Автор: Иванова Марина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МаДОУ детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: п. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: Мастер–класс для педагогов
Тема: "Развитие музыкально–творческих способностей детей 5–7 лет средствами театрального искусства"
Раздел: дошкольное образование
Развитие музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет
средствами театрального искусства
Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами
развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста средствами театрального искусства.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии
музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов,
присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с
детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих
способностей.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении
заданий мастер-класса.
Введение в проблему
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо
использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного
развития ребёнка. Сфера искусства рассматривается как пространство,
способствующее формированию социально-эстетической активности
личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы
дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и
самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени
способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования
и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как
мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития
художественно-творческих способностей детей. Искусство театра
представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи,
риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства
выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым,
создает условия для воспитания целостной творческой личности,
способствует осуществлению цели современного образования.
Что же такое музыкально-творческие способности?
Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства
человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение,
обучаемость в области музыки.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека,
которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной
деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека
находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
На столе лежат полоски бумаги с разными утверждениями. Ваша задача
выбрать фразы, соответствующие понятию, выведенному на экран.
Творчество – это…
1.Высшее проявление активности человеческой деятельности.
2.Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
3.Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно
значимых ценностей.
4.Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет
преобразования прошлого опыта.
Музыкальные способности – это…
1.Компонент музыкальной одаренности.
2.Музыкальные ощущения и восприятия.
3.Музыкально-слуховые представления.
4.Способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными
картинами.
Театр– это…
1.Мир идей и творческих образов.
2.Зрелище.
3.Сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед
публикой.
4.Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается
средствами сценического представления.
Педагоги работают в подгруппах, озвучивая свой вариант ответа.
Я не буду сейчас перечислять все виды театров, с которыми знакомим детей-
дошкольников. Остановимся на том, что любое театрализованное
представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-
драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды,
безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности
дошкольников.
Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать
стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять
темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т.д. Для этого
есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики,
артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на
развитие мимики, пантомимики.
1.Упражнения на снятие зажима, быстрая подготовка голоса.
Зевок. Чем он слаще, тем больше расслабление мышц Затем с голосом (5-6-
раз)
• Озвучить выдох тихо и спокойно («природный тон»), будто бы стон.
«Два берега»
Встать парами напротив друг друга, Один держит в руках мяч. Вас разделяет
река. Бросаем мяч через реку и кричим: «Би! Бэ! Бо! Ба! Бу!»
2.Речевые игры на голосовые характеристики.
•«Винни Пух и Пятачок» (песенка Вини Пуха)
Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в
гости к Кролику и там наелись.
Пятачок вошёл и вышел (звук одинаково лёгкий) – а-а
Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (звучит по-разному, легко и тяжело) – а-А
•«В цирке» - выпрыгивая вперёд, размахивая руками, выкрикиваем «Але-
хоп»
•«Слоник»
Нужно произнести текст:
Слоник по двору ходил,
Слоник хоботом водил.
Я за слоником пойду,
Голос в хоботе найду.
Текст произнести 2 раза ( грустный слоник в нос, с покачиванием головы в
стороны, весёлый слоник высоким голосом, в конце произнести звуки на
повышение интонации: "А – аО- аУУУ" ).
•«У кого что внутри»
У одуванчиков белых – взлеталка (сдувают пух с ладони)
У моторчиков – рычалка (трр., крутить кулачки)
У часиков – спешилка - (тик-так, пальчиками ход стрелок)
У девочек – смешилка - (ха-ха, похлопывание по животику)
У мышки – пищалка - (пи-пи)
У лошади – ржалка - (иго-го., руки вперед, ножкой изображать лошадку)
У ветра – задувалка - (дуют., руками и телом изображая ветер, разной силы)
У каблучков – стучалка - (цокаем язычком)
У носа – сопелка - (дышать носом, то быстро, то медленно)
У ежика – пыхтелка - (пых-пых., проговариваем быстро)
У телефона – звонилка - (дзинь)
У солнышка – светилка - (раскрываем руки вверх)
3.Артикуляционная гимнастика.
•«Зевающая пантера»
Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау,
вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть.и широко
открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
Чтобы быть естественным в том или ином образе, нужно уметь владеть не
только голосом, но и телом. И здесь тоже на помощь приходят упражнения.
4.Логоритмические упражнения, игры.
• Игра «Повар Булочка»!
Задача: исполнять на мотив знакомой песни В.Шаинского «Улыбка» с
ускорением, при этом чётко проговаривая слова, пропевая мелодию и
выполняя движения
Мы поставим в печь пирог и достанем из печи
протянули руки вперёд от груди и вернули их обратно)
Из трубы идет дымок, такой приятный.
(Изображаем волну поднимающуюся вверх, качаем головой.)
Там за лесом, у реки, повар Булочка живет
(Показываем силуэт пекаря, движение – вдоль, река – руками волну)
По утрам печет пирог он ароматный.
(Печём пирожки, вкусный – рука направо, ароматный – рука налево)
Можно изобразить медленно, быстро, печь большие пирожки и маленькие.
5.Мимические упражнения. (у каждого в руках маленькое зеркальце)
• Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький.
• Огородное пугало.
Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало,
чтобы все птицы вас испугались
• «Медведь в берлоге».
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как
медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что
пришла весна.
Овощи (2 команды)
• «Толстячки-худышки»
Педагоги распределяются по двум группам. М.Р. считалкой определяет, кто
овощи- худышки, кто овощи-толстячки.
Считалка:
«Перец перцу говорит:
- У тебя прекрасный вид!
Ты большой и гладкий!
- Потому что сладкий!
Если был бы горький, злой,
То не вырос бы такой!»
Встретились толстяки и худышки.
Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые! "
Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые! "
Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые! "
Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно
сердитые! "
Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!"
Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо! "
Худышки втягивают щеки, толстяки надувают. Смотрят друг на друга.
Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.
Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.
Округляют губы, как при произнесении звука "о", поднимают брови.
Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.
Морщат нос и произносят шепотом "фу".
Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом
"пФ".
6.Пантомима.
• Упражнение на внимание(под минусовку песни Рыбникова «Дорожная»
из к/ф «Красная Шапочка»)
Бежим – лёгкий бег на месте,
Бревно – перепрыгнули,
Камень слева, камень справа – отклониться.
Педагоги бегут на месте, ведущий даёт команды.
•Этюды:
- Уронили камешек – ищем
- Потерялся братик или сестричка в большом магазине – ищем – нашли –
увидели!
- Поднимаем голову к небу, находим свою любимую звёздочку, любуемся.
- Идём по очень горячему песку.
- Бежим к речке.
- Ходим по тёпленькой водичке.
Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль – это
правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы
или ребёнок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети
знают, что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно
сыгранная роль.
Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать
музыку, её эмоциональное содержание. А уже исходя из этого, затронув душу,
мы потом переходим к уточнению технической части – средства
выразительности, темп, ритм, регистр и т.д.
- Сколько ребёнку нужно времени, чтобы начать играть? Осмотреться, найти
предмет (чем играть) и найти с кем играть (друга, партнёра).
- Почему в театре без партнёра хуже?
(Ответы – Скучнее будет спектакль, если его в одиночку играть)
- Что нужно сделать, чтобы партнёру рядом было удобно? (Ответы – Чтобы
было легко и хорошо, нужно слушать друг друга, помогать на сцене,
поддерживать)
7. Коммуникативные упражнения, игры, танцы.
•Игра «Зеркало»
Встаём парами. Один – «зеркало», другой – «отражение» . «Зеркалу»
необходимо движения показывать медленно, чтобы «человек» мог их
предугадать и синхронно повторять.
Рефлексия (самоанализ)
В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития
способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были
использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий
потенциал взрослого человека. Известно, что заинтересовать детей чем-либо,
взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое
отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже
признает музыкальные ценности.
"Чтобы быть выразительным - надо быть заразительным!"
Тренинг «Навык уверенного поведения»
1.Голос на тон выше.
2.Осанка – расправить плечи и посмотреть на проблему свысока.
3.Произносим: «Я люблю свою профессию. Я люблю детей. Я – творческая
личность. Я несу добро и радость. У меня всё получится!»
И в заключении хотелось бы узнать ваше мне по поводу услышанного
сегодня. Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно
превратить либо в грустную, либо в весёлую.
Театральные маски:
- грустная - если всё трудно и сложно
- весёлая - если чувствуете в себе потенциал творчества, и желание
воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание.
Мастер - класс по теме
«Развитие музыкально-творческих способностей детей
5-7 лет средствами театрального искусства»
Подготовила:
музыкальный руководитель
МАДОУ д/с «Дюймовочка»
Иванова М. Н.
2019г.