Мир "маленького человека" в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Автор: Мокроусова Екатерина ИвановнаДолжность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №119"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Мир "маленького человека" в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Раздел: среднее образование
Назад
Урок литературы в 8 классе
Мир «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Цель:
формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции,
развитие читательской культуры, умения понимать авторскую позицию
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с особенностям звучания
темы маленького человека в повести Н.В.Гоголя “Шинель”
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим
текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию
Воспитательные: содействовать формированию гражданских и
нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и
осмыслению русской классики
Оборудование: иллюстрации художников к повести «Шинель»
Ход урока
Слово учителя:
“Лучшее, что вы написали” - так оценил повесть В.Г.Белинский. “Все мы
вышли из “Шинели” Гоголя”, - сказал Ф.М.Достоевский, имея в виду, что вся
русская литература “вышли из “Шинели”, этой небольшой повести Гоголя! И
в этом ее великое значение!
- Что же в этом произведении такого, что оно определило пути
дальнейшего развития всей последующей литературы ? Предлагаю
задуматься над этим вопросом и найти сообща на него ответ, размышляя
над страницами произведения вместе.
Работа с текстом произведения
- О чем эта повесть?
Сюжет “Шинели” чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник
,живущий в Петербурге, обнаруживает, что его шинель пришла в полную
негодность и не спасет от суровой петербургской зимы, с ее ветрами и
промозглостью. Он принимает важное для себя решение - заказывает
новую шинель, Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В
первый же вечер, когда он ее надевает, шинель с него снимают воры на
темной улице. Чиновник умирает от горя, а его привидение бродит по
городу. Итак, это повесть о петербургском чиновнике, маленьком человеке,
мечтой всей жизни которого была постройка (он строит ее как дом,
подбирая каждую ниточку, пуговицу) новой шинели, а трагедией всей
жизни стала утрата этой шинели, отобранной у него уличными
грабителями. Это повесть не просто об униженном, - убитом маленьком
человеке!
- Давайте обратимся к тексту повести и вместе поразмышляем над его
страницами. Давайте найдем портрет главного героя : “чиновник. нельзя
сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват,
несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой
лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек...”
- Что же мы видим? - вроде есть все, чтобы представить образ чиновника,
но нет главного-лица, неповторимого человеческого лица, как нет и
личности. Желая изобразить униженного обществом человека, Гоголь
нарисовал своего героя таким, что Чернышевский не без основания назвал
его “совершенным идиотом”. На самом деле, он даже не в состоянии
выполнить простейшее служебное поручение и может просто
переписывать. Даже говорить он почти что не может: “Акакий Акакиевич
изъяснялся большею частью предлогами”.
- Попробуем привести доказательства этой мысли. Прежде всего обратим
внимание на внутренние монологи Акакия Акакиевича, состоящие из
бесконечных “того-сего”. Это потеря права даже на собственное имя.
Вспомним, почему герой назван Акакием. Читаем: “Имя его было : Акакий
Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и
выисканным, но можно уверить
- Почему повесть о человеке названа “Шинель”? Ведь несколько раньше у
Пушкина рассказ о Самсоне Вырине – “Станционный смотритель”, позже у
Достоевского “Бедные люди”. А у Гоголя – “Шинель”, а не, к примеру,
“Ограбление чиновника”! Вещь заменила человека, и как следствие этого -
исчезает его портрет. Кстати, его нет и у других действующих лиц:
Петровича, “значительного лица”, чиновников. Вспомним, что изображено
на табакерке Петровича - какой-то генерал с заклеенным бумажкой лицом.
Мундир заменил личность, чин затмил человека!
- Что же делать человеку в этом мире? Какие пути намечает автор? Их
несколько. Первый- достаточно призрачный: вопреки всему стать другим,
остаться человеком, а значит и личностью. Читаем отрывок о молодом
человеке, сослуживце Акакия Акакиевича, который, услышав его
жалобный голос “Я брат твой”, испытал самое настоящее потрясение.
Можно повторить путь главного героя и стать... никем, легко заменимым
колесиком и винтиком огромного бюрократического механизма: “ Таким
образом узнали в департаменте о смерти о смерти Акакия Акакиевича и на
другой день уже сидел на его месте новый чиновник, гораздо выше ростом
и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо
наклоннее и косее”. Акакий Акакиевич не состоялся как личность, не стал
“значительным лицом”. А ведь это тоже путь, предлагаемый Гоголем, -
стать значительным.
- Подумаем вместе, а кого поразила эта болезнь “значительности”?
Оказывается, что все герои подвержены ей .Это видно из строк о
Петровиче:”...сказал Петрович и сжал при этом значительно губы. Он очень
любил значительные эффекты... Петрович явился с шинелью...В лице его
показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич
никогда еще не видал...”, о значительном лице, который был в душе
добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин
совершенно сбил его с толку”, о чиновнике, который во всем подражает
своему начальнику.
- А главный герой? Разве он не подвержен этой болезни? Даже для него
автор не делает исключения, Прочитаем строки, где описывается
поведение Акакия Акакиевича, задумавшего шить новую шинель: “Он
сделался как-то живее” Но о какой шинели мечтает герой? Что все время
подчеркивает автор? “Купили сукна очень хорошего...На подкладку
выбрали коленкору...который был еще лучше шелку, а на вид казистей и
глянцевитей. Куницы не купили...а вместо нее выбрали кошку, которую
издали можно было принять за куницу”
- Но изменился ли сам герой, приобретя шинель? Да, безусловно.
Подтверждение этому находим в тексте: “Пообедал он весело и после
обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко
посибаритствовал на постеле”. Он признан чиновниками как равный среди
равных и даже приглашен в лучшую часть города. Обратимся к описанию
этой “лучшей” части города. Как и Невский проспект в одноименной
повести, оно дано через внешнее - одежду: “на стенах висели все шинели
да плащи, между которыми некоторые были даже с бобровыми
воротниками или с бархатными отворотами”.
- Но было ли стремление к значительности естественным для нашего
героя? И на вечеринке ему неуютно, и по дороге домой он чувствует себя
не лучшим образом, а тут еще эта нелепая попытка найти защиту у
“значительного лица”.
- Перечитывая эту сцену, задумываемся над вопросом, а мог ли разговор
сложиться иначе? Вероятно, да, не будь в приемной третьего лица-
свидетеля, зрителя, перед которым, как перед зеркалом, надо сыграть
роль крутого начальника.
Поэтому жизнь все быстро расставляет по своим местам: потеря шинели,
болезнь, смерть. И врач советует хозяйке заказать сосновый гроб, чтоб по
Сеньке и шапка: “А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите
ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог”.
Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежке.
Все встало с ног на голову: форма и содержание, внешнее и внутреннее
поменялось местами. Ценность человека определяется по формальным
признакам - мундир, чин, дом, швейцар у ворот, приемная. Но иначе и
быть не может - такова суть государственного устройства.
Читаем отрывок: “И Петербург оказался для Акакия Акакиевича , как будто
бы в нем его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не
защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не
обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего
посадит на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп:
существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого
чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же хотя перед
самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший
на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось
несчастье , как обрушилось на царей и повелителей мира...”
- О чем скорбит Гоголь? Что утверждает? Нет ничего ценней человека!
Писатель - и мы вместе с ним - скорбим не только о Башмачкине, о его
личной смерти, не только о трагедии несостоявшейся личности. Мы скобим
о погибели самого звания человека, когда людей делят на “значительных”
и “маленьких”.
Подводя итоги, подумаем над финалом повести: настоящая это фантастика
или слухи? Для автора это не так уж и важно. Важно, что уродливость
человеческих отношений , прикрытая днем мундиром и видимостью
порядка и законности ночью предстает в первозданно безобразном ,
страшном виде. Оскорбленная человечность мстит за себя. В этом главный
смысл повести. Да, Акакий Акакиевич смешон и ничтожен, материальная и
духовная жизнь его скудна. Но не по его же вине! Когда Акакий Акакиевич
говорит своим сослуживцам свою знаменитую фразу “Оставьте меня,
зачем вы меня обижаете?”, нас охватывает чувство вины и щемящее
чувство жалости. Это человек, брат наш , страдает, плачет, мерзнет, живет в
нищете, но он имеет право на достойную жизнь, внимание к себе, помощь,
любовь и семью, на место в мире других людей.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: “Как вы понимаете
высказывание В.Набокова о повести Н.В.Гогол: “Когда же в бессмертной
“Шинели” он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти,
он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия”?
В раздел образования