Напоминание

«Игры на развитие Фонематических процессов у детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста»


Автор: Казанцева Любовь Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР–д/с№7 "Звездочка"
Населённый пункт: город Олекминск, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Брошюра
Тема: «Игры на развитие Фонематических процессов у детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры на развитие

Фонематических процессов

у детей младшего, среднего, старшего и

подготовительного к школе возраста»

Составитель: учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР-д/с№7 «Звездочка»

Казанцева Любовь Александровна

2015г.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его

от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение

анализировать звуковой состав слова,

является важнейшей предпосылкой

для правильного обучения грамоте

.

Фонематический слух – это способность человека к распознанию речевых

звуков, представленных фонемами данного языка.

У многих детей овладение правильной речью вызывает большие

трудности. Ряд факторов и причин оказывает влияние на формирование речи

ребёнка. В результате многочисленных обследований речи детей выявляют

системное

нарушение

речевой

сферы

(звуковой

стороны

речи,

фонематических

процессов,

лексико-грамматического

строя).

При

исправлении

этого

системного

нарушения

важное

значение

отводится

формированию фонематических процессов.

При

несформированности

речевого

звукоразличения

ребёнок

воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Особенно ярко

недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении

письму и чтению

В младенческом возрасте у ребенка происходит преимущественное

развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания

устной речи окружающих. Средством общения язык начинает служить с

появления первых слов (к одному году). И далее фонематическое развитие

идет бурно, опережая артикуляционные возможности ребенка. В период от 1

года до 4 лет развитие фонематического восприятия идет параллельно с

овладением произносительной стороной речи. К пяти-шести годам ребенок

должен

правильно

произносить

все

звуки.

На

седьмом

году

происходит

преимущественное

развитие

фонематического

восприятия

и

звукового

анализа речи.

Развитие фонематического слуха, умений звукового анализа и синтеза, а

также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из

основных

задач

специальной

подготовки

к

обучению

грамоте.

Развитие

фонематического

слуха

и

фонематического

восприятия

имеет

большое

значение

для

овладения

навыками

чтения

и

письма.

Дети

с

неразвитым

фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно

читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет

успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Данный сборник игр

поможет педагогам и родителям подготовить детей к успешному обучению в

школе.

Желаю успехов!

Игры на развитие неречевого и речевого слуха у детей младшего

дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и

фонематических процессов в целом.

«В какой коробке мышка?»

Цель: различать шумы, издаваемые различными предметами.

Оборудование: коробки с различными предметами (пробки металлические от

стеклянных бутылок, пробки от пластиковых бутылок, скрепки, газета,

целлофан ит.д.), ширма, игрушечная мышка.

Ход игры.Детям предлагается рассмотреть, потрогать, пошуметь предметами,

находящимися в коробках. Затем, спрятав коробки за ширму, и показав

игрушечную мышку, предложить угадать в какой коробке она побывала.

«В гостях трех медведей»

Цель: учить детей различать силу звука, соотносить с силой и размерами

животного.

Оборудование: макет домика трех медведей ( по росту детей), шапочки-маски

трех медведей, миски, ложки трех размеров, фланелеграф, силуэты медведей.

Ход игры. Вначале педагог на фланелеграфе показывает трех медведей,

озвучивает их в различных ситуациях. Затем предлагает детям поиграть в трех

медведей. Троим детям поиграть в трех медведей. Троим детям одевают

шапочки медведей и они уходят в домик, издают поочередно шумы( топают,

хлопают, стучат, рычат и т.д.). Остальные дети угадывают, если угадали

правильно, герой показывается в окошке домика.

«Чудесный сундучок домовенка Кузи».

Цель: учить прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами,

различать их звучание.

Оборудование: игрушка-самоделка типа би-ба-бо, домовенок Кузя, сундучок,

карандаш, колокольчик, погремушка, стакан и металлический шарик и т.п.

Ход игры. К детям приходит домовёнок Кузя с чудо-сундучком. Он достает

свои сокровища из сундучка и сообщает детям, что все они звучат,

демонстрируя как. Затем предлагает закрыть глаза и угадать, какой предмет

он берет. (Можно использовать ширму).

«Что звучало?»

Цель: знакомство с характером звучащих предметов; развитие

устойчивости слухового внимания; умения различать инструмент на слух по

его звучанию.

Оборудование: барабан; дудочка; бубен; гармошка с мехами; губная

гармошка; колокольчик.

Ход игры. Взрослый поочередно показывает и называет два музыкальных

инструмента, демонстрируя их звучание. Ребенок слушает звуки и

рассматривает инструменты. Взрослый за ширмой повторяет игру на разных

инструментах, а ребенок по звуку угадывает, «чья песенка слышится».

«Звучащие человечки»

Цель: учить различать по звучанию «человечков», называть цвета,

определять силу звука.

Оборудование: жестяные баночки, заполненные различными предметами:

скрепки, горох, пшено и т.д., обклеенные бумагой разных цветов (знакомых

детям), расписанных под человечков-гномиков.

Ход игры. Детей знакомят с веселыми гномиками «звучащими человечками».

Предлагают послушать как они звучат. Определить какой гномик звенит

громче, а какой тише. Предлагают поиграть с гномиками в прятки. Гномик

только тогда «выходит» из своего «укрытия», когда дети его правильно

назовут.

«Как мы волка обманули»

Цель: учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на

одни и те же звуки.

Оборудование: шапочка волки, ширма.

Ход игры. Выбирается водящий – волк, дети – зверюшки прячутся за ширмой

( по примеру воспитателя). Волк отгадывает и называет, кто отозвался –

животное или детеныш, если волк ошибается, водящий меняется.

«Шутки дедушки Ау»

Цель: учить детей различать слова близкие по звуковому составу.

Оборудование: игрушка би-ба-бо, дедушка Ау, картинки для фланелеграфа,

фланелеграф.

Ход игры. К детям в группу приходит дедушка Ау и приносит различные

предметные картинки. Предлагает детям назвать предмет. Например, собака.

Дети называют правильно. Дедушка Ау начинает повторять за детьми и

постоянно ошибается, меняя начальный звук. Кобака, робака, шобака; затем

называет правильно. ( дети, естественно, стараются исправить старика).

Воспитатель предлагает детям в следующий раз хлопать в ладоши, когда

дедушка ошибается.

«Гости»

Цели: развитие прослеживающих движений глаз; формирование

произвольного произнесения звука [у]. Оборудование: игрушки.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку знакомые игрушки — мишку,

собачку, кошку, производит с ними игровые действия, сопровождая их

словами: «К тебе пришли в гости игрушки. Они здороваются с тобой.

Кошечка здоровается мяу, собачка — ав, а мишка — у-уу». Затем перемещает

мишку за ширму и просит ребенка сказать, откуда выйдет мишка (движения

игрушки определяются направлением маршрута передвижения).

Изменения траектории движения позволяют формировать прослеживающие

движения глазных яблок, которые необходимы для зрительного восприятия.

Вариант. В гости к малышу «приходят» двое мишек. Их располагают по

правую и левую сторону ширмы и по очереди «зовут» малыша. Он

поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

«У куклы болит горло»

Цели: формирование произвольного произнесения звука [а]; развитие

слухового внимания.

Оборудование: кукла; мягкие игрушки; платок.

Ход игры:Взрослый предлагает поиграть в игру «У куклы болит горло». Он

обматывает горлышко куклы платочком и говорит:

у куклы Маши заболело горлышко. Надо показать его доктору. Как кукла

покажет горлышко? Какой звук мы услышим? ([а]);

произнеси тихо (громко) звук [а].

«Айболит».

Цели: формирование произвольного произнесения звука [о]; развитие основ

прослеживающих движений глазных яблок, регулятивной функции речи с

помощью упражнений и выполнения инструкций.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Ход игры: Взрослый (создает игровую ситуацию). К Айболиту приходят

игрушки: зайка, кукла, крокодил. У зайки болят зубы. Зайка плачет. Как

плачет зайка? (Взрослый побуждает ребенка произносить звук [о}.)

— Крокодил большой, он плачет громко. Как плачет крокодил?

— Зайка маленький, он тихо плачет. Покажи, как плачет зайка.

«Лошадка»

Цели: формирование умения произвольного произнесения звука [и],

активизация ощущений; развитие слухового внимания.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушечную лошадку, объясняет,

что лошадка говорит: и-и-и, предлагает повторить этот звук. Затем ставит на

стол уже знакомые игрушки (мишка, кукла, зайка), закрыв губы экраном, про-

износит звук [у] и просит:

кто с тобой поздоровался, покажи;

как говорит лошадка?

Игрушки убираются за ширму, взрослый предлагает ребенку угадать, кто с

ним поздоровался.

Варианты. Ребенок ощупывает игрушку за ширмой или под столом (не видя

ее) и воспроизводит соответствующий звук (мишка — [у], зайка — [о], кукла

с обмотанным горлышком — [а], лошадка — [и]).

«История про девочку, птичку и волка»

Цель: учить детей различать гласные фонемы а, у, и.

Оборудование: на каждого ребенка картинки с изображением девочки, птички

и волка.

Ход игры. Сегодня я вам расскажу историю про девочку, которая пошла одна в

лес и заблудилась, ей стало страшно одной в лесу и она заплакала: «а-а-а-а».

Она еще не знала, что в лесу живет волк, который всегда грустит и поет «у-у-

у-у». А еще там живет птичка, которая весело поет «и-и-и-и».

- Дальше я буду рассказывать историю, а вы мне будете помогать, как только я

скажу «а-а-а-а» - это значит девочка, вы поднимете карточку с девочкой, как

только я скажу «у-у-у-у» - вы поднимете карточку с волком , как только я

скажу «и-и-и» поднимайте карточку с изображением птички. (Воспитатель

предлагает детям потренироваться).

Затем продолжает развивать сюжет о девочке, птичке и волке ( со счастливым

концом).

«Кто как говорит»

Цели: закрепление слухового образа звуков [а], [о], [у], [и]; уточнение

слуховых образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; музыкальные инструменты; газеты.

Ход игры: За ширму спрятаны знакомые ребенку игрушки. По звуку, произне-

сенному взрослым, он догадывается, кто так говорит, и выбирает

соответствующую игрушку за ширмой (не видя ее).

Усложнение. Кто говорит [у]? Найди эту игрушку и посади ее на стул.

Вариант. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные

инструменты (дудочка, барабан, бубен, колокольчик). Взрослый предъявляет

ему предмет, завернутый в газету, и предлагает, ощупав его, не разворачивая,

догадаться, какой это музыкальный инструмент, выбрав из ряда нужный.

Примечание. Аналогичная работа проводится с игрушками (лошадка, зайка и

др.). Угадывая, какая игрушка завернута в газету (или платок), ребенок

воспроизводит соответствующее звукоподражание ([и], [о], [у], [а]).

Игры на развитие фонематического слуха

у детей 4–5 лет.

"Колокольчики"

Цель: дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик

с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие

характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".

Ход игры. Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко

отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким

звучанием, затем – с высоким.

Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.

Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты

должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел.

Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом»

поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет

песенку высоким голосом) .

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом? »

Определить на слух направление звука, источник которого расположен

справа- слева – сзади – спереди.

"Поставь по порядку"

Цель: запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать,

различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры

он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у

ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. «Колокольчик звенит".

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах.

Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай,

какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая

последней".

"Коробочка гремит"

Цель: дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После

прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все

коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они

гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

«Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга,

деревянные и металлические ложки, ширма).

Ход игры: педагог показывает и называет предметы, демонстрирует их

звучание. Затем, за ширмой выполняет различные действия с предметами

(переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он

слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Игры и задания, направленные на различение высоты,

силы и тембра голоса.

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте

голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. П

"Аленушка-ревушка"

Цель: развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет

так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-

А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать

одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте

внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка

показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и

сказать, что же она хочет.

"Знайки"

Цель: развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.

Ход игры. Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это

грузовик". –

"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как

называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты

думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " –

"Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты

починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть

части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на

грузовике".

"Кто стонал? "

Цель: дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий) .

Ход игры. Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее

внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у

мальчика щека завязана платком? "

"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон

мальчика имитируйте высоким голосом) .

Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около

мальчика.

Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот

мужчина сидит около мальчика? "

Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-

О-О"

(стон передайте низким голосом) .

Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить

звук О

высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или

мужчина".

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи,

слов близких по звуковому составу.

«Поэт»

Цель: Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

Ход игры. Педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в

первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные. (перина, подушка, рубашка)

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол

Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.

Ты девочка, а я. (игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую.

(лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали. (автобусы, трамваи, такси)

«У кого какая картинка?»

Цель: научить различать на слух слова, отличающиеся одним звуком.

Ход игры: дети получают по несколько пар сходных картинок. Ведущий

называет любое слово-название (для этого надо заготовить карточки): «У

меня есть гайка. У кого тоже есть гайка?» Тот ребенок, у кого есть такая

картинка, отвечает и закрывает нужную картинку фишкой. Ведущий при этом

наблюдает, какую картинку закрывает ребенок, ведь у ребенка находится и

похожая по звучанию картинка с рисунком гальки. Если ребенок закрывает не

ту картинку, ему указывают на ошибку и фишку не дают, а карточку со словом

ведущий не откладывает в сторону, а оставляет у себя для последующего

вторичного предъявления. Выигрывает тот ребенок, который раньше всех

правильно закроет свои картинки фишками.

«Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по

звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических

рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Педагог говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих

братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (педагог отстукивает

ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Педагог предлагает

внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических

рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля –

хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Ход игры: педагог объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим

картинкам. Педагог показывает картинку и отхлопывает соответствующий

ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая

подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Игры по развитию фонематических процессов у детей

старшего и подготовительного к школе возраста.

«Красный —зеленый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зеленый).

Ход игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять,

в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети

должны поднять зеленый кружок, если нет - поднимают красный.

« Где звук?»

Цель: Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими

линиями, фишка (флажок или кружок).

Ход игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в

слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в

середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика.

Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе

педагога или раздать каждому ребёнку фишки.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И

лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук

находится в середине.

Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным

условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

«Испорченный телефон.»

Цель. Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.

Ход игры .Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно

слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её

ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо

своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко

вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

«Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с

определённым звуком.

Ход игры. Педагог показывает детям картину, например «Огород». После

рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем

перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется

звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого

больше кружков.

«Найди ошибку и назови слово правильно.»

Цель: Развитие фонематического и речевого слуха.

Ход игры. В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо

поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везём, будем строить новый ком.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

«Какой звук пропал в слове?»

Цель: Развитие фонематического и речевого слуха.

Ход игры. Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он

пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где

находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.

Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.

Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.

Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.

На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.

«Какой звук в слове лишний?»

Цель. Развитие фонематического и речевого слуха.

Ход игры. Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него

оказался лишний звук.

Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он

находится?

Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».

В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.

Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

«Кто больше слов придумает?»

Цель.: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в

которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч.

Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не

придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

«Кто что услышит?»

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток,

трещотка с камешками или горохом, труба.

Ход игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети

должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть

ясные и контрастные.

«Хлопки»

Цель: различение слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: картинка.

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением вагона. Называет

слова: вагон, вакон, факон, вагом. Ребята должны хлопнуть, когда услышат

правильное слово.

«Договори словечко»

Цель: развитие фонематического слуха, подбор слов близких по звуковому

составу.

Ход игры: Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке …(жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь…(двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке…(мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети…(книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках…(портфель)

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей…(обед).

«Звенит – жужжит»

Цель: дифференциация звуков з – ж.

Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети

придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж.

Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему своё

слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если

слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и

придуманные детьми слова.

«Найди место для своей картинки»

Цель: активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование: картинки, в названии которых, например, есть звук ш или ж.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинку, где

изображён шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-

ш-ш… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им

картинку, где изображён жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж… «Эту

картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и

называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или

ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите

звук ж, то её надо положить справа». Дети поочерёдно называют и

раскладывают показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесённые звуки соответствовали

их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или

перед глухим согласным.

«4-й лишний»

Цель: дифференциация слогов.

Ход игры. Педагог называет 4 слога. Дети определяют лишний. Например: на

– на – на – па; но – по – но – но; ка – ка – га – ка; па – ба – па – па; зу – зу – су

– зу; до – до – до – то.

«Телеграф»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Ход игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я

буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в

другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и

сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая

их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят

трёхсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после

такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно

придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

«Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребёнку будет

дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит

отчётливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребёнок должен

отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий даёт детям

разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни

одной ошибки.

«Угадай слово»

Цель: составление слов с определённым количеством слогов.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами

отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу –

постучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если

же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и

произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает

одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат,

назвать его и отстучать.

«Слова – перевёртыши»

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Ход игры: Один ребёнок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают

небольшое слово, зовут водящего и говорят ему слово, например лок (кол),

мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное

слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и

при перевёртывании не допускались ошибки.

«Кто внимательнее?»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: картинки на определённый звук.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу

картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во

всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем

педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со

звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог:

«Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети

вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с

этим звуком.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание,

память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. —

участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный

звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] —

рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

Вариант: дети произносят звуки-«бусики» заданного слова.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его,

добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра

останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков

изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают

составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] -

НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические

представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести

их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О,

У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП

АП — ПА

ПО — ...(ОП)

ОП—...(ПО)

ПУ — ... (УП)

ЫП — ... (ПЫ)

ПЭ— ...(ЭП)

УП—...(ПУ)

ПЫ — ... (ЫП)

ЭП — ... (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ

ПЯ — ПА

ПУ — ... (ПЮ)

ПИ — ... (ПЫ)

ПЭ—...(ПЕ)

ПЮ—...(ПУ)

ПО—...(ПЁ)

ПВ— ...(ПО)

ПЫ — ... (ПИ)

ПЕ — ... (ПЭ)

Список литературы.

1.

Борисенко М.Г., Датешинидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и

слышать. С.-П., «Паритет», 2003г.

2.

Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей сред. дошк.

возраста. В.В.Гербова. – М., 2002.

3.

Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно

произносить звуки. М., Мозаика-Синтез, 2000.

4.

Каше Г. А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими

недоразвитием речи»

5.

Козырева Л.М. Развитие речи детей до 5 лет. Ярославль, Академия

развития Холдинг, 2001г.

6.

Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. – М.: Коронно-Век,

2008. – 144 с.

7.

Протопович Л. Уроки домашнего логопеда: мама учит говорить.

Ростов н/Дону., Феникс, 2009.

8.

Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их

преодоление. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001.

9.

Селиверстов В. Речевые игры с детьми – М., «ВЛАДОС», 1994.

10.

Т. А.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа» С.-П., «Детство-Пресс» 1998.

11.

Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного

звукопроизношения. – М., Наука, 1989.



В раздел образования