Автор: Матюхина Жанна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Населённый пункт: Липецкая область, Лебедянский район, с.Мокрое Наименование материала: Конспект Тема: "Москва-столица нашей Родины" Раздел: дошкольное образование
(Для подготовительной группы детей дошкольного возраста )
Липецкая область
Лебедянский район
МБДОУ д/с с. Мокрое
Подготовила и провела
Воспитатель: Ж.И. Матюхина
Цель : дать представление о том, что Москва самый большой город в нашей стране, подвести к
пониманию того, что такое главный город, столица.
Задачи: познакомить с историческим прошлым Москвы;
развивать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, вызывать чувство восхищения и
гордости красотой столицы России - Москвой;
воспитывать любовь к истории Москвы-столицы нашей Родины.
Оформление : пословицы, поговорки, иллюстрации, фотографии г. Москвы, изображение герба,
флага.
Музыкальный ряд : песня «Я шагаю по Москве», ГИМН РФ.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие детей
Вопрос - ответ.
Воспитатель. - Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
-Страна - это что? (Это леса, моря, горы, поля, города, сёла, деревни. Это место, где родились мы
и наши родные. Это наша родина Россия).
- Какие города России вы знаете? (Липецк, Лебедянь и др.)
-Да, городов в России много, а какой самый главный город в России? (Москва)
2. Метод беседа.
Воспитатель. –Москва! Найдём, дети Москву на глобусе. Это самый большой город России. В
нём живёт более 8 млн. человек. Москве 850 лет. Её основал Юрий Долгорукий.
Воспитатель организует выставку картин «Я шагаю по Москве». Иллюстрации и
фотографии о Москве. Кремль. Красная площадь. Дом правительства. Останкинский
телецентр. Стадион в Лужниках.
-В Москве много заводов и фабрик. Знаменитая фабрика по изготовлению конфет и шоколада
« Красный Октябрь». Обратите внимание на фотографию с изображением Кремлёвской стены: на
зубцы и башни. На Спасскую башню, на самые большие часы- по ним мы сверяем наше время.
-В Москве много учебных заведений: университеты, институты. Академии, где учатся студенты не
только России, а всего мира.
3.Физкультминутка под песню «Я шагаю по Москве» (Дети шагают, выполняют ОРУ)
4. Воспитатель продолжает беседу. – Мы дошагали до Большого театра, а вот и Малый театр, а
ещё есть кукольный театр имени С.В. Образцова.
-В Москве много памятников знаменитым людям , которые жили в этом городе: А.С. Пушкину,
В.В. Маяковскому, П.И. Чайковскому.
-В Москве много улиц и площадей. По улицам мчатся автомобили разных марок, автобусы,
троллейбусы, трамваи, такси. Но самое интересное -метро, подземная дорога, имеющая много
светлых и просторных станций. На метро можно быстро добраться до любой точки города.
-Ребята, понравилась Вам Москва? (Да, Москва большая, красивая и т.д).
-А хотите узнать историю Москвы? (Да).
5.Воспитатель рассказывает историю Москвы.
-Когда-то давным –давно наша страна представляла собой крепость. Эта крепость состояла из
больших стен и угловых башен. Башни были высокие, а стены крепкие, они защищали город от
врагов. Вот такой крепостью в нашей стране была Москва. Она называлась московским
княжеством. Потом строились другие крепости, вырастали другие княжества. И чтобы было лучше
защищаться от врагов , эти княжества объединялись вокруг Москвы, Московского княжества.
Таким образом Москва стала столицей нашего государства.
Москва стала любимым городом россиян. Её дома, памятники, дворцы, соборы строили самые
лучшие архитекторы и расписывали лучшие художники страны. В музеях и галереях хранятся
сокровища русских мастеров. Со всех концов страны едут полюбоваться этим красивым городом.
Народ издавна о Москве слагал песни, былины, сказки, пословицы и поговорки. Её называли
«
ДОРОГАЯ СТОЛИЦА», «ЗОЛОТАЯ МОСКВА», «МАТУШКА-МОСКВА», «МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ», МОСКВА
ЗЛАТОГЛАВАЯ», «СЕРДЦЕ НАШЕЙ РОДИНЫ».
-Дети. Послушайте песню И.Дунаевского на сл. М. Лисянского «Моя Москва».
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопе, в тайге…
-А теперь послушайте поговорки о Москве:
Москва всем городам – мать.
Москвой -столицей народ гордится.
Кто в Москве не бывал - красоты не видал.
За Москву –мать не страшно умирать.
6.Физкультминутка
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки
По команде - раз!
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде –два!
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
7. Беседа о президенте, нашем правительстве, символике нашего государства.
Воспитатель. - А какая Москва сегодня? В Москве работает правительство. Президент В.В. Путин
вместе с Думой решают государственные вопросы, утверждают законы, следят за правопорядком в
стране.
-В Москве много аэропортов, вокзалов.
- История Москвы, многовековые традиции отражаются в гербе Москвы.
- Дети, кто знает, то такое герб? (ответы детей).
Герб-это знак. Давайте, посмотрим , что он обозначает? Герб появился очень давно. Об этом
говорит одежда всадника. Так воины одевались в древние времена. Этот всадник похож на
богатырей, которых изобразил на своей картине «Три богатыря» В.Васнецов.
- Русскому народу приходилось бороться с различными врагами, и поэтому на гербе изображён
воин.
-Дети, а что вы ещё видите не гербе ? (Змея)
-Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)
-Так русский народ изобразил врага-страшного и злого. Русский воин убивает копьём змея, а конь
топчет его копытами. Всадник на коне- Георгий Победоносец. Когда воины уходили сражаться,
люди запирались в церкви и молились Георгию Победоносцу о победе над врагом. Люди верили в
то, что Георгий Победоносец был защитником от вражеского нападения.
У каждого народа есть не только свой герб, но и гимн.
Гимн- это торжественная песня, которая звучит на телевидении, на спортивный соревнованиях
при открытии и закрытии сезона , торжественных линейках, праздниках..
- Завершаем нашу беседу прослушиванием торжественного гимна России.
8.Рефлексия
- Дети, вам понравилось наше занятие? (ДА)
-О каком городе мы вели беседу? ( О Москве)
-Кто из вас бывал в Москве ? (Ответы детей)
-Что интересного видели? (Ответы детей)
-Что запомнили? (Ответы детей)
–Ребята, Вы МОЛОДЦЫ!
Задание на дом. Творческая работа : изобразить рисунок совместно с родителями на тему:
« Красную площадь в Москве».
Занятие закончено. До свидания!