Напоминание

" Я иду, шагаю по Якутску"


Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества", группа раннего развития "Осьминожка"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект для дошкольников
Тема: " Я иду, шагаю по Якутску"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для детей дошкольного возраста « Я шагаю по Якутску»

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается,

что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан

правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы

личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и

религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку

обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на

которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с

уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к народным традициям и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими

социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения,

взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви

к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,

культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием

родного края .. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится

осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых

этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и

мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с

родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с

окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную

деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные

дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом,

поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где

промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было

трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни

было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними

и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не

обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным

городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много

приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например,

поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники

рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие

годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект

посвящается Смоленску – городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на

патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при

знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с

окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную

деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные

дошкольному возрасту.

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития

детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его

достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми,

которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной

проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном

городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное

отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского

сада, но и для общества в целом.

Основы проекта.

“Знать – значит любить” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить

детей с нашей малой Родиной – городом Якутском в дошкольном возрасте. Эти знания, а

значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться,

владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в

образовательном процессе педагогов, сотрудников ДДТ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи,

предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение

дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,

воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике

родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим,

природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным

ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить

свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к

краю.

Участники проекта

Дети 5-6-7 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

1 год

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных

ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую

компетентность в вопросах истории, культуры города Якутска, поможет сформировать

заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного

интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории,

достопримечательностей,

2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и

представлений об истории и культуре родного города,

II этап – основной, включает в себя:

1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,

4) экскурсии по городу,

5) пополнение развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей

группы на 2019-2020 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябр

ь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление рассказов

“Дом, в котором я живу”

- рассказ об особенностях климата, природы,

животного мира

Октябрь

День рождение города

Бриллиантовый цирк

Якутии

- прослушивание песен о родном городе, чтение

стихов,

- посещение и знакомство с цирком

Ноябрь

История возникновения

города.

Мир музеев

- изготовление альбома “Природа моего края”,

- посещение музеев города

Декабрь

Знакомство с гербом

города

Город встречает Новый

год

- изодеятельность – “Нарисуй герб семьи”,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России.

Конкурс «Новогодняя ёлочка»

Январь

Экскурсия по городу

- экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами, объяснение их названий.

- экскурсия “Путешествие по городу”

Февраль

Театральная мозаика

- встречи с интересными людьми из театров,

- посещение театральных представлений

Март

Папа, мама, я – дружная

семья

- изготовление родословного дерева.

“Семейные традиции”- заучивание

стихотворений о Якутске

Апрель

Якутск – спортивный

- посещение спортивных комплексов; встречи с

детьми спортивных школ

- выставка детского рисунка “Мы любим спорт”

Май

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из

детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой

Отечественной войне

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей,

2) повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения,

произошедшие к концу учебного года.

ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных

учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию

активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях

Якутска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной

деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города

Якутск, РС(Я)

- Развитие связной речи, обогащение словаря ( открытые занятия для родителей,

проведение праздников.

Воспитатели:

- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, совместной

деятельности с детьми.

- Практический материал по всем видам детской деятельности.

- Освоение инновационных технологий по поликультурному воспитанию дошкольников.

- Разработка анкет для родителей.

- Составление перспективного плана работы.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДДТ.

- Активное участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Уголок краеведения “Край мой Якутский”.

- Уголок поликультуры в группе.

Мы уверены, что успех в поликультурном воспитании детей будет достигнут, только тогда,

когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он

должен уметь отобрать те знания, которые будут до



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники