Автор: Митяева Евгения Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Программа
Тема: Экология в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ёлочка»
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Экология в детском саду»
детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель:
Митяева Евгения Олеговна
Юрга, 2019
Управлением образованием администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ёлочка»
Утверждаю:
3
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 1 «Ёлочка»
_______Кинева Т.А.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Экология в детском саду»
детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Митяева Евгения Олеговна
воспитатель
Юрга, 2019
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология в детском саду»
для детей старшего дошкольного возраста рассмотрена и рекомендована для
реализации в практической деятельности на педагогическом совете (протокол
№ 1 от 31.08.2018 г)
4
Разработчик: Митяева Евгения Олеговна, воспитатель МБДОУ «Детский
сад № 1 «Ёлочка», высшая квалификационная категория
Консультант: Митяева
Надежда
Михайловна,
старший
воспитатель
МБДОУ «Ёлочка № 1» г. Юрга, высшая квалификационная категория
Рецензент: Кинёва Татьяна Александровна заведующий Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1
«Ёлочка»
Дополнительная общеразвивающая программа «Экология в детском саду»
предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и
предназначена для организации мероприятий по экологическому воспитанию,
является результатом деятельности ДОУ и носит практико-ориентированный
характер,
что
делает
её
актуальной.
Она
не
предъявляет
требований
к
содержанию
и
объему
стартовых
знаний,
к
уровню
развития
ребенка,
но
предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
может
использоваться
и
применяться
для
работы
в
практике
других
регионов,
образовательных
учреждений, в сети Интернет на образовательных и педагогических форумах и
сайтах образовательных учреждений.
Содержание
Пояснительная записка.......................................................................................3
Принципы программы........................................................................................5
5
Ожидаемый результат........................................................................................6
Форма обучения Программы............................................................................7
Учебно-тематический план.................................................................................8
Содержание программы....................................................................................13
Организация предметно-пространственной среды..........................................19
Критерии результативности программы..........................................................21
Материальное обеспечение программы..................................................................28
Ресурное обеспечение программы……..............................................................31
6
Пояснительная записка
При
разработке
дополнительной
общеразвивающей
программы
руководствовалась: ООП ДО МБДОУ "Детский сад № 1 "Ёлочка" и положением
о Дополнительной общеразвивающей программе ДОУ.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей
природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы
для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН
по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие
постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд
первостепенных
государственных
проблем.
Указанные
документы
подразумевают
создания
в
регионах
страны
системы
непрерывного
экологического
образования,
первым
звеном
которого
является
дошкольное
воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, его отношение к окружающему миру.
Новизна
заключается
в
том
,что
программа
по
экологическому
образованию
детей
дошкольного
возраста
относится
к
программам
первой
группы.
Характерно
акцентирования
внимания
на
вопросах
классической
экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и
окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее
ответвлениями. В его
основе – «адаптированные на дошкольный возраст
ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и
среда, человек и среда.
Причина
создания
дополнительной
общеразвивающей
программы:
обострение
экологической
проблемы
в
стране
диктует
необходимость
интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей
экологического сознания, культуры природопользования.
3
Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для
формирования
экологического
мировоззрения
родителей,
повышения
их
экологической грамотности и культуры.
Процесс
становления
осознанно-правильного
отношения
к
природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут
служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Следовательно, актуальность
проблемы
представляет
собой
процесс
единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:
формирование элементов экологического сознания;
формирование практических навыков и умений по уходу за объектами
живой природы и некоторых способов охраны природы;
воспитание культуры поведения и деятельности.
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
выполняет государственный заказ по обеспечению пред школьной подготовки
детей 5-7 лет с включением в образовательную деятельность регионального
компонента;
- обеспечивает реализацию учебного плана программы в полном объеме;
-
способствует
ранней
социализации
детей
5-7
лет,
обозначенной
в
Федеральных государственных образовательных стандартах ДО;
- соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно
разработанной в ДОУ модели его образа;
- формирует у ребенка 5-7 лет первичные универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению
кругозора
ФГОС
ДО:
образовательные
области
"Речевое
развитие",
"Познавательное
развитие","Художественно
эстетическое","Социально-
коммуникативное","Физическое развитие
Дополнительна общеразвивающая программа «Экология в детском саду»
составлена на основе программы « Юный Эколог» автора Николаевой С.Н.
4
В
1998
году
программа
«Юный
эколог»
была
одобрена
Экспертным
советом Министерства общего среднего и профессионального образования РФ.
В соответствии с его решениями программа расширена и доработан
Цель
:
формирования
основ
экологической
культуры
у
детей
—
воспитание
гармоничной
личности,
способной
чувствовать
и
понимать
внешний мир, с любовью относиться к природе.
Задачи:
1.
Образовательная:
пробудить
живой
познавательный
интерес,
любознательность
к
окружающему
миру
природы.
Кроме
того,
реализация
образовательной
задачи
требует
проведения
информационной
работы,
направленной
на
экологическое
просвещение,
развитие
компетентности
и
внутренней культуры непрагматических отношений с природой.
2.
Развивающая:
сформировать
навыки
осознанной
деятельности
по
охране окружающей среды.
3.
Во спитательная:
становление
экологиче ского
м ы ш л е н и я ,
совершенствование
эмоционально-мотивационной
области,
нравственное
воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1.
Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного
процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальных
этнокультурных
особенностей,
семейно-социальных
возможностей и условий для полноценного развития.
2.
Научность
—
обоснованность
и
достоверность
содержания
теоретической части экологического образования, формирование практических
навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или
труда
в
природных
условиях
на
основе
представления
о
закономерностях,
существующих в природе.
5
3.
Доступность — содержание программы, перечень тем и формы
работы
проектируются
в
соответствии
с
возрастными,
психологическими,
социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их
развития,
а
также
индивидуальных
познавательных
способностей.
Предпочтительны
соответствующие
возрасту
формы
организации
занятий:
наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
4.
Наглядность
—
чувственное
познание
нового
материала
с
привлечением
наглядного
пособия
способствует
повышению
концентрации
внимания
и
мобилизации
психического
потенциала
детей,
пробуждает
активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает
добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
5.
Систематичность
и
последовательность
—
н е о бхо д и м о
придерживаться
принципа
поступательного
перехода
от
простых
объектов
познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок
знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
6.
Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми,
воспитателями и родителями.
7.
Комбинаторность
—
продуманное
сочетание
различных
видов
образовательной деятельности.
8.
Целостность — установление взаимосвязи разных сфер знаний, что
помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
Ожидаемые результаты и способы определения и результативности:
1. дети будут иметь обобщенные представления о жизни животных и
растений в сообществах - экосистемы; растительном и животном мире, их
взаимосвязях;
2. овладеют умениями ориентироваться в мире физических явлений на
основе уточнения представлений;
3. научатся простейшим правилам поведения в природе;
6
4. развиваются
познавательные
и
творче ские
с п о с о б н о с т и ,
коммуникативное общение;
5. развиваются
способности
оценивать
состояние
природной
среды,
принимать правильные решения по ее улучшению;
6. сформируются
чувство
ответственности
за
жизнь
окружающих
животных и растений;
7. сформируется понимание необходимости охранять природу, проявлять
инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
8 научатся через общение с природой видеть и любить ее красоту во
всем проявлении многообразии форм и красок;
9 у
детей
формируется
доброта,
милосердие,
сострадание,
любовь
к
природе и др.
Форма обучения Программы
Реализация
программы
"Экология
в
детском
саду"
осуществляется
в
рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с
детьми.
Осуществляется
в
форме
проведения
занятий,
наблюдений,
экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми.
- 1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 28
занятий. Продолжительность каждого занятия 25 минут .Проводятся один раз в
неделю.
- 2 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 28
занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут . Проводятся один раз в
неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами,
передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия проводятся со всей
группой детей (фронтальные) во вторую
половину
дня
в
16.00.
В
середине
организованной
образовательной
деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки
(продолжительностью 2-3 минутки)
7
Согласно
требованиям
Стандарта
дошкольного
уровня
образования,
в
содержании данной программы нашли свое место занятия, на которых дети
знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды и самостоятельной
практической
деятельностью
способствуют
сохранению
и
улучшению
окружающей среды.
Особенностью данного курса является введение отдельных занятий со 100
%
реализацией
национально
–
регионального
компонента
на
них,
а
также
введение занятий, на которых детей знакомят с природными особенностями
человека и основами безопасности жизнедеятельности.
Программа
предусматривает
проведение
циклов
наблюдений
за
растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей,
непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии,
игровые
обучающие
ситуации
с
использованием
игрушек
и
литературных
персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях,
экологических проектах
Учебно-тематический план
Тематический план занятий по программе
«Экология в детском саду» для детей 5- 6 лет
Наименование разделов и тем
Количество занятий
Тема 1 Неживая природа
4
Тема 2 Живая природа
3
Тема 3 Растительный мир
11
Тема 4 Животный мир
3
Тема 5 Человек
3
Тема 6 Экологические системы родного края
2
Тема 7 Природа и человек
2
Всего
28
8
Содержание программы «Экология в детском саду» на 28 занятий 5-6лет
Тема
занятия
Программное содержание
Предварительная
работа
Наблюдения,
опыты
Работа с
моделями
1.Живая
и
неживая
природа
Обучение умению
различать живую и
неживую природу, выделять
отличительные признаки
живой природы
Игра «Живое-
неживое»
«Летает - летает»
«Угадай, что в
мешочке»,
«Съедобное-
несъедобное»
Чтение Т.А.Шорыгина
«Зеленые сказки»:
«Прозрачный
невидимка», «Южный
ветерок»
Проведение
серии
наблюдений
«Живое-
неживое»
Работа со
схемой
«Живое-
неживое»;
придумывани
е условных
обозначений
для понятий
живая и
неживая
природа
2.Как все
живое
растет?
Познакомить детей с
характерными этапами
развития живых
организмов; подвести к
выводу, что мы – люди-
являемся частью природы,
что для роста и развития
живых объектов
необходимо одно и то же:
вода, свет, воздух, питание,
любовь и бережное
отношение
Чтение В. Сутеев
«Под грибом» Д/и
«Времена года»
(Видоизменение
растений по временам
года)
Рассматривание схем-
пособий
«Одуванчик»,
«Лягушка».
Опыт
«Посадка
фасоли»
Рассматриван
ие
иллюстраций
из пособия
«Жизненный
цикл
животных»
Составление
схемы
«Развитие
живого
объекта».
Экологическа
я задача с
элементами
моделировани
я «Так было
весной. Что
произойдет
летом и
осенью?»
3.Рада
скатерть
хлебушку
, он на
ней как
солнышк
о
Формировать у детей
представление о том, что
хлеб (злаковые культуры)
крестьяне выращивают в
поле. Уточнить
представление детей о
последовательности
трудовых операций при
выращивании злаковых
культур. Расширять знания
детей о процессе
изготовления
хлебобулочных изделий.
Воспитывать привычку
бережного отношения к
хлебу, уважение к труду
хлебороба и хлебопека,
подчеркивая значимость их
труда
Рассматривание
разных колосьев, их
сравнение.
Д/и «Ботаническое
лото», «Ромашка».
Экскурсии на поле, в
пекарню, на мельницу.
Замешивание
теста для
пирожков
Составление
алгоритма
«Как
поставить
тесто для
пирожков»,
«Откуда хлеб
пришел»
4.Что
такое
заповедн
ик? 5.Для
Познакомить детей с
заповедниками нашей
страны; формировать
ответственное и бережное
Чтение Г. Снегирев
«Про птиц», Г.
Скребицкий, рассказы
о животных
Просмотр
видеофильма
«Заповедники
России»
Составление,
совместно с
детьми,
«Красной
9
чего
нужна
Красная
книга
отношение к родной
природе; воспитывать у
детей чувство гордости, что
на нашей родной земле
люди берегут. охраняют
заповедные уголки
природы. Формировать у
детей убеждение, что
красота природы бесценна,
поэтому ее нужно охранять
книги
Бузулукского
края», с
использовани
ем опорных
сигналов
6.Растени
я и
животны
е
Обучение умению
различать растения и
животных, выделять их
отличительные признаки
Игра «Живое-
неживое»;
чтение Т.А.
Шорыгина «Зеленые
сказки» «Живые
цепочки», «Рябина»;
д/и «Найди по
описанию», «Посели
правильно»,
«Растение или
животное?»
Наблюдение
за растениями
и животными
ближайшего
окружения
Придумывани
е условных
обозначений
для понятий
растения и
животные
7.Нежива
я природа
Обучение умению выделять
факторы неживой природы,
влияющие на растения и
животных
Чтение Т.А.
Шорыгина «Зеленые
сказки»: «О связи
неживой и живой
природы».
Рассматриван
ие
иллюстраций
из пособия
«Природные
явления и
объекты»
Придумывани
е условных
обозначений
для понятий
свет, тепло,
вода, почва.
Составление
схемы «Что
нужно для
роста и
развития
живого
организма»
8.Кто
главный в
лесу?
Живые
цепочки
Уточнить представление
детей о лесе и его
обитателях; формировать
представление о
взаимозависимости
обитателей лесного
сообщества; пищевой
зависимости друг от друга,
учить составлять
экологические цепочки,
аргументировать свои
ответы, закрепить понятия
«хищник», «травоядное»,
уточнить представление о
приспособленности
хищников к добыванию
пищи.
Чтение сказки
В.Бианки «Сова»,
игра по сказке;
чтение произведений
Е Чарушина: «Заяц»,
«Лиса», «Волк»
Игры: «Что в лесу
растет?» «Кто в лесу
живет?» «Сведение
лесов»
Домашнее задание:
Подобрать литературу
о питании обитателей
леса
Наблюдение
за кошкой,
определение
кем она
является:
хищником
или
травоядным
животным
Составление
схемы
«Цепочки
питания».
Экологическа
я задача с
элементами
моделировани
я: « В лес
пришли
лесорубы. Что
будет?»
9.Сравне
Уточнить представления о
Игры на участке с
-
Составление
10
ние
песка,
глины и
камней
свойствах песка, глины,
камней: учить детей
сравнивать материалы,
правильно называть их
особенности. Дать
представление о том, где
данные материалы
находятся в природе, как
они добываются, как их
использует человек.
использованием
песка, камней и
глины. Знакомство с
их свойствами.
Подбор экспонатов
для «Музея камней»
Рассматриван
ие песка
- Сравнение
песка с
речными
камнями
- Что
тяжелее?
-Забьем
гвоздик в
песок, камень,
глину
алгоритма:
«Изготовлени
е глиняной
игрушки»,
Схемы
«Свойства
песка, глины,
камней»
10.Цариц
а-водица
Уточнить и расширить
знания детей о воде, ее
свойствах, роли в жизни
человека и живых
организмов, о том где вода
встречается в природе
(родники, реки, моря,
океаны, озера, осадки и
т.п.). Познакомить детей с
круговоротом воды в
природе
Отгадывание загадок,
заучивание стихов о
воде, чтение текстов
из энциклопедий с
рассматриванием
иллюстраций. Игры
«Ручеек», «Мы–
капельки», д/и
«Цепочки реки»,
«Этажи реки»
Наблюдение
за облаками,
сосульками,
морозными
узорами на
окне, опыты с
водой, паром,
льдом
Моделирован
ие «Как
рождается
река?»
Составление
модели
соотношения
воды и суши
на Земле.
Схема
«Круговорот
воды в
природе».
11.Удиви
тельные
превраще
ния
Грязнуль
кина в
Чистюльк
ина
Познакомить детей с
некоторыми свойствами
воды, обратить внимание на
то, что даже такой
привычный объект, как вода
таит в себе много
неизвестного. Знание
свойств воды поможет
детям понять особенности
водных организмов, их
приспособленность к
водной среде обитания,
Продолжать воспитывать у
детей культурно-
гигиенические навыки,
Активизировать
мыслительную
деятельность, воображение
Замораживание
цветных льдинок
Чтение
Т.А.Шорыгина
«Зеленые сказки»:
«Вода и ее
превращения»,
«Родник»
Отгадывание загадок,
чтение стихов о воде,
льде, инее, росе,
дожде, снеге. О.
Троепольской
Опыты с
водой из
серии
«Волшебница
-вода»
наблюдение
за водой в
разных
агрегатных
состояниях.
Составление
алгоритма
действия
«Уроки
Мойдодыра»
(как
правильно
мыть руки)
13.Кто
он:
здоровый
человек?
Ознакомить детей с тем, как
устроено тело человека.
Научить заботиться о своем
здоровье, избегать
ситуаций, приносящих вред
здоровью.
Д/и «Помоги
человечку вырасти»
Чтение энциклопедии
для дошкольников и
рассматривание
иллюстраций. Чтение
книги «Букварь
здоровья»
Практическое
занятие
«Чистим зубы
ежедневно»
Составление
схемы «Что
хорошо и
плохо для
здоровья
человека»,
составление
алгоритма
действия
11
«Режим дня в
детском саду
и дома»
14.Моя
безопасн
ость
Рассмотреть и обсудить с
детьми типичные опасные
ситуации возможных
контактов с незнакомыми
людьми на улице, дома; при
возникновении пожара.
Рассмотреть и предложить
детям запомнить основные
предметы, опасные для
жизни и здоровья, помочь
самостоятельно сделать
выводы о последствиях
неосторожного обращения
с предметами
Д/и «Доскажи
словечко»
С/р игры: «Больница»,
«Дорога»,
«Пожарные»,
«Милиция». Чтение
«Басенки-
безопасенки»
Т.А.Шорыгина
«Осторожные сказки»
(безопасность для
малышей)
Практическое
занятие
«Оказание
первой
помощи при
различных
травмах»
Изготовление
коллективног
о стенда
«Соблюдайте
правила
безопасности
» (знаки
запрещающие
,
предупрежда
ющие и
разрешающие
)
15.Как
растут
растения?
Обобщить представления о
росте и развитии растений;
установить связь между
ростом растений и их
потребностями в различных
условиях среды;
ознакомление в корнем, его
функциями и
видоизменениями. Учить
детей быть внимательными
и заботливыми по
отношению к растениям
Д/и «Подбери пару» -
к семечку - взрослое
растение.
Игра «От зернышка
до булочки»,
«Следопыты» «Кто
быстрее?» «Найди по
описанию»
Опыты из
серии
«Корень»
Составление
схемы
развития
горошины.
Придумывани
е условных
обозначений
для разных
видов корней
16.Где
растения
любят
жить?
Углубить представления о
растениях, о существовании
их в разных экосистемах – в
пустыне, в лесу, в океане, в
горах, в тундре.
Способствовать
установлению причинно
следственных связей на
основе понимания
зависимости
жизнедеятельности
растений от условий
окружающей среды.
Знакомство со стеблем, его
функциями и
видоизменениями
Д/и «Кто где растет?»
«Какие части есть у
растения?» Составь
растение из карточек»
«Где у растения …?»
Уход за растениями
уголка природы.
Рассматривание
иллюстраций в
детской
энциклопедии.
Опыт:
«Влияние
света, тепла и
воды на
жизнь
растений».
Рассматриван
ие комнатных
растений со
стеблями
разного вида
Опыты из
серии
«Стебель»
Условные
обозначения
условий
жизни (много-
мало воды,
богатая –
бедная почва,
много – мало
света, тепло –
холодно),
условные
обозначения
видоизменени
й стебля
17.Растен
ия –
легкие
земли
Дать представление о
значении растений:
показать зависимость всего
живого от состояния
растительного покрова;
ознакомить с функциями и
Различать деревья и
кусты по стволу,
веткам, особенностям
почек.
Чтение Т.А.
Шорыгина «Зеленые
Опыт «Как
дышат
растения?»
Рассматриван
ие гербария с
листьями
Подбор
условных
обозначений
для листьев
различной
формы.
12
видоизменениями листа.
Воспитывать интерес к
растениям, учить понимать
происходящие в природе
процессы
сказки» «Зеленый
наряд Земли»
Серия развивающих
игр «Листья»
разной
формы.
Опыты из
серии
«Листья»
Соотнесение
функции и
строения
листа
18.Растит
ельный
мир
Земли
Ознакомление детей с
многообразием
растительного мира Земли,
со значением растений, их
строением и умением
приспосабливаться к
условиям внешней среды
Предварительное
знакомство с
материалом проекта
«Живое-неживое»
Д/и «Что где растет»
«Что сначала, что
потом»
Просмотр
видеофильма
«Разнообрази
е
растительного
мира на
Земле».
Наблюдения
во время
прогулок и
экскурсий
Моделирован
ие биоценозов
пустыни,
леса, луга с
различными
растениями
19.Растен
ия,
которые
украшаю
т нашу
жизнь
Воспитание экологической
культуры, бережного
отношения к окружающей
природе, желания
заботиться о ней,
воспитание чувства
ответственности за свои
поступки по отношению к
объектам природы,
расширение кругозора
детей, их знаний о
комнатных растениях и
правилах ухода за ними,
обогащение словаря.
Д/и «Где спрятался
Флорик?», «Растения
разных континентов»
«Помощники
растений»
«Ухаживаем за
растениями» Уход за
растениями уголка
природы
Опыты
«Какое
растение
сильнее,
пышнее?»
Цикл
наблюдений
за
комнатными
растениями
Паспорт
комнатного
растения:
Карточка с
условными
обозначениям
и условий
жизни для
каждого
растения,
особенностей
внешнего
вида, мест
обитания в
природе
20.Культу
рные и
дикораст
ущие
растения
Дать детям представление о
дикорастущих и
культурных растениях, о
правилах их сбора.
Формировать
представление о травах,
кустарниках и деревьях и
умение распознавать эти
виды по составным частям
Рассматривание
гербария.
Д/и «Узнай, чей
лист». «С какого
дерева листок»
«Карлики и
великаны»
Чтение Н.А. Рыжова
«Необыкновенная
экспедиция»
Сравнение
плодов
культурных и
дикорастущих
растений
(Яблоки,
плоды
малины,
смородины)
Работа с
кругами
Эйлера
«Культурные
и
дикорастущие
растения»
21.Строе
ние
цветка
Ознакомление со строением
цветка, него функциями и
видоизменениями
Рассматривание
иллюстраций. Д/и
«Составь букет»,
«Чем отличаются
цветы разных
растений», «Найди
цветок в букете»
Упражнение «Цветок»
(психогимнастика)
Серия опытов
из цикла
«Цветок»
Составление
плана-схемы
описания
цветка с
изображением
сенсорных
источников
получения
информации
22.Строе
ние плода
Ознакомление со строением
плода, его функциями и
Д/и «Чьи детки»,
«Овощи и фрукты»,
«Ветер
расселяет
Работа с
кругами
13
видоизменениями. Учить
детей обобщать растения по
существенным признакам,
строить суждения с
доказательствами.
«Вершки и корешки»,
«Съедобное-
несъедобное»,
Рассматривание
иллюстраций.
Муз/дид. игра
«Урожай»
деревья по
новым
местам»
«Желуди –
семена дуба»
Эйлера
Классификац
ия «Овощи и
фрукты»,
«Плоды
растений
нашей
местности»
23.Видои
зменения
цветка и
плода.
Могут ли
овощи
принести
вред
нашему
здоровью
?
Выявление знаний детей о
различных видоизменениях
цветка и плода, умения
определять связь строения
растения с факторами
внешней среды. Закрепить
знания детей об овощных
культурах. Сформировать
представление о нитратах :
в каких растениях
содержатся и какой вред
приносят нашему
здоровью. Дать
представление о том, что
нитраты можно удалить из
овощей, и тогда они не
будут опасны.
Чтение Т.А.Шорыгина
«Зеленые сказки»
«Маленькие
путешественницы»,
сказки «Путешествие
горошинки», «Букваря
здоровья».
Д/и «Я знаю пять
овощей, фруктов,
ягод, орехов и т.д.»
Опыт
«Почему
летят семена
одуванчика?»
«В розовом
ростке
спрятан
целый дуб»
Приготовлени
е салата из
овощей.
Опыты по
выведению
нитратов.
Схема «Связь
строения
растения с
факторами
внешней
среды»
24.У
Солнышк
а в гостях
Формировать у детей
реалистическое
представление о природных
явлениях, подвести детей к
пониманию зависимости
сезонных изменений в
живой природе от
солнечного света и тепла.
Познакомить со свойствами
солнечных лучей
Д/и «День и ночь»,
«Заря», Чтение: О
Секора «Погода в
картинках»;
поисковая
деятельность по теме
«Пробуждение живой
природы»
Опыты из
цикла
«Солнышко,
солнышко,
выгляни в
окошечко»
Наблюдения
за тенью,
сезонными
изменениями
в природе
Моделирован
ие с глобусом
и лампочкой
«Годовое и
суточное
движение
Земли вокруг
солнца»
Задача «Так
было днем.
Что
произойдет
ночью?»
25.Зелена
я аптека
Уточнить и расширить
представления о
лекарственных растениях.
Закрепить понятие о
взаимосвязи растительного
мира и человека. Учить
детей правилам сбора и
сушки лекарственных
растений
Беседа о
лекарственных травах,
рассматривание
набора открыток
«Растения на службе у
человека»
Изготовление буклета
«Зеленая аптека»,
Практическая
работа:
- заваривание
фиточая
-
изготовление
луковых
капель и
чесночных
бус
- шитье
ароматически
х подушечек
Составление
алгоритма
действия
«Сбор и
заготовка
лекарственны
х растений»
26.Чудес
Дать первоначальные
Чтение Т.А.Шорыгина
Опыты из
Изготовление
14
ная
кладовая
- почва
представления о составе
почвы. Расширять знания
детей о видах почвы, в
связи с климатическими
особенностями, о
приспособленности
растений к жизни в
различных экосистемах
«Зеленые сказки»
«Наша кормилица –
земля», «Дождевой
червяк», заготовка
различных видов
почвы для
дальнейшей работы на
занятии
цикла «Роль
почвы в
жизни
растений»
модели «Слои
почвы» (в
стеклянной
банке дети
слой за слоем
располагают
глину, песок,
чернозем)
27.Посев
семян
помидоро
в для
выращив
ания
рассады
Уточнить представление
детей о том, из чего можно
вырастить растение,
Закрепить знания детей об
овощных культурах и их
семенах (помидоры,
огурцы). Учить детей
приемам посева семян.
Учить выращивать рассаду
из семян, подвести детей к
пониманию того, что для
быстрого роста растения
необходимо создавать
определенные условия.
Наблюдение за ростом
лука, комнатных
растений.
Д/и «Вершки и
корешки»
Рассматривание
иллюстраций,
загадывание загадок
об овощах, Беседа
«Что можно
приготовить из
помидор?» Домашнее
задание «Лето в
банке»
Опыты с
проращивани
ем семян в
различных
условиях.
Составление
алгоритма
действия
«Посадим
рассаду
помидоров»,
изготовление
схемы «Рост и
развитие
растения»
28.Растен
ия и
животны
е луга,
созданы
друг для
друга
Обучение умению выделять
взаимосвязь растений и
животных со средой
обитания: луг. Закрепить
знания детей о названиях
луговых растений (иван-
чай, кипрей, ромашка,
мышиный горошек,
гвоздика). Подвести к
выводу о том, что растения
луга являются
светолюбивыми
Исследовательская
деятельность по теме
«Поиск насекомых в
природе» Д/и «Что
растет на лугу?» «Кто
живет на лугу?»
Чтение Т.А.Шорыгина
«Зеленые сказки»
«Удивительный мир
шестиногих» «Катя и
божья коровка»
Цикл
наблюдений
за
насекомыми.
Сбор
коллекции
муляжей
«Насекомые»
Наблюдение
за
одуванчиком
Изготовление
модели
биоценоза
«Луг»,
Тематический план занятий по программе
«Экология в детском саду» для детей 6-7 лет
Наименование разделов и тем
Количество занятий
Тема1 Неживая природа
10
Тема 2 Живая природа
3
Тема 3 Растительный мир
4
Тема 4 Животный мир
3
Тема 5 Человек
2
Тема 6 Экологические системы родного края
2
15
Тема 7 Природа и человек
4
Всего
28
Содержание программы «Экология в детском саду» 6-7лет
Тема
занятий
Программное
содержание
Предварит
ельная
работа
Наблюден
ия, опыт
Работа с моделями
1. «Что
такое
природа?».
Учить детей отличать
природные объекты от
искусственных,
созданных человеком,
объекты живой
природы - от объектов
неживой природы.
Чтение
стихов,
беседа,
д/игры,
опыт
Наблюден
ия за
природой
Мы друзья и защитники
природы » конспект
занятия
2«Какие
бывают
насекомые»
Систематизировать
знания детей об
насекомых, учить
составлять группы по
разным основаниям.
Беседа о
насекомых
, загадки,
игры
Наблюден
ия за
насекомы
ми.
Художественно-
эстетическое развитие:
рисование цветными
карандашами насекомых по
выбору детей
3.«Я –
человек»
Развивать
представление детей,
что человек – часть
природы.
Беседа,
рассматри
вание
иллюстрац
ий, мини-
викторина,
опыт
«Зачем человеку желудок»
конспект занятия
4.«Планета
Земля в
опасности»
Дать детям
представление о том,
что планета Земля –
это огромный шар.
Чтение
стихов,
беседа,
игры.
Познакомить с глобусом и
физической картой Земли;;
Обогатить
словарь: планета, земная
ось ...
5.
«Растение,
как живое
существо»
Сформировать
представление о
приспособлении
растений к среде
обитания и к сезону.
Загадки,
беседа,
рассматри
вание
иллюстрац
ий
Наблюден
ия за
растениям
и на
участке
детского
сада
Модели:
строения растения;
функции частей растения;
приспособления растения к
среде обитания
6. «Речка –
реченька»
Расширить
представление об
окружающем мире:
реки и их характерные
особенности.
Чтение
стихотворе
ний,
рассматри
вание
иллюстрац
ий,
составлен
Конспект занятия (непосре
дственно-образовательной
деятельности) «Речка,
реченька, река» (игра-
путешествие) ..
16
ие
рассказов
7. «Осень
золотая»
Обобщить и
систематизировать
знания детей об осени
Стихи,
беседа,
игры,
рассматри
вание
картин
Наблюден
ия за
растениям
и на
огороде
Лепка6 «Как еж
готовится к зиме»
8. « Лес
наше
богатство»
Уточнить и
расширить
представление детей о
лесе.
Рассматри
вание
иллюстрац
ий,
загадки,
чтение
стихов,
д.игры,
рисование
Наблюден
ия за
ветром
Лес – это живой организм.
Этажи леса.
Панно для конспект
занятия.
модели лес, картинки для
модели лес, картинки
животных, не живущих в
наших лесах..
9. «Кто
главный в
лесу?»
Дать представление о
леснике – человеке,
который заботиться о
лесе.
Беседа,
чтение
стихов,
игра –
викторина
Презентация к занятию по
экологии «Кто
главный в лесу?
10. Почему
белые
медведи не
живут в
лесу?»
Познакомить детей с
белым медведем и его
образом жизни.
Беседа,
игра
«Сравнение белого и
бурого медведей» ...
11. «Снег
снежок»
Формировать
понимание неживой
природы;
закреплять знания о
том, что вода может
быть в твердом
состоянии (снег, лед).
Загадки,
наблюдени
е,
рассматри
вание
модели
градусник
а,
рисунков
снежинок,
опыт
Наблюден
ия за
погодой
Экспериментирование
«Твердая вода».
12. « Что мы
знаем о
птицах»
Уточнить
представления детей о
птицах, условиях их
жизни.
Беседа,
загадки,
д.игры
Наблюден
ия за
птицами
Занятие-викторина
«Что мы знаем о птицах» ...
13. «Дикие
животные
зимой в
лесу»
Формировать у
детей представление о
жизни животных в
лесу.
Беседа,
загадки,
рассматри
вание
иллюстрац
ий, игры
Изготовление макета
14.
«Животные
жарких
Углубить
представления детей о
многообразии живых
Чтение
стихов,
беседа,
Изготовления коллажа
«Животные Саваны»
17
стран»
существ.
загадки,
рассматри
вание
иллюстрац
ий
15. «Наши
умные
помощники
– органы
чувств»
Сформировать у детей
представления о
способах познания
окружающего мира
Беседа,
рассматри
вание
иллюстрац
ий, д.ига
Опыт. «Волшебный
мешочек».
16. « Лук на
окошке»
Вызывать интерес к
выращиванию огорода
на окошке, желание
наблюдать за
изменениями в
луковицах
Беседа с
элементам
и труда.
Наблюден
ия за
растениям
и огород
на оконе
Экспериментальная
деятельность посадка лука.
17. «
Муравьи -
санитары
леса»
Углубить знания детей
о муравьях,
сформировать
представления об их
роли в жизни леса.
Рассматри
вание
картины,
чтение
рассказа,
игры
Наблюден
ия за
муравьями
рисование насекомых: «В
траве сидел кузнечик»
18. «
Комнатные
растения»
Закрепить знания
детей об условиях
необходимых для
роста комнатных
растений, об уходе за
ними.
Рассказ
воспитател
я,
практичес
кая работа
Наблюден
ие за
комнатны
ми
цветами в
уголке
природы
Практическая деятельность
«Пересадка комнатных
растений»
19. «Вода
вокруг нас»
Сформировать
знания детей о
значение воды в
нашей жизни.
Чтение
стихотворе
ния,
беседа,
рассматри
вание
иллюстрац
ий, игры
Наблюден
ие за
водой в
природе
Экспериментальная
деятельность опыты с
водой
20. «
Свойства
воды»
Познакомить детей с
некоторыми
свойствами воды.
Опыты
Наблюден
ие за
водой в
природе
Экспериментальная
деятельность изготовление
цветных льдинок.
21. «
Красная
книга –
сигнал
опасности»
Дать детям
представление о том,
что люди, плохо зная
природу, губят много
растений и
животных.
Рассказ
воспитател
я, беседа,
д.игра
Просмотр
видеофиль
мов
Путешествие по страницам
Красной книги
22. «Кто
живет в
Познакомить детей с
представителями
Рассказ
воспитател
Аппликация «Аквариум»
18
воде»
водных животных.
я,
рассматри
вание
иллюстрац
ий,
подвижная
игра,
д.игра
23. «Солнце
– большая
звезда»
Дать представление о
Солнце как о звезде и
о планетах Солнечной
системы.
Беседа,
д.игра,
опыт
Наблюден
ие за
солнцем
Практическая деятельность
«Как происходит смена дня
и ночи на Земле?»
24.«Весенни
й пейзаж»
Уточнить и
систематизировать
знания детей о
характерных
признаках весны.
Чтение
стихотворе
ния,
беседа,
игры
Наблюден
ие за
погодой
Художественная
деятельность «Рисования
красками весенний
пейзаж»
25.«Знакомс
тво со
свойствами
воздуха»
Познакомить
детей с понятием
«воздух»,его
свойствами и ролью в
жизни человека.
Рассказ
воспитател
я, опыты
Наблюден
ие за
ветром
Экспериментальная
деятельность опыты.
26.«Песочн
ые
фантазии»
Расширять кругозор
детей, закрепить
знания о свойствах
песка.
Рассказ
воспитател
я, опыты
Экспериментальная
деятельность с песком
27. «Будем
беречь и
охранять
природу»
Развивать
представления детей о
том ,какие действия
человека вредят
природе, а какие
способствуют
восстановлению и
сохранению.
Рассматри
вание
иллюстрац
ий, беседа,
д.игра
Наблюден
ия за
природой
Аппликация «Природа
нашего края»
28. «Знатоки
природы»
Закрепить знания
детей о природе.
Игра -
викторина
Практическая деятельность
Организация предметно - развивающей экологической среды в группе
ДОУ по экологическому воспитанию .
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
19
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
-Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и
расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и
древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с
необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных,
овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за
растениями);
20
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям
предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по
темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников
предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки,
грабельки, рыхлители, ящики для рассады
Критерии результативности программы
Контрольные задания для определения уровня сформированности
экологических знаний у детей 6 лет
Критерии сформированности экологических знаний:
знания о мире животных;
знания о растительном мире;
знания о человеке;
знания о неживой природе.
В целях диагностики данных компонентов экологической воспитанности
мы
решили
использовать
один
из
вариантов
методики,
разработанной
на
кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Схема изучения знаний о животных.
1.Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы,
земноводные)?
21
2.Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и
как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным
изменениям, спасаются от врагов?
3.Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4.Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5.Относятся ли животных к живым существам, и по каким признакам?
6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним
видом, средой обитания и образом жизни?
7.Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».
Методика
диагностики. Приготовить
картинки
с
изображением
животных разных классов, а также с изображением стадии роста и развития
кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели
понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».
Беседа по картинкам:
1.
Кто это?
2.
Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные»
(для подготовительной к школе группы).
3.
Найди модели к этим группам животных.
4.
Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
5.
Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных.
Что сначала, что потом?
6.
Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
7.
Почему это происходит?
Схема изучения знаний о растениях
1.
Умеют
ли
дети
различать
и
называть
травянистые
растения,
кустарники, деревья, комнатные растения?
2.
Знают ли органы растений и их функции?
3.
Знают ли стадии развития и роста растений?
4.
Знают ли их потребности?
5.
Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
22
6.
Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным
изменениям?
7.
Относят ли растения к живым существам?
8.
Производят
ли
группировку:
«травы»,
«кустарники»,
«деревья»,
«растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).
Методика диагностики: Приготовить картинки с изображением цветника,
огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий
роста
и
развития
гороха,
фасоли,
модели
понятий
«травы»,
«кустарники»,
«деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
Беседа по картинкам:
1.
Назови растение.
2.
Где растет?
3.
Нарисуй
(разложи)
картинки
по
порядку:
как
растет
горох,
фасоль?
4.
Что нужно делать, чтобы растение росло?
5.
Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
6.
Почему они любят много света, влаги?
7.
Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
8.
Почему это происходит?
9.
Игра «Путаница».
а.
расположи части растений правильно;
б.
почему части растений нужно расположить именно так?
в.
зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
10. Игра «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением
растений
расположить
по
группам:
«травы»,
«деревья»,
«кустарники»
-
и
подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
Схема изучения знаний о человеке
1.
Знает ли ребенок, как устроен его организм, как работает, что и
почему для него полезно, а что вредно?
2.
Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?
23
3.
Зачем человеку уши? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши
в порядке?
4.
Знает ли ребенок, для чего человеку нужны зубы? Почему они
болят? Как надо за ними ухаживать?
5.
Знают ли дети, для чего нужен нос? Как ты заботишься о своем
носе?
6.
Зачем человеку кожа? (Это «броня» организма.) Что угрожает
коже? (Загрязнение.)
7.
Знает ли ребенок внутренние органы? (Легкие, сердце, желудок,
почки, печень.) Какую функцию они выполняют?
8.
Знают
ли
дети,
что
делает
кровь?
(доставляет
питательные
вещества и кислород, удаляя углекислый газ и продукты обмена, включая яды.)
9.
Знают ли дети, что скелет – наша опора? Что надо делать, чтобы
осанка была правильной?
Методика
диагностики: Беседа; рассматривание таблиц, иллюстраций;
деловые
игры
«Скорая
помощь»,
«Доктора
природы»,
«Вопросы-ответы»;
разыгрывание ситуаций, рисунки: мальчик занимается спортом, девочка ест,
мальчик курит, дети в позднее время сидят у телеэкрана, мальчик чистит зубы,
девочка
причесывается
и
др.
(показать
правильные
действия);
правила
безопасности (на воде, на дороге и т. д.); карточки с изображением продуктов:
полезные (укрепляют здоровье) – рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное
масло, лук, капуста, груши и т. п., неполезные (разрушают здоровье) – фанта,
пепси, чипсы, торты, жирное мясо, «Сникерс», шоколадные конфеты и т. п.
(можно этикетки от продуктов); опыты.
Схема изучения знаний детей о неживой природе
Вода
1.
Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)
2.
Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане,
море)
24
3.
Знают ли дети, для чего мы ее используем?
4.
Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень,
роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)
5.
Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха,
жидкая, не имеет формы и т. д.)
6.
Знают ли дети, что растет в воде?
7.
Знают ли дети, кто живет в воде?
8.
Кому нужна вода?
9.
Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики: Беседы с детьми по картинкам, рассматривание
на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); опыты
с водой; рассматривание рисунков, фотографий водоемов и водных растений,
иллюстраций
с
изображением
кита,
рыб,
лягушек
и
других
животных,
обитающих в водной среде.
Солнце
1.
Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая
звезда.)
2.
Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена
дня и ночи.)
3.
Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
4.
Какие
животные
обитают
в
местах
отсутствия
или
недостатка
света? (Ночные, подземные.)
5.
Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
6.
Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода
и жары?
7.
Сформировано
ли
у
детей
понятие
о
сезонных
изменениях
в
природе и в жизни человека?
8.
Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Методика
диагностики: Беседа по картинкам, рассматривание макета
Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите
25
поиграть
в
игру
«День-ночь»,
«Животные
в
темноте».
Роль
света
можно
показать
на
примере
комнатных
растений,
животных
уголка
природы.
Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими
в условия холода и жары.
Камни, песок, глина
1.
Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность
пропускать воду.)
2.
Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)
3.
Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину
(посуда, кирпич, дымковская игрушка)?
4.
Знают
ли
дети,
какие
бывают
камни?
(Твердые,
не
рассыпаются,
разные.)
5.
Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
6.
Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и
сделанным их них предметам?
Методика
диагностики: Рассмотреть
картины
о
природе,
коллекции
камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные
предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение
природного материала в жизни.
Почва
1.
Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая
земля».)
2.
Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых
человеком.
3.
Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
4.
Выработаны
ли
навыки
ухода
за
растениями
(копка,
рыхление,
внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
5.
Сформированы ли основы понимания необходимости бережного
отношения к почве и ее жителям?
26
Методика
диагностики:
Беседа
с
детьми,
рассматривание
картин
о
природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в живом
уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.
Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)
Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный
характер.
Дошкольник
уверенно
отвечает
на
поставленные
вопросы,
рассматривает
объекты
(явления)
целостно;
способен
к
обобщениям,
классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или
явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести
примеры.
Средний
уровень
(8-12
баллов)
Имеется
определенный
объем
фактических
знаний,
системность
и
обобщенность
знаний
прослеживается
слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей,
однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и
явления
природы,
выделяет
в
них
существенное,
используя
подсказку
воспитателя.
Низкий
уровень
(5-7
баллов)
Ребенок
имеет
небольшие
по
объему,
неточные
знания,
отвечает
неуверенно,
подолгу
задумывается;
с
помощью
наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки
объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению
связей и зависимостей.
Результаты диагностики ( начало и конец учебного года)
Имя
ребен-
ка
Уровень сформированности начал экологической культуры
Результат
диагностики
животные
растения
человек
нежив.прир.
балл
уровни
балл
уровни
балл
уровни
балл
уровни
балл
уровни
Уровни сформированности основ экологической культуры детей 5-6 лет.
УРОВНИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
УМЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ
НИЗКИЙ
Ребенок различает и называет большое число
животных
и
растений,
вычленяет
их
особенности.
Знает некоторые их потребности (во влаге, в
Т р у д о в ы е
п р о ц е с с ы
в ы п о л н я е т
н е
самостоятельно,
качество
труда низкое.
27
пище).
Понимает состояние объекта по отдельным
характеристикам и признакам.
В выделении общих признаков испытывает
затруднения.
П р оя в л е н и е
г у м а н н о г о
отношения ситуативное.
Познавательное
отношение
не устойчиво.
СРЕДНИЙ
Ребенок различает большое число объектов
п р и р о д ы ,
в ы ч л е н я е т
х а р а к т е р н ы е
особенности и под руководством педагога –
существенные признаки.
Знает признаки живого.
Устанавливает частные и некоторые общие
связи.
Умеет
сравнивать
объекты
по
признакам
различия и сходства.
Использует известные способы наблюдения
для познания закономерностей природы.
Недостаточно овладел общими понятиями и
связями.
Т р у д о в ы е
п р о ц е с с ы
выполняет
самостоятельно,
д о с т и г а е т
х о р о ш и х
результатов.
К
проявлениям
негативного
о т н о ш е н и я
в
п р и р о д е
д р у г и м и
д е т ь м и
ч а щ е
пассивен.
ВЫСОКИЙ
Ребенок
знает
основные
признаки
живого,
устанавливает
связи
между
состоянием
живых
существ,
средой
обитания
и
соответствием условий потребностям.
Владеет
предметными
понятиями
в
соответствии
с
программой,
устанавливает
под руководством педагога и самостоятельно
частные и общие связи.
Пользуется
наблюдением
для
познания
природы.
Моделирует признаки объектов и связей.
В л а д е е т
т р у д о в ы м и
умениями, достигая хороших
результатов.
Бережно заботливо, гуманно
относится
к
природе,
не
терпим
к
другим
детям
и
в з р о с л ы м
в
с л у ч а е
нарушения
ими
п р а в и л
общения с природой.
Готов
оказать
помощь
в
случае необходимости.
Познавательное отношение –
устойчиво.
Информационно - методическое обеспечение программы
1.Список средств обучения
1. Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- интерактивная доска,
- ноутбук;
-фотоаппарат
Обучающие видеофильмы, фонотека:
2. Электронные материалы:
Компьютерная программа «Мир природы»
« Организация работы в летний период» № 2 2010г ( серия:
28
методическая поддержка)
« Организация различных видов деятельности детей в среде ДОУ» №4
2012г ( серия: методическая поддержка)
«Времена года» стихи русских поэтов о природе)
«Предметно- пространственная среда детского сада» ( приложение ж-ла
« Обруч» , 2012г)
« Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
« Проекты детского сада : образование для устойчивого развития» (
приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
«По пути к празднику» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
«Тематические дни» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
« Во саду ли, в огороде: игры , опыты, творчество» приложение ж-ла «
Обруч» , 2012г)
«Песочные фантазии» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)
« Природа и фантазия» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
« Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла « Обруч»
, 2011г)
« Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
« Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
« Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
« Комплексные занятия ( Издательство « Учитель»)
«История о зверятах» ( ООО КОМ-Медия)
«Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)
« Секреты природы» (приложение ж-ла « Обруч» , 2010г)
« Забайкалье экзотическое» ( Творческая группа « Московский тракт»,
ГТРК Чита)
«Национальная география» :№ 1,3,6(научно-публицистические
видеоматериалы)
« Азбука безопасности на дороге» ( творческое объединение « Маски»)
39
29
«Уроки осторожности» ( творческое объединение « Маски»)
« Уроки живой природы, № 1» ( творческое объединение « Маски»)
«Уроки живой природы, № 2» ( творческое объединение « Маски»)
«Подводная фантазия» ( подводные съѐмки)
« География для самых маленьких» ( ООО «БЕРГ САУНД»)
« Твои первые животные» ( ООО «БЕРГ САУНД»)
« Неделя здоровья» (видео природы по временам года)
«Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)
« Земля» » (BBC :Живая природа)
« Природоведение для самых маленьких» (ООО « Топ-индастри»)
3. Учебно-наглядные пособия:
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли»,
«Движение Земли вокруг Солнца»
- Макеты: «Берѐзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно»,
«Коралловые рифы»
- Демонстрационные картины и динамические модели
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые
- Карты: мира, полушарий, России, Забайкальского края
- Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс»
- Наборное полотно: «Красная книга»
- Мобильное полотно «Кто живѐт в реке?»
- Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам»,
«Тундра», «Лесостепи», «Если хочешь быть здоров», «Правила ухода за
зубами»,
«Как сберечь зрение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения»
- Календари природы (настенный, настольный)
- Модели «ТРИЗ», «Домашние животные», «Дикие животные», «Что
необходимо
растениям», «Уход за комнатными растениями» и др.
30
- Дидактические игры по ознакомлению детей с природой
- Глобус
4. Оборудование и материалы.
- Инвентарь по уходу за живыми объектами
- Стол с ѐмкостями для воды и песка (живой песок)
- Палатка, костѐр, рюкзаки
- Оборудование для игры «Собираемся в поход»
- Магнитная доска с магнитами
- Фланелеграф
- Сюжетные игрушки
- Кормушка с изображениями птиц на подставках
- Дощечки для рисования мелом
40
- Сигнальные карточки
- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.)
- Волшебная палочка
- Перфокарты
- Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы,
микроскопы, магниты
- Колбы, ѐмкости
- Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды,
спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки
Информационно- методическое обеспечение программы
1Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
31
2.Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе
обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии. – Москва, 1981г.
3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.
4.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная
технология экологического образования дошкольников. // дошкольная
педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.
5.Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по
экологическому образованию в ДОУ. // Управление ДОУ. 2005. № 2, стр.67.
6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.
ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
7.Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. –
Ярославль: «Академия развития», 1996.
8.Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и
ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
9.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10.
Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического
образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
11.
Лучич М.В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских
садов. - М.: «Просвещение», 1973.
12.
Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск,
1996.
13.
Николаева С.Н.Воспитание начал экологической культуры в
дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы
детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
14.
Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического
воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
32
15.
Ривина Е.К. Особенности занятий по ознакомлению детей с
окружающим миром. // Детский сад от А до Я. 2006. № 2, стр. 27.
16.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд.
Дом «Карапуз», 2001.
17.
Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево». //
Дошкольное воспитание. 2002. № 3, стр. 38.
18.
Рыжова Н. Песок, глина, камни. // Дошкольное воспитание. 2003. №
10, 11
19.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. // газета
«Дошкольное образование» 2004. №№ 14-21.
20.
Савенков А.И. Эксперимент в образовательном учреждении. //
Детский сад от А до Я. 2006. № 3. стр.4
21.
Соломенникова О. Диагностика экологических знаний
дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004. № 7, стр. 21.
22.
Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учеб. метод. пособие для
воспитателей дошк. образоват. учреждений /В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич. –
М.: Просвещение, 2002.
23.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.:
Прометей; Книголюб, 2003.
33
34
35