Напоминание

Психолого–педагогические условия профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста


Авторы: Омарова Патимат Омаровна, Гаджиева Маржанат Асхабовна
Должность: к.псих.н., профессор каф. коррекционной педагогики и специальной психологии, Магистр 2 года обучения каф. коррекционной педагогики и специальной психологии
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: Психолого–педагогические условия профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




к.псих.н., профессор каф.

коррекционной педагогики и

специальной психологии ДГПУ

П.О. Омарова

Магистр 2 года обучения

каф. коррекционной педагогики и

специальной психологии ДГПУ

М. А. Гаджиева

Психолого-педагогические условия профилактики нарушений

речи у детей дошкольного возраста

В

данном

параграфе

нами

будут

рассмотрены

основные

условия

необходимые

для

проведения

профилактической

работы

по

преодолению

нарушений речи у детей дошкольного возраста

В основе профилактической работы должны быть такие принципы

как:

- принцип комплексности который заключается в скоординированной

деятельности

различных

специалистов

таких

как:

воспитатель,

психолог,

логопед; и родителей;

- принцип поэтапности, данный принцип обеспечивает непрерывность

этапов профилактической работы;

- принцип

опоры

на

различные

анализаторы,

означает

участие

в

развитии

высших

психических

функций

зрительной,

слуховой,

кинестетической и двигательной функциональных систем;

- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);

- принцип

наглядности,

означает

использование

наглядных

материалов

на

занятиях

с

детьми,

для

повышения

усвоения

содержания

заданий и достижения лучшего результата;

- принцип реализации деятельностного подхода, означающий в раннем

возрасте опору на ведущий вид деятельности - предметную деятельность.

Полноценное развитие речи ребенка зависит от ряда причин, однако,

большое

влияние

оказывает

социальная

среда,

обеспечивающая

ребенку

речевое общение. Социальная среда для ребенка

дошкольного

возраста

включает в себя прежде всего близких взрослых и сверстников.

Л.П. Федоренко считает, что для правильного развития связной речи

детей, и как следствие, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой

сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно

развивающими

возможностями,

то

есть

имела

развивающий

потенциал.

Развивающий потенциал можно определить богатством речи окружающих,

активностью ребенка в процессе обучения и его способности к обучению

[60].

По мнению О.С. Ушаковой овладение речью - одна из главных задач

развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от таких условий, как

речевая

среда,

социальное

окружение,

семейное

благополучие,

индивидуальных особенностей ребенка, познавательной активности. Автор

считает,

что

данные

условия

необходимо

учитывать

в

процессе

целенаправленного речевого развития.

А.Г. Рузская так же полагает, что характер связной речи детей зависит

от многих условий и в первую очередь от общения ребенка со взрослым или

сверстниками. Она представляет данные, что в общении со сверстниками

дети

в

1,5

раза

чаще

употребляют

более

сложные

предложения,

чем

в

общении

со

взрослыми.

Лексика

детей

в

общении

со

сверстниками

характеризуется большей вариативностью. Это происходит так как сверстник

является

равноправным

партнером,

в

общении

с

которым

дети

как

бы

опробывают все полученное ими в общении со взрослыми.

По

мимо

выше

сказанного

важную

роль

в

ранние

периоды

становления и развития речи является общение ребенка с взрослым. Речь

взрослого должна соблюдать особые требования. Речь воспитателя должна

является образцом для подражания, поэтому она должна быть правильной во

всех отношениях: грамматически верной, интонационно выразительной, не

слишком громкой, не слишком быстрой, четкой и не многословной,

так как многословие затрудняет понимание предложений взрослого и как

следствие мешает формированию у ребенка активных реакций в ответ на

обращенную

к

нему

речь.

Важное

значение

имеет

интонационная

выразительность речи педагога. Доказано, что прежде всего ребенок начинает

понимать

и

реагировать

именно

на

речевую

интонацию.

Малый

окрас

интонационной стороны речи отрицательно влияет на развитие понимания

значений слов и усвоение активного словаря.

Одной из задач в развитии речи является формирование мотивации

говорения.

Речь

возникает

из

потребности

высказаться,

а

высказывания

порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации

речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут

быть выражены им, но и что ему хочется ими поделиться, то есть у него

имеется

внутреннее

побуждение

к

тому,

чтобы

высказать

свои

мысли

и

чувства.

Н.М. Аксарина выделяет факторы, оказывающие влияние на развитие

речи детей дошкольного возраста: слуховое внимание; моторное развитие;

интеллектуальный рост; эмоциональное развитие; общение.

По мнению Г.В. Пантюхина «маленький ребенок, еще не умеющий

скрывать свои эмоции и не видящий в этом необходимости, наполняет свою

примитивную

речь

эмоциональным

контекстом,

позволяющим

взрослым

интуитивно

понять

о

чем

идет

речь.

Экспрессивность

речи

делает

ее

выразительной,

интуитивно

более

понятной

и

интересной».

В

период

дошкольного

и дошкольного возраста постоянно изменяется содержание

общения, его мотивация, навыки и умения коммуникации. Дети избирательно

относятся к взрослым, постепенно начинается осознание своего отношения с

ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и

что от них ожидает. Речь осуществляет разнообразные функции в жизни

ребенка. Главенствующей является коммуникативная функция - назначение

речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание

социальных

контактов,

обмен

информацией.

Все

эти

моменты

коммуникативной функции речи видны в поведении дошкольника и активно

им

осваиваются.

Формирование

функций

речи

первостепенно

побуждает

ребенка

к

овладению

языком,

его

лексикой,

фонетикой,

грамматикой,

к

овладению диалогической речи. Функции речи отражают процесс реального

становления и развития речи в онтогенезе.

А.М. Пешковский в своих исследованиях отмечает, что жизненная

обстановка играет огромную роль в полноценном развитии ребенка. Для

этого жизненная обстановка должна быть создана в соответствии с возрастом

ребенка.

Четкое

выполнение

режима

дня

способствует

улучшению

физического

развития

и

здоровья.

С

бодрым,

здоровым

ребенком,

находящимся

в

радостном

состоянии,

проще

установить

эмоциональный

контакт и как следствие наладить общение, у него чаще и в большем объеме

проявляются

речевые

реакции.

Четкое

чередование

сна,

принятия

еды,

бодрствования позволяет планомерно проводить профилактическую работу, в

первую очередь по развитию речи. Режимные моменты, самостоятельная игра

и

специально

организуемые

занятия

с

педагогической

точки

зрения,

как

формы

жизнедеятельности

отличаются

друг

от

друга

по

типу

взаимоотношений взрослого и ребенка. Обучающая роль взрослого наиболее

ярко выражается в режимных моментах и на занятиях.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться

о

том,

чтобы

всеми

мерами

при

поддержке

слова

содействовать

формированию

в

сознании

детей

богатого

и

прочного

внутреннего

содержания,

способствовать

точному

мышлению,

возникновению

и

упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой

способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает

свою цену и значение».

В развитии связной речи четко выступает тесная взаимосвязь речевого

и интеллектуального развития детей, развития их мышления, восприятия,

внимания.

Чтобы

связно

рассказывать

о

чем-либо,

необходимо

четко

представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные

качества и свойства, устанавливать причинно-следственные, временные и

другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь - это

речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух».

Поэтому

для

достижения

связной

речи

необходимо

уметь

пользоваться

интонацией, логическим ударением, выделением более важных, ключевых

слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли

слова,

уметь

строить

сложные

предложения

и

переходы

от

одного

предложения к другому. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения

ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны,

словарного состава, грамматического строя. Однако развивать связную речь

ребенка можно не только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую,

лексическую

и

грамматическую

стороны

языка,

так

как

формирование

связной речи начинается, намного раньше (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец).

Список использованной литературы

1. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка -

М.: Изд-во МГУ, 2008

2.

Аванесов

Р.

И.,

Сидоров

В.

Н.

Очерк

грамматики

русского

литературного языка- М.: Учпедгиз, 1945

3.

Ананьев

Б.

Г.

Избранные

психологические

труды,

В

2-х

т.

М.:

Педагогика, 1980.

4.

Давыдов

В.

В.

Анализ

структуры

мыслительного

акта

//

Доклады

Академии педагогических наук РСФСР, 1960, № 2.

5.

Ефименкова

Л.Н.

Коррекция

устной

и

письменной

речи

учащихся

начальных классов. - М.: Владос, 2006

6.

Жедек

П.С.

Использование

методов

развития

обучения

на

уроках

русского языка в младших классах - Томск.: Пеленг, 2000

7. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб.:

Питер, 2006

8. Кузьмина С. М. Теория русской орфографии - М., 1981

9. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших

школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999



В раздел образования