Автор: Корсакова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад " Сказка"
Населённый пункт: п. Пеледуй, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: НОД Знакомство с Красной книгой
Тема: Знакомство с Красной книгой
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
Игра-путешествие в подготовительной к школе группе
«Знакомство с Красной книгой»
Цель: Познакомить детей с Красной книгой, содержащей сведения о редких,
исчезающих животных.
Вызвать
положительные
эмоциональные
переживания
и
способствовать
повышению познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
формирование
знаний
о
красной
книге,
о
разноцветных страницах красной книги, что они означают, редких и
исчезающих животных; разъяснить необходимость создания Красной
книги.
Развивающие:
развитие
умений
самостоятельно
обрабатывать
и
анализировать теоретические и экспериментальные данные.
Воспитательные:
воспитание
чувства
любви
к
природе
и
желание
заботиться о ней.
Оборудование: 6 разноцветных кругов (из подкладочной ткани)- островов
(цвета как страницы в красной книге), Красная книга для детей, бутылка с
картой, иллюстрации животных, схема «Как вязать морской узел», задача…
проектор и слайды.
Ход деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на Красную книгу.
Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта книга?
Дети: Эта книга о животных.
Воспитатель: Почему вы считаете, что эта книга о животных?
Дети: Эта книга о животных, потому что на обложке изображены животные.
Воспитатель: Как вы думаете, почему обложка этой книги красная?
Дети: Потому что красный цвет красивый, яркий, нарядный.
Воспитатель: А что еще может обозначать красный цвет?
Дети:
Красный
цвет
может
обозначать
внимание,
запрет,
опасность,
предупреждение…
Воспитатель: Эта
книга
красного
цвета,
потому
что
в
нее
занесены
животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало. На
этих
животных
и
птиц
запрещена
охота,
нельзя
собирать
редкие
растения. Эта книга называется Красной.
Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не
синей?
-
Правильно,
потому
что
красный
цвет
-
это
цвет
опасности
и
предупреждения, а животные
и растения, которые внесены в нее, как раз
находятся в опасности - исчезнуть навсегда. Красная книга необходима для
того, чтобы люди знали какие животные занесены в нее, каких животных
надо особенно беречь.
Страницы «Красной книги» разноцветные. Это сделано не для украшения.
По цвету страниц можно сказать в каком положении находится то или иной
вид растений, животного, птиц. У моей книги разлетелись все листочки, вы
поможете мне их собрать? Для того, чтобы собрать все страницы из красной
книги, надо преодолеть все препятствия и выполнить все задания на островах
Итак, мы начинаем игру-путешествие!
Воспитатель: На берегу какой реки мы с вами живем?
Дети: На реке Лена.
Воспитатель: Правильно, и у нас хорошо развит речной транспорт. Я вас
приглашаю
в
путешествие
по
островам,
чтобы
собрать
все
страницы,
потерянные от красной книги. На чем можно добраться на острова?
Дети: на корабле.
Воспитатель:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Поднимаемся на корабль и отправляемся к первому острову. А
что это возле нашего корабля? ( бутылка с картой) ( достаем из бутылки карту
островов). Изучаем и едем к первому острову.
1.Остров всезнаек ( черного цвета).
Воспитатель:
-Ребята, чтобы получить первый лист от книги , необходимо отгадать
загадки.
Загадки на морскую тему:
1.
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне.
( морская звезда)
2.
Головоногое существо, выпускает чернила в опасных ситуациях, имеет
щупальца.
( Осьминог)
3.
Похожа на зонт, может ужалить.
(Медуза)
4.
Хищная рыба , которую боятся люди.
(Акула)
5.
Самое большое животное в мире
(Кит)
6.
Он дружит с людьми
(Дельфин)
7.
Морской…..существо с закрученным хвостом
( морской конек)
8.
Электрический …..бьется током.
( Скат)
Воспитатель:
В красной книге первая страница черного цвета. На черных страницах
размещены все животные , которых мы уже больше никогда не увидим, так
как
они
просто
исчезли.
Например:
Морская
корова,
бескрылая
гагарка,
сумчатый волк (показ слайда)
Послушайте легенду «Морские коровы».
Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом
океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила
голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают
огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные
и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они
водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров
оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из
обломков
разбитого
корабля
они
смогли
построить
судёнышко
и
уплыть
домой.
Прослышав
об
удивительных
животных,
другие
люди
стали
приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том,
что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили.
Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их,
но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.
Обсуждение для закрепления услышанного:
- Каких удивительных животных встретили моряки?
-Как вы себе представляете морских коров?
2. Остров мыслителей (красного цвета).
Воспитатель:
- На этом острове по схеме необходимо завязать морской узел.
Остров красного цвета. Так как в красной книге дальше идут страницы
красные,
на
них
записаны
животные,
которые
находятся
под
угрозой
исчезновения, или места их произрастания сильно сократились. Например:
Гепард, синий кит, зубр (показ слайда).
3.Остров танцуй-ка ( желтого цвета).
Задача: станцевать танец моряков
Следующие страницы в «Красной книге» - желтые-там записаны животные,
количество которых стремительно уменьшилось и они могут оказаться под
угрозой исчезновения, если мы их не будем беречь и охранять. Например:
Амурский тигр, розовый фламинго, белый медведь (показ слайда)
4.Остров графический (серого цвета).
Воспитатель:
-На острове выполнить необходимо графический диктант (черепаха)
Затем
идут
серые
страницы-на
них
записаны
животные,
которые
малоизвестны, и места их обитания малодоступны. Например: гадюка, сурок,
императорские пингвины, слоновая черепаха (показ слайда).
5.Остров юных исследователей ( белого цвета).
Воспитатель:
- А сейчас посмотрите опыт : « Яйцо посередине» и надо сделать вывод
Требуется:
-соль тонкого помола
-2 больших стакана
-2 яйца
-столовая ложка
-вода
Ход опыта:
1.
Наполнить стакан водой до середины. С помощью столовой ложки
опустить в стакан яйцо- яйцо опустится на дно стакана.
Вывод: Яйцо плотнее тяжелее воды, поэтому утонуло.
2.
В другой стакан с водой насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до
полного растворения. Опустить в него яйцо- яйцо всплывет наверх.
Вывод: Соленая вода плотнее (тяжелее) яйца, поэтому яйцо плавает наверху.
3.
Очень медленно долить
второй стакан пресной водой. Необходимо
перестать наливать, когда яйцо начнет тонуть - яйцо находится в середине
стакана, как бы подвешенное.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему яйцо находится посередине?
В последнем случае пресная вода расположилась слоем над соленой( т.к. ее
плотность меньше, она легче , чем соленая).Поэтому яйцо остановилось
посередине: плотность яйца больше, чем у пресной воды, и меньше, чем у
соленой.
Воспитатель:
Далее
идут
страницы
в
«Красной
книге»
белые.
На
них
изображены
редкие
виды
растений,
которых
в
природе
очень
мало.
Например: Белка летяга, утконос, северный олень (показ слайда)
6. Остров угадай-ка (зеленого цвета).
Воспитатель:
- Ребята, нам надо найти ключ от замка (в яйце от киндер-сюрприз, во
всех лежат бумажки, а в одном ключ).
Последние страницы в этой книге-зеленые. В них записаны животные,
которых удалось спасти от исчезновения.Например: бурый медведь, зубр,
атлантический морж (показ слайда).
Воспитатель: Мы выполнили все задания, собрали все листочки книги!
Воспитатель: Ключ от сундука .Ребята, как вы думаете, что в сундуке? Из
сундука достаем брошюратор. Мы с вами, ребята, собрали все листочки и
сейчас попробуем собрать книгу. (воспитатель и дети скрепляют с помощью
брошюратора все листочки)
Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда
станете взрослыми?
Дети:
-Я вырасту и стану ученым и буду помогать сохранять природу.
- А я буду работать в зоопарке, буду разводить новых животных.
-А я хочу быть лесником и защищать лес от браконьеров!
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с интересной и важной книгой.
Как она называется? Почему ее называют красной, а не зеленой? Теперь
она всегда будет находиться в вашем книжном уголке. Вы расскажете о ней
своим родителям.
Воспитатель: Что вам понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Детям раздаются сладкие призы.