Напоминание

Информатика, 5 класс


Автор: Кайда Ольга Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "ООШ 21"
Населённый пункт: г.Ангарск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Информатика, 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №21»

«Рассмотрено»
на заседании МС Учителей-предметников Руководитель МС __________________________ Протокол № ___ от «____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР __________________________ ___ «____»____________201 г.
«Утверждаю»
Директор школы _____________Л.П.Высоких П р и к а з № _ _ _ о т «___»________201___ г.
г.Ангарска

Рабочая программа
по информатике 5 класс Учитель: Кайда Ольга Александровна (2 квалификационная категория) Количество часов по программе: 34
Ангарск 2015 г.


Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с учебным планом. Всего 34 часа. Предмет информатики реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета 34 часа за один год обучения в 5 классе, в неделю – 1 час. - контрольных работ - 4 - проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам - практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:  основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;  основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;  основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;  основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения информатики

Личностные результаты
– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:  наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;  понимание роли информационных процессов в современном мире;  владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;  ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;  развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;  способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;  готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;  способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;  способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:  владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;  владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно- графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;  ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета

Тема 1. Компьютер и информация (23 ч).

Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего

места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с
информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения.
Как

устроен

компьютер.

Клавиатурный

тренажер

в

режиме

ввода

слов.
Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
Устройства для ввода и вывода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры
. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл.
Рабочий стол. Управление мышью
. Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание).
Главное

меню.

Запуск

программ
. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна).
Проверочная работа. Управлением компьютером с помощью меню
. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).
Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества.
Носители информации.
Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск.
Передача

информации.
Источник информации. Информационный канал. Приемник информации.
Кодирование информации
. Условный знак. Код. Кодирование.
Формы

представления

информации.

Метод

координат
. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации
.

Обработка

информации.
Информация. Обработка информации. Информационная задача. Обработка текстовой информации. Ввод текста.Текстовый редактор. Документ. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление.
Редактирования текста. Работа с фрагментами.
Фрагмент. Буфер.
Поиск информации
. Редактирование. Поиск. Замена.
Изменение

формы

представления

информации.

Систематизация

информации.
Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.
Форматирование – изменение формы представления информации.
Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.
Компьютерный практикум:
 клавиатурный тренажер;  CD диск «Мир информатики»(3-4 год обучения); издательство «Кирилл и Мефодий»;  работа с программами и файлами;  работа с главным меню;  работа с информацией. 
Практические работы:


Знать:
 правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;  правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;  основные устройства компьютера и понимать их назначение;  назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;  назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;  правила работы с клавиатурным тренажёром;  основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;  различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;  элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;  действия с информацией, хранение информации;  носители информации;  понятия источник, канал, приемник;  основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования информации;  основные понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;  текст является формой представления информации; табличная форма представления информации;  наглядная форма представления информации;  типы обработки информации;  понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;  правила ввода текста;  понятие редактирования текста;  понятие систематизации информации;  понятие и способы форматирования.
Уметь:
 правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;  работать с клавиатурным тренажёром;  вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;  вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв; Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой». Практическая работа № 2 «Освоение мыши». Практическая работа № 3 «Запуск программы. Основные элементы окна программы». Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню». Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения Калькулятор». Практическая работа № 6 «Ввод текста». Практическая работа № 7 «Редактирование текста». Практическая работа № 8 «Форматирование текста».
 создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки;  выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;  запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;  выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;  создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;  приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;  различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего мира;  кодировать и декодировать простейшее сообщение;  кодировать и декодировать простейшую графическую информации;.  применять свои знания, умения и навыки при логической игре;
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
 учебно-организационные умения (планирование текущей работы, нацелить себя на выполнение поставленной задачи, сотрудничать при решении учебных задач, умение работать с первооисточником);  учебно-коммуникативные (умение слушать и задавать уточняющие вопросы, работать в парах);  технические навыки работы с ПК.
Тема 2 . Компьютерная графика (11ч).

Компьютерная графика.
Компьютерная графика. Графический редактор.
Инструменты

графического

редактора.
Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора.
Обработка

графической

информации.
Обработка информации (систематизация, поиск, кодирование). Текстовый процессор. Документ. Графический редактор. Сканер. Графический планшет.
Обработка

текстовой

и

графической

информации
. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ.
Преобразование

информации

по

заданным

правилам.
Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации.
Преобразование

информации

путем

рассуждения.
Входная информация. Выходная информация. Логические рассуждения.
Разработка плана действий и его запись.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».
Информационная задача. Входные данные. Выходные данные. План действий.
Создание движущихся изображений.
Сюжет. Сценарий.
Создание

движущихся

изображений

в

программе PowerPoint.
Анимация. Настройка анимации.
Компьютерный практикум:
 работа с графическим редактором;  работа с текстами;  работа с аннимациями.

Практические работы:
«Знакомство с инструментами графического редактора». «Раскраска». «Пригласительный билет». «Создание комбинированных документов». «Работа с графическими фрагментами». «Анимация».
Требования к знаниям и умениям:

Знать:
 понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;  название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки  текстовой и графической обработки в программе Paint;  способы преобразования информации по заданным правилам;  способы решения некоторых логических задач;  способы записи плана действий;  понятия: видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.
Уметь:
 открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;  открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты; редактировать и форматировать графические объекты;  решать логические задачи;  создавать движущиеся изображения.
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
 учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);  учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).
Контроль уровня обученности:

Тема

Формы контроля
1. Информация и компьютер. Наблюдение, практическая работа, контрольная работа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, карточки 2. Компьютерная графика. Беседа, практическая работа, контрольная работа, компьютерная анимация


Календарно - тематическое планирование Информатика – 5 класс. ФГОС. 1 час в неделю, всего 34 часа


Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные

Раздел 1. Компьютер и информация (23 часов)
1 Информация Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов У р о к и з у ч е н и я и первичного закрепления новых знаний Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Иметь представление об информации и информатике. Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места.
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
использовать общие приемы решения поставленных задач;
Коммуникативные:
ст авить в о п р о с ы , обращаться за помощью Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта; адекватная мотивация учебной деятельности. Текущий 2 Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера Знать основные элементы компьютера и их назначение.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач формирование навыков самоорганизации, формирование навыков письма, развитие самооценки Текущий Практическая работа 3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
Практическая

работа № 1

«Знакомство с

клавиатурой»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и исправлять ошибки других готовность и способность к саморазвитию Текущий Практическая работа 4 Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный

тренажер

(Упражнения 1-8)
Урок изучения и первичного закрепления Основная позиция пальцев на клавиатуре Знать принципы десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.
Регулятивные:
различать способ и результат действия; предвосхищать результаты.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. готовность и способность к саморазвитию Текущий Практическая работа Тест



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
новых знаний
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение, слушать собеседника; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 5 Программы и файлы.
Клавиатурный

тренажер в режиме

игры
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Программы и файлы Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению, набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и исправлять ошибки других Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. Текущий Практическая работа 6 Рабочий стол. Управление мышью.
Практическая

работа № 2 «Освоение

мыши»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Рабочий стол. Управление мышью Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами (открыть, закрыть, свернуть, восстановить, изменить размер, переместить).
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные:
задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия адекватная мотивация учебной деятельности. Текущий Практическая работа 7 Главное меню. Запуск программ.
Практическая работа

№ 3 «Запуск программ»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Главное меню. Запуск программ. Иметь представление о структуре главного меню. Уметь запускать и закрывать программы и приложения.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, умение работать в группах Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. Текущий Практическая работа Тест 8 Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа № 4

«Управление

компьютером с

помощью меню»
Комбинированный урок Управление компьютером с помощью меню Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню. Уметь выполнять основные управляющие операции.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные:
задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия Развитие мотивации учебной деятельности Текущий Практическая работа 9 Контрольная работа «Компьютер для начинающих» Урок комплексного применения ЗУН «Компьютер для начинающих» Знать основные устройства ввода информации; программы и файла отличие между ними. Уметь с помощью клавиатуры вводить
Регулятивные УУД:
Цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на целеполагание как постановку учебной задачи; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление Развитие мотивации учебной деятельности Тематический Контрольная работа



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
текстовую и числовую информацию, Запускать программы через главное меню. плана и последовательности действий.
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, умение работать в группах 10 Действия с информацией. Хранение информации.
Логическая игра

(тренировка памяти)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Информация. Действия с информацией. Хранение информации Иметь представление об информации, ее видах, приемах обработки информации, информационных процессах. Знать основные действия оперирования с информацией
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.
Познавательные:
ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные:
задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества Тематический Практическая работа 11 Носители информации.
Клавиатурный тренажер

в режиме ввода слов
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Носители информации Иметь представление о древних и современных носителях информации, о разнообразии носителей информации Знать основные виды носителей информации. Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации; набирать слова, используя клавиатуру
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, умение работать в группах Развитие мотивации учебной деятельности Тематический Практическая работа 12 Передача информации.
Клавиатурный

тренажер в режиме

ввода предложений
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Передача информации Иметь представление об информационном процессе передачи информации, о канале связи между получателем и передающим. Знать схему передачи информации. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру
Регулятивные:
удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.
Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль п о н и м а н и е р о л и информационных п р о ц е с с о в в современном мире Текущий Тест Практическая работа



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
13 Кодирование информации Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Кодирование и декодирование информации Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации. Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов.
Регулятивные:
выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач.
К о м м у н и к а т и в н ы е

У УД :
Задания параграфа дают возможность учителю организовать проектную деятельность (индивидуальную или групповую) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. Текущий 14 Формы представления информации. Метод координат Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Формы представления информации. Метод координат Знать формы представления информации и основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава). Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости; определять элементы текста.
Регулятивные УУД:
Цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, умение работать в группах Способность ставить цели и строить жизненные планы Текущий Проверочная работа 15 Текст как форма представления информации. Логическая игра Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Текст как форма представления информации Иметь представление о формах представления информации, о структуре и элементах текста. Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава) Уметь определять элементы текста
Регулятивные:
преобразовывать практическую задачу в образовательную.
Познавательные:
осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. Текущий Практическая работа 16 Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Табличная форма представления информации Иметь представление о табличной форме представления информации и о наглядных формах представления информации. Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец). Уметь представлять информацию в табличном виде и в виде графика,
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. Текущий Практическая работа Проверочная работа



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
диаграммы, схемы. 17 Контрольная работа Урок обобщения и систематизации знаний Информационные процессы Знать основные элементы текста. Таблицы, диаграмм. Уметь из текстовой информации строить таблицы и графики
Регулятивные:
преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
- умение анализировать и исправлять ошибки свои и других формирование навыков самоорганизации, формирование навыков письма, развитие самооценки Тематический. Контрольная работа 18 Наглядные формы представления информации.
Практическая работа №

5 «Выполнение

вычислений с помощью

приложения

Калькулятор»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Наглядные формы представления информации Знать понятия: схема, диаграмма, наглядная форма представления информации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом (в том числе стихотворением), рисунком, знаком
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, умение работать в группах Развитие мотивации учебной деятельности Текущий Практическая работа Проверочная работа 19 Обработка текстовой информации.
Практическая работа №

6. «Ввод текста»
У р о к и з у ч е н и я и первичного закрепления новых знаний Обработка текстовой информации. Ввод текста Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе
Регулятивные УУД:
Понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других, умение работать в группах Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры из параграфа Текущий Практическая работа 20 Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.
Практическая

работа № 7

«Редактирование

текста»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста Иметь представления о способах обработки текстовой информации. Знать основные элементы окна текстового редактора. Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и
Регулятивные УУД:
Цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере
Познавательные УУД:
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. формирование навыков самоорганизации, формирование навыков письма, развитие самооценки Текущий Практическая работа Тест



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
фрагментов текста)
К о м м у н и к а т и в н ы е

У УД :
Задания параграфа дают возможность учителю организовать проектную деятельность (индивидуальную или групповую) 21 Редактирование текста. Поиск информации.
Практическая работа

№8 «Редактирование

текста»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Редактирование текста. Поиск информации Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации. Знать алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой Уметь текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).
Регулятивные:
– преобразовывать практическую задачу в образовательную.
Познавательные:
осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Способность ставить цели и строить жизненные планы Текущий Практическая работа 22 Изменение формы представления информации. Систематизация информации Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Изменение формы представления информации. Систематизация информации Знать формы представления информации; способы систематизации информации. Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования
Коммуникативные УУД:
умение слушать и исправлять ошибки других Развитие мотивации учебной деятельности Тематический. Проверочная работа 23 Ф о р м а т и р о в а н и е – изм е н е н и е ф о р м ы представления информации.
Практическая работа №

9

«Форматирование

текста»
У р о к и з у ч е н и я и первичного закрепления новых знаний Форматирование текста Иметь представление о форматировании текста. Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.
Регулятивные:
преобразовывать практическую задачу в образовательную.
Познавательные:
осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. Текущий Практическая работа
Раздел 2. Компьютерная графика ( 11ч.)
24 Компьютерная графика
Практическая работа №

10 «Знакомство с

инструментами

рисования

графического

редактора» (1-4)
Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать
Регулятивные:
удерживать познавательную задачу
Познавательные:
контролировать результат деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль Способность ставить цели и строить жизненные планы Текущий Практическая работа



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. 25 Инструменты графического редактора.
Практическая работа

№ 10 «Знакомство с

инструментами

рисования

графического

редактора»(5-7)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Инструменты рисования в графическом редакторе Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики. Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (Изменение рисунка)
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу
Познавательные

УУД:
Формирование навыков и умений безопасной работы с ко м п ь ю т е р н ы м и у с т р о й с т в а м и и целесообразного поведения при работе с к о м п ь ю т е р н ы м и п р о г р а м м а м и (практические задания на компьютере)
Коммуникативные УУД:
- умение анализировать и исправлять ошибки свои и других Развитие мотивации учебной деятельности Текущий Практическая работа Проверочная работа 26 Контрольная работа Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Графически редактор Иметь представление о компьютерной графике. Знать инструменты графического редактора. Уметь строить простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу, формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других Адекватная мотивация учебной деятельности. Тематический. Контрольная работа 27 Обработка графической информации.
Практическая работа №

11 «Раскраска»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Обработка графической информации. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе Иметь представление об устройствах ввода графической информации, о графических возможностях компьютера Знать виды инструментов рисования Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру (контур, шаблон, графический примитив)
Регулятивные:
удерживать познавательную задачу
Познавательные:
контролировать результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и исправлять ошибки других формирование навыков самоорганизации, формирование навыков письма, развитие самооценки Текущий Практическая работа



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
28 Обработка текстовой и графической информа- ции.
Практическая

работа № 12 «Создание

комбинированных

документов»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Обработка текстовой и графической информации Иметь представление о структуре комбинированного документа Знать приемы создания комбинированных документов Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию.
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования
Коммуникативные УУД:
умение слушать и исправлять ошибки других Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Примеры из параграфа учебника Текущий Практическая работа 29 Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа

№5

«Выполнение

вычислении с

помощью

приложения

Калькулятор»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Преобразование информации по заданным правилам Иметь представление о задачах обработки информации Знать понятия: входная, выходная информация, правило преобразования Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий
Регулятивные УУД:
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела
Познавательные

УУД:
Формирование навыков и умений безопасной работы с ко м п ь ю т е р н ы м и у с т р о й с т в а м и и целесообразного поведения при работе с к о м п ь ю т е р н ы м и п р о г р а м м а м и (практические задания на компьютере)
Коммуникативные УУД:
- умение анализировать и исправлять ошибки свои и других формирование навыков самоорганизации Текущий Практическая работа 30 Преобразование информации путем рассуждений.
Логическая игра
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Преобразование информации путем рассуждений Иметь представление о задачах обработки информации. Знать понятия: входная информация, выходная информация, логические рассуждения Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Текущий Проверочная работа 31 Разработка плана действий и его запись. Разработка плана действий и его Иметь представление о плане действий, как
Регулятивные УУД:

-
формирование навыков работы с ПК Развитие самостоятельности и Текущий Практическая



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные

Л о г и ч е с к а я

и г р а

«Черный ящик»
У р о к и з у ч е н и я и первичного закрепления новых знаний запись результате решения информационной задачи. Знать формы записи плана действий. Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющего . и циклического алгоритмов
Познавательные УУД:
развитие навыков исследования, развитие речи
Коммуникативные УУД:
Задания после параграфа нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности. работа 32 Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра

«Переправа»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Разработка плана действии и его запись Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи. Знать способы записи алгоритмов. Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Уметь определять условие для разветвляющего и циклического
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта. Текущий Практическая работа 33 Контрольная работа. Урок комплексного применения ЗУН Информационные технологии Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений. Знать понятия : анимация, настройка анимации Уметь в презентации задать анимацию объектов.
Регулятивные:
формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные:
формулировать свои затруднения Способность ставить цели и строить жизненные планы Тематический. Контрольная работа 34 Создание движущихся изображений.
Практическая работа №

14 «Анимация»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Создание движущихся изображений Иметь представление о программном средстве для создания движущихся изображений. Знать приемы настройки анимации в программе Роwer Роint. Уметь в презентации
Регулятивные:
формулировать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные:
самостоятельно формулировать познавательную цель; подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения Развитие мотивации учебной деятельности Текущий Практическая работа



Дата

Тема урока, тип урока

Основные виды

деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

личностные
задать анимацию объектов существенных признаков.
Коммуникативные:
обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия

Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса
Преподавание нового курса «Информатика 5 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит: Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (основной); Макарова Н.В., учебник «Информатика 5-6», Питер 2006 год (дополнительно); Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса, 5-е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 (дополнительно);
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:
 мультимедийные ПК;  локальная сеть;  глобальная сеть;  мультимедиапроектро;  принтер;  сканер;
Программные средства;
 операционная система Windows;  полный пакт офисных приложений Microsoft Office;  растровые и векторные графические редакторы;  архиватор Winrar.


Прохождение программного материала МО «…………………………..».

ФИО

учителя

Класс

Предмет

По программе

Фактически проведено

Причина

невыполнения

программы

Компенсирующие

мероприятия

Часов

К/Р

П/Р

Часов

К/Р

П/Р

Выводы:

Лист корректировки рабочей программы Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту


В раздел образования