Напоминание

"Уроки доброты"


Автор: Болтрушевич Юлия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Уроки доброты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образованием администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 1 "Елочка"

Утверждаю:

Заведующий :

________(Т. А. Кинева)

Организация духовно-нравственного воспитания детей младшего

дошкольного возраста в рамках проектной деятельности "Уроки

доброты"

Педагогический проект

Составитель:

Болтрушевич Ю.В.

воспитатель

Юрга, 2019

3

Педагогический проект рассмотрен и рекомендован для реализации в практической

деятельности на методическом совете (протокол №3 от20.02 2017г.)

Составитель: Болтрушевич Юлия Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский

сад «Ёлочка», первая квалифицированная категория

Консультант:

Митяева

Надежда

Михайловна,

старший

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1

«Елочка», высшая квалифицированная категория

Рецензент внутренний:

Кинева

Татьяна

Александровна

заведующий

муниципального

бюджетного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Елочка»

Проект составлен на основе ФГОС дошкольного образования и направлен на духовно-

нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Проект

реализует

принципы

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

периода детства, индивидуализации образовательного процесса

по проблеме духовно-

нравственного

воспитания,

в

различных

видах

деятельности

и

поможет

педагогам

организовать работу по реализации образовательных областей, заявленных в Стандарте

дошкольного образования.

Данный проект дополнен методическими рекомендациями со ссылкой на проектную

деятельность.

Проект адресован педагогам дошкольных учреждений.

4

Паспорт проекта

1. Основание

для разработки

проекта

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012. №273.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт от 17. 10. 2014

№115

СанПиН 2. 4. 1. 3049-13

2. Основные

разработчики

педагогического

проекта

Воспитатель: Болтрушевич Юлия Вячеславовна

Родители: Иванова Н. А., Коновалова В, М, Мазеина А. И.,Подгорных С. А.,

Гребнева Т. Н., Степанова Н. В,. Коленова О. Н. и другие

Консультант: Старший воспитатель: Митяева Надежда Михайловна

Социальный партнер: настоятель храма Вифлеемских младенцев Иерей

Дмитрий Владимиров.

3Методы

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры –

драматизации. информация о результатах проектной деятельности будет

выкладываться на сайте ДОУ и итоговые мероприятия для родителей и

воспитателей ДОУ

4. Принципы:

- принцип культуросообразности (учёт национальных - принцип

систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При

соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в

работе;

- принцип результативности. Предполагает обязательность общения

воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим

принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через

те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные

5. Основная

цель

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к духовно-нравственному

воспитанию в процессе ознакомления с художественной литературой.

6. Основные

задачи

1.Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и

поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-

плохо», можно -нельзя -надо».

2.Развивать и обогащать словарь детей, через художественную литературу.

3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.

4.Систематизировать работу с родителями воспитанников по данному

вопросу

5

7. Этапы

проекта

1 этап – подготовительный- август 2016 года

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к

теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с

воспитателем, родителями,; сбор информации, литературы, дополнительного

материала.

2 этап – основной- сентябрь 2016 года- май 2017года

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

3 этап – итоговый- конец мая 2017 года

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

8. Структура

педагогического

проекта

Паспорт проекта;

Педагогическая значимость проекта;

Актуальность темы;

Аннотация педагогического проекта;

Гипотеза;

Ожидаемый результат проекта;

Этапы проекта;

План- график;

Литература;

Приложение.

9. Ожидаемые

результаты

проекта.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям

природы и поступкам людей, склонный наблюдать,.

Обладает, знаниями природном и социальном мире, в котором он

живет.

Знаком с произведениями детской литературы, обладает

элементарными представлениями из области живой природы,.

10 . Целевая

аудитория

Воспитанники второй младшей группы; количество участников проекта 20

человек

11. Тип проекта

Игровой, групповой; долгосрочный

12. Ресурсы

Финансовое обеспечение проекта обеспечивается за счет различных

источников финансирования: бюджетное финансирование; внебюджетное

финансирование

13.Продукт

проекта

методические рекомендации

6

Педагогическая значимость проекта:

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые

будут устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - как

основа духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Актуальность темы.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее

острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает

особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей

стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм

поведения в обществе.

В нравственном воспитании современных детей появились

негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и

компьютера.

Персонажи

сказок,

герои

мультфильмов,

которые

смотрят

современные

дошкольники,

не

всегда

отличаются

нравственной

чистотой

и

в ы с о ко й

духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

ο

гражданственности

и

патриотизме,

справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта

многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего

ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда

родители

понимают,

что

без

этих

качеств

накопленные

знания

могут

оказаться

бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость

взрослой личности.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

учитывается

принцип

этнокультурной

ситуации

развития

детей

языков

народов.

В

формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с

7

родным

языком.

Образцы

родного

языка

очень

ярко

представлены

в

художественной

литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках,

пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного

языка. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и

волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя

детей

в

круг

необыкновенных

событий,

превращений,

происходящих

с

их

героями,

выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают

высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую

очередь

народного

«воспитать

в

ребенке

человечность

эту

дивную

способность

человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую

судьбу, как свою».

В

устном

народном

творчестве

сохраняются

особенные

черты

национального

характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду

детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к

общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-

нравственное

развитие

детей,

являются

пословицы

и

поговорки.

Яркость,

емкость,

эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу

дошкольников.

Противоречие,

глубоко

заложенное

в

смысл

пословиц

и

поговорок,

многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную

ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же,

побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой

форме

и

очень

метко

оцениваются

различные

жизненные

моменты,

восхваляются

положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый

комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе

формирования

личности,

о

духовно-нравственном

воспитании

в

целом.

Всё

это

способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Задачу

которую

я

поставила

перед

разработкой

проекта

отобрать

из

огромного

количества впечатлений, который получает ребенок, , наиболее доступные ему в младшем

8

дошкольном возрасте впечатлений это сказка: причем эпизоды, к которым привлекается

внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к сказке, обязана сама ее хорошо знать и

любить. Необходимо продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что

и как особо выделить, что является наиболее характерным для данной сказке.

Аннотация педагогического проекта:

На

современном

этапе

жизни

нашего

общества

ведущим

компонентом

системы

р а з в и т и я

л и ч н о с т и

в ы с т у п а е т

д у х о в н о - н р а в с т в е н н о е

в о с п и т а н и е ,

предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в

социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский

определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень

отношений с миром и самим «собой»

«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с

ними,

таинственно

соприкасается

душой

с

их

сердцами,

он

действительно

многое

угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…

Реализация педагогического проекта «Уроки доброты» поможет обогатить сознание

ребёнка

духовными

смыслами,

показать

ему

пример

любви,

истинно

христианского

отношения к другим людям и к себе.

Гипотеза.

Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью,

познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие

выражения,

сравнения,

«сказочные»

языковые

средства

способствуют

развитию

выразительности речи.

9

Ожидаемый результат:

В

результате

проектной

деятельности

будет

подтверждена

гипотеза

и

сформулированы следующие выводы:

-пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;

-оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;

-оформление книжек – малышек родителями;

-изготовление

театров

из

нестандартного

оборудования,

декораций

к

сказкам,

костюмов сказочных героев, атрибутов.

-разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;

-составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных

героях)

Этапы работы:

1 этап – подготовительный- август 2016 года

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме

проекта;

составление

плана-схемы

проекта;

обсуждение

проекта

с

воспитателем,

родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного

материала.

2 этап – основной- сентябрь 2016 года- май 2017 года

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

3 этап – итоговый- конец мая 2017 года

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План-график

Тема занятия

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябр

ь

«Милости

просим, гости

«Добрые слова»

Беседа « Использование

художественной литературы

10

2 этап

проекта

дорогие»

в семье. Книга в семье».

«Ходит сон близ

окон»

Знакомство с колыбельной

(люлькой, зыбкой) и

колыбельными песнями.

«Во саду ли, в

огороде»

Знакомство с овощами.

Продуктивная деятельность –

аппликация «Овощи»

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

продуктивная деятельность .

аппликация «Репка»

Октябрь

«Чудесный

сундучок»

Знакомство с сундучком, в

котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах.

Консультация «Посеешь

привычку – пожнёшь

характер».

«Как у нашего

кота»

Знакомство детей с обитателем

«избы» - котом Васькой

заучивание потешек «Как у

нашего кота», продуктивная

деятельность рисование песочком

«Кот»

«Котик, котик,

поиграй»

Повторение потешки «Как у

нашего кота», дидактическое

упражнение «Похвали котика»

«Девочка и лиса

»

Знакомство со сказкой

«Снегурочка и лиса». Игра «Кто

позвал?» (угадывание по голосу)

Ноябрь

«Водичка,

водичка умой

мое личико»

Знакомство детей с

умывальником . Разучивание

потешки «Водичка, водичка умой

мое личико»

Народный календарь

(Приметы, загадки,

совместно продуктивная

работа с родителями).

«С гуся вода, а с

Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка,

водичка умой мое личико» и

колыбельных.

Консультация «Духовно-

нравственное воспитание

дошкольников сказкой»

«Идет коза

рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза

рогатая».

«Волк и семеро

козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и

семеро козлят», продуктивная

деятельность- раскрашивание

раскраски

Декабрь

«Стоит изба из

кирпича, то

холодна то

горяча»

Знакомство с печкой, чугунком,

ухватом, кочергой.

Продуктивная деятельность

рисование печки

Консультация «Духовно-

нравственное воспитание

дошкольников посредством

устного народного

творчества».

11

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок».

Продуктивная деятельность

.аппликация «Колобок»

«Уж ты,

зимушка - зима»

Дидактическая игра «Оденем

куклу на прогулку»

«Сундучок Деда

Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о

зимней одежде, продуктивная

деятельность –рисование

«Снежинки»

Январь

«Пришла коляда

– отворяй

ворота»

Знакомство детей с Рождеством.

Продуктивная деятельность-

раскрашивание рождественских

раскрасок

Консультация для родителей:

«Народная сказка в системе

нравственного воспитания»

«Фока воду

кипятит и как

зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром.

Дидактическая игра «Напоим

куклу чаем» продуктивная

деятельность- рисование.

Раскрашивание «Самовар»

«Гость на гость –

хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем

мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство со сказкой

Л.Н.Толстого «Три медведя»

Тема занятия

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Феврал

ь

«Маша и медведь»

Знакомство со сказкой «Маша и

медведь». Раскрашивание

раскраски

Консультация для

родителей «Приемы

обучения детей

рассказыванию»

Хозяйкины

помощники.

Знакомство детей с предметами

обихода – коромыслом, ведрами,

корытом, стиральной доской.

Продуктивная деятельность

«Ведро»

«Половичку

курочка веничком

метет»

Разучивание потешки «Наша-то

хозяюшка сметлива была»

«Масленица

дорогая - наша

гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

«Нет милее дружка,

чем родимая

матушка»

Этическая беседа «Моя любимая

мама»

Оформление папки –

передвижки «Сказка в

жизни ребенка»

«Приди, весна, с

Разучивание заклички «Весна,

12

радостью»

весна красная!» раскрашивание

«Весна»

«Петушок- золотой

гребешок»

Знакомство детей с новым

персонажем – Петушком.

Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина

избушка»

Знакомство со сказкой

«Заюшкина избушка»

Апрель

«Трень-брень,

гусельки»

Знакомство с русским народным

инструментом – гуслями.

Конкурс « Пасхальное

яичко».

«Светлое Христово

воскресенье»

Знакомство с праздником

«Светлое Христово воскресенье

Папка-передвижка

«Светлое Христово

воскресенье»

«Петушок золотой

гребешок»

Знакомство с семьей петушка.

Знакомство с рассказом

К.Д.Ушинского «Петушок с

семьей»

Народный календарь

«История праздника

Пасхи».

«Курочка ряба»

Знакомство со сказкой «Курочка

ряба» продуктивная деятельность

«Яичко»

Май

3 этап

проекта

«Здравствуй,

солнышко –

колоколнышко!»

Разучивание потешки про

солнышко.

Оформление папки –

передвижки «Сказка в

жизни ребенка»

«Сорока – белобока

кашу варила»

Знакомство с предметами обихода

– глиняным горшком

Консультация для

родителей «Знакомство со

сказкой»

«Кто в тереме

живет?»

Знакомство со сказкой

«Теремок»

Продуктивная деятельность по

сказке «Теремок»

Сочинение сказок

родителями

Прощание с

«избой»

Дидактическая игра «Чудесный

сундучок». Прощание детей с

Хозяйкой до осени.

Презентация проекта

«Уроки доброты»

Литература:

1.

Гладких

Л.П.,

архимандрит

Зиновий

(А.А.

Корзинкин),

В.М.

Меньшиков.

Основы

православной

культуры:

науч.

метод.

пособие

для

педагогов

детских

садов

«Мир-

прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

13

2. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание

нравственно

патриотических

чувств.

Практическое

пособие

для

воспитателей

и

методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.

3.

Шорыгина

Т.А.

«Родные

сказки».

Нравственно-патриотическое

воспитание.

М.:

Прометей; Книголюб, 2005 г.

4.

Кондрыкинская

Л.А.,

Вострухина

Т.Н.

«Художественная

литература

в

развитии

творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003»,

2006 г.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой»

Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.

6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в

детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г

14



В раздел образования