Автор: Болтрушевич Юлия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Уроки доброты"
Раздел: дошкольное образование
Управление образованием администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 1 "Елочка"
Утверждаю:
Заведующий :
________(Т. А. Кинева)
Организация духовно-нравственного воспитания детей младшего
дошкольного возраста в рамках проектной деятельности "Уроки
доброты"
Педагогический проект
Составитель:
Болтрушевич Ю.В.
воспитатель
Юрга, 2019
3
Педагогический проект рассмотрен и рекомендован для реализации в практической
деятельности на методическом совете (протокол №3 от20.02 2017г.)
Составитель: Болтрушевич Юлия Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский
сад «Ёлочка», первая квалифицированная категория
Консультант:
Митяева
Надежда
Михайловна,
старший
воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1
«Елочка», высшая квалифицированная категория
Рецензент внутренний:
Кинева
Татьяна
Александровна
заведующий
муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Елочка»
Проект составлен на основе ФГОС дошкольного образования и направлен на духовно-
нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Проект
реализует
принципы
полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
периода детства, индивидуализации образовательного процесса
по проблеме духовно-
нравственного
воспитания,
в
различных
видах
деятельности
и
поможет
педагогам
организовать работу по реализации образовательных областей, заявленных в Стандарте
дошкольного образования.
Данный проект дополнен методическими рекомендациями со ссылкой на проектную
деятельность.
Проект адресован педагогам дошкольных учреждений.
4
Паспорт проекта
1. Основание
для разработки
проекта
Конвенция о правах ребенка.
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012. №273.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт от 17. 10. 2014
№115
СанПиН 2. 4. 1. 3049-13
2. Основные
разработчики
педагогического
проекта
Воспитатель: Болтрушевич Юлия Вячеславовна
Родители: Иванова Н. А., Коновалова В, М, Мазеина А. И.,Подгорных С. А.,
Гребнева Т. Н., Степанова Н. В,. Коленова О. Н. и другие
Консультант: Старший воспитатель: Митяева Надежда Михайловна
Социальный партнер: настоятель храма Вифлеемских младенцев Иерей
Дмитрий Владимиров.
3Методы
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры –
драматизации. информация о результатах проектной деятельности будет
выкладываться на сайте ДОУ и итоговые мероприятия для родителей и
воспитателей ДОУ
4. Принципы:
- принцип культуросообразности (учёт национальных - принцип
систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При
соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в
работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения
воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим
принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через
те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные
5. Основная
цель
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к духовно-нравственному
воспитанию в процессе ознакомления с художественной литературой.
6. Основные
задачи
1.Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и
поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-
плохо», можно -нельзя -надо».
2.Развивать и обогащать словарь детей, через художественную литературу.
3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.
4.Систематизировать работу с родителями воспитанников по данному
вопросу
5
7. Этапы
проекта
1 этап – подготовительный- август 2016 года
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к
теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с
воспитателем, родителями,; сбор информации, литературы, дополнительного
материала.
2 этап – основной- сентябрь 2016 года- май 2017года
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый- конец мая 2017 года
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
8. Структура
педагогического
проекта
Паспорт проекта;
Педагогическая значимость проекта;
Актуальность темы;
Аннотация педагогического проекта;
Гипотеза;
Ожидаемый результат проекта;
Этапы проекта;
План- график;
Литература;
Приложение.
9. Ожидаемые
результаты
проекта.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей, склонный наблюдать,.
Обладает, знаниями природном и социальном мире, в котором он
живет.
Знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы,.
10 . Целевая
аудитория
Воспитанники второй младшей группы; количество участников проекта 20
человек
11. Тип проекта
Игровой, групповой; долгосрочный
12. Ресурсы
Финансовое обеспечение проекта обеспечивается за счет различных
источников финансирования: бюджетное финансирование; внебюджетное
финансирование
13.Продукт
проекта
методические рекомендации
6
Педагогическая значимость проекта:
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые
будут устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - как
основа духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Актуальность темы.
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее
острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает
особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей
стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм
поведения в обществе.
В нравственном воспитании современных детей появились
негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и
компьютера.
Персонажи
сказок,
герои
мультфильмов,
которые
смотрят
современные
дошкольники,
не
всегда
отличаются
нравственной
чистотой
и
в ы с о ко й
духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
ο
гражданственности
и
патриотизме,
справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта
многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего
ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда
родители
понимают,
что
без
этих
качеств
накопленные
знания
могут
оказаться
бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость
взрослой личности.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
учитывается
принцип
этнокультурной
ситуации
развития
детей
языков
народов.
В
формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с
7
родным
языком.
Образцы
родного
языка
очень
ярко
представлены
в
художественной
литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках,
пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного
языка. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя
детей
в
круг
необыкновенных
событий,
превращений,
происходящих
с
их
героями,
выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают
высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую
очередь
народного
–
«воспитать
в
ребенке
человечность
–
эту
дивную
способность
человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую
судьбу, как свою».
В
устном
народном
творчестве
сохраняются
особенные
черты
национального
характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду
детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к
общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-
нравственное
развитие
детей,
являются
пословицы
и
поговорки.
Яркость,
емкость,
эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу
дошкольников.
Противоречие,
глубоко
заложенное
в
смысл
пословиц
и
поговорок,
многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную
ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же,
побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой
форме
и
очень
метко
оцениваются
различные
жизненные
моменты,
восхваляются
положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый
комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе
формирования
личности,
о
духовно-нравственном
воспитании
в
целом.
Всё
это
способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
Задачу
которую
я
поставила
перед
разработкой
проекта
отобрать
из
огромного
количества впечатлений, который получает ребенок, , наиболее доступные ему в младшем
8
дошкольном возрасте впечатлений это сказка: причем эпизоды, к которым привлекается
внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к сказке, обязана сама ее хорошо знать и
любить. Необходимо продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что
и как особо выделить, что является наиболее характерным для данной сказке.
Аннотация педагогического проекта:
На
современном
этапе
жизни
нашего
общества
ведущим
компонентом
системы
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
в ы с т у п а е т
д у х о в н о - н р а в с т в е н н о е
в о с п и т а н и е ,
предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в
социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский
определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень
отношений с миром и самим «собой»
«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с
ними,
таинственно
соприкасается
душой
с
их
сердцами,
он
действительно
многое
угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…
Реализация педагогического проекта «Уроки доброты» поможет обогатить сознание
ребёнка
духовными
смыслами,
показать
ему
пример
любви,
истинно
христианского
отношения к другим людям и к себе.
Гипотеза.
Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью,
познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие
выражения,
сравнения,
«сказочные»
языковые
средства
способствуют
развитию
выразительности речи.
9
Ожидаемый результат:
В
результате
проектной
деятельности
будет
подтверждена
гипотеза
и
сформулированы следующие выводы:
-пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
-оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
-оформление книжек – малышек родителями;
-изготовление
театров
из
нестандартного
оборудования,
декораций
к
сказкам,
костюмов сказочных героев, атрибутов.
-разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
-составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных
героях)
Этапы работы:
1 этап – подготовительный- август 2016 года
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме
проекта;
составление
плана-схемы
проекта;
обсуждение
проекта
с
воспитателем,
родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного
материала.
2 этап – основной- сентябрь 2016 года- май 2017 года
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый- конец мая 2017 года
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План-график
Тема занятия
Содержание работы с детьми
Работа с родителями
Сентябр
ь
«Милости
просим, гости
«Добрые слова»
Беседа « Использование
художественной литературы
10
2 этап
проекта
дорогие»
в семье. Книга в семье».
«Ходит сон близ
окон»
Знакомство с колыбельной
(люлькой, зыбкой) и
колыбельными песнями.
«Во саду ли, в
огороде»
Знакомство с овощами.
Продуктивная деятельность –
аппликация «Овощи»
«Репка»
Знакомство со сказкой «Репка»
продуктивная деятельность .
аппликация «Репка»
Октябрь
«Чудесный
сундучок»
Знакомство с сундучком, в
котором живут загадки.
Загадывание загадок об овощах.
Консультация «Посеешь
привычку – пожнёшь
характер».
«Как у нашего
кота»
Знакомство детей с обитателем
«избы» - котом Васькой
заучивание потешек «Как у
нашего кота», продуктивная
деятельность рисование песочком
«Кот»
«Котик, котик,
поиграй»
Повторение потешки «Как у
нашего кота», дидактическое
упражнение «Похвали котика»
«Девочка и лиса
»
Знакомство со сказкой
«Снегурочка и лиса». Игра «Кто
позвал?» (угадывание по голосу)
Ноябрь
«Водичка,
водичка умой
мое личико»
Знакомство детей с
умывальником . Разучивание
потешки «Водичка, водичка умой
мое личико»
Народный календарь
(Приметы, загадки,
совместно продуктивная
работа с родителями).
«С гуся вода, а с
Ванечки худоба»
Повторение потешки «Водичка,
водичка умой мое личико» и
колыбельных.
Консультация «Духовно-
нравственное воспитание
дошкольников сказкой»
«Идет коза
рогатая»
Разучивание потешки «Идет коза
рогатая».
«Волк и семеро
козлят»
Знакомство со сказкой «Волк и
семеро козлят», продуктивная
деятельность- раскрашивание
раскраски
Декабрь
«Стоит изба из
кирпича, то
холодна то
горяча»
Знакомство с печкой, чугунком,
ухватом, кочергой.
Продуктивная деятельность
рисование печки
Консультация «Духовно-
нравственное воспитание
дошкольников посредством
устного народного
творчества».
11
«Колобок»
Знакомство со сказкой «Колобок».
Продуктивная деятельность
.аппликация «Колобок»
«Уж ты,
зимушка - зима»
Дидактическая игра «Оденем
куклу на прогулку»
«Сундучок Деда
Мороза»
Загадывание загадок о зиме, о
зимней одежде, продуктивная
деятельность –рисование
«Снежинки»
Январь
«Пришла коляда
– отворяй
ворота»
Знакомство детей с Рождеством.
Продуктивная деятельность-
раскрашивание рождественских
раскрасок
Консультация для родителей:
«Народная сказка в системе
нравственного воспитания»
«Фока воду
кипятит и как
зеркало блестит»
Знакомство детей с самоваром.
Дидактическая игра «Напоим
куклу чаем» продуктивная
деятельность- рисование.
Раскрашивание «Самовар»
«Гость на гость –
хозяйке радость»
Знакомство детей с медведем
мишуткой. Лепка посуды.
«Три медведя»
Знакомство со сказкой
Л.Н.Толстого «Три медведя»
Тема занятия
Содержание работы с детьми
Работа с родителями
Феврал
ь
«Маша и медведь»
Знакомство со сказкой «Маша и
медведь». Раскрашивание
раскраски
Консультация для
родителей «Приемы
обучения детей
рассказыванию»
Хозяйкины
помощники.
Знакомство детей с предметами
обихода – коромыслом, ведрами,
корытом, стиральной доской.
Продуктивная деятельность
«Ведро»
«Половичку
курочка веничком
метет»
Разучивание потешки «Наша-то
хозяюшка сметлива была»
«Масленица
дорогая - наша
гостьюшка годовая»
Знакомство детей с масленицей.
Март
«Нет милее дружка,
чем родимая
матушка»
Этическая беседа «Моя любимая
мама»
Оформление папки –
передвижки «Сказка в
жизни ребенка»
«Приди, весна, с
Разучивание заклички «Весна,
12
радостью»
весна красная!» раскрашивание
«Весна»
«Петушок- золотой
гребешок»
Знакомство детей с новым
персонажем – Петушком.
Разучивание потешки о петушке.
«Заюшкина
избушка»
Знакомство со сказкой
«Заюшкина избушка»
Апрель
«Трень-брень,
гусельки»
Знакомство с русским народным
инструментом – гуслями.
Конкурс « Пасхальное
яичко».
«Светлое Христово
воскресенье»
Знакомство с праздником
«Светлое Христово воскресенье
Папка-передвижка
«Светлое Христово
воскресенье»
«Петушок золотой
гребешок»
Знакомство с семьей петушка.
Знакомство с рассказом
К.Д.Ушинского «Петушок с
семьей»
Народный календарь
«История праздника
Пасхи».
«Курочка ряба»
Знакомство со сказкой «Курочка
ряба» продуктивная деятельность
«Яичко»
Май
3 этап
проекта
«Здравствуй,
солнышко –
колоколнышко!»
Разучивание потешки про
солнышко.
Оформление папки –
передвижки «Сказка в
жизни ребенка»
«Сорока – белобока
кашу варила»
Знакомство с предметами обихода
– глиняным горшком
Консультация для
родителей «Знакомство со
сказкой»
«Кто в тереме
живет?»
Знакомство со сказкой
«Теремок»
Продуктивная деятельность по
сказке «Теремок»
Сочинение сказок
родителями
Прощание с
«избой»
Дидактическая игра «Чудесный
сундучок». Прощание детей с
Хозяйкой до осени.
Презентация проекта
«Уроки доброты»
Литература:
1.
Гладких
Л.П.,
архимандрит
Зиновий
(А.А.
Корзинкин),
В.М.
Меньшиков.
Основы
православной
культуры:
науч.
–
метод.
пособие
для
педагогов
детских
садов
«Мир-
прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
13
2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание
нравственно
–
патриотических
чувств.
Практическое
пособие
для
воспитателей
и
методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
3.
Шорыгина
Т.А.
«Родные
сказки».
Нравственно-патриотическое
воспитание.
М.:
Прометей; Книголюб, 2005 г.
4.
Кондрыкинская
Л.А.,
Вострухина
Т.Н.
«Художественная
литература
в
развитии
творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2006 г.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой»
Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.
6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в
детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г
14