Автор: Кайда Ольга Александровна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "ООШ 21" Населённый пункт: г.Ангарск Наименование материала: Рабочая программа Тема: Информатика, 5 класс Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа №21»
«Рассмотрено» на заседании
МС
Учителей-предметников
Руководитель МС
__________________________
Протокол № ___ от
«____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР
__________________________
___
«____»____________201 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________Л.П.Высоких
П р и к а з
№
_ _ _
о т
«___»________201___ г.
г.Ангарска
Рабочая программа
по информатике
5 класс
Учитель: Кайда Ольга Александровна
(2 квалификационная категория)
Количество часов по программе: 34
Ангарск 2015 г.
Пояснительная записка
Программа
по
информатике
для
основной
школы
составлена
в
соответствии
с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
требованиями
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом
начального
общего
образования;
учитываются
возрастные
и
психологические
особенности
школьников,
обучающихся
на
ступени
основного
общего
образования,
учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа
является
ключевым
компонентом
учебно-методического
комплекта
по
информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ.
Лаборатория знаний».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с учебным планом.
Всего
34
часа.
Предмет
информатики
реализуется
в
учебном
плане
школы
исходя
из
Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, который отводит на изучение предмета 34 часа за один год обучения в 5 классе, в
неделю – 1 час.
- контрольных работ - 4
- проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
- практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у
учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД.
Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения
достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более
высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее
ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами
логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом
и строить простейшие алгоритмы;
основы
информационной
грамотности,
в
частности
овладение
способами
и
приёмами
поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных
видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы
ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и
других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее
активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и
передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны
с
овладением
системой
информационных
понятий,
использованием
языка
для
приёма
и
передачи информации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных
отношений
учащихся
к
себе,
другим
участникам
образовательного
процесса,
самому
образовательному
процессу,
объектам
познания,
результатам
образовательной
деятельности.
Основными
личностными
результатами,
формируемыми
при
изучении
информатики в основной школе, являются:
наличие
представлений
об
информации
как
важнейшем
стратегическом
ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение
первичными
навыками
анализа
и
критичной
оценки
получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость
подготовки
в
области
информатики
и
ИКТ
в
условиях
развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или
всех
учебных
предметов
способы
деятельности,
применимые
как
в
рамках
образовательного
процесса,
так
и
в
других
жизненных
ситуациях.
Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение
информационно-логическими
умениями:
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение
основными
универсальными
умениями
информационного
характера:
постановка
и
формулирование
проблемы;
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
применение
методов
информационного
поиска;
структурирование
и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости
от
конкретных
условий;
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-
графическую
или
знаково-символическую
модель;
умение
строить
разнообразные
информационные
структуры
для
описания
объектов;
умение
«читать»
таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной
знаковой
системы
в
другую;
умение
выбирать
форму
представления
информации
в
зависимости
от
стоящей
задачи,
проверять
адекватность
модели
объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
сбора,
хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного
пространства
(обращение
с
устройствами
ИКТ;
фиксация
изображений
и
звуков;
создание
письменных
сообщений;
создание
графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями,
методами
и
приемами.
В
соответствии
с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование
представления
об
основных
изучаемых
понятиях:
информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной
деятельности
в
современном
обществе;
развитие
умений
составить
и
записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования
и
основными
алгоритмическими
структурами
—
линейной,
условной и циклической;
формирование
умений
формализации
и
структурирования
информации,
умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы,
схемы,
графики,
диаграммы,
с
использованием
соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование
навыков
и
умений
безопасного
и
целесообразного
поведения
при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Компьютер и информация (23 ч).
Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего
места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Понятие информация, информатика.
Роль
компьютера
как
устройства,
усиливающего
возможности
человека
при
работе
с
информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего
места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации,
терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения.
Как
устроен
компьютер.
Клавиатурный
тренажер
в
режиме
ввода
слов.
Основные
устройства
компьютера.
Процессор,
память,
оперативная
память,
жесткий
диск,
монитор,
клавиатура, аппаратное обеспечение.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Устройства для
ввода
и
вывода
информации.
Роль
клавиатуры
–
важнейшего
устройства
ввода
текстовой
информации.
Группы
клавиш.
Основная
позиция
пальцев
на
клавиатуре.
Клавиатурный
тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры . Программное обеспечение.
Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл.
Рабочий стол. Управление мышью . Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои
документы).
Ярлык.
Кнопка.
Действия
с
мышью
(перемещение,
щелчок,
щелчок
правой
кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание).
Главное
меню.
Запуск
программ .
Меню.
Главное
меню.
Окно.
Элементы
окна
(строка
заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая
область, полосы прокрутки, рамки окна).
Проверочная работа. Управлением компьютером с помощью меню . Раскрывающее меню.
Контекстное
меню.
Диалоговое
меню.
Элементы
управления
(поле
ввода,
список,
раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).
Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память.
Память отдельного человека. Память человечества.
Носители информации. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск.
Передача
информации.
Источник
информации.
Информационный
канал.
Приемник
информации.
Кодирование информации . Условный знак. Код. Кодирование.
Формы
представления
информации.
Метод
координат .
Код.
Кодирование.
Графический
способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст
как
форма
представления
информации.
Табличная
форма
представления
информации.
Наглядные формы представления информации .
Обработка
информации.
Информация.
Обработка
информации.
Информационная
задача.
Обработка текстовой информации. Ввод текста.Текстовый редактор. Документ.
Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена.
Удаление.
Редактирования текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер.
Поиск информации . Редактирование. Поиск. Замена.
Изменение
формы
представления
информации.
Систематизация
информации.
Информация.
Обработка
информации.
Систематизация.
Сортировка
(упорядочение)
–
по
алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.
Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование.
Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.
Компьютерный практикум:
клавиатурный тренажер;
CD диск «Мир информатики»(3-4 год обучения); издательство «Кирилл и Мефодий»;
работа с программами и файлами;
работа с главным меню;
работа с информацией.
Практические работы:
Знать:
правила
техники
безопасности,
понятие
информатика,
информация,
предысторию
информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни
общества, информационная этика;
правильно
организовывать
свое
рабочее
место,
применять
правила
техники
безопасности при работе на компьютер;
основные устройства компьютера и понимать их назначение;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на
клавиатуре;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на
клавиатуре;
правила работы с клавиатурным тренажёром;
основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд
меню;
элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового
окна;
действия с информацией, хранение информации;
носители информации;
понятия источник, канал, приемник;
основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования
информации;
основные
понятия:
метод
координат
как
универсальный
способ
кодирования
графической
информации,
система
счисления,
бит,
байт,
способы
кодирования
информации;
текст является формой представления информации; табличная форма представления
информации;
наглядная форма представления информации;
типы обработки информации;
понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;
правила ввода текста;
понятие редактирования текста;
понятие систематизации информации;
понятие и способы форматирования.
Уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности
при работе на компьютере;
работать с клавиатурным тренажёром;
вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных
букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных
букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой».
Практическая работа № 2 «Освоение мыши».
Практическая работа № 3 «Запуск программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню».
Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения
Калькулятор».
Практическая работа № 6 «Ввод текста».
Практическая работа № 7 «Редактирование текста».
Практическая работа № 8 «Форматирование текста».
создавать
новый
файл
(новую
папку),
переименовывать
файл
(папку),
копировать,
удалять, упорядочивать файлы и папки;
выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои
документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать
окно,
разворачивать
окно
на
весь
рабочий
стол,
пользоваться
горизонтальными
и
вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового
окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать
раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать
переключатель,
устанавливать
(снимать)
флажок,
различать
раскрывающиеся
и
контекстные меню и вызывать их;
создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и
папки;
приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты
и жесткого диска;
различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из
окружающего мира;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
кодировать и декодировать простейшую графическую информации;.
применять свои знания, умения и навыки при логической игре;
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
учебно-организационные умения
(планирование текущей работы, нацелить себя на
выполнение поставленной задачи, сотрудничать при решении учебных задач,
умение работать с первооисточником);
учебно-коммуникативные (умение слушать и задавать уточняющие вопросы,
работать в парах);
технические навыки работы с ПК.
Тема 2 . Компьютерная графика (11ч).
правилам. Входная
информация.
Выходная
информация. Правило преобразования (обработки) информации.
Преобразование
информации
путем
рассуждения.
Входная
информация.
Выходная
информация. Логические рассуждения.
Разработка плана действий и его запись.
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». Информационная
задача. Входные данные. Выходные данные. План действий.
Создание движущихся изображений. Сюжет. Сценарий.
Создание
движущихся
изображений
в
программе PowerPoint.
Анимация.
Настройка
анимации.
Компьютерный практикум:
работа с графическим редактором;
работа с текстами;
работа с аннимациями.
Практические работы:
«Знакомство с инструментами графического редактора».
«Раскраска».
«Пригласительный билет».
«Создание комбинированных документов».
«Работа с графическими фрагментами».
«Анимация».
Требования к знаниям и умениям:
Знать:
понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;
название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки
текстовой и графической обработки в программе Paint;
способы преобразования информации по заданным правилам;
способы решения некоторых логических задач;
способы записи плана действий;
понятия: видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.
Уметь:
открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
решать логические задачи;
создавать движущиеся изображения.
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять
опорные конспекты);
учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).
Контроль уровня обученности:
Тема
Формы контроля
1. Информация и
компьютер.
Наблюдение, практическая работа, контрольная работа,
фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
опрос в парах, карточки
2. Компьютерная графика.
Беседа, практическая работа, контрольная работа,
компьютерная анимация
Календарно - тематическое планирование
Информатика – 5 класс. ФГОС.
1 час в неделю, всего 34 часа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
Раздел 1. Компьютер и информация (23 часов)
1
Информация Компьютер
– Информатика. Техника
безопасности и
организация рабочего
места. Клавиатурный
тренажер в режиме ввода
слов
У р о к
и з у ч е н и я
и
первичного
закрепления
новых знаний
Информация.
Компьютер.
Информатика.
Техника
безопасности и
организация рабочего
места. Клавиатурный
тренажер в режиме
ввода слов
Иметь представление об
информации и
информатике.
Знать и соблюдать
требования безопасности
и гигиены в работе со
средствами ИКТ.
Знать требования к
организации
компьютерного рабочего
места.
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу; выбирать
действия
в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: использовать общие
приемы решения поставленных задач;
Коммуникативные:
ст авить
в о п р о с ы ,
обращаться за помощью
Актуализация
примеров и
сведений из личного
жизненного опыта;
адекватная мотивация
учебной деятельности.
Текущий
2
Как устроен компьютер.
Клавиатурный тренажер
в режиме ввода слов
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Основные элементы
компьютера
(системный блок,
монитор,
клавиатура,
мышь).
Периферийные
устройства
компьютера
Знать основные элементы
компьютера и их
назначение.
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью; проявлять
активность во взаимодействии для решения
коммуникативных задач
формирование навыков
самоорганизации,
формирование навыков
письма, развитие
самооценки
Текущий
Практическая
работа
3
Ввод информации в
память компьютера.
Клавиатура. Группы
клавиш. Практическая
работа № 1
«Знакомство с
клавиатурой»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Информация, ее
виды. Способы
введения
информации в память
компьютера.
Клавиатура, группы
клавиш
Иметь представление о
способах введения
информации в память
компьютера.
Знать группы клавиш на
клавиатуре, их
назначение.
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
исправлять ошибки других
готовность и
способность к
саморазвитию
Текущий
Практическая
работа
4
Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный
тренажер
(Упражнения 1-8)
Урок изучения и
первичного закрепления
Основная позиция
пальцев на
клавиатуре
Знать принципы
десятипальцевого набора
текста.
Уметь набирать слова и
фрагменты текста,
используя клавиатуру.
Регулятивные: различать способ и
результат действия; предвосхищать
результаты.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
самостоятельно создавать ход деятельности
при решении проблем.
готовность и
способность к
саморазвитию
Текущий
Практическая
работа
Тест
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
новых знаний
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение, слушать собеседника;
разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиции всех участников
5
Программы и файлы.
Клавиатурный
тренажер в режиме
игры
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Программы и файлы
Иметь представление о
программах и файлах;
графическом интерфейсе.
Уметь определять тип
файлов по пиктограмме и
расширению, набирать
слова и фрагменты текста,
используя клавиатуру.
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
исправлять ошибки других
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
Текущий
Практическая
работа
6
Рабочий стол. Управление
мышью. Практическая
работа № 2 «Освоение
мыши»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Рабочий стол.
Управление мышью
Знать элементы рабочего
стола.
Уметь перемещать
объекты, оперировать с
окнами (открыть, закрыть,
свернуть, восстановить,
изменить размер,
переместить).
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной форме;
коррекция – вносить необходимые
изменения и дополнения.
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы.
Коммуникативные: задавать вопросы,
проявлять активность; использовать речь
для регуляции своего действия
адекватная мотивация
учебной деятельности.
Текущий
Практическая
работа
7
Главное меню. Запуск
программ.
Практическая работа
№ 3 «Запуск программ»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Главное меню. Запуск
программ.
Иметь представление о
структуре главного меню.
Уметь запускать и
закрывать программы и
приложения.
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других, умение работать в группах
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
Текущий
Практическая
работа
Тест
8
Управление
компьютером с
помощью меню.
Практическая работа № 4
«Управление
компьютером с
помощью меню»
Комбинированный урок
Управление
компьютером с
помощью меню
Иметь представление о
способах управления
компьютером с помощью
меню.
Уметь выполнять
основные управляющие
операции.
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные: задавать вопросы,
проявлять активность; использовать речь
для регуляции своего действия
Развитие мотивации
учебной деятельности
Текущий
Практическая
работа
9
Контрольная работа
«Компьютер для
начинающих»
Урок комплексного
применения ЗУН
«Компьютер для
начинающих»
Знать основные устройства
ввода информации;
программы и файла отличие
между ними.
Уметь с помощью
клавиатуры вводить
Регулятивные УУД:
Цель, понять, знать,
уметь — структура параграфа нацелена на
целеполагание как постановку учебной
задачи; планирование — определение
последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, составление
Развитие мотивации
учебной деятельности
Тематический
Контрольная
работа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
текстовую и числовую
информацию, Запускать
программы через главное
меню.
плана и последовательности действий.
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других, умение работать в группах
10
Действия с
информацией. Хранение
информации.
Логическая игра
(тренировка памяти)
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Информация.
Действия с
информацией.
Хранение
информации
Иметь представление об
информации, ее видах,
приемах обработки
информации,
информационных
процессах.
Знать основные действия
оперирования с
информацией
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной форме;
коррекция – вносить необходимые
изменения и дополнения.
Познавательные: ставить и формулировать
проблемы.
Коммуникативные: задавать вопросы,
проявлять активность; использовать речь
для регуляции своего действия
способность увязать
учебное содержание с
собственным
жизненным опытом,
понять значимость
подготовки в области
информатики и ИКТ в
условиях развития
информационного
общества
Тематический
Практическая
работа
11
Носители информации.
Клавиатурный тренажер
в режиме ввода слов
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Носители информации
Иметь представление о
древних и современных
носителях информации, о
разнообразии носителей
информации
Знать основные виды
носителей информации.
Уметь сохранять
информацию в виде файла
или папки на различные
носители информации;
набирать слова, используя
клавиатуру
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других, умение работать в группах
Развитие мотивации
учебной деятельности
Тематический
Практическая
работа
12
Передача информации.
Клавиатурный
тренажер в режиме
ввода предложений
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Передача информации
Иметь представление об
информационном
процессе передачи
информации, о канале
связи между получателем
и передающим.
Знать схему передачи
информации.
Уметь набирать слова и
фрагменты текста,
используя клавиатуру
Регулятивные: удерживать познавательную
задачу и применять установленные правила.
Познавательные: контролировать и
оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: осуществлять
взаимный контроль
п о н и м а н и е
р о л и
информационных
п р о ц е с с о в
в
современном мире
Текущий
Тест
Практическая
работа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
13
Кодирование
информации
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Кодирование и
декодирование
информации
Иметь представление о
процессах кодирования и
декодирования
информации.
Уметь кодировать
информацию, используя
таблицу кодов.
Регулятивные: выполнять действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: использовать знаково-
символические средства, в том числе модели
и схемы, для решения задач.
К о м м у н и к а т и в н ы е
У УД :
Задания
параграфа
дают
возможность учителю
организовать
проектную
деятельность
(индивидуальную или групповую)
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
Текущий
14
Формы представления
информации. Метод
координат
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Формы представления
информации. Метод
координат
Знать формы
представления
информации и основные
элементы текста (слово,
предложение, абзац,
раздел, глава).
Уметь читать
информацию,
представленную на
координатной плоскости;
определять элементы
текста.
Регулятивные УУД:
Цель, понять, знать,
уметь — структура параграфа нацелена на
деятельностное обучение.
Практические задания после параграфа
нацелены на работу в рабочей тетради и на
компьютере
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других, умение работать в группах
Способность ставить
цели и строить
жизненные планы
Текущий
Проверочная
работа
15
Текст как форма
представления
информации. Логическая
игра
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Текст как форма
представления
информации
Иметь представление о
формах представления
информации, о структуре и
элементах текста.
Знать основные элементы
текста (слово,
предложение, абзац, раздел,
глава)
Уметь определять элементы
текста
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу
в образовательную.
Познавательные: осознанно строить
сообщения в устной форме.
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
Текущий
Практическая
работа
16
Табличная форма
представления
информации. Игра
«Морской бой»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Табличная форма
представления
информации
Иметь представление о
табличной форме
представления
информации и о
наглядных формах
представления
информации.
Знать основные
элементы таблицы
(ячейка, строка, столбец).
Уметь представлять
информацию в табличном
виде и в виде графика,
Регулятивные: вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
Текущий
Практическая
работа
Проверочная
работа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
диаграммы, схемы.
17
Контрольная работа
Урок обобщения и
систематизации знаний
Информационные
процессы
Знать основные элементы
текста. Таблицы,
диаграмм.
Уметь из текстовой
информации строить
таблицы и графики
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу
в образовательную; использовать
установленные правила в контроле способа
решения задачи.
Познавательные: выбирать наиболее
эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
-
умение
анализировать
и
исправлять
ошибки свои и других
формирование навыков
самоорганизации,
формирование навыков
письма, развитие
самооценки
Тематический.
Контрольная
работа
18
Наглядные формы
представления
информации.
Практическая работа №
5 «Выполнение
вычислений с помощью
приложения
Калькулятор»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Наглядные формы
представления
информации
Знать понятия: схема,
диаграмма, наглядная
форма представления
информации.
Уметь представлять
информацию в виде
графика, диаграммы,
схемы
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД:
Развитие умений
работы с разными видами информации:
текстом (в том числе стихотворением),
рисунком, знаком
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других, умение работать в группах
Развитие мотивации
учебной деятельности
Текущий
Практическая
работа
Проверочная
работа
19
Обработка текстовой
информации.
Практическая работа №
6. «Ввод текста»
У р о к
и з у ч е н и я
и
первичного
закрепления
новых знаний
Обработка текстовой
информации. Ввод
текста
Знать основные операции
с текстом.
Уметь осуществлять ввод
текстовой информации с
клавиатуры в текстовом
редакторе
Регулятивные УУД:
Понять, знать, уметь —
структура параграфа нацелена на
деятельностное обучение. Практические
задания после параграфа нацелены на работу
в рабочей тетради и на компьютере.
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других, умение работать в группах
Актуализация сведений
из личного жизненного
опыта: примеры из
параграфа
Текущий
Практическая
работа
20
Редактирование текста.
Работа с фрагментами
текста. Практическая
работа № 7
«Редактирование
текста»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Обработка текстовой
информации.
Редактирование
текста. Работа с
фрагментами текста
Иметь представления о
способах обработки
текстовой информации.
Знать основные элементы
окна текстового
редактора.
Уметь редактировать текст
(удаление символов и
фрагментов, исправление
ошибок, вставка,
копирование и
перемещение символов и
Регулятивные УУД:
Цель, понять, знать,
уметь — структура параграфа нацелена на
деятельностное обучение.
Практические задания после параграфа
нацелены на работу в рабочей тетради и на
компьютере
Познавательные УУД:
Развитие
читательских умений, умения поиска
нужной информации в повествовательном и
описательном текстах, умения адекватно,
подробно, сжато, выборочно передавать
содержание текста.
формирование навыков
самоорганизации,
формирование навыков
письма, развитие
самооценки
Текущий
Практическая
работа
Тест
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
фрагментов текста)
К о м м у н и к а т и в н ы е
У УД :
Задания
параграфа
дают
возможность учителю
организовать
проектную
деятельность
(индивидуальную или групповую)
21
Редактирование текста.
Поиск информации.
Практическая работа
№8 «Редактирование
текста»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Редактирование
текста. Поиск
информации
Иметь представление о
поиске информации,
запросах для поиска
информации.
Знать алгоритм поиска и
замены заданного
фрагмента на другой
Уметь текст (удаление
символов и фрагментов
текста, исправление ошибок,
вставка, копирование и
перемещение символов и
фрагментов текста).
Регулятивные: – преобразовывать
практическую задачу
в образовательную.
Познавательные: осознанно строить
сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
формулировать
свои
затруднения
Способность ставить
цели и строить
жизненные планы
Текущий
Практическая
работа
22
Изменение формы
представления
информации.
Систематизация
информации
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Изменение формы
представления
информации.
Систематизация
информации
Знать формы
представления
информации; способы
систематизации
информации.
Уметь систематизировать
информацию в виде
плана, схемы, таблицы.
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования
Коммуникативные УУД: умение слушать и
исправлять ошибки других
Развитие мотивации
учебной деятельности
Тематический.
Проверочная
работа
23
Ф о р м а т и р о в а н и е
–
изм е н е н и е
ф о р м ы
представления
информации.
Практическая работа №
9
«Форматирование
текста»
У р о к
и з у ч е н и я
и
первичного
закрепления
новых знаний
Форматирование
текста
Иметь представление о
форматировании текста.
Уметь форматировать
слово, словосочетание,
предложение, абзац, весь
текст, используя формат
абзаца и шрифта.
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу
в образовательную.
Познавательные: осознанно строить
сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
формулировать
свои
затруднения
Развитие
самостоятельности и
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
Текущий
Практическая
работа
Раздел 2. Компьютерная графика ( 11ч.)
24
Компьютерная графика
Практическая работа №
10 «Знакомство с
инструментами
рисования
графического
редактора» (1-4)
Компьютерная
графика.
Инструменты
рисования в
графическом
редакторе
Иметь представление о
компьютерной графике;
графическом
изображении, рисунке.
Знать виды инструментов
рисования.
Уметь выбирать
Регулятивные: удерживать познавательную
задачу
Познавательные: контролировать результат
деятельности.
Коммуникативные: осуществлять
взаимный контроль
Способность ставить
цели и строить
жизненные планы
Текущий
Практическая
работа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
инструмент рисования в
зависимости от задач по
созданию графического
объекта.
25
Инструменты
графического редактора.
Практическая работа
№ 10 «Знакомство с
инструментами
рисования
графического
редактора»(5-7)
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Инструменты
рисования в
графическом
редакторе
Иметь представление о
видах задач по обработке
информации, связанных с
изменением формы
представления за счет
графики.
Знать виды инструментов
рисования.
Уметь выбирать
инструмент рисования в
зависимости от задач по
созданию графического
объекта (Изменение
рисунка)
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу
Познавательные
УУД:
Формирование
навыков
и
умений
безопасной
работы
с
ко м п ь ю т е р н ы м и
у с т р о й с т в а м и
и
целесообразного
поведения
при
работе
с
к о м п ь ю т е р н ы м и
п р о г р а м м а м и
(практические задания на компьютере)
Коммуникативные УУД:
-
умение
анализировать
и
исправлять
ошибки свои и других
Развитие мотивации
учебной деятельности
Текущий
Практическая
работа
Проверочная
работа
26
Контрольная работа
Урок контроля, оценки
и коррекции знаний
учащихся
Графически редактор
Иметь представление о
компьютерной графике.
Знать инструменты
графического редактора.
Уметь строить
простейший рисунок с
использованием
инструментов
графического редактора
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу, формирование навыков
работы с ПК
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД: умение слушать и
понимать других
Адекватная мотивация
учебной деятельности.
Тематический.
Контрольная
работа
27
Обработка графической
информации.
Практическая работа №
11 «Раскраска»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Обработка
графической
информации.
Палитра.
Инструменты
рисования в
графическом
редакторе
Иметь представление об
устройствах ввода
графической информации,
о графических
возможностях компьютера
Знать виды инструментов
рисования
Уметь создавать рисунок,
используя различные
инструменты рисования и
палитру (контур, шаблон,
графический примитив)
Регулятивные: удерживать познавательную
задачу
Познавательные: контролировать результат
деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и
исправлять ошибки других
формирование навыков
самоорганизации,
формирование навыков
письма, развитие
самооценки
Текущий
Практическая
работа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
28
Обработка текстовой и
графической информа-
ции. Практическая
работа № 12 «Создание
комбинированных
документов»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Обработка текстовой
и графической
информации
Иметь представление о
структуре
комбинированного
документа
Знать приемы создания
комбинированных
документов
Уметь создавать
комбинированные
документы, содержащие
текстовую и графическую
информацию.
Регулятивные УУД: умение ставить
учебную задачу
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования
Коммуникативные УУД: умение слушать и
исправлять ошибки других
Актуализация уже
известных ученикам
сведений из их личного
жизненного опыта.
Примеры из параграфа
учебника
Текущий
Практическая
работа
29
Преобразование
информации по
заданным правилам.
Практическая работа
№5
«Выполнение
вычислении с
помощью
приложения
Калькулятор»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Преобразование
информации по
заданным правилам
Иметь представление о
задачах обработки
информации
Знать понятия: входная,
выходная информация,
правило преобразования
Уметь выполнять
арифметические действия,
используя Калькулятор и
зная порядок действий
Регулятивные УУД:
Оценка — выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению,
осознание
качества
и
уровня
усвоения; сжатая информация раздела
Познавательные
УУД:
Формирование
навыков
и
умений
безопасной
работы
с
ко м п ь ю т е р н ы м и
у с т р о й с т в а м и
и
целесообразного
поведения
при
работе
с
к о м п ь ю т е р н ы м и
п р о г р а м м а м и
(практические задания на компьютере)
Коммуникативные УУД:
-
умение
анализировать
и
исправлять
ошибки свои и других
формирование навыков
самоорганизации
Текущий
Практическая
работа
30
Преобразование
информации путем
рассуждений.
Логическая игра
Урок изучения и
первичного
закрепления новых
знаний
Преобразование
информации путем
рассуждений
Иметь представление о
задачах обработки
информации.
Знать понятия: входная
информация, выходная
информация, логические
рассуждения
Уметь структурировать
текстовый документ,
выделяя абзацы и
разделы; составлять план
и оформлять заголовки
разделов
Регулятивные: вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения
Актуализация уже
известных ученикам
сведений из их личного
жизненного опыта.
Текущий
Проверочная
работа
31
Разработка плана
действий и его запись.
Разработка плана
действий и его
Иметь представление о
плане действий, как
Регулятивные УУД:
- формирование навыков работы с ПК
Развитие
самостоятельности и
Текущий
Практическая
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
Л о г и ч е с к а я
и г р а
«Черный ящик»
У р о к
и з у ч е н и я
и
первичного
закрепления
новых знаний
запись
результате решения
информационной задачи.
Знать формы записи плана
действий.
Уметь выделять операции
в действии; составлять
линейные алгоритмы,
определять условие для
разветвляющего . и
циклического алгоритмов
Познавательные УУД: развитие навыков
исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
Задания после параграфа нацелены на
развитие умений с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации (владение монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка)
личной ответственности
за свои поступки в
информационной
деятельности.
работа
32
Разработка плана
действий и его запись.
Логическая игра
«Переправа»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Разработка плана
действии и его
запись
Иметь представление о
плане действий, как
результате решения
информационной задачи.
Знать способы записи
алгоритмов.
Уметь пошагово
выполнять алгоритмы,
записанные в текстовой
форме и в виде блок-схем.
Уметь определять условие
для разветвляющего и
циклического
Регулятивные: вносить необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета
сделанных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения задач;
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения
Актуализация уже
известных ученикам
сведений из их личного
жизненного опыта.
Текущий
Практическая
работа
33
Контрольная работа.
Урок комплексного
применения ЗУН
Информационные
технологии
Иметь представление о
движении изображений, о
программном средстве для
создания движущихся
изображений.
Знать понятия : анимация,
настройка анимации
Уметь в презентации
задать анимацию
объектов.
Регулятивные: формировать и удерживать
учебную задачу; прогнозирование –
предвидеть уровень усвоения знаний, его
временных характеристик.
Познавательные: выбирать наиболее
эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: формулировать свои
затруднения
Способность ставить
цели и строить
жизненные планы
Тематический.
Контрольная
работа
34
Создание движущихся
изображений.
Практическая работа №
14 «Анимация»
Урок изучения и
первичного закрепления
новых знаний
Создание
движущихся
изображений
Иметь представление о
программном средстве для
создания движущихся
изображений.
Знать приемы настройки
анимации в программе
Роwer Роint.
Уметь в презентации
Регулятивные: формулировать учебную
задачу; адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Познавательные: самостоятельно
формулировать познавательную цель;
подводить под понятие на основе
распознания объектов, выделения
Развитие мотивации
учебной деятельности
Текущий
Практическая
работа
№
Дата
Тема урока, тип урока
Основные виды
деятельности
Планируемые результаты
Вид контроля
предметные
метапредметные
личностные
задать анимацию
объектов
существенных признаков.
Коммуникативные: обращаться за
помощью, ставить вопросы, выполнять
учебные действия
Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Преподавание
нового
курса
«Информатика
5
класс»
в
основной
школе
на
базовом
уровне
ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который
входит:
Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (основной);
Макарова Н.В., учебник «Информатика 5-6», Питер 2006 год (дополнительно);
Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса, 5-е издание,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (дополнительно);
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектро;
принтер;
сканер;
Программные средства;
операционная система Windows;
полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
растровые и векторные графические редакторы;
архиватор Winrar.
Прохождение программного материала МО «…………………………..».
ФИО
учителя
Класс
Предмет
По программе
Фактически проведено
Причина
невыполнения
программы
Компенсирующие
мероприятия
Часов
К/Р
П/Р
Часов
К/Р
П/Р
Выводы:
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела,
темы
Дата проведения по
плану
Причина корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата проведения по
факту