Напоминание

Психологическая и методическая поддержка педагогов центра.


Авторы: Коханова Светлана Константиновна, Филиппова Валентина Валериевна
Должность: Заместитель директора по социальной и воспитательной работе,старший воспитатель.
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическая и методическая поддержка педагогов центра.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая поддержка педагогов

дошкольного образовательного учреждения

1. Проблема профессиональной деформации. Основные направления

работы по преодолению синдрома «эмоционального выгорания».

2. Методы психологической диагностики личностных качеств и

эмоциональной сферы педагогов.

3. Организация работы по преодолению синдрома «эмоционального

выгорания».

Проблема профессиональной деформации.

Основные направления работы по преодолению

синдрома «эмоционального выгорания».

Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное

влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования

доказывают, что для значительного числа педагогов характерны

эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности,

напряженность. По мнению Е. С. Асмаковец, отрицательно окрашенные

психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и

обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с

воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и

закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных

черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую

напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так

называемый «эффект эмоционального сгорания» (термин появился в

середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Эмоциональное сгорание – это состояние изнеможения, ощущение

собственной бесполезности, дегуманизация, деперсонализация, негативное

самовосприятие в профессиональном плане. По определению Н.Е.

Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая

вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней

интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации,

происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Е. Махер (1983г.) разработал симптомокомплекс качеств, характеризующих

состояние и поведение человека, подверженного синдрому «эмоционального

выгорания»:

§ Усталость, утомление, истощение, бессонница;

§ Негативное отношение к собеседнику;

§ Негативное отношение к работе;

§ Скудность репертуара рабочих действий;

§ Злоупотребление табаком, кофе, алкоголем;

§ Отсутствие аппетита или переедание;

§ Негативная «Я-концепция»;

§ Агрессивные чувства;

§ Тревожность, раздражительность;

§ Упаднические настроения и связанные с этим эмоции: цинизм,

пессимизм, апатия, депрессия;

§ Переживание чувства вины.

Определенные личностные характеристики могут являться дополнительными

факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Это

внутренние предпосылки. Перечислим их.

1. Сниженное чувство собственного достоинства. Для этих людей

стрессогенными являются ситуации социального сравнения, что внешне

может проявляться как неудовлетворенность своим статусом, плохо

скрываемое раздражение в адрес более успешных людей.

Сниженное самоуважение приводит к появлению трудоголизма, высокой

мотивации успеха вплоть до перфекционизма (быть лучше всех всегда и во

всем). Поэтому любое снижение результатов труда может вызвать

неадекватную реакцию: уход в себя, депрессия, агрессивные вспышки.

2. Склонность к интроверсии, направленность интересов на свой

внутренний мир. Внешне может проявляться как эмоциональная закрытость,

формализация контактов. Любая ситуация, предполагающая взятие на себя

другой роли, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии. Эти люди с

трудом перестраивают жизненные планы, поведенческие стереотипы,

поэтому редко могут самостоятельно справиться с проблемой

эмоционального выгорания.

В результате велик риск наступления следующего этапа развития

профессиональной дезадаптации - психосоматических заболеваний.

Также следует отметить, что только внутренних предпосылок бывает

недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. Сюда должны

подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социо-

культурными условиями общества. В организации можно выделить три

существенных момента:

1. Неэффективный стиль руководства. «Мужской» стиль руководства не

может обеспечить людям необходимую эмоциональную поддержку.

«Женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку

нечеткие, неопределенные требования ставят под угрозу стремление все

делать лучше всех.

2. Работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут

стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к

эмоциональной и физической перегрузке.

3. Отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы

оказать поддержку.

Влияние социо-культурных факторов также играет важную роль. Уровень

эмоционального выгорания всегда повышается в условиях социально-

экономической нестабильности. Действительно, современные условия

выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного

программирования (особенно часто встречается в рекламных акциях

(например, реклама лекарств)).

Реорганизующее влияние на личность наблюдается в любой профессии. Но

не всегда это влияние носит позитивный характер. Индивидуальный стиль

профессиональной деятельности, условия труда, само отношение личности к

объекту своей деятельности накладывают отпечаток на всю структуру

личности. Поэтому так легко узнать представителей той или иной профессии,

особенно педагогов, которые даже в неформальной обстановке выдерживают

повелительный тон, авторитарны, малоэмоциональны и безапелляционны в

отношении окружающих. Это свидетельствует о профессиональной

ригидности, утере способности изменять свой стиль поведения, что

демонстрирует наличие «профессиональной деформации».

У педагогов деформированность личности профдеятельностью может

проявляться на четырех уровнях (Е.И. Рогов):

1. Деформации общепедагогические, характерные для всех лиц,

занимающихся педагогической деятельностью (назидательность,

самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и т.п.).

2. Типологические деформации, вызванные слиянием личностных

особенностей и структурами строения педагогической деятельности

(коммуникатор, организатор, просветитель, предметник).

3. Специфические деформации (предметные) обусловлены

спецификой работы педагога.

4. Индивидуальные деформации, определяющиеся изменениями, которые

происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом

педагогической деятельности, что обусловлено личностной направленностью

педагога.

Таким образом, профессиональная деформация в любой профессии – это

нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в

эмоционально-волевой сфере.

Стратегии помощи.

Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать

информирование их о существовании проблемы профессиональной

дезадаптации и эмоционального выгорания.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего

страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха.

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения.

Г.А.Широкова рекомендует следующие направления в работе по

преодолению синдрома «эмоционального выгорания».

1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного

самочувствия воспитателей:

- снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции

эмоциональных состояний;

- формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

При организации работы с педагогами следует учитывать влияние

педагогического стажа. В таблице представлены эффективные формы

взаимодействия педагога и психолога в зависимости от педагогического

стажа воспитателя.

Влияние педагогического стажа

на формирование профессиональной позиции педагога.

Стаж в

годах

Характеристика профессиональной

деятельности

Формы взаимодействия психолога

и педагога

1-5

Преобладание знаний над

умениями;

Концентрация на собственных

возможностях;

Склонность к самоизменениям

Открытость новому;

Профессиональный поиск;

Преобладание дисциплинарных

мер воздействия на детей,

неустойчивость в оценках.

Эмоциональная поддержка

Развитие уверенности в своих

силах;

Акцент на достижениях

6-10

Формирование устойчивой

профессиональной позиции;

Расширение и совершенствование

методов обучения и воспитания;

Повышение значимости

профессии

Помощь в осознании

ограничений;

Расширение позитивных

возможностей.

11-15

Осознание противоречий между

имеющимися возможностями и

желанием профессиональных

изменений;

Привлечение к наставнической

и проектной деятельности;

Помощь в рефлексии

достижений;

Возникновение стереотипов в

работе, расширение

коммуникативных умений.

Расширение возможностей к

восприятию инноваций;

Привлечение к

экспериментальной деятельности.

16-20

Кризис самосознания, между «Я –

реальным» и «Я – идеальным»;

Возможное снижение

профессионализма и формирование

устойчивых механизмов защиты;

Рост увлеченности работой.

Привлечение к наставнической

деятельности;

Помощь в обобщении опыта

работы и его распространения

среди коллег для повышения

самооценки педагога.

21-25

Наибольшая увлеченность

работой;

Сформированность

профессионально значимых

качеств;

Критичность и

настороженность во

взаимодействии с другими

специалистами.

Опора на авторитет педагога;

Привлечение к наставнической

деятельности.

Более 25

Возникновение синдрома

«эмоционального выгорания»;

Психоэмоциональное

напряжение.

Помощь в анализе достижений

Методы психологической диагностики личностных качеств и

эмоциональной сферы педагогов.

При организации психологической диагностики личностных качеств и

эмоциональной сферы педагогов можно использовать следующие методы.

§

Наблюдение за деятельностью воспитателя.

§

Беседа.

§

Тестирование.

§

Анкетирование.

§

Социометрия.

Рассмотрим конкретные методики.

1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных

учреждений (Автор В.В.Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

2. Анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости

педагогов)

3. Тест на определение уровня стрессоустойчивости.

4. Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»

5. Методика по определению способа решения жизненных проблем.

6. Опросник Плутчика-Келлермана- Конте (доминирующее поведение в

жизненных ситуациях).

7. Тест САН (самочувствие, активность, настроение).

8. Шкала депрессии.

9. Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).

10. Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка).

11. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).

Организация работы по преодолению синдрома «эмоционального

выгорания».

Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать

информирование их о том, что проблема профессиональной дезадаптации и

эмоционального выгорания существует и вызвана объективными причинами

– работой в сфере «человек – человек». При таком сообщении нужно

ограничиться упоминанием только тех симптомов, которые не будут

выглядеть угрожающими. Тогда педагоги воспримут это сообщение с

радостью, вызванной тем, что их поняли. Также необходимо сообщить о том,

что «синдром сгорания» представляется в виде изменений в состоянии и

личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его

работе. Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону.

Симптомы «сгорания» выступают как внешние проявления некоторых

естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им

должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам,

идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу

коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и

осознанным. В какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему

узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает

отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и

своей деятельности. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания»

состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне

в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже

позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими

словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним

происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить

профессию или каким-то образом постараться скорректировать проявления

синдрома. Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания

можно организовать в виде тренингового занятия.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего

страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. В качестве

подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального

благополучия и психосоматики

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения.

Подойдет метод публичного поощрения педагогов, например, создание

стенда с названием «Вам говорим «спасибо». Важна работа по сплочению

коллектива (участие в спортивном празднике, совместная поездка,

празднование дней рождения).

Когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам опять

можно включаться и предлагать педагогам участие в тренингах, основное

содержание которых должны составлять упражнения на «поглаживания».

Здесь есть вероятность столкнуться с сопротивлением некоторых педагогов.

Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее

внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших

результатов.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный,

поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его

симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит.

Поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и

обвинении.

Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые

профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его

возникновение.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении

обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-

педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это

связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро

устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения

устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада

компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае

означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в

результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и

новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны

использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на

работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители

могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело

стало более значимым для исполнителей.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является

саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог

сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой,

которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько

альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии

повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его

к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации

оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как

познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и

действиями. Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная

себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более

эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня,

целого учебного года.

В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с

детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-

волевой регуляции. Поэтому важным является обучение педагогов приемам

аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему

упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он

основан на сознательном применении человеком различных средств

психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с

целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга

позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие,

что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Для профилактики и преодоления симптомов «эмоционального выгорания»

широко используется психокоррекция как совокупность психологических

приемов применяемых психологом для оказания психологического

воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа

проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям;

для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для

предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается

человек.

Помимо специальных упражнений и занятий, представляется важным

научить педагогов разделять профессиональную деятельность и частную

жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними

начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для

психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо

ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им

распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся

следствием «выгорания», могут быть облегчены “снижением рутинности”,

когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью

несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать

думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть

физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы

поразмышлять, или просто горячая ванна. Можно предложить педагогам

несколько рекомендаций по этому поводу. Существует еще несколько

рекомендаций для профилактики и устранения "выгорания"

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только

обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек

находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень

самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить

цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся

ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот

процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились

своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если

вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь

найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического

благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других

нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время

праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все

ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов

круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими

психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные

акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует

снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение

реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и

личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для

работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению

"выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые

обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить

положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство

тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет

сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла

нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с

коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к

"выгоранию".

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом

существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на

организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную

форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.

Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно

влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома

"выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь

сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться

устойчивым и психически.

Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома

эмоционального выгорания, перспективным является использование

личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью

уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома

эмоционального выгорания. Личностно-ориентированные методики должны

быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие

необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном

случае будут способствовать повышению психологической компетентности

педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои

негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно

включать приемы сказкотерапии, мандалотерапии, рисование и другие виды

творчества.

Выводы

1. Профессиональная деятельность работников сферы образования несет

потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания

(более 70% респондентов имеют различной степени выраженности признаки

синдрома выгорания).

2. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности,

робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма,

импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля

имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания.

3. Психопатологические структуры синдрома эмоционального выгорания у

работников сферы образования во многом основываются на личностной

тревожности.

4. Наиболее тесная связь определяется между личностными чертами

и тревожно-депрессивным компонентом выгорания, психосоматическими

и психовегетативными нарушениями.

5. Малой выраженности синдрома эмоционального выгорания сопутствует

отчетливо выраженный характерологический стержень.

6. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано со снижением

показателей психической адаптации.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.—

СПб.: Питер, 2001

2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические

исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.

3. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские

новости. 2002. №7

4. Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель

профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники