Автор: Нургаянова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР ДС №15 "Дельфин"
Населённый пункт: г. Янаул
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада».
Раздел: дошкольное образование
Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-
инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в
детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке
закладываются
навыки
социального
общения,
которые
помогут
ему
во
взрослой
жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет
намного
труднее,
чем
обычному
ребенку,
общаться
и
налаживать
контакты
с
окружающим миром. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом
приспосабливается
к
изменившейся
ситуации,
но
зато
очень
остро
чувствует
недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое
сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных
траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и
нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея
возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения
и
взаимодействия,
копировать
и
отрабатывать
образцы
разрешения
конфликтов,
решения
возникающих
проблем,
дети
с
особенностями
в
развитии
приобретают
неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в
социум.
В дошкольные образовательные учреждения нашего города ежегодно поступают
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ограниченные возможности
здоровья у таких детей непосредственно связаны с нарушениями в их физическом
или
психическом
развитии,
затруднениями
в
самообслуживании,
общении
с
окружающими сверстниками и взрослыми, обучении.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
дошкольном образовательном учреждении наши воспитатели всегда помнят, что его
действия,
направленные
на
создание
психологического
комфорта должны
быть
обдуманы
и
тактичны. Излишняя
опека
и
чрезмерная
забота
могут
лишний
раз
подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у
окружающих детей - снисходительное отношение.
Одним из важнейших, на мой взгляд, факторов решения проблем адаптации
малыша
с
ОВЗ
к
условиям
ДОУ
является
грамотная
и
ответственная
позиция
родителей
ребенка,
помогающих
своему
малышу
плавно
"влиться"
в
детский
коллектив.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для
взрослых: родителей, педагогов.
Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают
трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым
социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких
психологических
затрат
(повышенная
тревожность,
низкая
самооценка,
психосоматические
заболевания
и
невротические
симптомы
и
др.).
Возможны
неадекватные
поведенческие
реакции.
Как
правило,
таким
детям
не
хватает
самостоятельности, уверенности в собственных силах.