Напоминание

"Развитие музыкально–творческих способностей детей 5–7 лет средствами театрального искусства"


Автор: Иванова Марина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МаДОУ детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: п. Демянск, Новгородская область
Наименование материала: Мастер–класс для педагогов
Тема: "Развитие музыкально–творческих способностей детей 5–7 лет средствами театрального искусства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет

средствами театрального искусства

Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами

развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста средствами театрального искусства.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии

музыкально-творческих способностей старших дошкольников.

-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов,

присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с

детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкально-творческих

способностей.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении

заданий мастер-класса.

Введение в проблему

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо

использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного

развития ребёнка. Сфера искусства рассматривается как пространство,

способствующее формированию социально-эстетической активности

личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы

дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и

самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени

способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования

и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как

мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития

художественно-творческих способностей детей. Искусство театра

представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи,

риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства

выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым,

создает условия для воспитания целостной творческой личности,

способствует осуществлению цели современного образования.

Что же такое музыкально-творческие способности?

Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства

человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение,

обучаемость в области музыки.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека,

которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной

деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека

находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.

На столе лежат полоски бумаги с разными утверждениями. Ваша задача

выбрать фразы, соответствующие понятию, выведенному на экран.

Творчество – это…

1.Высшее проявление активности человеческой деятельности.

2.Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.

3.Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно

значимых ценностей.

4.Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет

преобразования прошлого опыта.

Музыкальные способности – это…

1.Компонент музыкальной одаренности.

2.Музыкальные ощущения и восприятия.

3.Музыкально-слуховые представления.

4.Способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными

картинами.

Театр– это…

1.Мир идей и творческих образов.

2.Зрелище.

3.Сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед

публикой.

4.Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается

средствами сценического представления.

Педагоги работают в подгруппах, озвучивая свой вариант ответа.

Я не буду сейчас перечислять все виды театров, с которыми знакомим детей-

дошкольников. Остановимся на том, что любое театрализованное

представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-

драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды,

безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности

дошкольников.

Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать

стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять

темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т.д. Для этого

есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики,

артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на

развитие мимики, пантомимики.

1.Упражнения на снятие зажима, быстрая подготовка голоса.

Зевок. Чем он слаще, тем больше расслабление мышц Затем с голосом (5-6-

раз)

• Озвучить выдох тихо и спокойно («природный тон»), будто бы стон.

«Два берега»

Встать парами напротив друг друга, Один держит в руках мяч. Вас разделяет

река. Бросаем мяч через реку и кричим: «Би! Бэ! Бо! Ба! Бу!»

2.Речевые игры на голосовые характеристики.

•«Винни Пух и Пятачок» (песенка Вини Пуха)

Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в

гости к Кролику и там наелись.

Пятачок вошёл и вышел (звук одинаково лёгкий) – а-а

Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (звучит по-разному, легко и тяжело) – а-А

•«В цирке» - выпрыгивая вперёд, размахивая руками, выкрикиваем «Але-

хоп»

•«Слоник»

Нужно произнести текст:

Слоник по двору ходил,

Слоник хоботом водил.

Я за слоником пойду,

Голос в хоботе найду.

Текст произнести 2 раза ( грустный слоник в нос, с покачиванием головы в

стороны, весёлый слоник высоким голосом, в конце произнести звуки на

повышение интонации: "А – аО- аУУУ" ).

•«У кого что внутри»

У одуванчиков белых – взлеталка (сдувают пух с ладони)

У моторчиков – рычалка (трр., крутить кулачки)

У часиков – спешилка - (тик-так, пальчиками ход стрелок)

У девочек – смешилка - (ха-ха, похлопывание по животику)

У мышки – пищалка - (пи-пи)

У лошади – ржалка - (иго-го., руки вперед, ножкой изображать лошадку)

У ветра – задувалка - (дуют., руками и телом изображая ветер, разной силы)

У каблучков – стучалка - (цокаем язычком)

У носа – сопелка - (дышать носом, то быстро, то медленно)

У ежика – пыхтелка - (пых-пых., проговариваем быстро)

У телефона – звонилка - (дзинь)

У солнышка – светилка - (раскрываем руки вверх)

3.Артикуляционная гимнастика.

•«Зевающая пантера»

Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау,

вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть.и широко

открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

Чтобы быть естественным в том или ином образе, нужно уметь владеть не

только голосом, но и телом. И здесь тоже на помощь приходят упражнения.

4.Логоритмические упражнения, игры.

• Игра «Повар Булочка»!

Задача: исполнять на мотив знакомой песни В.Шаинского «Улыбка» с

ускорением, при этом чётко проговаривая слова, пропевая мелодию и

выполняя движения

Мы поставим в печь пирог и достанем из печи

протянули руки вперёд от груди и вернули их обратно)

Из трубы идет дымок, такой приятный.

(Изображаем волну поднимающуюся вверх, качаем головой.)

Там за лесом, у реки, повар Булочка живет

(Показываем силуэт пекаря, движение – вдоль, река – руками волну)

По утрам печет пирог он ароматный.

(Печём пирожки, вкусный – рука направо, ароматный – рука налево)

Можно изобразить медленно, быстро, печь большие пирожки и маленькие.

5.Мимические упражнения. (у каждого в руках маленькое зеркальце)

• Чистим и едим лук.

От лука слезятся глаза. Он горький.

• Огородное пугало.

Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало,

чтобы все птицы вас испугались

«Медведь в берлоге».

Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как

медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что

пришла весна.

Овощи (2 команды)

• «Толстячки-худышки»

Педагоги распределяются по двум группам. М.Р. считалкой определяет, кто

овощи- худышки, кто овощи-толстячки.

Считалка:

«Перец перцу говорит:

- У тебя прекрасный вид!

Ты большой и гладкий!

- Потому что сладкий!

Если был бы горький, злой,

То не вырос бы такой!»

Встретились толстяки и худышки.

Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые! "

Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые! "

Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые! "

Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно

сердитые! "

Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!"

Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо! "

Худышки втягивают щеки, толстяки надувают. Смотрят друг на друга.

Смотрят подняв брови и широко открыв глаза.

Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.

Округляют губы, как при произнесении звука "о", поднимают брови.

Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.

Морщат нос и произносят шепотом "фу".

Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом

"пФ".

6.Пантомима.

Упражнение на внимание(под минусовку песни Рыбникова «Дорожная»

из к/ф «Красная Шапочка»)

Бежим – лёгкий бег на месте,

Бревно – перепрыгнули,

Камень слева, камень справа – отклониться.

Педагоги бегут на месте, ведущий даёт команды.

•Этюды:

- Уронили камешек – ищем

- Потерялся братик или сестричка в большом магазине – ищем – нашли –

увидели!

- Поднимаем голову к небу, находим свою любимую звёздочку, любуемся.

- Идём по очень горячему песку.

- Бежим к речке.

- Ходим по тёпленькой водичке.

Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль – это

правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы

или ребёнок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети

знают, что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно

сыгранная роль.

Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать

музыку, её эмоциональное содержание. А уже исходя из этого, затронув душу,

мы потом переходим к уточнению технической части – средства

выразительности, темп, ритм, регистр и т.д.

- Сколько ребёнку нужно времени, чтобы начать играть? Осмотреться, найти

предмет (чем играть) и найти с кем играть (друга, партнёра).

- Почему в театре без партнёра хуже?

(Ответы – Скучнее будет спектакль, если его в одиночку играть)

- Что нужно сделать, чтобы партнёру рядом было удобно? (Ответы – Чтобы

было легко и хорошо, нужно слушать друг друга, помогать на сцене,

поддерживать)

7. Коммуникативные упражнения, игры, танцы.

Игра «Зеркало»

Встаём парами. Один – «зеркало», другой – «отражение» . «Зеркалу»

необходимо движения показывать медленно, чтобы «человек» мог их

предугадать и синхронно повторять.

Рефлексия (самоанализ)

В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития

способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были

использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий

потенциал взрослого человека. Известно, что заинтересовать детей чем-либо,

взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое

отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже

признает музыкальные ценности.

"Чтобы быть выразительным - надо быть заразительным!"

Тренинг «Навык уверенного поведения»

1.Голос на тон выше.

2.Осанка – расправить плечи и посмотреть на проблему свысока.

3.Произносим: «Я люблю свою профессию. Я люблю детей. Я – творческая

личность. Я несу добро и радость. У меня всё получится!»

И в заключении хотелось бы узнать ваше мне по поводу услышанного

сегодня. Предлагаю вам шаблоны театральных масок, которые нужно

превратить либо в грустную, либо в весёлую.

Театральные маски:

- грустная - если всё трудно и сложно

- весёлая - если чувствуете в себе потенциал творчества, и желание

воплощать задуманное в своей профессиональной деятельности.

Спасибо за внимание.

Мастер - класс по теме

«Развитие музыкально-творческих способностей детей

5-7 лет средствами театрального искусства»

Подготовила:

музыкальный руководитель

МАДОУ д/с «Дюймовочка»

Иванова М. Н.

2019г.



В раздел образования