Конспект занятия-эксперимента в средней группе по теме "Правила гигиены"
Автор: Киселева Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с 165 Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: Конспект Тема: Конспект занятия-эксперимента в средней группе по теме "Правила гигиены" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад № 165
«Сибиринка»
Конспект занятия-эксперимента
в средней группе по теме «Правила гигиены»
Выполнили воспитатели группы № 9
Андреянова О.С.
Киселева О,А,
Новосибирск 2015
Задачи: заложить основы экспериментирования; систематизировать
знания правил личной гигиены; развивать гигиенические навыки (мытье рук,
чистка зубов, умывание лица, расчесывание волос, ежедневное купание);
прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать умение слушать друг
друга, быть терпимым, уважать чужое мнение.
Оборудование: отрывок из произведения С. Я. Маршака «Мойдодыр»,
посылка от Мойдодыра с предметами личной гигены, загадки о предметах
личной гигиены, конверт с письмом Мойдодыра, персонаж Девочка Чумазая,
влажные салфетки, маникюрные ножницы, два прозрачных кувшина с
холодной и горячей водой, прозрачная емкость большого размера или тазик,
стеклянная банка, уксус 9%, яйцо.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте, дети! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и начнем
занятие. Сегодня мы поговорим о правилах личной гигиены.
Постановка проблемы:
Зачитывается отрывок из произведения С. Я. Маршака «Мойдодыр».
- Ребята, как вы думаете, почему от мальчика убежали все вещи? (Ответы
детей) А как можно его назвать? (Ответы детей: грязнуля, неряха.) Что нужно
делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика? (Ответы детей: мыть
руки, умываться, мыться в ванной, чистить зубы, расчесываться, стирать
одежду.)
- Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы и будем сегодня
говорить. Как вы думаете, что такое «личная гигиена»? Я вам помогу: личная
гигиена – это операции по уходу за своим телом, содержание его в чистоте.
Открытие нового знания:
Раздается стук в дверь, входит чумазая девочка, здоровается с детьми и
садится на стул.
Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки; на локтях - дорожки.
Девочка: - Я на солнышке лежала, руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный, будто закопчённый.
Девочка: - Я на солнышке лежала, нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
Воспитатель: - Девочка, нужно руки тебе помыть! Ребята тебе помогут.
Максим, возьми влажную салфетку и протри девочке ладошки. (Протирает
ладони)
Девочка: - Не трогайте ладошки! Они не будут белые: они же загорелые.
Воспитатель: - Зара, протри девочке носик влажной салфеткой. (Протирает
нос)
Девочка: - Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит! Он не будет белый:
он же загорелый.
Воспитатель: - Максим, Зара, покажите ребятам использованные салфетки и
скажите: какого цвета были чистые салфетки и какого цвета они стали после
использования? (Ответы детей: были белые, стали черные)
- Давайте посмотрим на руки и нос девочки: они стали без грязи, но микробы
на них еще остались. Давайте научим девочку правильно мыться.
- Ребята, перед вами два графина с водой. Скажите, какого цвета вода?
(Ответы детей: прозрачная) Правильно! Чтобы в этом убедиться, я помещу за
графин листок бумаги – вы видите его? (Ответы детей: видим) А если я
поставлю руку за графин, вы ее увидите? (Ответы детей: да) Какой мы
сделаем вывод? (Ответы детей: вода не имеет цвета, она прозрачная)
- Артем, подойди, потрогай графины с водой и скажи, одинаковая ли
температура воды в них? (Ребенок трогает графины – в одном вода холодная,
в другом горячая)
- Правильно, Артем! Ребята, а для мытья рук нам нужная какая температура
воды? (Ответы детей: теплая) А как сделать теплую воду? (Ответы детей:
смешать холодную и горячую воду) Молодцы, ребята! Делаем воду и
начинаем мыть девочке руки. Как правильно мыть руки? С чего нужно
начать? Чем закончить (Ответы детей: намочить руки, намочить мыло,
намылить руки до пены, смыть пену, вытереть руки полотенцем насухо.)
- а сколько раз в день нужно мыть руки? В каких ситуациях? (Ответы детей:
перед едой, после прогулки) Молодцы, ребята! Все правильно сказали. А вы
знаете, что моются не только люди, но и звери, птицы.
Физминутка:
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом.
Рано утром не ленись,
На зарядку становись!
Приседай и вставай,
Руки к солнцу поднимай.
Воспитатель: - Девочка, что это у тебя упало? Зачем ты носишь в кармане
ножницы? Ты ведь можешь пораниться!
Девочка: - У меня все волосы спутались! Я хотела их остричь.
Воспитатель: - Это маникюрные ножницы, волосы ими не стригут. Ребята,
для чего нужны эти ножницы? (Ответы детей: стричь ногти) Самому себя
стричь нельзя, можно случайно поранить ухо, глаз или шею. Мы с ребятами
покажем, как это может быть опасно. Дима, возьми ножницы, а я буду
держать бумагу. Ткни в бумагу ножницами. (Выполняет действие) Что мы
видим, ребята? (Ответы детей: появились дырки) Теперь, девочка, ты знаешь,
что ножницы могут быть опасны.
Девочка: - Я больше не буду сама себя стричь и носить ножницы в кармане!
Воспитатель: - Ребята, пока мы проводили физминутку, нам пришла посылка.
Давайте узнаем, от кого она.
Воспитатель читает надпись на посылке: «Дорогие ребята! Я отправляю вам
посылку. В ней загадки и отгадки-предметы. Постарайтесь их отгадать.
Желаю удачи! Ваш Мойдодыр».
- Ну что, отгадаем загадки? (Зачитываются загадки, из посылки достаются
предметы.)
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платок)
Гладко и душисто, моет очень чисто. (Мыло)
Белая река в пещеру затекла, чистит добела. (Зубная паста)
На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру.
И коленки оттираю, ничего не забываю. (Мочалка)
Вытираю я, стараюсь после бани паренька.
Все намокло, все измялось, нет сухого уголка. (Полотенце)
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Расческа)
Кто считает зубы нам по утрам и вечерам? (Зубная щетка)
- Молодцы, все загадки отгадали! Эти предметы, ребята, относятся к
средствам личной гигиены.
Дид/и «Что с чем дружит» (предмет личной гигиены – часть тела)
- Ребята, а для чего нужна зубная щетка? Почему чистить зубы обязательно
всем людям? (Ответы детей: чтобы не болели и не выпадали) Правильно! На
наших зубах образуется налет. Он состоит из остатков пищи и микробов.
Пища, остающаяся на зубах , перегнивает и выделяет кислоту, похожую на
уксус.
- Давайте на примере яйца посмотрим, как разрушаются зубы, если их не
чистить. Скорлупа яйца состоит из кальция и наши зубы тоже. Вчера мы
поместили яйцо в стеклянную банку и полностью залили уксусом. Сейчас
проверим, что стало с яйцом. (Выливаем уксус, промывам яйцо в воде и даем
потрогать детям – яйцо без скорлупы, упругое, как мячик, и увеличенное в
размере.)
- Ребята, что стало с яйцом? (Ответы детей: скорлупа разрушилась)
Правильно! Это уксус разрушил скорлупу. Так и наши зубы разрушаются,
если их не чистить. Так надо чистить зубы или нет7 (Ответы детей: надо)
- Теперь вы многое знаете о правилах гигиены. Если вы будете их соблюдать,
то будете всегда чистыми, здоровыми и веселыми!
Спасибо за внимание!