Напоминание

Аукцион знаний "Творчество В.И.Сурикова"


Авторы: Юшкова Елена Адексеевна, Юшкова Елена Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Можга, Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Аукцион знаний "Творчество В.И.Сурикова"
Раздел: полное образование





Назад




«Аукцион знаний»

Василий Иванович Суриков

(24 янв.1848 -6 марта 1916)

Известный художник, мастер

исторического жанра

Разработала: Юшкова Е.А,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ № 5»

Игра «Аукцион знаний» по Сурикову В.И

для учащихся 7-х классов

Цель: изучение творчества В.И. Сурикова через игру-аукцион в разных

видах познавательной и художественной деятельности.

Задачи

Закрепить знания об основных картинах Василия Ивановича Сурикова

через просмотр и обсуждение презентации.

Воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к

наследию сибирского художника Василия Сурикова, вызвать у детей

чувство гордости за великого сибиряка.

Взаимодействовать в команде.

Используемые методы:

словесные: беседа-диалог, игровое общение;

наглядные: использование фотографий, репродукций, рисунков,

иллюстраций;

практический: игровые задания по командам, художественное

творчество.

Оборудование, материалы:

ноутбук, экран, проектор или телевизор;

презентация В. И. Сурикова;

Форма проведения: игра-путешествие.

Место проведения: школьный кабинет

План проведения мероприятия:

1.

Игра – путешествие .Аукцион знаний «Творчество В.И.Сурикова»

2.

Рефлексия «Синквейн»

Ведущий (ведущая). Далеко не у всех художников творчество составляет

такое единство, такой нерасторжимый сплав с их внутренним миром, с

их личностью, как у В.И. Сурикова. Всё, что создано Суриковым на

протяжении долгой жизни, начиная от первых ученических работ и

кончая последними эскизами, которым не пришлось стать картинами,

несёт в себе черты глубокой целеустремленности. Его творчество,

сложное, богатое поисками, никогда не стояло на месте; не было у

художника произведений, которые оказались бы случайными, выходили

бы из проложенного им русла искусства.

Суриков никогда не изменял своему художническому «я».

Даже не осведомлённый в искусстве человек, увидев работы Сурикова,

найдёт общее, что объединяет их.

Мы собрались сегодня с Вами на «Аукцион знаний».

Все вопросы, которые будут заданы, связаны с биографией и

творчеством В.И. Сурикова.

Представляю вам игроков……………. Поприветствуем их!

Все участники игры перед вами. Давайте познакомимся с правилами

игры.

- На продажу выставлены поистине бесценные вещи, купить которые

сможет любая команда в обмен на знания по изобразительному

искусству. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная

работа в команде. Обязательное условие – выслушивание задания до

конца.

Так же у вас группе будет каждый задействован:

Секундант, который будет следить за временем;

Бригадир - командир, который будет вести ваш банк, так же будет писать

ответы;

Мотиватор – это бодрила, который будет подгонять свою команду.

Прослушайте правила «Аукциона знаний».

1.

Каждая команда будет зарабатывать таланты, где в конце

аукциона сможет их обменять на подарки.

2.

На экране выставляются задачи, то есть ячейки (разного уровня

сложности). Начинать мы будем с первой ячейки. Стартовая цена

всех этапов – 1 талант за каждый вопрос.

3.

Участвуют все одновременно

Но прежде чем мы начнем, каждая команда должна внести залог, доказав

свою способность участвовать в аукционе. Каждая команда

предоставляет залог – домашнее задание. Где, может получить таланты.

Домашнее задание

Время: 2-3 минуты.

1) Название команды, если есть оценивается 3 таланта

2)Визитка:

-творческий подход (связано с творчеством В.И. Суриковым) -

оценивается 1-3 талантов,

-эмоциональная выразительность, 1-3 талантов

-художественное оформление (костюм, декорации), 1-3 талантов,

-время (2-3 мин.), 1-3 талантов

Итого:15 талантов

Время 15 минут.

1- тур Слайд 2

Участникам на экран выводится вопросы.

А дети в своих командах отвечают на вопросы на листочках.

Помощники, после каждого тура предоставляют жюри ответы.

После всего тура проходит проверка ответов. Во время проверки жюри

подсчитывает таланты за правильные ответы, оглашает, сколько

команды заработали таланты .

Вопросы на экране. (На каждый вопрос дается 1 минута, в общем 10

вопросов -10 минут)

1.В каком году родился В.И. Суриков

А. 1748

Б.1848

В. 1846

2.В каком художественном направлении работал Суриков?

А. Классицизм

Б. Романтизм

В. Реализм

3. В каком жанре работал Суриков?

А. Натюрморт

Б. Пейзаж

В. Историческая живопись

4. Из какого рода происходил Суриков?

А. Из дворянского

Б. Из купеческого

В. Из казацкого

5.Какой город больше всего любил Суриков и каждое лето старался туда

вернуться?

А. Москву

Б. Красноярск

В. Париж

6. К какой эпохе относится картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»?

А. Ивана Грозного

Б. Петра

В. Екатерины Великой

7.После написания, какой картины у Сурикова, наконец, появились

деньги на заграничную поездку?

А. Меньшиков в Березове

Б. Боярыня Морозова

В. Утро стрелецкой казни

8. Кто был первым учителем Сурикова, по рисованию?

А. П.П.Чистяков

Б. Н.В.Гребнев

В. И.И.Шишкин

Г. П.А.Федотов

9.В каком городе Суриков создает полотно «Взятие снежного городка»?

А. В Петербурге

Б. В Красноярске

В. В Вологде

10.Какая картина Сурикова была приобретена императором?

А. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

Б. Переход Суворова через Альпы

В. Степан Разин

Итого: 10 талантов

Время: 10 минут

II тур.

Итак, вам необходимо разгадать кроссворд и определить ключевое слово.

За каждый правильный ответ, вписанный в кроссворд (в этом задании)

вы получите по 1 таланту.

Помощники собирают ответы.

После учитель, совместно с детьми проверяют кроссворд, а жюри

подсчитывают, сколько талантов заработала каждая команда

(дается 5- 7 минут) .Итого : 8 талантов

е

т

с

и

ч

о

и

р

к

и

й

с

и

р

у

н

о

к

а

м

и

н

а

к

н

я

ж

й

с

у

д

в

ц

т

ф

р

е

к

а

и

о

п

з

м

тор

о

к

о

л

ш

о

ь

б

а

д

а

м

ар

с

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

изображение на плоскости, созданное средствами графики.

(рисунок)

2.

Морской пейзаж (марина)

3.

Напишите название картины (княжий суд)

4.

Основной язык живописи (цвет)

5.

Живопись по сырой штукатурке

(пример работы Сурикова, изображающие « Четыре Вселенских

собора».

Московского храма Христа Спасителя.)

6.

Как называли Сурикова в Академии (композитором)

7.

Напишите название картины (большой маскарад)

Ключевое слово: исторический

Ведущая: Давайте, мы с вами сейчас проверим наш кроссворд, и ответы

вы можете увидеть на экране.

Какое же ключевое слово у вас получилось?

исторический жанр. Верно!

А что это за жанр?

- Один из важнейших в изобразительном искусстве, который объединяет

произведения, запечатляющие исторические события, героев прошлого.

Кто из художников является ярким представителем этого жанра

- Правильно, это Василий Иванович Суриков

III тур.

Перед вами набор букв. Из них надо составить слово, имеющее

отношение к Василию Ивановичу Сурикову. Каждая буква может быть

использована столько раз, сколько раз она повторяется в наборе.

На этот тур дается 5 минут.

После происходит проверка, вопросы и ответы на экране, где вместе с

командами вспоминаем, как были связаны эти слова в жизни

к В. И. Сурикову.

Пока проходит проверка жюри подсчитывают сколько каждая команда

заработала талантов.

1.СРВПКОИАКЖУЯСШНР

Ответ: Задумано слово «Красноярск».

Родился в городе Красноярск в Казачьей семье.

2. ПАДЖЯКИМАРЕ

Ответ: Задумано слово «Академия».

Что же было связано с академией у В.И. Сурикова?

В семье губернатора частым гостем был местный золотопромышленник

Кузнецов П. И. увидев недюжинный талант молодого мастера, решил

материально посодействовать желанию юноши поступить учиться в

академию художеств в Санкт Петербурге, куда он поступил не сразу,

провалив экзамен по рисованию с гипса, это конечно была первая

неудача.

3.ПВЕШЕЖДИХИКРН

Ответ: Задумано слово «Передвижник»

4.ПЧУЛИРЕИЩ

Ответ. Задумано слово «Училище»

1.

В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское

приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его

учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с

красками, отдельно занимаясь с ним, рассказывал и показывал

многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах

живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего

развития Сурикова.

2.

училище рисования союза поощрения художников, где усиленно

работает над собой в рисунке и других направлениях, через три

месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно

проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г.

После того, как дети поработали командой, идет проверка. Где

учитель совместно вспоминает, что же было связано с этими словами.

Итого: 4 таланта.

Время 5 минут

IV тур.

Не сомневаюсь, что вы хорошо подготовились к сегодняшней игре. Что

вы хорошо изучили биографию и творчество В.И. Сурикова.

Давайте будем дальше проверять ваши знания.

Перед вами репродукции картин.

Вопрос 1. Назовите «лишнюю» репродукцию. (Дается 1-2 минуты, на

каждую репродукцию.

Во время проверки, жюри подсчитывает таланты.

Ответ. № 1. Автор этой картины Шишкин Иван Иванович

«Сосновый бор».(1872г.)

№ 1 № 2

№ 3 № 4

Вопрос 2. Перед вами иллюстрации картины В.И. Сурикова. (На

каждую картину дается 1 минута, в общем 6 минут).

Жюри подчитывает во время проверки ответов.

После проверки, идет беседа с детьми по картинам (№ 3,№ 4,№ 5), с

остальными картинами знакомятся в 4 вопросе.

Дайте полное название.

№1. «Взятие снежного городка»; №2. «Утро стрелецкой казни»;

№ 3. «Боярыня Морозова»; № 4. «Меншиков в Берёзове».

№ 5 Переход Суворова через Альпы № 6

Покорение Сибири Ермаком

№ 3. «Боярыня Морозова»;

Раскол... Вот смысл, идея, сюжет великой картины.

Долго не мог найти

Суриков "лицо" боярыни Морозовой. Редко встречаются в жизни такие

лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года

работал художник над своей самой гениальной картиной. Сотни этюдов,

тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски.

Результат принес мастеру бессмертие.

Несомненно, работа посвящена великой бунтарке, непокорной боярыне,

родственнице самого царя. Лицо героини мертвецки бледно, руки

бескровны. Отчаянный жест перед иконой Богородицы - последняя

попытка отстоять "старую" веру.

№ 4. «Меншиков в Берёзове».

Меньшиков в Березове Суриков В. написал в 1883 году. Произведение

известного живописца насыщено глубоким трагизмом и

проницательностью.

Главным действующим лицом картины является всемогущий соратник

Петра Великого, властный генералиссимус и полководец Князь

Александр Меньшиков.

Известные события, развернувшиеся в то время. В Санкт Петербурге

после смерти Петра Первого а в последствии и Екатерины Первой,

оказались для Меньшикова очень плачевными. Временно став главным

властителем России он перевез юного Петра Второго в свое имение,

решив заочно обручить юного царя со своей дочерью. Все это

соответственно не могло нравиться боярскому окружению, которое

быстро состряпало ряд интриг положительно повлиявших на молодого

царя.

В результате Князя Меньшикова арестовали, лишив всяческих

заслуженных им наград и сослали с семьей в ссылку в город Березов.

Сюжет картины Меньшиков в Березове находится в небогатой с

невысокими потолками избе во время ссылки, Князь окружен детьми в

глазах, которых нет света радости, а только печаль.

Мастерски передано художником позы, жесты и переживания героев

исторического произведения. Сегодня картина Сурикова Меньшиков в

Березове находится в Государственной Третьяковской галерее.

№ 5 Переход Суворова через Альпы

На полотне представлен один из наиболее значительных подвигов

русских солдат во главе с известным русским полководцем Александром

Суворовым. Здесь ясно видна та никем неразгаданная молодецкая удаль.

Суриков прекрасно передал атмосферу этого героического перехода, с

большим талантом и любовью создал образы этих воинов и самого

полководца, их движения и эмоции.

Поражает то, с какой точностью и скрупулезностью написаны фигуры

воинов, а также сама оригинальная композиция этого произведения.

Солдаты скользят в пропасть, их подбадривает командир. Его

небольшая седовласая фигура заметна не сразу, а лишь по взглядам

солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца.

Фельдмаршал спокоен, и этим художник подчеркивает контраст с

поведением его коня, который напуган разверзнувшийся перед ним

пропастью.

Ведущая: Вы знаете, что Суриков работал в историческом жанре. Но у

художника есть работы и в жанре портрета.

Вопрос 3

Какой из портретов является автопортретом В.И.Сурикова?

Ответ: №2 Автопортрет Сурикова.

ВРЕМЯ 1-2 МИНУТЫ

Жюри проверяет ответы во время проверки ответов.

№ 1 Куинджи №2 Суриков № 3 Тропинин

№ 4 Кустодиев № 5 Шишкин № 6 Леонардо да Винчи

№ 1 Архип Иванович Куинджи

№ 2 Василий Иванович Суриков

№ 3 Василий Андреевич Тропинин

№ 4

Борис Михайлович Кустодиев

№ 5 Иван Иванович Шишкин

№ 6 Леонардо да Винчи

Вопрос 4

№ 1 № 2

№ 3.

Вопрос 4. А сейчас перед вами три исторических полотна В.И. Сурикова.

Вспомните название картины и какому историческому моменту она

посвящена.

Время: 2-3 минут.

Ответ: №1 - «Ермак».

Жюри проверяет ответы во время проверки ответов.

№ 1. Покорение Сибири Ермаком

В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать

непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством

хана Кучума.

Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны

готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс

враждующего народа.

В этой битве Ермак придумал план победы, и надеялся, что он обязательно

сработает ведь казаков по численности было намного меньше и только

великой хитростью атамана можно было предрешить исход событий

данной битвы. Собственно все так и вышло Ермак вошел в историю

России, как победитель и покоритель необъятной Сибири.

№ 2. «Взятие снежного городка»;

Взятие снежного городка обычно праздновался на шестой день масленицы.

Как правило, группа крестьян, состоявшая из крепких мужичков строила на

полях, на реках в окрестностях сел из снега городки с воротами и башнями,

потом состав крестьян разделялся на защитников и нападающих желавших

взять только, что построенный городок силой, то есть разрушить его.

В картине Взятие снежного городка Суриков в центральном плане картины

изобразил в стремительно быстром порыве смелого мужичка на коне

разрушающего защищаемую другими крестьянами снежную стену городка,

от которой вовсе стороны летят снежные ошметки.2 - «Взятие снежного

городка».

№3 - «Утро стрелецкой казни».

Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. В этой

исторической картине художник проявил себя, как великолепный мастер

крупно-масштабного композиционного решения.

В картине Утро стрелецкой казни Суриков показал народные массы русских

людей их переживания в момент раннего утра, устроенную Петром Первым в

1698 году.

События картины происходят в Москве на Красной площади. Главная идея в

написании картины показать зрителю не само действия казни, а

предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов так и их

родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их

близких неминуема.

Вопрос 5

Кого из перечисленных людей изображал Суриков в своих работах?

Выберете правильный ответ и дайте название картинам.

Время: 2-3 минуты.

Жюри проверяет ответы во время проверки ответов.

№1 Екатерина II ,

№ 2 Иван Грозный,

№ 3 Пётр I,

№ 4 А.В. Суворов

Ответ: №3 - Петр I, в картине «Утро стрелецкой казни».

№4 - А.В. Суворов, «Переход Суворова через Альпы».

V тур

Задание: По описанию дать название картины.

1.

Окладистая борода, давно нестриженые волосы, прохудившиеся

порты, светлая рубаха, подпоясанная ремешком. На лице старика

тревога. Погибающие ростки капусты.

Ответ: «Старик-огородник»

2.Рыжеватые волосы, белое тело, пухлые губы, глубокие глаза,

полная грудь - все в представленной модели привлекает

художника, он откровенно любуется своей героиней, воплощающей

в себе идеал

Ответ: Сибирячка

3.

Объем и особое ощущение прохлады подчеркивает слабое, бледное

сияние ослепительно белой полной луны и пронзительный

искусственный свет фонарей вдоль проспекта.

Ответ: « Вечер в Петербурге»

Жюри проверяет ответы во время проверки ответов.

И оглашает сколько заработали за домашнее задание.

Подведение итогов: жюри подсчитывает таланты, а с детьми проходит

рефлексия «Синквейн»

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4-х слов

1 существительное

В конце всего происходит аукцион. Дети на заработанные таланты

приобретают подарки.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники