Автор: Вощанова Елена Валентиновна
Должность: педагог первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 19
Населённый пункт: с. Рощино, Красноармейского муниципального района Приморского края
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: "Путешествие капельки Капитошки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по познавательно-
исследовательской деятельности
«Путешествие капельки Капитошки»
Цель: Развивать детей в познавательно – исследовательской и игровой
деятельности посредством ознакомления со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить со свойствами воды ( без запаха, прозрачная, без вкуса).
Дать детям понятие о значимости воды. Развивать познавательную активность
детей в процессе зкспериментирования.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, любознательность ,внимание, воображение
.Продолжать формировать у детей умение делать предположения, выводы.
Развивать речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки, ложки,
камешки, молоко, сок, салфетки, запись музыки: «журчание воды», гром, капли
дождя, звук льющейся воды, магнитофон.
Ход НОД:
Дети входят в группу с воспитателем, встают полукругом и
произносят приветствие: «Здравствуй солнце золотое»
1.Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями и садятся на
стульчики)
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный гость. Отгадайте мою загадку и
вы узнаете кто это?
2.Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт. (капля воды)
Воспитатель: Правильно ребята-это капелька воды «Капитошка».
Послушайте стихотворение про нее:
Под звукозапись: «льющаяся вода», воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята давайте спросим у Капитошки откуда она к нам пришла и
зачем?
3.Капитошка:
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами я обладаю?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Капитошке! Расскажите, где же
встречается вода?
Воспитатель: Ребята без воды человеку и всему живому на Земле не прожить
скажите, для чего нужна вода и как человек её использует.
Ответы:
4.- воду пьёт человек, воду пьют звери и птицы.
5.- водой человек умывается, в воде человек моется.
6.- человек использует воду для уборки, человек поливает водой растения.
7.- по воде перевозят грузы и людей. Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом,
газообразном. Посмотрите, в каком состоянии вода встречается в природе.
8.- «капелька» – жидкая вода, «сосулька» – твёрдая вода и «облачко» –
газообразная вода.
9.Физминутка: подвижная игра «Капелька»
Капитошка: Ребята предлагаю поиграть в игру «Капелька»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-
Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми
ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились
ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в
большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по
кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка
наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют).
Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки подымаются,
затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к
маме Тучке.
10.Капитошка:
Я маленькая капелька.
Живу, среди воды
Сегодня приглашаю вас,
В чудесный мир воды.
11.Воспитатель: Ребята, у Капитошки есть своя волшебная лаборатория воды,
в которой можно проводить разные опыты с водой. Она приглашает нас туда
узнать, как вода может изменяться. Сегодня мы с вами будем
сотрудниками «волшебной лаборатории», но сначала повторим правила
безопасного поведения при экспериментировании:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
(Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).
2.Этап: исследовательский (основной)
Опыт 1 "Вода - это жидкость".
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в
ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод :Вода-это жидкость.
Опыт 2 "Вода не имеет запаха".
А теперь, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт 3 "Вода прозрачная".
Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это
проверим.
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого
цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком ложку, видна она или нет.
Затем в стакан с водой.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
Опыт 4 "Вода изменяет цвет".
А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Мы сейчас в воду добавим, немного краски и посмотрим, что произойдёт с
водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Пальчиковая игра «Облака»
Маленькое облако (округлить руки, пальцы сцепить в «замок»)
По небу плывет. (качать руками влево и вправо)
Маленькое облако
Ветерок несет.
Поднимает облако (поднять сцепленные руки и потянуться вверх)
На утес могучий,
Превращает облако (развести руки в стороны, и хлопнуть в ладоши,
В грозовую тучу. (изобразить дождик)
Опыт 5. "Грязная и чистая вода (очистка воды)".
Ребята, Капитошка рассказала мне, что там где она живет много заводов,
которые очень загрязняют реки. Давайте поможем Капитошке и научим ее
очищать воду. Существует много способов, один мы сейчас с вами исследуем.
Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в
них одинаковая? (Нет!В одной ёмкости - вода чистая, а в другой -
грязная.) Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём
эту воронку, вложим в неё ватку и начнём пропускать грязную воду через эту
воронку. Посмотрите, что у нас получается. (вода стала чистой).
Вывод: грязь осталась на ватке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть
руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.
Капитошка прощается с детьми.
Капитошка: Ребята, спасибо вам за то, что вы так много знаете обо мне. Я
дарю вам на память о себе Волшебную фруктовую Капельку, которая будет поить
вас живительной силой. (воспитатель раздает всем коробочки сока)
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка! Ребята, вы стали настоящими
исследователями. Давайте еще раз вспомним, что вы сегодня выявили в
ходе экспериментов. Вы молодцы давайте себе похлопаем!