Напоминание

Влияние народного декоративно – прикладного искусства на духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Воробьева Людмила Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 24
Населённый пункт: МО, г. Балашиха
Наименование материала: доклад
Тема: Влияние народного декоративно – прикладного искусства на духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние народного декоративно-прикладного

искусства на духовно-нравственное

воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила: Воробьева Л.А.

воспитатель

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное

воспитание

детей

дошкольного

возраста.

Захарченко

Л.Д.,

педагог

дополнительного

образования Детский рисунок, процесс рисования это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. В.А. Сухомлинский В

начале

нового

тысячелетия

в

истории

России

наступает

эпоха

формирования

нового

человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно

русской ментальности. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным

обществом,является

его

духовное,

нравственное

возрождение,

которое

невозможно

осуществить,

не

усваивая

культурно-исторический

опытнарода,

создаваемый

веками

громадным

количеством

поколений

и

закрепленный

в

произведениях

народного

творчества. По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного

творчества Н.П. Сакулиной, В.А. Флериной, А.П. Усовой и др., ознакомление детей с

произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких

представлений

о

Родине,

о

ее

культуре,

способствует

воспитанию

патриотических

и

интернациональных

чувств,

приобщает

к

миру

прекрасного.

Обращение

ребенка

к

национальной

культуре

носит

воспитательный

характер:

развивает

творческие

способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к

эстетическим взглядам народа. Программой дошкольного образования «От рождения до

школы»

под

редакцией

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой

предусматривается

воспитание

детей

в

процессе

знакомства

с

различными

видами

искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному,

обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств. Эстетические чувства,

восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но

и

организуют,

направляют

его

поведение

и

поступки.

Дополнительно

к

основной

общеобразовательной программе дошкольного образования в своей работе мы используем

программу

А.В.

Пересыпкиной

«Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

на

традициях

отечественной

культуры».

Известно,

что

русское

народное

искусство,

являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных

традиций.

3 Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие

примеры

духовности,

нравственности

и

патриотизма.

С

давних

пор

дошкольная

педагогика

признает

огромное

воспитательное

значение

народного

искусства.

Через

близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других

народов,

получить

первоначальное

эстетическое

воспитание.

Знакомство

детей

с

различными

видами

народного

декоративно-прикладного

искусства

на

занятиях

по

декоративному

рисованию

поможет

научить

их

воспринимать

прекрасное

и

доброе,

познакомит

с

народными

традициями,

заложит

основы

духовно-нравственного

воспитания. Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться

в ходе приобщения ребенка к национальной культуре, в частности через знакомство с

произведениями русского народного творчества, а именно с росписью по дереву, глине,

металлу. Роспись является едва ли не одним из древних видов искусства. Человек издавна

старался украсить свое жилище, и делал он это с помощью материала, который находился

с ним рядом, т.е. под руками: дерево, глина и т.д. Ознакомление с русскими народными

росписями происходит в процессе организованной образовательной деятельности в ДОУ.

Для

этого

в

изостудии

подобран

необходимый

методический

материал,

наглядные

пособия, предметы декоративно-прикладного искусства. Занятия в изостудии прививают

воспитанникам любовь к культуре, стремление уважать и сохранять наследие предков,

дают им представление о многогранности и безграничном разнообразииокружающего

мира,

учат

быть

любознательными,наблюдательными.

Знакомство

с

народными

игрушками: дымковской, богородской, матрешкой начинается с первой младшей группы.

Мир дымковской игрушки это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по

пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы

детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.изделия эти поднимают настроение,

раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они

наивны, но выразительны.именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на

развитие чувств, ума и характера ребенка. Во второй младшей группе продолжается

приобщение

детей

к

декоративной

деятельности:

украшению

дымковскими

узорами

вырезанных силуэтов игрушек (уточка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко,

рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры

рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом так рисуют народные

мастера. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки дает

возможность детям почувствовать себя в роли художникадекоратора, отразить в своей

работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

4 Со средней группы формируется умение создавать декоративные композиции по

мотивам дымковских, филимоновских узоров. Дымковские и филимоновские изделия

используются для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов

для создания узоров в стиле этих росписей. Для росписи используются силуэты игрушек,

вырезанные

из

бумаги.в

этом

возрасте

происходит

знакомство

детей

с

городецкими

узорами. Городецкие деревянные изделия разнообразны: это декоративные панно, ларцы,

шкатулки,

игрушки,

детская

мебель.

Выразительность

формы,

яркие,

живые

краски

придают предметам оригинальность и свежесть. У детей развивают умение выделять

элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета,

используемые в росписи. В старшей группе продолжается знакомство детей с изделиями

народных промыслов,закрепляются и углубляются знания о дымковской, филимоновской

игрушках

и

их

росписи.

Происходит

включение

городецкой

и

полхов-майданской,

гжельской росписи в творческую работу детей.гжельские изделия всегда легко отличить:

они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками.дети

создают узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и

др.). В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества

детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых

(городецкая, гжельская, жостовская, мезенская, хохломская роспись и др.). Формируется

умение

выделять

и

передавать

цветовую

гамму

народного

декоративного

искусства

определенного вида. Закрепляется умение создавать композиции на листах бумаги разной

формы, силуэтах предметов и игрушек. А так же умение при составлении декоративной

композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные

для

него

элементы

узора

и

цветовую

гамму.

Детей

знакомят

с

хохломской

росписью.удивительные узоры «золотой» хохломской росписи, вобравшие в себя всю

красу

земли

русской,

дают

необходимый

эмоциональный

настрой

для

творческой

активности

детей.

Глядя

на

узоры

хохломских

трав,

цветов,

ягод,

находя

элементы

хохломской росписи в окружающей природе, дети учатся чувствовать родную русскую

природу,

у

них

возникает

желание

превратить

простую

травинку

в

диковинный

затейливый узор с цветами и ягодами. Сначала мы знакомим детей с элементами русской

народной росписи, учим их рисовать. Затем учим детей составлять из этих элементов

узоры на бумаге разной формы круглой, квадратной, прямоугольной, а так же на силуэтах,

изображающих предметы быта (ковш, чашка, ложка, блюдо и т.п.) и одежды (рубаха,

платье, сарафан). Следует подчеркнуть, что обучению детей рисовать элементы русской

народной

росписи

предшествует

ознакомление

с

определенным

видом

народного

декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их

одновременно знакомим с характерными признаками этого вида материалом, из которого

5 изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой

целью

в

ДОУ

устраиваются

выставки

образцов

данного

промысла,

просматривается

иллюстративный материал. Знакомство с промыслами и обучение росписи предметов

проходит

поэтапно:

-Перед

началом

работы

нужно

изучить

материалы,

касающиеся

истории росписи, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с

тем или иным промыслом. -Практический материал можно сделать самостоятельно. Это

расписанные плоскостные и объемные изделия, а самое главное - нарисовать основные

элементы

росписи

в

порядке

их

усложнения.

-Детям

нужно

рассказать,

что

самый

сложный узор состоит из простейших элементов. -Показать, как нарисовать несложный

узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить

элементы росписи. -Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко,

эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников

интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным. Главными для

осуществления

данного

знакомства

являются

задачи:

1.

Формирование

у

детей

эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного

искусства. 2. Формирование обобщенных знаний и умений: - умение различать стили

наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской,

жостовской и др.; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. 3.

Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. В ДОУ в

системе

осуществляется

работа

по

ознакомлению

детей

с

декоративно-прикладным

искусством - филимоновская и дымковская игрушка, хохлома, гжель и другие. Дети

владеют навыками работы с разнообразными изобразительными материалами - акварелью,

гуашью и акварельными карандашами. На занятиях и вне занятий часто используются

нетрадиционные

техники

рисования.

Дети

хорошо

знают

особенности

образования

цветовых оттенков путем смешивания красок. Кисть, карандаш в детских руках становятся

средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире. Лучшие

детские работы отбираются на постоянно действующую выставку. Регулярно размещается

информационный материал в родительских уголках по изобразительной деятельности, а

так же на сайте детского сада: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании»,

«Совместное рисование взрослого и ребенка», «Художественно-эстетическое воспитание

детей в семье», «Знакомство детей с народными промыслами». Работа осуществляется в

тесном контакте с педагогами ДОУ. Воспитанники детского сада принимали активное

участие в областном Пасхальном конкурсе-фестивале детского творчества, цель которого-

создание

6 благоприятных условий для духовно-нравственного развития детей, формирование

у

них

любви

к

Родине,

родному

краю,

интереса

к

истории

православной

культуры.

Ознакомление

с

декоративно-прикладным

искусством

оказывает

большое

влияние

на

дошкольников:

способствует

формированию

глубокого

интереса

к

различным

видам

искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает

чувство любви к родному краю. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое

и динамичное по рисунку, реалистичное в образах,пленяет и очаровывает детей, отвечает

их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают

нравы и обычаи своего народа. Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки

способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие

ручейки,

которые

питают

источник

творческой

мысли.

Чем

больше

уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем

глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь

ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Народное искусство великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы

понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в

наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку

добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и

отзывчивым

сердцем.

Именно

поэтому,

мы

думаем,

родная

культура

должна

стать

неотъемлемой

частью

души

ребенка,

началом,

порождающим

личность.

Уважение

к

искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы

доски,

мисочки,

ложки

похожих

не

найдешь

нигде

стали

любимыми

подарками,

сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на красивые узоры, еще раз

убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима

детям.



В раздел образования