Автор: Цимбалюк Елена Николаевна
Должность: Заместитель заведующего по ВР
Учебное заведение: МДОБУ "Чернореченский ДСКВ"
Населённый пункт: Сертолово, мкр. Чёрная речка
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Чернореченский детский сад комбинированного вида»
Автор: Цимбалюк Елена Николаевна – заместитель заведующего по ВР
Тема: «Музейная педагогика как средство познавательного и речевого
развития дошкольников»
ФГОС ДО подчеркивает, что преобразования в дошкольном образовании
должны быть прежде всего направлены на модернизацию, на изменение
принципов, целей, педагогических действий, методических и дидактических
подходов. Наиболее значимой проблемой модернизации образования
является повышение его качества. В системе дошкольного образования оно
обеспечивается и реализуется с помощью многообразия организационных
форм и средств, учитывающих образовательные потребности детей,
специфику и ценности дошкольного детства. Одним из организационных
средств, обеспечивающих познавательное и речевое развитие ребенка
дошкольного возраста, является музейная педагогика как отрасль
педагогической науки, направленная на передачу культурно-исторического
опыта и гуманных ценностей воспитанникам в условиях музейной среды.
Музейная педагогика возникла на стыке таких наук как педагогика,
психология и музееведение, следовательно, ценностное значение ее
использования в практике работы ДОО возрастает.
Музей рассматривают как образовательную систему, направленную на
оптимизацию образовательного процесса и на формирование у ребенка
ценностного отношения к культуре и окружающему миру. Именно поэтому
сегодня происходит интенсивное обновление образовательного процесса
направленного на создание условий, в которых ребенок смог бы максимально
самореализоваться, то есть установить собственные взаимоотношения с
обществом, историей, культурой человечества. Музейная педагогика в
образовании рассматривается как инновационная педагогическая технология,
направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к
действительности.
«Музей в детском саду является интерактивным образовательным
пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с
учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать
выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми
сверстниками по поводу увиденного». / Н. А. Рыжова/
Музей как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему
остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры,
а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить
воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике
важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития
окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь
его познания.
В последние годы дети дошкольного возраста испытывают большие
трудности в разговорной речи. Мало кто из дошкольников, приходя в школу,
умеет «красиво говорить». Красиво говорить – это умение не только понятно
и связно выражать смысл произносимого, но и вызывать интерес к
сказанному, т.е. передавать содержание выразительно, ярко, эмоционально.
Специалисты определяют умение ребёнка составлять связный рассказ как
задачу развития связной монологической речи. Существует две основные
формы связной речи – диалог и монолог. Диалог первичная форма языкового
общения, она представляет собой обмен репликами, сообщениями, живой
речью двух или более лиц. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о
чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывании,
поэтому речь в нём бывает неполной, сокращённой, обрывистой. Более того,
существенную помощь при ведении диалога оказывают мимика и жесты.
Монологическая речь более сложная, поскольку это связное логическое
последовательное высказывание, выражающее мысль одного человека,
неизвестную слушателю. В монологе необходимы внутренняя подготовка,
предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на
главном. Для монолога характерны: литературная лексика, развёрнутость
высказывания, закономерность, логическая завершённость, связность речи
(обеспечивается одним говорящим).
Диалог и монолог тесно взаимосвязаны: часто монолог переходит в
диалог и наоборот. Обучая детей связной речи, важно учитывать, что навыки
и умения диалогической речи – основа овладения монологом. Поэтому,
развивая в детях умение «красиво говорить», необходимо начинать с
правильного ведения диалога. Ребёнок, вступающий в диалог, как правило,
имеет развитый словарь, относительно грамотную речь и может произносить
её так, чтобы она была понятна сверстнику или взрослому.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования
познавательного развития, речевой деятельности и личности в целом. В силу
возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и
опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Поиск
разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной
деятельности взрослого и ребенка привели педагогов к идее создания музея и
средствами музейной педагогики повысить познавательно - речевое развитие
детей.
«Чернореченский детский сад» с 2017 года реализует инновационный проект
«Музейная педагогика как средство познавательного и речевого развития
дошкольников».
Цель проекта: создание системы методического обеспечения и организации
работы по познавательно - речевому развитию дошкольников на основе
музейной педагогики.
Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению
музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это воспитание и
обучение детей ведению экскурсий, с помощью которых дошкольники будут
получать познавательную информацию и активно использовать связную речь
(монолог, полилог, диалог). Современные дети живут в эпоху
информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно
познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном
объёме представлений о предметах, явлениях окружающей действительности
и не способствуют речевому развитию детей.
Дошкольный возраст является решающим периодом для развития и обучения
ребенка. Все, что узнал ребенок в эти годы, ощутимо отразится на его
дальнейшем развитии, а школьное обучение не всегда может компенсировать
пробелы развития. Поэтому значимой задачей для воспитателей является
познавательно - речевое развитие дошкольников.
Формирование основы интеллектуальных способностей детей,
познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной
среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с
ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном
возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно
как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,
делает ее более целенаправленной и осознанной, обогащает игры,
способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной,
музыкальной, литературной деятельности.
Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей
посредством музейной педагогики используются следующие средства
речевого развития:
1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи и языку на занятиях.
4. Художественная литература.
5. Различные виды искусства.
Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к
концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных
сторон речи во всех возрастных группах:
«Развитие связной речи»,
«Развитие словаря»,
«Освоение грамматически правильной речи»,
«Освоение звуковой культуры речи»,
«Ознакомление с художественной литературой»,
«Подготовка к обучению грамоте».
2.3 Основные задачи проекта
Создание музея в детском саду – это новая форма работы, которая решает
следующие задачи:
1.Обогащение предметно-развивающей среды.
2.Формирование у дошкольников представлений о музее.
3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5.Развитие связной речи и расширение словарного запаса.
6.Воспитание нравственно-патриотических чувств.
7.Воспитание культуры поведения.
В соответствии с тематикой музеев и представленных в них экспонатов,
все задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются
комплексно, с учетом возрастных особенностей детей, требованиями
Основной образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС
ДО.
Развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.
Применительно к детям дошкольного возраста ведущей является игровая и
предметная деятельность. Центром внимания работы с дошкольниками
должна быть организация общения с детьми в процессе игровой и
предметной деятельности с предметами.
Большое значение в речевом развитии дошкольников имеет игра. Для
речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В работе по данному направлению мы используем:
— русские народные подвижные игры – для обогащения словаря детей и
воспитания звуковой культуры речи;
— игры драматизации – для развития речевой активности, интереса к
художественному слову и выразительности речи;
— дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка
быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования
слов.
Общение с детьми в быту помогает детям усвоить бытовой словарь,
развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе трудовой деятельности помогает обогатить содержание
детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и
предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Одной из самых важных составляющих познавательно – речевого развития
является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно
педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает их к культуре
устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую
и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового
содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога –
отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного
развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая
является культурой общечеловеческой.
Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду:
общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре
речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи.
Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель
должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое
слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно
произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций
тоже играют немаловажную роль, способствуя лучшему усвоению речи.
Одним из основных средств речевого развития является коммуникативная
деятельность детей (общение со взрослыми и сверстниками), которая
формирует коммуникативную культуру.
Необходимость такого обучения определяется рядом обстоятельств.
1. Без специально организованной коммуникативной деятельности
невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.
2. Коммуникативная деятельность помогает реализовать возможности
речевого развития в дошкольном детстве.
3. В коммуникативной деятельности внимание ребенка целенаправленно
фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно
становятся предметом его осознания.
4. Методически правильная организация коммуникативной деятельности
поможет компенсировать дефицит речевого общения с ребенком.
Для познавательно-речевого развития детей необходимо широкое
использование совместной коммуникативной деятельности и активизация
самостоятельных коммуникаций детей.
Художественная литература также является важнейшим источником и
средством развития, всех сторон речи детей и уникальным средством
воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка развивает
образность речи. Малыши знакомятся с художественным словом, обогащают
свой словарный запас. Ребенок, беря на себя роль в драматизации
художественного произведения, подражает поступкам, манерам и речи своего
героя. При заучивании реплик желательно использовать приемы отраженной
и сопряженной речи, когда ребенок проговаривает текст вместе с взрослым.
Потешки, песенки, прибаутки, стихи богаты звучаниями, способствующими
усвоению норм языковой культуры.
Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах
речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений
искусства стимулирует усвоение языка и вызывает желание делиться
впечатлениями. Ребенок дошкольного возраста каждый день сталкивается с
новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и
представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они
могут быть поверхностны, не редко ошибочны. Наблюдая окружающую
жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.
В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном
увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.
Ребенок должен получить четкие представления:
— об окружающих предметах и их назначении;
— о качествах (цвет, величина, форма) предметов;
— о свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;
— о материале, из которого сделаны предметы
Дети приобретают также знания о некоторых природных явлениях, их
взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и
взаимозависимости между этими признаками, типичных особенностях
некоторых животных и связи с их образом жизни и т.д.).
В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений,
насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки
материалистических представлений о мире.
Организация занятий в музее предполагает активность детей, при этом им
надо самостоятельно догадаться, для чего был нужен и как мог
использоваться тот или иной предмет - экспонат музея.
Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в
частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного
развития детей. Работа музея, это результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
«Наш музей»
Автор: воспитатель Колосова
Анастасия Евгеньевна
Есть у нас в саду музей
Для наших замечательных детей
Чтобы знания им давать,
О многом нужно рассказать.
Быт и творчество народа,
Красоту родной природы -
Всё покажем без затей:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась,
И рябинка поднялась,
Алым соком налилась,
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома.
Вот блюдо, словно чудо
С узором расписным.
Игрушки: кони, козлики
С названием словно дым.
Весѐлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Веселые вышли магниты,
Табун разноцветных коней.
Белая глина, белый фарфор,
Синяя краска, синий узор.
Сами посуду дети расписали.
О росписи гжельской другим
рассказали.
Экскурсию сами они провели
«Музей»
Автор: воспитатель Колосова
Анастасия Евгеньевна
Хорошо, что есть в садах музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.
Узнать о России больше смогли.
Наши доски расписные,
И солонки яркие,
С городецкой росписью
Самые нарядные.
А вот еще и кукол ряд,
Смотреть их каждый будет рад.
Сделали дети их вместе с
родителями,
А вы научиться у нас не хотите ли?
Все экспонаты для нас важны,
Все они для нас нужны!
Соберем опять друзей
Приглашаем в наш музей!