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДДТ.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Уголок краеведения “Край мой Якутский”.
- Уголок поликультуры в группе.
Мы уверены, что успех в поликультурном воспитании детей будет достигнут, только тогда,
когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он
должен уметь отобрать те знания, которые будут до