Автор: Вторникова Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №138
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Роль детского экспериментирования в
развитии познавательной активности
дошкольника.
Дети - прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о
своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,
постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать
истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает
обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы
самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами
смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им
возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование
познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда
главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной
ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и
практическими умениями к другому, более высокому.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из
фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так
и психического развития детей дошкольного возраста.
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-
следственных связей происходят успешнее в процессе экспериментирования.
Н.Н. Поддьяков доказал, лишение возможности экспериментировать,
постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и
дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям,
которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на
интеллектуальном и творческом развитии ребенка, на его способности к
обучению. Именно экспериментирование, так же как и игровая
деятельность, является у маленьких детей ведущим видом
деятельности. В ходе экспериментирования ребенок начинает различать
предметы по цвету, форме, назначению – происходит внешнее действие с
предметами. С самого рождения детей окружают различные явления неживой
природы: солнце, звездное небо, ветер, хруст снега под ногами. Дети с
интересом собирают камни, ракушки, играют с водой, песком; предметы и
явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются
объектами наблюдения и игры. Исследовательская, поисковая активность –
естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего
мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с различными
предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды.
Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной
организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-
практической деятельности и познания, «активными делателями», это
источник осознанной, целенаправленной активности.
Экспериментирование способствует формированию у детей
познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную
деятельность. По мнению Н.Н. Поддьякова, в экспериментальной
деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы и явления с целью более полного их познания.
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные
возможности для систематического развития умственных способностей. В
ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок
разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод,
умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином
законе или явлении. Умозаключения детей основываются на собственном
практическом опыте, а не на словесной информации, поступающей от
взрослого.
Задача педагогов – помочь детям в проведении исследований, сделать
их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его
изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного
продукта до логического завершения – представление результатов,
полученных в исследовании. Для того чтобы превращения в окружающем
мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию
его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения опыта
или эксперимента оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно,
чтобы ребенок не только сам совершил конкретные действия с объектом, но и
решил задачу, обнаружив существенные отношения.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – это
опыты. Они проводятся как в организованной образовательной
деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с
воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы,
которое производится в специально организованных условиях.
Познавательная задача опыта (эксперимента) должна быть четко
сформулирована.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах
наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать,
сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных
связей. И что самое главное, в процессе проведения опытов задействован
каждый ребенок.
Не менее важным моментом является эмоциональное проживание
детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование
представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего
мира. Детская эмоция, как показано в работах А.В.Запорожца и Я.З.
Неверович, решает не только экспрессивную задачу, но и раскрывает смысл
происходящего для ребенка.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в
ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую
информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали
маленькие открытия. При организации самостоятельной экспериментальной
деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, педагог должен стать
реальным участником совместного поиска, включиться в реальный,
фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели, задач
эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа
действия – три составляющие личностно-развивающего обучения. Именно
такое познание способствует обретению ребенком творческо-
парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к
нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами –
позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее
разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в
сознании ребенка, а, соответственно и стратегия его поведения во
взаимоотношениях с людьми и объектами.
Чтобы обучение было интересным и увлекательным для детей, необходимо
создать определенные условия.
Условия развития интереса.
Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:
Создание благоприятных условий, способствующих возникновению
потребности в данной деятельности у детей;
Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы
познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том,
к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод
смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально
действующие;
Организация систематической поисковой деятельности, в недрах
которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление
познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с
выполнением данной деятельности;
Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы
возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые
становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Условия организации развития интереса ребенка заключены в следующем:
повертеть в руках и «вывести закон»;
опора на предыдущий опыт ребёнка;
интегрированное обучение;
работа в малых группах;
активные формы обучения;
поддержка положительных эмоций;
развитие интеллекта;
предоставление возможности порадоваться открытию.
Роль взрослого в этом процессе - стимулировать интерес ребенка к
предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в
процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
При правильном педагогическом подходе интересы ребенка имеют
неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет
исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым
становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире
связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами,
основными потребностями личности, чем шире связь идущей от
деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее
непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится
интерес, тем он более устойчив.
Организация развивающего пространства.
Для осуществления экспериментальной деятельности необходим центр
активности, в котором было бы собрано множество материалов для детей с
целью их исследования.
В процессе экспериментальных действий дети преобразуют объекты с целью
выявить скрытые и существенные связи с явлениями природы. В среде, в
которой педагоги помогают детям размышлять над своими действиями и
только способствуют их обучению в избранной области, и не руководят этим
обучением, дети быстрее начинают демонстрировать позитивное поведение.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявления творчества, так как
представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того,
дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской
активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой
им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа
активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей
от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем
становятся достоянием самого ребёнка.
Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух
взаимосвязанных и, вместе с тем, принципиально различных линий
психического развития дошкольника:
развитие личности и психического развития;
интересные материалы для работы и игры, чтобы подтолкнуть детей к
постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать
поиск ответов на эти вопросы.
Организация экспериментальной деятельности.
В ходе работы нужно выделить для себя основные правила организации
экспериментальной деятельности:
1. Осуществлять творческий подход к работе.
2. Избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно.
3. Не делать за детей то, что они могут сделать или могут научиться делать
самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний:
прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
формировать навыки самостоятельного решения проблем;
обучать анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.
Столкнувшись с новым видом материалов, дети обычно проходят три
предсказуемые стадии:
1) Стадия экспериментирования, продолжительность которой зависит от
возраста, способности и предыдущего опыта детей.
2) Введение новых слов необходимого словаря, связанного с новыми
материалами. Словарь лучше вводить в то время, пока новые материалы
актуально используются. В ходе беседы задают вопросы: «Что ты можешь
сказать об этом?», «какие варианты тут можно ещё попробовать?» и т.п. Затем
внимательно выслушивают предлагаемые детьми творческие соображения,
помогают с помощью новых слов высказать рассуждения, описать
материалы. Предлагают родителям почитать детям литературу по теме.
Обозначение проблемы — обычно это вопрос, который возникает во время
обсуждения. Здесь задача состоит в том, чтобы мотивировать ребёнка к
рассуждению, нахождению решений и ответов.
Заключение.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью,
которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям
жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность
переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности
к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях,
направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С
ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше
тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности
развиваются и формируются познавательные интересы.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их
приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным
фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное
стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не
терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись
довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его
важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития,
настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру,
проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать
любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития неистощимой деятельности, направленной на познание
окружающего мира. В развитии познавательного интереса ведущей ролью
является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее
экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная
деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ
цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и
характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он
уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия,
входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и
носят пробный характер.
Организация экспериментальной деятельности — это мощный стимул в
развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.