Авторы: Кукиева Ирина Александровна, Кюрджиева Марина Сергеевна
Должность: учитель–логопед, воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МБДОУ № 29 " Малышка"
Населённый пункт: город Ессентуки
Наименование материала: ПОЗНАВАТЕЛЬНО–ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема: " Удивительный космос"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
ДЛЯ
ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ
КОСМОС»
Авторы проекта:
Учитель-логопед Кукиева И.А.
Воспитатель Кюрджиева М.С.
Воспитатель Куржиева О.С.
.
апрель 2019 год
Название проекта
«Удивительный Космос»
Тип проекта
Познавательно-творческий
Возраст детей
6-7 лет
Участники проекта
педагоги группы № 7, учитель-логопед, родители
детей(законные представители) , дети групы
Продолжительность
проекта
Краткосрочный С 7.04.2019- 20.04.2019года
Актуальность
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма
рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной
будоражат воображение всегда, с раннего детства до
старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно
так близко, и в то же время так далеко. Как
поддержать интерес ребенка к неизведанному? С
помощью, каких методов можно заинтересовать
ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную
информацию о космосе? Мы считаем, что метод
проекта позволит детям усвоить сложный материал
через совместный поиск решения проблемы, тем
самым, делая познавательный процесс интересным и
мотивационным. Работа над проектом носит
комплексный характер, пронизывает все виды
деятельности дошкольников, проходит в
повседневной жизни и в НОД. В основе данного
проекта лежит жажда дошкольников к познанию,
стремление к открытиям, любознательность,
потребность в умственных впечатлениях, и наша
задача удовлетворить потребности детей, что в свою
очередь приведёт к интеллектуальному,
эмоциональному развитию. Данный проект направлен
на развитие кругозора детей, формирование у них
познавательной активности, воспитание
патриотических чувств (гордость за российских
космонавтов – первооткрывателей космоса),
нравственных ценностей (добрых, дружественных
отношений и т.д.)а так же поможет развивать все
компоненты речи через заданную тему.
Проблема
Современные дошкольники задают много вопросов о
космосе, космическом пространстве, космонавтах, так
как всё неведомое, непонятное, недоступное
будоражит детскую фантазию. Данный проект
направлен на обогащение познавательно-
эстетической компетентности старших дошкольников,
поможет систематизировать полученные знания и
применять их в различных видах деятельности
Цель
Создать условия для развития психолого-
педагогических функций у детей подготовительного
возраста через тему « Космос»
Задачи
Обучающие: Показать детям необходимость и пользу
космических исследований в повседневной жизни.
Расширять и закреплять уже имеющиеся знания
(факты, события, исследования, эксперименты) по
данной теме. Совершенствовать умение составлять
рассказы о предметах, о содержании картины с
последовательно развивающимся действием.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Развивающие: Знакомство с праздником «День
космонавтики», формирование ценностных
представлений о Родине и ее выдающихся людях.
Опираясь на свой опыт, учить детей самостоятельно
подбирать материалы для продуктивной и совместной
деятельности по данной теме.
Воспитательные: Приучать детей к
самостоятельности суждений, отстаивать свою точку
зрения. Формировать чувство сопричастности к
событиям, которые происходят в стране.
Работа с родителями:
Привлечь родителей к участию в проекте.
С помощью различных видов продуктивной
деятельности с детьми донести тему проекта
совместно оформить выставку по теме.
Предложить для выполнения дома задания по данной
лексической теме.
Реализация проекта
через все
образовательные
области.
Взаимодействие с детьми:
Познавательное развитие.
Совместная деятельность:
Продолжать расширять представление детей о
многообразии космоса. Рассказать детям об
интересных фактах и событиях космоса.
Дать детям представления о том, что Вселенная – это
множество звезд. Солнце – это самая близкая к Земле
звезда. Уточнить представления о планетах,
созвездиях.
Дать детям знания об освоении человеком
космического пространства, о значении космических
исследований для жизни людей на Земле. Закрепить
знания о первом летчике – космонавте Ю.А. Гагарине
Воспитывать чувство гордости за свою Родину
Беседы с использованием презентаций: «Что такое
космос?», « Голубая планета Земля», « Луна- спутник
Земли», « Семья планет», « Солнце- источник жизни
на Земле».
Беседа: «Хочу быть космонавтом» (познакомить с
биографией первого космонавта, рассказать о работе
современной космонавтики).
Дидактические игры: «Восстанови порядок в
солнечной системе», «Найди лишнее», « Подбери
созвездие», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты?».
Обучение грамоте: «Назови планету на звук..»,
«Назови лишнее слово».
Дидактические игры математического содержания:
«Сосчитай звезды», «На что похоже?», «Выложи
ракету из счетных палочек и геометрических фигур»,
« Где больше?». Составление кроссвордов.
В ходе режимных моментов: Рассматривание глобуса,
картин, иллюстраций о космосе. Беседы, опрос, что
заинтересовало в Планетарии.
Дидактические игры: « Собери картину»,
«Космические пазлы», «Выложи ракету», « Чего не
хватает?», «Собери мозаику». Конструирование из
различных материалов.
Работа на пластилиновых дощечках. Работа в технике
« Игра-наклейка»
Познавательная беседа: «Хочу быть космонавтом».
Самостоятельная деятельность: Складывание
разрезных картинок, рассматривание иллюстраций и
фотографий, расширение тематики сюжетных игр,
атрибутов, новых слов по теме.
Организация среды: Подборка книг, иллюстраций по
теме, фотографии- «Космонавты- герои России»,
глобус и лампа для опытов, крупные модули,
конструктора из различных материалов.
Физическое развитие.
Совместная деятельность: ОРУ по теме: «Космос».
Эстафеты: «Прыгай выше», «Попади в цель»,
«Преодолей препятствия». Релаксация:
«Невесомость». Игры на ориентировку в
пространстве: «Где спрятана звезда?», «С какой
стороны завелась ракета?», малоподвижные игры:
«Земля и небо», «Повтори наоборот», «Пять шагов»,
«Зеркало». Пальчиковые игры: «Звездочет», «Ракета».
Физминутка «Карусель».
В ходе режимных моментов: Утренняя гимнастика,
п/игры: « Ждут нас быстрые ракеты», «Школа
космонавтов». Гимнастика после сна.
Самостоятельная деятельность: Игры и игровые
упражнения с инвентарем из спортивного уголка,
подвижные игры по желанию детей.
Взаимодействие с родителями: Консультации,
индивидуальные беседы.
Организация среды: Атрибуты к подвижным играм и
эстафетам по теме «Космос»,инвентарь спортивного
уголка.
Социально- коммуникативное.
Совместная деятельность: Беседы: «Как вести себя в
Планетарии?», «Что бы вы хотели узнать о космосе?».
Д/игры: « Что общего?», «Повтори», «Что будет,
если…», С/ролевые игры: «Больница для
космонавтов», «Полет в космосе». Поручения
индивидуальные и коллективные, игровые ситуации
по формированию доброжелательного отношения
друг к другу.
В ходе режимных моментов: Посещение группой
мобильного Планетария. Чтение из серии «Звездные
тайны». Беседы о правилах поведения в людных
местах.
Самостоятельная деятельность: Рассматривание,
обследование муляжей и книг, иллюстраций
познавательного характера. Сюжетно- ролевые игры
по теме по выбору детей.
Организация среды: Тюбики- питание для
космонавтов. Макет планет, карта звездного неба.
Речевое развитие.
Совместная деятельность: Свободное общение с
детьми и взрослыми. Речевые игры: « Скажи по
другому», « Скажи наоборот», «Подбери подходящие
по смыслу слова», « Почему так называют»,
«Фантазия на тему- Я в космосе», игра « Художник» с
космическими словами(ракета, космонавт, планета).
Игра « Подбери словечко», «1,2,5» Игры и
упражнения на развитие навыков общения: утреннее
приветствие, объяснялки, найди общее. Чтение: Я.К.
Голованов « Дорога на космодром», В.Кащенко
«Созвездие драконов», П.О. Клушанцев « О чем
рассказал телескоп», Н. Носов « Незнайка на Луне».
Загадки о космосе, заучивание стихотворений: « В
космической ракете…»
В ходе режимных моментов:
Общение в режимных
моментах: «скажи, как называется?», «Знаешь ли
ты?». Чтение перед сном: Ю. Нагибин «Рассказы о
Гагарине», « В школу».
Самостоятельная деятельность: Сюжетно- ролевая
игра: Больница для космонавтов.
Взаимодействие с родителями: Информация для
родителей; «Как мы формируем патриотические
чувства у детей», коллективное панно «Космическое
путешествие».
Организация среды: Подборка иллюстраций и
объектов для обсуждения. Костюмов для сюжетно-
ролевых игр.
Художественно- эстетическое развитие:
Совместная деятельность: Рисование «Полет на
Луну», « Космическая фантазия». Коллективная
работа: «Внимание! На Землю летят инопланетяне!».
Лепка «Космонавт в скафандре». Аппликация
«Инопланетяне». Слушание : Л. Бетховен « Лунная
соната», марш « Покорители космоса», Л. Лещенко «
Притяжение Земли».
В ходе режимных моментов: Перед сном:
релаксирующая музыка, раскрашивание картинок по
теме. Обводка трафаретов, использование бросового
материала для поделок по теме.
Работа с родителями: Изготовление совместной
выставки по теме.
Предполагаемый
результат
• Усвоение детьми знаний, представлений о космосе,
солнечной системе.
• Формирование у детей эмоционально-ценностного
отношения к людям, работа которых связана с
освоением космоса, воспитание любви и интереса к
Российской космонавтике.
• В процессе взаимопонимания у детей происходит
развитие коммуникативных навыков, развивается
диалогическая речь, активизируется и обогащается
словарный запас.
• При выполнении детьми продуктивной
деятельности между детьми возникает
доброжелательность, взаимопомощь и благоприятный
эмоциональный климат.
• Вовлечение родителей в совместную творческую
деятельность с ребёнком происходит формирование у
детей семейной принадлежности, роста значимости в
мировом сообществе.
-Сформированность нравственно-патриотических
чувств в процессе реализации проекта
-Заинтересованность детей темой о космосе,
проявление их познавательной активности: вместе с
родителями находят информацию по теме,
рассказывают и делятся своими знаниями с другими
детьми в детском саду.
Формы работы по
реализации проекта
Беседы по теме;
Создание, презентаций, слайд шоу;
Познавательное чтение;
Конкурсы и викторины,
Продуктивная деятельность(рисование, аппликация,
лепка)
Игры: Подвижные (речь с движением)
имитационные игры, игры-путешествия, речевые,
логопедические, математические.
Взаимодействие с городским музеем. Презентация «
Удивительный космос»
Взаимодействие с семьей.
Этапы проекта
Первый этап – подготовительный.
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и задач.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Опрос детей.
• Как называется планета, на которой мы живём?
• Как называется ближайшая к нам звезда?
• Какие планеты вы знаете?
• Как называется спутник Земли?
• Кто первым полетел в космос?
• Кто был первым космонавтом Земли?
• Как фамилия первой женщины, полетевшей в
космос?
• Каких Российских космонавтов вы знаете?
• Какими качествами должен обладать космонавт?
• Кто хотел бы стать космонавтом и почему?
Второй этап – основной.
• Составление плана реализации проекта с учётом
интеграции образовательных областей.
• Составление конспектов интегрированных
занятий, развлечения, викторины.
• Подбор стихов, загадок, физкультминуток,
считалок.
• Подбор художественных произведений и
оформление выставки книг и иллюстраций.
• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр,
спортивных упражнений.
• Подбор музыки и электронных презентаций.
• Привлечение родителей к текущему проекту по
подбору литературы, раскрасок и изготовление
космических объектов в рамках семейного конкурса
«Мы и Космос».
•Подбор логопедических игр и пособий по данной
теме.
Третий этап -практический. Реализация проекта через
все виды деятельности.
Четвёртый этап – заключительный.
• Оформление творческих выставок с детскими
работами.
• Выпуск коллажа «Далекие звезды».
• Проведение «Космической викторины» и
развлечения «Путешествие к неизведанным
планетам».
•Размещение материала на сайте ДОУ.
Использованная литература
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы 2 под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Подготовительная группа/ авт. -сост. Н. В. Лободина. -изд. 2-е- Волгоград:
Учитель,201ё4.-415 с
Дедова М. В. Конспекты для организации развивающей деятельности в течение
недели.
Мы и космос. Изд-во «Ранок»,2010.
Крупенчук « Научите меня говорить правильно»
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
« УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОСМОС»