Автор: Изергина Татьяна Алесандровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №74 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО–Югра, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Духовно– нравственное воспитание младших дошкольников посредством программы «Социокультурные истоки»
Раздел: дошкольное образование
Духовно- нравственное воспитание младших дошкольников посредством программы «Социокультурные истоки»
Дошкольный период является одним из наиболее значимых в развитии ребенка. В этом возрасте у малышей
закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Духовно-нравственное
воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям.
При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
В дошкольном
возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в
дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания
единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное
социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки», авторы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин.
Программа позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной
среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Программа охватывает все образовательные области: «Социально - коммуникативная» «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» и наполняет их новым социокультурным и
духовно - нравственным содержанием.
Реализация программы начинается с 3 лет. С детьми четвертого года жизни рассматриваются наиболее значимые для
данного возраста категории: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня», «Любимый
образ», «Образ света», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга».
Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы, хороводные игры, песенки и потешки,
сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, музыкальные произведения русских
композиторов, родная песня и народная игрушка.
Предлагаю перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет с сентября по ноябрь.
Сроки
Тема
Программное содержание
Методы и приемы
Материал
Сентябрь
1 неделя
"Милости просим,
гости дорогие"
Первое посещение детьми "избы". Знакомство с её
хозяйкой.
Кукла –хозяйка знакомит детей с групповой
комнатой
Игрушка
бибабо -
хозяйка
«Экскурсия по
детскому саду,
знакомство с трудом
сотрудников».
Дать общее представление о детском саде (функции,
для чего нужен детский сад); рассказать о том, что
взрослые многое сделали для детей, и все, что их
окружает, необходимо беречь.
Формировать у детей положительное отношение к
детскому саду
Ознакомление детей с бассейном,
спортивным залом.
Посещение медицинского кабинета
С/ролевая игра
«Детский сад»
Помочь понять, что играть вместе веселее, легче
справиться с любым делом. Способствовать
возникновению у детей игр на темы из окружающей
жизни.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать
атрибуты для той или иной роли
Знакомим игрушки с нашей группой.
Атрибуты и
игрушки
подобранные
для игры
Заучивание потешек
из серии «Котик-
коток»
Знакомить с малыми фольклорными
формами (потешки, песенки, загадки и др.).
Учить говорить выразительно, эмоционально.
Предложить детям подобрать прилагательные к слову
котик - определить взаимосвязь доброго слова и
вызывающего его чувства.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Зубки белые. Глазки смелые
Игрушка
бибабо котик,
потешка
"Дидактическое
упражнение.
"Похвали котика".
Дать первоначальные знания о добрых словах и их
значении в жизни человека.
Продолжать расширять и активизировать словарный
запас детей.
Учить отчетливо произносить слова и короткие
фразы, говорить спокойно, с естественными
интонациями.
Развивать положительные эмоции, жизнерадостность
Подбор прилагательных к слову котик
Игрушка
бибабо котик
Пальчиковая игра
«Котик»
Учить координировать движения с текстом
пальчиковой игры
Развивать активность и творчество детей во время
игры
Котик (выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик. Вымыл ротик.
Вымыл ухо. Вытер сухо.
Котик игрушка
Сентябрь
"Чудесный сундучок"
Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.
Загадки об овощах.
Муляжи
2 неделя
Загадывание загадок об овощах. Расширять
представления детей о растениях. Учить считаться с
мнением других. Воспитывать доброжелательность.
овощей
Пальчиковая игра
«Капуста»
Развивать мелкую моторику рук, координацию
движений пальцев рук. Учить говорить выразительно.
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками
рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг
друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем
и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой
образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили
голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в
стороны.)
И останусь только я!
Беседа на
тему «Овощи,
фрукты – полезные
продукты!»
Формировать представления о том, что витамины
очень нужны детям для укрепления организма.
Учить поддерживать беседу со сверстниками и
взрослыми.
Развивать диалогическую форму речи.
Вопросы.
Что вы больше всего любите кушать.
Какие овощи и фрукты покупают вам
родители.
Почему овощи и фрукты считают
полезными продуктами.
Картинки из
серии «Фрукты
– овощи»
Подвижная игра
«Огуречик…
огуречик…»
Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом
направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга;
совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Развивать дружеские отношения между детьми
Ход игры: на одном конце зала –
воспитатель, на другом дети. Они
приближаются к ловишке прыжками на
двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик
не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
тебе хвостик отгрызет.
После окончания речевки, дети убегают в
свой дом. воспитатель произносит слова в
таком ритме, чтобы дети могли на каждое
слово подпрыгнуть два раза.
После того как игра освоена детьми роль
мышки можно поручать наиболее активным
Эмблема
мышки
детям.
С/ролевая игра
«Семья»
Способствовать возникновению у детей игр на темы
из окружающей жизни.
Учить выполнять в игре с игрушками несколько
взаимосвязанных действий.
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с
другом в непродолжительной совместной игре.
Предложить детям приготовить обед для
кукол. Покупают продукты.
Моют, варят. Накрывают стол
Игрушки и
атрибуты для
игры.
Сентябрь
3 неделя
Чтение
стихотворения
«Белая берёзка»
Дать элементарные представления о деревьях данной
местности.
Воспитывать умение слушать новые стихи.
Развивать внимательное, заботливое
отношение к миру природы
Рассматривание предметных картинок из
серии «Деревья»
Чтение стихотворения «Белая берёзка»
Беседа по тексту
Предметные
картинки из
серии
«Деревья»
Книга 1
«Доброе
слово» стр.4
Пальчиковая игра
«По грибы»
Учить координировать движения с текстом
пальчиковой игры
Развивать активность и творчество детей во время
игры
По грибы
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик
гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с
мизинца)
Подвижно-
дидактическая игра
«Угадай-ка дерево».
Учить детей угадывать определенное дерево по
описанию, основываясь на отличительные признаки.
Развивать умение легко ходить и бегать. Развивать
внимание.
Воспитывать умение проявлять честность,
справедливость в играх со сверстниками.
Ход игры:
На мольбертах в разных частях группы
расставлены картинки с изображением
различных деревьев.
Точно такие же картинки находятся у
каждого ребенка. Воспитатель, а затем
ребенок – ведущий описывает дерево,
договорив загадку до конца, немного
выжидает и подает сигнал (например,
хлопает в ладоши).
Остальные угадывают, о каком дереве идет
речь, берут картинку из набора и подбегают
к мольберту. Тот, кто первый отгадал,
получает фишку.
Предметные
картинки из
серии
«Деревья»
В игре можно использовать загадки.
Хороводная игра
«Ай-да, берёзка»
Развивать эстетические чувства детей,
художественное восприятие, содействовать
возникновению положительного эмоционального
отклика на музыкальные произведения.
Развивать умение, двигаться под музыку ритмично и
согласно темпу и характеру музыкального
произведения.
Формировать доброжелательное отношение друг к
другу
Предложить детям послушать хороводную
песню «Ай-да, берёзка»
Показать движения.
Хоровод «Ай-да, берёзка»
Аудио запись
Пальчиковая игра
«Пальчики в лесу»
Учить координировать движения с текстом
пальчиковой игры
Развивать активность и творчество детей во время
игры
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять. (взрослый держит
перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает
мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел, (разгибает
безымянный пальчик)
Этот резал, (разгибает средний пальчик)
Этот ел, (разгибает указательный пальчик)
Ну, а этот лишь глядел! (разгибает большой
пальчик и щекочет ладошку)
Подвижная игра
«Раз, два, три – в
дерево превратись»
Продолжать знакомить детей с деревьями на
территории детского сада
Развивать творческое воображение
Воспитывать внимательное, заботливое
отношение к миру природы
Дети бегают по участку. После слов
воспитателя «Раз, два, три – в дерево
превратись» дети останавливаются –
представляют, что они деревья.
Сосна – руки разведены в стороны;
Ель – руки полуопущены вниз, кисти в
стороны, пальцы вместе;
Осина – реки подняты вверх, пальцы
сжаты;
Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Воспитатель определяет, кто какое дерево
изображает. Игра повторяется.
Сентябрь
4 неделя
Беседа “Если добрый
ты…”
Формировать у детей потребность в
доброжелательном общении с окружающими,
осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые
поступки. Научить понимать значений пословиц о
добре, умение связывать значение пословицы с
Вопросы:
Кого вы считаете добрым человеком.
Подобрать несколько ситуаций.
определенной ситуацией. Научить детей проявлять
доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
Подвижная игра
«Наседка и цыплята»
Совершенствовать умение подлезания под веревку, не
задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать
по сигналу; воспитывать взаимовыручку,
товарищество.
Ход игры: дети изображающие цыплят
вместе с наседкой находятся за натянутой
веревкой. Наседка выходит из дома и зовет
цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята
подлезая под веревкой бегут к ней. На слова
«Большая птица» цыплята быстро убегают.
Когда цыплята убегают в дом, можно
приподнять веревку повыше, чтобы дети не
задевали ее.
Шапочка
курочки, кошка
– игрушка
бибабо
Игра -
воображение «Кто
пришел к нам в
гости?»
Способствовать развитию самоуважения детей;
активизировать доброжелательное отношение детей к
сверстникам.
Ход игры: Взрослый отводит в сторону
двоих-троих детей из группы и
договаривается с ними о том, что они будут
изображать животных, которые придут в
гости к ребятам. Дети решают, каких
животных они будут изображать.
Дети встают в круг. Гости по очереди
входят в круг. Взрослый говорит детям:
«Посмотрите, какой замечательный зверь к
нам пришел, какие у него глазки, как он
красиво движется и т.п.» Детям
необходимо догадаться, какие звери к ним
пришли и какое у них было настроение.
С/ролевая игра
«Семья»
Помочь детям создать для себя образ семьи, учить
отражать все взаимоотношения в семье, учить ставить
себя на место своих родителей, что способствует
воспитанию уважения к старшему поколению.
Игровая ситуация «Ждем в гости бабушку»
Игрушки и
атрибуты к
игре
Пальчиковая игра
«Курочка»
Развивать мелкую моторику рук, координацию
движений пальцев рук. Учить говорить выразительно
и выразительно.
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки
пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём
пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите
далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками
Игрушка
бибабо курочка
зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
Октябрь 1
неделя
Рассказывание
сказки «Теремок»
Учить следить за развитием действия, сопереживать
героям произведения.
Дать знания о добрых словах и их значении в жизни
человека, о взаимосвязи доброго слова и
вызывающего его чувства.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Рассказывание сказки «Теремок» с показом
иллюстраций.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.5-14
Пальчиковая игра
«Домик «
Учить координировать движения с текстом
пальчиковой игры
Развивать активность и творчество детей во время
игры
Я гуляю во дворе, (хлопки ладошками по
коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе. (ритмичные хлопки
ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед
собой ладони и, касаясь поочередно
кончиками пальцев, сложить лесенку,
начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук!
(поочередно стучать кулачком одной руки в
ладошку другой) .
Беседа по тексту
сказки «Теремок»
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и
понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Учить выражать свою собственную оценку от
прочитанного взрослым и услышанного.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений
Вопросы:
Какие зверушки поселились в теремке
Какими словами они приглашают «жить в
теремке»
Как им жилось в теремке?
Что случилось с теремком
Какой новый теремок выстроили звери
Дружно ли звери строили теремок
Книга 1
«Доброе
слово» стр.5-14
Драматизация сказки
«Теремок»
Формировать умение следить за развитием действия в
кукольном спектакле, созданным силами взрослых.
Пробуждать интерес детей к театрализованной игре.
Показ сказки с помощью настольного
театра.
Театр
деревянной
игрушки
Подвижная игра «У
медведя во бору»
Учить повторять слова игры за воспитателем.
Упражнять в ходьбе и беге.
Развивать ловкость движений
Выбирают медведя.
Дети идут в лес, имитируя сбор ягод.
Произносят слова игры. По окончанию слов
Эмблема
медведя
Развивать активность детей в двигательной
деятельности
медведь догоняет детей, которые убегают
домой.
Октябрь 2
неделя
Беседа «Что такое
доброта»
: Формировать представление у детей о доброте как
важном человеческом качестве. Поощрять стремление
совершать добрые поступки; закреплять
представления детей о добрых делах, понимать, что
вежливые слова помогают людям в общении.
Формировать моральные представления о доброте.
Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Вопросы
Что такое доброта?
Каких людей называют добрыми?
Совершаете ли вы добрые поступки?
Какие вежливые слова помогают людям в
общении?
Игра «Ласковые
слова»,
Способствовать расширению словарного запаса для
выражения дружеских чувств.
Предложить детям сказать друг другу
комплименты
Беседа «Ласковое
имя»
Дать детям представление о своем имени, о том, как
ласково оно звучит из уст близких людей.
Обучать детей умению вести диалог с педагогом:
слушать и понимать заданный вопрос, понятно
отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не
перебивая говорящего взрослого.
Воспитывать доброжелательность, заботу, ,доброту по
отношению к окружающим.
Как вас ласково называет мама.
Когда мама говорит ласково?
А вы можете назвать кого –либо из детей
ласково?
Что вы чувствуете, когда вас называют
ласково?
Разыгрывание
ситуаций «Как
помириться?».
Помочь понять некоторые причины возникновения
ссоры, учить простым способам выхода из
конфликтов.
Знакомить детей с приемами вождения настольных
кукол.
Развивать стремление импровизировать на несложные
сюжеты
Импровизация данной ситуации, используя
настольный театр
Игрушки для
режиссерских
игр.
Пальчиковая игра «В
гости»
Учить координировать движения с текстом
пальчиковой игры
Развивать активность и творчество детей во время
игры
В гости к пальчику большому (большой
пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому: Указательный и
средний, (в соответствии с текстом
разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы
в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Хороводная песня
«Заинька»
Постепенно вводить игры с более сложными
правилами и сменой видов движений.
Расширять знания о добрых словах и их значении в
жизни человека.
Учить говорить выразительно, эмоционально.
Развивать дружеские чувства
Выполнение движений по тексту
хороводной игры
Книга 1
«Доброе
слово» стр.16
Октябрь 3
неделя
Беседа «Для чего
человеку имя?»
Развивать представление детей об имени, что означает
имя, о том, как ласково оно звучат из уст близких
людей.
Учить говорить выразительно, эмоционально.
Развивать положительные эмоции, жизнерадостность
уважительное, отношение к окружающим
Вопросы.
Зачем детям нужны имена
Как дома называют вас дома.
Как можно ласково назвать
Дидактическая игра
«Назови ласково»
Помочь детям усвоить разновидности произношения
одного и того же имени, побуждать называть своих
товарищей ласково.
Развивать дружеские чувства
Предложить детям, передавая мяч, называть
другого ребенка ласково.
Подвижно-
дидактическая игра
«Паровозик»
Учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать
имена сверстников, действовать по показу и словесной
инструкции. Развивать дружеские чувства
Ход игры: Взрослый объясняет детям, что
сейчас они будут играть в паровозик.
Главным паровозом будет взрослый, а
вагончиками – дети. Он поочередно
подзывает к себе детей, эмоционально
комментируя происходящее: «Я буду
паровозом, а вы вагончиками.
"Петя, иди ко мне, становись за мной,
держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня,
иди сюда, встань за Петей, держи его за
пояс". После того как все дети
выстроились, «поезд» отправляется в путь.
Взрослый, имитируя движение паровоза
«Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей
повторить их.
Чтение потешки
«Катя, Катя
маленька»
Учить слушать и слышать (не перебивать, не
отвлекаться, понимать о чем говорят).
Продолжать учить повторять несложные для
воспроизведения фразы
Развивать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Рассматривание куклы Кати.
Чтение потешки.
Объяснить значение слова горенка
Предложить одному из детей попросить
куколку пройти по горенке, топнуть
ножкой.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.18,
кукла Катя
Повторное чтение потешки.
Чтение потешки детьми
Подвижная игра
«Ласковое имя»
Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя
другого ребенка.
Развивать Внимание, эмоциональную отзывчивость и
социальную чувствительность к сверстникам.
Ход игры: Дети встают в круг, каждый из
них по очереди выходит в центр. Все
остальные дети при помощи взрослого
называют варианты ласкового имени
ребенка, стоящего в центре круга.
Чтение потешки
«Наша Машенька в
дому»
Учить слушать и слышать (не перебивать, не
отвлекаться, понимать о чем говорят).
Продолжать учить повторять несложные для
воспроизведения фразы
Развивать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Предложить детям кукле Маше сказать
комплименты.
Объяснить детям фразы: «оладушек в
меду», «яблочко в саду».
Чтение потешки.
Беседа по тексту.
Повторное чтение.
Чтение потешки детьми
Книга 1
«Доброе
слово» стр.18,
кукла Маша
Октябрь 4
неделя
Дидактическое
упражнение «Кто
лучше разбудит»
Способствовать формированию у детей умения
любить окружающих.
Расширять знания о добрых словах и их значении в
жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и
вызывающего его чувства
Развивать положительные эмоции, жизнерадостность
уважительное, отношение к окружающим
Ход игры: Один ребенок превращается в
кошечку и засыпает – ложиться на коврик в
центре группы. Ведущий просит детей по
очереди будить «спящую кошечку».
Желательно делать это по-разному
(разными словами и прикосновениями), но
всякий раз ласково. В конце упражнения
дети все вместе решают, кто «будил
кошечку» наиболее ласково.
Пальчиковая игра
«Шалун»
Учить координировать движения с текстом
пальчиковой игры
Развивать активность и творчество детей во время
игры
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила. (на
первые две строчки чертить круговые
линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала, (на следующие 2
строчки загибать пальцы с
проговариванием соответствующих слов)
А этому – не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил. (со словами
последней строчки пальцами другой руки
брать мизинчик и слегка покачивать)
Дидактическая игра
«Кто я?»
Помочь детям усвоить разновидности произношения
одного и того же имени, побуждать называть своих
товарищей ласково.
Развивать дружеские чувства
Предложить детям, передавая мяч, называть
другого ребенка ласково.
Хороводная песня
«Ходит Ваня»
Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать
доброжелательные отношения друг к другу.
Дети и воспитатель становятся в круг
Воспитатель, и дети ходят по кругу и
приговаривают слова:
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Один ребенок находится в кругу и выбирает
себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел
Ваня для себя дружочка.
Стоя в кругу, они танцуют, а остальные
дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель
меняет ведущего, игра продолжается.
Чтение потешки
«Николенька
гусачок»
Учить слушать и слышать (не перебивать, не
отвлекаться, понимать о чем говорят). Закрепить
умение детей называть друг друга ласково.
Продолжать учить повторять несложные для
воспроизведения фразы
Развивать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Д/упражнение «Назови ласково»
Чтение потешки.
Беседа по тексту.
Повторное чтение.
Чтение потешки детьми
Книга 1
«Доброе
слово» стр.18,
иллюстрация в
потешке
Ноябрь 1
неделя
Хороводная игра
«Именины»
Упражнять детей в ходьбе по кругу. Учить повторять
слова за воспитателем.
Воспитывать доброжелательные отношения друг к
другу.
Выполнение движений по тексту
хороводной игры
Книга 1
«Доброе
слово» стр.17
Беседа «Вежливые
слова»
Учить детей правилам этикета, формам и технике
общения при встрече со знакомыми и незнакомыми
людьми, правилам употребления слов приветствий.
Способствовать преодолению застенчивости и
скованности детей. Развивать умение выражать своё
мнение культурным способом, внимательно
выслушивать своих собеседников. Обучать формулам
Вопросы к беседе.
Какие вежливые слова вы знаете.
Что нужно говорить, когда вы входите в
группу.
Чтобы вам дали игрушку, как нужно
попросить.
После обеда какое слово все говорят,
выражения вежливой просьбы, благодарности.
почему?
Уходя домой обязательно нужно
попрощаться? Что вы говорите, когда
уходите домой?
Хороводная песня
«Кто у нас хороший»
Познакомить детей с хороводной песней.
Расширять знания о добрых словах и их значении в
жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и
вызывающего его чувства.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на
музыку.
Прослушать народную песню в
аудиозаписи..
Чтение пени беседа по тексту.
Повторное чтение.
Предложить детям подпевать
запомнившиеся фразы.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.20
Беседа с детьми
на тему: «Моя семья»
Знакомить детей с понятием: «семья», «члены семьи»,
функциями семьи. Воспитывать доброе отношение к
близким людям.
Предложить назвать членов семьи, как их
зовут.
Чем они занимаются.
Как играют с детьми, какие книги читают
Подвижная игра
«Ниточка —
иголочка»
Развивать ловкость, координацию движений.
Упражнять в ходьбе друг за другом, взявшись за руки.
Воспитывать доброжелательные отношения между
детьми.
По считалке выбирают водящего —
«иголочку». К нему присоединяются по
желанию несколько человек — «ниточка».
Остальные произвольно размещаются на
площадке, стоя по одному. Игроки,
составляющие «ниточку» и «иголочку»,
берутся за руки, образуя цепочку. Впереди
— «иголочка».
«Иголочка» бежит между стоящими, делая
самые неожиданные повороты, зигзаги, а
«ниточка» должна точно повторить ее путь.
Чтение
стихотворения Э.
Костина «Доброе
утро»
Закрепить знания о добрых словах и их значении в
жизни человека, о взаимосвязи доброго слова и
вызывающего его чувства.
Воспитывать умение слушать новые стихи, следить за
развитием действия.
Чтение стихотворения беседа по тексту.
Повторная беседа
Книга 1
«Доброе
слово» стр.21
Ноябрь 2
неделя
Дидактическая игра
«Добрые слова»
Закреплять умение детей использовать в речи
«добрые слова». Воспитывать доброжелательность,
положительное отношение друг к другу.
Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт
поочерёдно картинки с сюжетами. Все
участники игры рассматривают картинки и
определяют, какие «добрые слова»
необходимо сказать в увиденной ситуации.
За каждый правильный ответ ведущий
выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт
больше всех фишек.
картинки с
изображением
различных
жизненных
ситуаций
С/р игра «Семья»
Напомнить, что в семье старшие заботятся о младших.
Мамы кормят, одевают малышей, папы – ходят с ними
гулять.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за
счет использования предметов полифункционального
назначения и увеличения количества игрушек, книг.
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с
другом в непродолжительной совместной игре.
Ситуация – дети после детского сада
пришли домой. Папы идут с ними играть.
Мамы готовят ужин, кормят детей и пап.
Читают детям книжки
Книжки –
малышки,
атрибуты
уголка
ряженья,
коляски, куклы,
машины.
Чтение
стихотворения А.
Яшина «Я люблю,
когда при встрече»
Приучать детей к вежливости (учить здороваться,
прощаться, благодарить за помощь).
Предоставлять детям возможность договаривать
несложные для воспроизведения фразы.
Развивать положительные эмоции, жизнерадостность
уважительное, отношение к окружающим
Чтение стихотворения .
Беседа о волшебных словах.
Повторное чтение.
Чтение стихотворения детьми.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.21
Подвижная игра
«Передай мяч»
Учить взаимодействовать со сверстниками.
Развивать активность детей в двигательной
деятельности.
Ход игры: Дети стоят напротив друг друга.
Взрослый показывает детям, как нужно
правильно удерживать и передавать мяч
другому ребенку, называя его по имени
(«На, Петя!»). Игра эмоционально
поддерживается взрослым.
Мяч
Чтение рассказа о
Машеньке
Воспитывать умение слушать новый рассказ.
Напоминать детям о необходимости говорить
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, группе).
Развивать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Чтение рассказа.
Беседа по тексту.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.21
Дидактическая игра
«Как я дома
помогаю»
Выяснить как дети понимают выражение «заботливое
отношение к членам семьи».
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и
понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него,
говорить в нормальном темпе, не перебивая
говорящего взрослого. Развивать внимание,
эмоциональную отзывчивость и социальную
чувствительность родным и близким людям
Ход игры: Дети по очереди называют
домашние дела, в которых принимали
участие дома. Разрешается называть и ту
деятельность, которую они просто
наблюдали, но хотели бы в ней
поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт
больше дел.
сюжетные
картинки с
разными
видами
хозяйственно-
бытовой
деятельности
для подсказки.
Придумай
продолжение
рассказа о Машеньке
Напоминать детям о необходимости говорить
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, группе).
Учить придумывать небольшое продолжение рассказа,
Чтение рассказа о Машеньке.
Предложить детям продолжать этот рассказ
по определенному образцу.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.21
расширяя и активизируя словарный запас детей.
Развивать доброжелательное отношение к героям
литературных произведений.
Ноябрь 3
неделя
Чтение потешки «Ой
люшеньки»
Знакомить детей с понятием «колыбельная песня».
Развивать доброжелательность, заботу, ,доброту по
отношению к окружающим.
Чтение колыбельной.
Беседа по тексту.
Предложить детям спеть свою любимую
колыбельную песенку
Книга 1
«Доброе
слово» стр.22
Дидактическая игра
«Ласковый ребенок»
Продолжать учить детей подражать эмоционально-
тактильным и вербальным способам взаимодействия с
партнером.
Ход игры: Дети сидят на стульях
полукругом перед взрослым. Он вызывает к
себе одного из детей и показывает, как
можно его обнять, прислониться, смотреть
в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший
Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так.
Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу,
вот так. Я ласковая». Затем взрослый
приглашает еще одного ребенка к себе и
предлагает ему повторить все свои
действия, эмоционально акцентируя каждое
действие ребенка и при необходимости
оказывая ему помощь. В конце игры
взрослый подчеркивает, подытоживает все
действия ребенка: «Ваня обнял Сашу,
посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот
какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем
взрослый поочередно вызывает оставшихся
детей и игра повторяется.
Чтение колыбельной
песенки «Ай, люли-
люленьки»
Воспитывать умение слушать новое произведение.
Познакомить с понятием «колыбельная песня».
Учить выражать свою собственную оценку от
прочитанного взрослым.
Развивать положительные эмоции.
Предложить детям уложить спать куколку,
ведь она долго играла с детьми и устала.
Чтение колыбельной.
Беседа о том, какие колыбельные поют
детям мамы вечером.
Кроватка,
куколка
Книга 1
«Доброе
слово» стр.24
Дидактическое
упражнение
«Покажу, как я
люблю»
Способствовать формированию у детей умения
любить окружающих. Развивать эмоциональную
отзывчивость и социальную чувствительность к
родным и близким людям, сверстникам
Ход игры: Взрослый говорит, что можно
показать человеку, что ты его любишь,
только прикосновениями, без слов. Далее
один из ребят превращается в маму, другой
– в ее сыночка, и показывают, как они
любят друг друга. Следующая пара –
«мама» и «дочка», потом «бабушка» и
«внук» и т.п.
Чтение потешки «Эх,
водичка хороша»
Учить детей читать наизусть потешки, говорить
выразительно, эмоционально
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки
Рассматривание сюжетной картинки.
Чтение потешки.
Беседа по тексту.
Повторное чтение.
Чтение наизусть 2-3 детьми
Сюжетная
картинка
«Водичка-
водичка – умой
мое личко»
Драматизация
колыбельной «Баю,
баю, баеньки»
Формировать умение следить за развитием действия в
играх-драматизациях. Учить сопровождать движения
простой песенкой. Продолжать знакомить с
колыбельной песней. Развивать положительные
эмоции.
Катя хочет спать, просит детей спеть ей
колыбельную песенку»
Показ воспитателя.
Драматизация колыбельной детьми.
Книга 1
«Доброе
слово» стр.22
Ноябрь 4
неделя
Чтение потешки
«Петушок у нас
горластый»
Продолжать знакомить детей с домашними
животными. Воспитывать умение слушать новые
произведения и повторять понравившиеся строки за
воспитателем
Рассматривание предметных картинок из
серии «Домашние животные»
Чтение потешки.
Беседа по тексту.
Повторное чтение.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Книга 1
«Доброе
слово» стр.22
Серия
предметных
картинок
«Домашние
животные»
Знакомство с новым
обитателем избы -
козой Машкой
Продолжать знакомить детей с домашними
животными.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания
иллюстраций.
Воспитывать внимательное, заботливое
отношение к миру природы
Рассматривание предметных картинок из
серии «Домашние животные»
Показ игрушки бибабо козочки Машки.
Беседа о том, какую пользу приносит коза
Предложить детям поиграть с козочкой
«Идет коза рогатая»
Серия
предметных
картинок
«Домашние
животные»,
игрушка
бибабо козочка
Машка
Подвижная игра
«Найди свой домик»
Формировать умение действовать по сигналу,
ориентироваться в пространстве; развивать ловкость,
внимание, умение двигаться в разных направлениях. .
Развивать активность детей в двигательной
деятельности
Ход игры: с помощью воспитателя дети
делятся на группы, каждая из которых
становится у определенного места. По
сигналу они разбегаются по залу в разные
стороны. После сигнала «Найди свой
домик» - дети должны собраться группами
у того места, где стояли вначале.
После освоения игры, исходные дома
можно менять местами. Игра
эмоциональнее проходит с музыкальным
сопровождением.
Ориентиры
Беседа на
тему «Домашние и
дикие животные”
Формирование умения вести диалог с педагогом,
слушать, понимать заданный вопрос., понятно
отвечать на него. Познакомить детей с понятием
«домашнее и дикое животное».
Развивать интерес к животным
Предложить детям найти среди игрушек
домашних и диких животных.
Вопросы.
Почему вы думаете, что это животное
домашнее (дикое). Как человек заботится о
домашних животных. Какую пользу
приносят домашние животные людям.
Нужны ли дикие животные.
Игрушки
«Домашние и
дикие
животные»
Рассказывание
сказки «Волк и
семеро козлят».
Учить детей слушать сказки, понимать
смысл, воспроизводить с помощью вопросов
воспитателя, как обращалась в песенке коза к своим
деткам. Воспитывать доброжелательное
отношение к героям литературных
произведений
Коза Машка пришла в гости к детям.
Рассматривание козлят.
Дидактическое упражнение «Найди
козленка».
Рассказывание сказки «Волк и семеро
козлят».
Коза Машка и
козлята –
игрушки
бибабо
Разучивание потешки
"Идёт коза рогатая"
Продолжать знакомить детей с домашними
животными. Вовлекать детей в разговор во время
рассматривания игрушки. Воспитывать умение
слушать новые произведения и повторять
понравившиеся строки за воспитателем.
Развивать интерес к животным
Коза Машка пришла в гости к детям.
Беседа с козочкой.
Любят ли дети молоко, едят ли по утрам
вкусную молочную кашу.
Чтение потешки.
Игрушка Коза
Машка
Разработчик Изергина Татьяна Александровна,
педагог МБДОУ №74 «Филиппок» г. Сургут