Автор: Буцхрикидзе Яна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №9
Населённый пункт: город Ленинск – Кузнецкий , Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка ребёнка к школе
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему :
«Подготовка ребёнка к школе»
Семью
будущего
первоклассника
ждут
серьезные
изменения
-
ребенок
готовится
поступить
в
школу
.
И
во
многом
успешность
ребенка
зависит
от
правильной
родительской
позиции
.
Именно
в
первом
классе
и
дети
,
и
родители
сдают
свой
первый
экзамен
,
который
может
определить
всю
дальнейшую
судьбу
ребенка
,
ведь
плохой
школьный
старт
часто
становится
первопричиной
всех
будущих
неудач
.
Некоторые
родители
считают
,
что
ребенка
можно
подготовить
,
очень
быстро
перед
самой
школой
,
усиленно
занимаясь
.
Но
это
решение
нельзя
считать
правильным
,
так
как
такая
«
быстрая
подготовка
»
может
способствовать
психологической
перегрузке
ребенка
.
Именно
поэтому
задача
родителей
,
в
меру
своих
сил
и
возможностей
,
пытаться
подготовить
ребенка
к
школе
-
заранее
,
чтобы
улучшить
его
дальнейшее
обучение
и
предупредить
школьную
неуспеваемость
.
Важно
,
чтобы
ребенок
шел
в
школу
готовым
физически
,
но
не
менее
важна
готовность
психологическая
.
C
оставляющими
психологической
готовности
являются
:
-
личностная
готовность
;
-
волевая
готовность
;
-
интеллектуальная
готовность
.
Личностная
готовность
(
мотивационная
и
коммуникативная
)
выражается
в
отношении
ребенка
к
школе
,
к
обучению
,
к
учителю
и
к
самому
себе
.
У
детей
должна
быть
положительная
мотивация
к
обучению
в
школе
. (
Мотивация
-
это
внутреннее
побуждение
к
какой
-
либо
деятельности
)
Как
правило
,
все
дети
хотят
идти
в
школу
,
надеются
быть
хорошими
учениками
,
получать
хорошие
оценки
.
Но
привлекают
их
различные
факторы
.
Одни
говорят
: «
Мне
купят
портфель
,
форму
», «
Там
учится
мой
друг
» ...
Однако
,
это
все
внешние
проявления
.
Важно
,
чтобы
школа
привлекала
своей
главной
целью
-
обучением
,
чтобы
дети
говорили
: «
Хочу
учиться
читать
», «
Буду
хорошо
учиться
,
чтобы
,
когда
вырасту
,
стать
...»
Определить
мотивацию
ребенка
в
обучении
можно
с
помощью
упражнений
-
игр
.
В
комнате
,
где
выставлены
игрушки
,
ребенку
предложите
их
рассмотреть
.
Затем
садитесь
вместе
с
ребенком
и
читаете
сказку
,
которую
раньше
не
читали
.
На
самом
интересном
месте
останавливаетесь
и
спрашиваете
,
что
хочет
ребенок
:
слушать
сказку
дальше
или
играть
игрушками
.
Вывод
таков
:
если
ребенок
хочет
идти
играть
-
у
него
преобладает
игровой
мотив
.
Дети
с
познавательным
интересом
хотят
слушать
сказку
дальше
.
Формированию
мотивационной
готовности
способствуют
разнообразные
игры
,
где
активизируются
знания
детей
о
школе
.
Например
: «
Собери
портфель
», «
Я
иду
в
школу
»,
«
Что
у
Незнайки
в
портфеле
».
Итак
,
мотивационная
готовность
-
это
желание
ребенка
принять
новую
для
него
социальную
роль
.
Для
этого
важно
,
чтобы
школа
нравилась
своей
главной
целью
-
обучением
.
Личностная
готовность
включает
в
себя
и
умение
общаться
со
сверстниками
и
учителями
и
желание
быть
доброжелательным
,
не
проявлять
агрессии
,
выполнять
работу
вместе
,
уметь
прощать
.
Эмоционально
-
волевая
готовность
-
включает
в
себя
умение
ребенка
ставить
перед
собой
цель
,
планировать
свои
действия
,
оценивать
свои
результаты
,
адекватно
реагировать
на
замечания
.
Ребенка
ждет
нелегкая
напряженная
работа
.
От
него
будут
требовать
делать
не
только
то
,
что
хочется
,
но
и
то
,
что
надо
:
режим
,
программа
.
Дети
6-
ти
лет
,
которые
психологически
готовы
к
школе
,
способны
отказаться
от
игры
и
выполнить
указание
взрослого
.
Что
такое
«
Готовность
к
обучению
в
школе
?»
Отдавать
ребенка
будущей
осенью
в
школу
или
еще
год
подождать
с
началом
обучения
?
Многих
родителей
шестилеток
и
даже
тех
,
кому
еще
нет
шести
,
волнует
этот
вопрос
до
самого
первого
сентября
.
Озабоченность
родителей
понятна
:
ведь
от
того
насколько
успешным
будет
начало
школьного
обучения
,
зависит
успешность
ребенка
в
последующие
годы
,
его
отношение
к
школе
,
обучение
и
,
в
конечном
результате
,
благополучие
в
его
школьной
и
взрослой
жизни
.
«
Мой
ребенок
с
трех
лет
читает
,
считает
,
умеет
писать
простые
слова
.
Ему
,
наверное
,
несложно
будет
учиться
в
первом
классе
»,
-
часто
можно
слышать
от
родителей
шестилеток
.
Однако
навыки
,
приобретенные
ребенком
в
письме
,
чтении
и
счете
еще не
означают
,
что
ребенок
психологически
созрел
изменить
деятельность
с
игровой
на
учебную
.
Кроме
того
,
необходимые
личностные
качества
и
мышление
малыша
просто
не
успевают
развиться
,
не
хватает
ни
времени
,
ни
сил
.
Что
же
такое
«
готовность
к
обучению
в
школе
»?
Обычно
,
когда
говорят
о
готовности
к
школьному
обучению
,
имеют
в
виду
такой
уровень
физического
,
психического
и
социального
(
личностного
)
развития
ребенка
,
который
необходим
для
успешного
усвоения
школьной
программы
без
ущерба
для
его
здоровья
.
Итак
,
понятие
«
готовность
к
обучению
в
школе
»
включает
:
физиологическую
готовность
к
школьному
обучению
,
психологическую
,
социальную
или
личностную
готовность
к
обучению
в
школе
.
Все
три
составляющие
школьной
готовности
тесно
взаимосвязаны
,
а
недостатки
каждой
из
ее
сторон
,
так
или
иначе
,
сказываются
на
успеваемости
в
школе
.
Ребенок
всегда
,
независимо
от
возраста
,
готов
к
получению
новых
знаний
,
то
есть
готов
учиться
,
даже
если
мы
специально
его
обучением
не
занимаемся
.
Почему
же
тогда
у
некоторых
детей
при
обучении
в
школе
возникают
проблемы
различного
характера
?
Это
можно
объяснить
следующими
причинами
:
1.
Современная
школа
может
обучать
далеко
не
всех
детей
,
а
только
тех
,
которым
присущи
определенные
характеристики
,
хотя
учиться
,
способны
все
дети
.
2 .
Школа
со
своими
нормами
,
методами
обучения
и
режимом
предъявляет
первокласснику
вполне
определенные
требования
.
Эти
требования
жесткие
,
консервативные
и
детям
приходится
приспосабливаться
к
школе
,
не
дожидаясь
изменений
со
стороны
школы
.
3.
В
школу
приходят
разные
дети
,
но
ко
всем
предъявляются
одинаковые
требования
.
Что
должен
знать
и
уметь
ребенок
,
который
готовится
к
школе
?
1 .
Фамилия
,
имя
свое
и
родителей
;
2 .
Свой
возраст
(
желательно
дату
рождения
);
3 .
Свой
домашний
адрес
;
страну
,
город
,
в
котором
живет
,
и
основные
достопримечательности
;
4.
Времена
года
(
их
количество
,
последовательность
,
основные
приметы
каждого
времени
года
;
месяцы
(
их
количество
и
названия
),
дни
недели
(
их
количество
,
последовательность
);
5.
Уметь
выделять
существенные
признаки
предметов
окружающего
мира
,
и
на
их
основе
классифицировать
предметы
по
следующим
категориям
:
животные
(
домашние
и
дикие
),
страны
(
южные
и
северные
);
птицы
,
насекомые
,
растения
(
цветы
,
деревья
),
овощи
,
фрукты
,
ягоды
;
транспорт
(
наземный
,
водный
,
воздушный
);
одежду
,
обувь
и
головные
уборы
;
посуду
,
мебель
,
а
также
уметь
разделить
предметы
на
две
основные
категории
:
живое
и
неживое
;
6.
Различать
и
правильно
называть
плоскостные
геометрические
фигуры
:
круг
,
квадрат
,
прямоугольник
,
треугольник
,
овал
;
7.
Владеть
карандашом
:
без
линейки
проводить
вертикальные
и
горизонтальные
линии
,
аккуратно
закрашивать
,
штриховать
карандашом
,
не
выходя
за
контуры
предметов
;
8.
Свободно
ориентироваться
в
пространстве
и
на
листе
бумаги
(
право
-
лево
,
верх
-
низ
и
т
.
д
.);
9.
Составлять
целое
из
частей
(
не
менее
5-6
частей
);
10.
Уметь
полно
и
последовательно
пересказывать
прослушанное
или
прочитанное
произведение
,
составлять
рассказ
по
картине
;
устанавливать
последовательность
событий
;
11.
Запоминать
и
называть
6-8
предметов
,
картинок
,
слов
.