Напоминание

Проблема повышенной тревожности у детей дошкольного возраста


Автор: Исакова Светлана Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №147"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Проблема повышенной тревожности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.Д.Исакова

Для

оказания

эффективной

психологической

помощи

детям

необходимо

изучение проблемы и причин повышенного уровня тревожности у них. Трудности

развития, вызванные устойчивой тревожностью у детей, невозможно преодолеть

без

выявления

и

устранения

причин,

порождающих

это

состояние.

Внешние

проявления

детской

тревожности

очень

разнообразны

и

у

каждого

ребенка,

отличающимся

высоким

уровнем

тревожности,

может

наблюдаться

свой

индивидуальный симптомокомплекс. Изучение симптомов тревожного состояния

необходимо для того, чтобы проводить коррекционную работу. Но коррекция,

направленная на преодоление только внешних признаков, не решит всех детских

проблем,

в

первую

очередь

необходимо

выявить

и

устранить

причины,

приводящие к возникновению отклонений в эмоциональной сфере ребенка. Такое

эмоциональное нарушение как тревожность может лежать в основе дезадаптации

ребенка

в

социальной

среде,

окружающей

его,

это

состояние

может

дезорганизовать любую деятельность, оставляя ребенка в таком состоянии, в

котором он не сможет сделать что-либо требующее напряжения и сосредоточения.

Тревожность может влиять на развитие волевой и эмоциональной сферы

ребенка. Такие дети, как правило, отличаются низкой самооценкой и низким

уровнем

притязаний.

Все

это

может

вызвать

трудности

в

развитии

ребенка,

реализации

воспитательных

воздействий

на

него.

Конечно,

необходимо

добиваться разрешения этих трудностей и проблем тревожных детей, но без

тщательного изучения и устранения причин, порождающих трудности развития,

вызывающих формирование у них высокого уровня тревожности, коррекционная

работа не будет полностью успешной.

Трудности

у

тревожных

детей

говорят

не

только

об

индивидуальных

проблемах

развития,

они

также

указывают

и

на

дисгармонию

отношений

в

системе «взрослый – ребенок»: именно в сфере семейного воспитания лежат

социальные причины высокого уровня тревожности у детей. Поэтому работа по

оптимизации детско-родительских отношений будет иметь огромное значение в

деле преодоления у них этого эмоционального состояния.

Важным

аспектом

изучения

причин

возникновения

тревожности

у

детей

является проведение профилактической работы. Психологическое воздействие на

ребенка должно быть направлено не только на коррекцию уже имеющихся у него

отклонений в развитии, но и на их предупреждение. Обеспечить эффективность

профилактической

работы

позволит

изучение

причин

высокого

уровня

тревожности у детей.

Избежать

угрозы

формирования

у

детей

высокого

уровня

тревожности

позволит воздействие на систему детско-родительских отношений. Необходимо

проводить

консультирование

родителей

по

вопросу

воспитания

детей.

Им

необходимо

дать

знания

о

стилях

воспитания,

различных

воспитательных

тактиках

и

дефектах

воспитания,

которые

могут

приводить

к

нарушениям

эмоционального

состояния

детей

и

избежать

многих

трудностей

развития

и

воспитания ребенка.

Если не устранить причины формирования высокого уровня тревожности, а

проводить

работу

только

по

преодолению

внешних

проявлений,

то

будут

возникать

ситуации

повторения,

воспроизведения

симптомов

состояния

тревожности. Только успешная психолого-педагогическая работа с причинами

позволит избежать этого.

В

своей

работе

педагоги

и

психологи

не

могут

ограничиваться

только

актуальными проблемами развития, необходимо изучать причины возникновения

трудностей

ребенка,

чтобы

в

полной

мере

определить

цели

и

задачи

педагогической и коррекционно-развивающей работы.



В раздел образования